Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность
материал

Зотова Светлана Васильевна

Выступление на городском семинаре-практикуме  по теме: «Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx19.93 КБ
Файл seminar.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Выступление на городском семинаре-практикуме «Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность».

Ребенок приходит в школу. И я, как учитель начальных классов, начинаю с ними работать в период проявления и развития их склонностей, способностей, талантов.  Моя первостепенная задача: выявить одаренных детей и способствовать развитию их таланта. Ведь современное общество испытывает потребность в неординарной творческой личности.

Олимпиада – одна из популярных и общепризнанных форм работы с одаренными школьниками.  Имеют  большой охват участников, проводятся на разных уровнях: школьные, районные, городские, областные, международные, всероссийские. В начальной школе это: Кенгуру, Русский медвежонок, КИТ, Колосок, Всероссийские конкурсы исследовательских работ «Шаги в науку» и «Юный исследователь», «Золотое руно», «Заврики»  и множество дистанционных олимпиад.

Олимпиадные задания отличаются повышенным уровнем сложности, требуют нестандартного мышления, высокой степени эрудиции.

В моём арсенале для развития творческих способностей, нестандартного мышления, погруженности в изучаемую тему учащихся особое место занимает  научно-исследовательская и проектная  деятельность.

Данные виды деятельности широко используются в нашем центре образования.

Когда дети приходят в школу, они не знают что такое «проект», «исследовательская деятельность». Они слышат эти слова впервые. И первая моя задача – познакомить их с этими видами деятельности.

Начинаем знакомство:

  1. По определению

Сначала я их знакомлю с понятиями этих незнакомых для них слов.

Проект - это " комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации".

Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению.

Исследование понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование  - поиск истины или неизвестного, а проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи.


2. Определяем цель

Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла.

Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

3.Затем учу выдвигать гипотезы. Если в исследовательской деятельности это обязательное условие, то в проектной ее наличие не обязательно. Например, в творческих, социальных, информационных проектах.

4. По этапам исследования
Основные этапы проектной деятельности:

Первым делом определяем тему проекта, проблему, цель проекта, выбираем название проекта. А исходя из этого рассматриваем возможные варианты исследования, стратегии, способы, сбор и изучение информации, в итоге составляем план и распределяем обязанности (если это групповой проект. Работаем по плану, если нужно вносим изменения. Далее готовим и защищаем презентацию, после чего анализируем и оцениваем качество выполнения проекта.

Этапы  исследования:

Определяем актуальную проблему и выдвигаем гипотезу. Ставим цели и задачи, предмет и объект исследования. Исходя из этого выбираем методы и методики исследования, описываем процесс, обсуждаем результат, делаем выводы и оцениваем полученные результаты.

5.  По продукту

Проект – это замысел, план, творчество по плану.

Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых действий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.

Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.

      Исследовательская деятельность изначально должна быть свободной, не регламентированной какими-либо внешними установками, она более гибкая, в ней значительно больше места для импровизации.

Конечно, выбирая тот или иной вид деятельности нужно ориентироваться на возрастные особенности школьника, его интересы, способности  и создавать условия для их развития.

В моём классе 100% занятость учащихся в проектной деятельности. Анализируя и оценивая проекты детей, я для себя делаю выводы на кого нужно обратить особое внимание и следует готовить к олимпиадам.  Развивая мысль, что через проектную и исследовательскую работу можно повысить олимпиадные успехи, скажу, что учащиеся моего класса, которые принимали участие в проектном конкурсе «Эрудит», также приняли участие в школьных олимпиадах и показали хорошие результаты.

Хочу продемонстрировать видео, на котором ученик моего класса Снегирев Мирослав в рамках реализации своего проекта «Программируемый калькулятор МК 61» на примере старого инженерного калькулятора обучается азам программирования. Так на калькуляторе он программирует игру «Неуловимая подводная лодка» . С помощью проектной деятельности мы выявили склонности ребенка и будем развивать его в этом направлении.

Демонстрация видеофрагмента.

В начальной школе важно увидеть и разглядеть склонности учеников, не дать угаснуть их интересу. Важно помнить, что в начальной школе в проектной и исследовательской деятельности нужно заручиться и поддержкой родителей, объяснить , что их помощь важна и нужна, а бездействие способно погасить стремление и желание ребенка.

Спасибо за внимание! Всем сил и творческого подъема!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие одаренности обучающихся через исследовательскую и проектную деятельность. Подготовила: учитель начальных классов МБОУ ЦО №8 Зотова Светлана Васильевна

Слайд 2

НАШ 2 И КЛАСС

Слайд 3

ОЛИМПИАДЫ, В КОТОРЫХ МЫ ПРИНИМАЕМ УЧАСТИЕ

Слайд 4

Знакомство учащихся с научно-исследовательской деятельностью и проектной деятельностью определение цель наличие гипотезы этапы исследования конечный продукт

Слайд 5

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Проект создает то, чего еще нет, он требует всегда иного качества или показывает путь к его получению. Проектирование - решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Исследование - процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека. Исследование не предполагает создания какого-нибудь заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа.

Слайд 6

2. Цели: Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. Цель проектной деятельности – реализация проектного замысла. Цель исследовательской деятельности - уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Слайд 7

3. Наличие гипотезы: Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). Исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку.

Слайд 8

4. Этапы проектной деятельности : • Определение темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта; • Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей; • Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений; • Подготовка и защита презентации; • Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта. исследования: • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы. • Выдвижение гипотезы. • Постановка цели и конкретных задач исследования. • Определение объекта и предмета исследования. • Выбор методов и методики проведения исследования. • Описание процесса исследования. • Обсуждение результатов исследования. • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

Слайд 9

5. Продукт Проект – это замысел, план, творчество по плану. Проектная деятельность всегда предполагает составление четкого плана проводимых изысканий, требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество. Исследование - это поиск истины, неизвестного, новых знаний. При этом исследователь не всегда знает, что принесет ему сделанное в ходе исследования открытие.

Слайд 10

Выполнил: Снегирёв М.Р., 2И КЛАСС Научный руководитель: ЗОТОВА С.В. Тула, 2019 г. МИКРОКАЛЬКУЛЯТОР «ЭЛЕКТРОНИКА МК-61» Истоки программирования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №8 им. Героя Советского Союза Леонида Павловича Тихмянова »

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности.

Развитие познавательной активности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельности. ...

Инновационный проект «Совместная деятельность учителя и родителей по личностному развитию младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность»

настоящее время вызывает огромный интерес исследовательская и проектная деятельность с учащимися начальной школы, которая предполагает совместную работу учителя и родителей, направленную на личностно...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Организация исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ   «Организация   исследовательской и проектной деятельности младших школьников через работу Научного общества учащихся (НОУ) «Поиск»...

Доклад " «Формирование ключевых образовательных компетенций обучающихся через включение в проектную деятельность»

Доклад содержит  в себе информацию о формировании  ключевых образовательных компетенциях обучающихся через включение их в проектную деятельность....

Система работы по развитию одаренности детей через проектно - исследовательскую деятельность

В данной статье автор знакомит коллег с личным опытом организации проектно -исследовательской младших школьников....

Педагогический проект «ПРОЕКТНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ УУД, СТУПЕНЬ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Как научить ребёнка быть самостоятельным, как сформировать умение сотрудничать, общаться в процессе обучения, коллективно распределять обязанности. Одним словом, как научить ребёнка учиться, чтобы при...

доклад «Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников через исследовательскую и проектную деятельность».

Проектная и исследовательская деятельность прописана в Федеральном государственном образовательном стандарте. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их пр...