Статья "Интерактивные плакаты с игровыми технологиями на уроках русского языка"
статья
Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 217.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные плакаты с игровыми технологиями
на уроках русского языка в начальной школе
Каменева Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 1» города Валуйки Белгородской области
В нашу повседневную жизнь уже прочно и навсегда вошли компьютерные технологии. И это вполне оправдано, ведь XXI век – век информационных технологий. Задачей любого педагога становится поиск новых методов, приемов, средств, которые помогли бы обучающимся осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности немалый объем информации. Основные методические инновации связаны с применением интерактивных методов обучения. Они все больше завоевывают сферу образования: учебные плакаты стали интерактивными и представляют более широкие возможности для организации учебного процесса.
Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, имеющее интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему. Интерактивные электронные плакаты являются современным многофункциональным средством обучения и предоставляют более широкие возможности для организации учебного процесса. Это своего рода укрупнённая дидактическая единица, многомерный инструмент, где обеспечивается многоуровневая работа с определённым объёмом информации на всех этапах: изучение нового материала, закрепление, систематизация и обобщение, контроль за качеством усвоения полученных знаний.
Изготавливая интерактивные плакаты, я считаю, что в современном постоянно изменяющемся мире, возможно расширить назначение и функции интерактивного плаката и добавить следующее дополнение для получения нового определения: «интерактивный плакат – это электронное образовательное средство, центральный, основной слайд которого содержит краткую тематическую информацию и средства интерактивного управления, позволяющие переходить к различным фрагментам информации, углубляющим и расширяющим первоначальные сведения с целью изучения нового материала, закрепления, систематизации, обобщения и проверки изученного материала». Плакат имеет интерактивную навигацию, которая позволяет отобразить необходимую информацию: графику, текст, звук. Таким образом, обеспечивается высокий уровень задействования информационных каналов восприятия, наглядности учебного процесса, варьирование уровня погружения в тему. Плакат обладает нелинейной структурой и позволяет отразить имеющиеся взаимосвязи между изучаемыми объектами и процессами, сравнивать, обобщать, сопоставлять их, делать выводы. Интерактивный плакат, который я изготавливаю и использую в учебном процессе, часто содержит игровые технологии, поэтому его использование является результативным.
Главные дидактические условия создания интерактивного плаката:
- меньше текста и больше наглядности;
- меньше линейности и больше интерактивности;
- вовлечение учащегося в активную познавательную деятельность;
- дидактическая и информационная законченность.
Таким образом, интерактивный плакат должен обеспечивать максимальное взаимодействие обучаемого с содержанием данного образовательного ресурса на всех этапах усвоения информации и по любым темам на уроках русского языка в начальной школе.
Структура электронного учебного плаката
Электронные учебные плакаты бывают одноуровневыми и многоуровневыми. Многоуровневый плакат представляет собой совокупность плаката первого уровня (меню) и связанных с ним одно - или многоуровневых плакатов. С помощью интерактивных элементов организуется «режим скрытого изображения», когда при нажатии на элемент появляется поясняющий текст. Гиперссылки позволяют переходить на другие слайды.
Все интерактивные плакаты начинаются с приветствия Букваринки – героини русского алфавита, которая знакомит с правилами путешествия по разделам русского языка, помогает повторить сведения об изученном материале. Каждый плакат имеет свою не только грамматическую тематику, но и вовлекает учащихся в определённую сторону их жизни: «Фонетика и графика» - детские игры, «Словообразование» - путешествие по зимним просторам, «Морфология: имя существительное» - ягоды нашей страны и животные, которые ими питаются, «Морфология: имя прилагательное» - полевые и луговые цветы.
Интерактивный плакат в процессе использования должен реализовывать такие возможности, как: неоднократное использование, наличие основного блока информации, работа с которым будет проходит на протяжении изучения темы, наличие дополнительной наглядности в виде разворачивающихся блоков, анимированных вставок, наличие активных областей, реагирующих на наведение курсора или щелчок мыши, присутствие элементов для автоматизации действий с плакатом. Осуществление переходов к различным фрагментам можно реализовать с помощью гиперссылок и триггеров. Для привлечения внимания к объектам плаката использую различные виды анимации, которые могут использоваться отдельно или в сочетании с другими эффектами: эффекты входа, выхода, выделения, перемещения.
Преимуществами интерактивного плаката являются:
- высокая интерактивность – диалог между преподавателем и учащимся посредством данной;
- простота в использовании – интерактивный плакат не требует инсталляций, имеет простой и понятный интерфейс;
- богатый визуальный материал - яркие анимации явлений и процессов, фотографии и иллюстрации, что дает преимущество над другими продуктами и средствами обучения;
- групповой и индивидуальный подход - позволяет организовать работу как со всей группой (использование на интерактивной доске), так и с каждым отдельным учащимся (работа за персональным компьютером);
- учебный материал программ представлен в виде логически завершенных отдельных фрагментов, что позволяет преподавателю конструировать занятия в соответствии со своими задачами;
- игровые технологии способствуют повышению познавательных УУД.
Интерактивный плакат может использоваться в течение нескольких уроков. Дидактически оправдано будет применение такого плаката на обобщающем уроке, когда необходимо обобщение, подведение итогов, провести с учениками операции анализа, синтеза, классификации и т.д.
Использование на уроках интерактивных плакатов дает возможность повысить познавательную активность учеников и эффективность восприятия изучаемого материала Таким образом, в процессе использования интерактивных плакатов, я пришла к выводу, что применение интерактивного плаката на уроках русского языка имеет ряд преимуществ:
- повышается интерес учащихся к обучению;
- обучающий эффект усиливается за счёт мультимедийных элементов;
- более рационально организована работа учителя;
- эстетика и структура урока изменяются в лучшую сторону;
- ученики могут работать в индивидуальном графике и ритме
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии на уроках русского языка
Презентация...
Игровые технологии на уроках русского языка
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными каждый урок. Дидактические игры активизируют мыслительную деятельность ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/16/picture-110519-1492345488.jpg)
Игровые технологии на уроках русского языка для формирования творческого мышления младшего школьника.
Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определённую часть учебного процесса и объединённое общим содержанием, сюжетом, персонажем. Развитие игрового сюжета параллельно осн...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-190632-1517502112.jpg)
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье игры и игровые упражнения классифицируются по школьным разделам языкознания...
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/24/picture-284223-1377330772.jpg)
Использование игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе.
В статье даются рекомендации по использованию игровых технологий на уроках русского языка....
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/21/picture-274146-1377105213.jpg)
Применение игровых технологий на уроках русского языка в начальной школе
Как пробудить интерес у учащихся к учению?Данный материал посвящен урокам с применением игровых технологий, которые способствуют развитию творческого мышления учащихся, создают атмосферу поиска при ре...