Пути повышения эффективности уроков математики
статья по математике (1 класс) по теме

Банникова Нина Валентиновна

Пути повышения эффективности уроков математики в начальной школе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puti_povysheniya_effektivnosti_urokov_matematiki.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

      «Пути повышения эффективности уроков математики»

                 

 

       

     Учёба-труд, и труд нелёгкий. И нет необходимости его облегчать. Дети с раннего возраста должны знать, что добиться чего-либо можно только трудом и что труд- это всегда тяжело. И учитель должен знать, что ему нужно сделать так, чтобы нелёгкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал желание вновь и вновь познавать новое.

   Становление познавательных интересов учащихся происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес  к учению на каждом этапе урока математики, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы. Это и дифференцированный подход к детям и индивидуальная работа на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения и вспомогательный материал к ним. Нужно помнить, что ученик работает с интересом в том случае, если задание которое он выполняет ему по силам. Следовательно, нужно знать индивидуальные особенности детей. Всей своей деятельностью учитель должен создать максимально благоприятные условия для того, чтобы обеспечить наиболее полное развитие способностей каждого ученика, на уроке крайне необходимо вести диалог. Именно, диалог создаёт непринуждённую обстановку на уроке, в которой дети свободно высказываются, принимают активное участие в обсуждении того или иного вопроса, а в случае неправильного ответа получают от учителя помощь и поддержку. Основными способами общения на уроке должны быть: понимание, признание и принятие личности ученика, основанное на способности учитывать точку зрения ребёнка и не игнорировать его чувства и эмоции. Учитель должен смотреть на ученика как на полноправного партнера в условиях сотрудничества. Реализация личностно-ориентированного подхода в обучении математике помогает сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия и критически оценивать их, умение самостоятельно ориентироваться  в решении нестандартных задач, логически мыслить, свободно высказываться. Принимать активное участие в обсуждении.

        Одним из важных способов воспитания трудолюбия, желания и умения хорошо учиться является создание условий, обеспечивающих ребёнку успех в учебной работе, ощущение радости на пути продвижения от незнания к умению. Известный методист ХХ века С.И. Шохор-Троцкий в книге «Чему и как учить на уроках арифметики...» написал, что для « обогащения интеллекта учащихся математическими знаниями необходимо, что бы учащийся испытывал живые эмоции интереса и удовольствия, как по поводу удовлетворения этого интереса, так и по поводу движения работы вперёд и преодоление её трудностей».

     Универсальных приёмов формирования познавательных интересов у младших школьников в практике обучения и воспитания нет. Каждый творчески работающий учитель добивается этого, используя свои приёмы развития познавательных интересов. Именно такая направленность в работе учителя ведёт к повышению эффективности учебной деятельности и урока в частности, несомненно.

   Работая учителем начальных классов, я пришла к выводу, что наиболее эффективными средствами включения ученика в процесс учебной деятельности, в процесс творчества на уроке являются игра. Именно игровая деятельность создаёт положительные эмоциональные ситуации.  Как показывает опыт, сначала детей привлекает само игровое действие. И игра носит собой эмоциональный фон, на котором развивается урок. Используя на уроках учебно-познавательные игры, мы видим, что игра из развлечения превращается в игру-работу.

    Поддерживать интерес учащихся на уроке математики учитель стремится по-разному. Мы используем для этого занимательные задания, загадки, ребусы, красочную наглядность, литературных персонажей и сказочных героев. Но очень важно, чтобы поддерживание постоянного интереса на уроках математики обеспечивалось через содержание и формулировку заданий, форму подачи математического материала.

    Математика имеет неограниченные возможности в развитии интеллекта школьника. Так математические задачи позволяют эффективно развивать различные стороны психической деятельности учащихся: внимание, воображение, фантазию, образное и понятийное мышление, зрительную, слуховую и смысловую память. Для повышения интереса к учебной деятельности и эффективности урока математики особая роль  отводится задачам развивающего характера. Это задачи на соображение, задачи с «изюминкой», задачи на смекалку и др.

    Существуют задачи-ловушки, «обманные» задачи, провоцирующие задачи («Нач.шк.» 39, 2002. стр. 74-77). Существуют такие средства, которые методисты и учителя назвали «завлекалочками». Это задания и формы организации, которые своей внешней привлекательностью незаметно втягивают учащихся в деятельность. Обычно такие задания представляются с помощью ярких картинок, включаются сказочный или занимательный сюжет. Вначале детей привлекает яркая изобразительная или словесная форма. А задача учителя – переключить внимание и интерес детей с формы на математическое содержание заданий. Такого рода средства часто используют учителя в своей работе. Это задачи в рифмованной форме, математическое лото, домино. Например, такое задание. На доске изображены кувшины и цветы. На кувшине –число, на цветке-числовое выражение. Задание: помогите разобраться, какие  цветы нужно «поставить» в каждую вазу. Выбери самый красивый букет, самый «трудный» букет. А вот пример рифмованных задач:

На ветке расселись птицы:

Воробьи, скворцы, синицы.

Три задиры воробья,

И весёлая семья –

стайка дружная скворцов,

Семь заслуженных певцов.

А всего 15 птичек.

Сколько было там синичек?    

         ***

Четыре тёплых варежки

Связала внукам бабушка.

Кто ответит из ребят:

Сколько у неё внучат?

         ***

Бежали по дорожке

Гусь, петух и кошка.

Сколько лапок топало

Той дорожкой по полю?

          ***

Тогда три года было сыну,

Отцу же – больше в 9 раз.

Сейчас – 12 Валентину.

А сколько лет отцу сейчас?

           Так же на уроке можно включать физические упражнения, совмещенные с выполнением учебных заданий. Например, учащиеся выполняют двигательные упражнения и сопровождают их дополнительными действиями: ведут счёт, повторяют таблицу умножения, проговаривают названия чисел натурального ряда, правила, изображать геометрические фигуры. Например, четверо детей берутся за руки и изображают квадрат, круг, овал. Такие упражнения на движение можно включать при изучении задач на движение. Такие упражнения можно включать в физминутки и использовать при этом наглядные пособия.

Сколько раз ударю в бубен

Столько раз дрова нарубим,

Приседаем столько раз,

Сколько мячиков у нас.

Сколько покажу кружочков,

Столько сделаю прыжочков.

          ***

Сколько точек будет в круге

Столько раз поднимем руки.

Сколько ёлочек зелёных,

Столько выполним наклонов

И присядем столько раз,

Сколько уточек у нас.

На носочки встанем,

Потолок достанем

И тихонько сядем.

         Очень эффективными являются специальные упражнения для глаз, которые предлагает В.Ф. Базарный. Это упражнения на движение глаз по специальной схеме «зрительно-двигательных траекторий». Схема содержит пять траекторий (разного цвета) для движения глаз: вверх-вниз, влево-вправо, по и против часовой стрелки, по восьмёрке. Упражнение выполняется стоя 10-15 раз.

       Развивающий характер носит и громкое проговаривание хором. Здесь происходит развитие «громкой речи» и ещё ко всему ребёнок чувствует себя увереннее, комфортнее, он ощущает себя участником общего дела.

       Значительно повысить развивающую функцию урока, сделать его более интересным, содержательным можно с помощью планомерного и целенаправленного использования исторических сведений в обучении математике и их сплетение с учебным материалом. Знакомство с историей  влияет на более глубокое и полноценное усвоение основных научных понятий и даёт возможность правильно формировать представления, закономерности развития математической науки, эмоционально настраивать учащихся на положительное восприятие культурного наследия. Исторические сведения должны предъявляться в занимательной форме, в виде лаконичных справок, кратких бесед или рассказов, показом таблиц, рисунков.

   Особенно актуален на уроке математики вопрос о внимании. Для того чтобы у школьника сложилось произвольное внимание, необходима организация действий ребёнка: упорядоченность времени занятий, строгое соблюдение определённого порядка действий - это организует внимание детей, помогает им сосредоточиться. Нужно помнить: ребёнок успешнее справиться с достаточно сложным заданием, требующим применения разнообразных приёмов и способов работы, чем с простыми, но однообразными заданиями. Перед выполнением трудного задания можно использовать вот такие «заклички»:

Вот забавная задача

Ожидает смельчаков.

Пожелаем им удачи

Выходите!

Кто готов?

     Каждый учитель хочет, чтобы его урок запомнился и пытается использовать нетрадиционные формы и методы обучения. Петербургский учитель А.А. Окунев в своей книге: «Спасибо за урок, дети» говорят о том, что даже у опытного учителя урок «не пойдёт», если он не будет начинать урок по-новому: середина и конец урока могут быть традиционными, но начало должно быть оригинальным. Начало урока - один из важнейших его моментов. Организационный момент предназначен для создания у учащихся рабочей настроенности. Каждый учитель стремиться к быстрому включению детей в работу. Приведу примеры рифмованного начала урока.

Начинается урок,

Он пойдёт ребятам в прок.

Постараюсь всё понять –

Буду грамотно писать.

       

                 ***

Долгожданный дан урок –

Начинается Урок.

                 ***

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте

Всё ль в порядке,

Ручка, книжка и тетрадка?

Проверили?

Садитесь и с усердием трудитесь.

            ***

Математика – королева наук!

Без неё не летят корабли,

Без неё не поделишь ни акра земли,

Даже хлеба не купишь, рубля не сочтёшь,

Что почём, не узнаешь,

А, узнав, не поймёшь!

             ***

Давайте, ребята, учиться считать,

делить, умножать, прибавлять, вычитать,

Запомните все, что без точного счёта

Не сдвинется с места любая работа.

             ***

Без счёта не будет на улице света,

Без счёта не сможет подняться ракета,

Без счёта письмо не найдёт адресата

И в прятки сыграть не сумеют ребята.

Летит выше звёзд арифметика наша,

Уходит в моря, строит здания, пашет,

Сажает деревья, турбины куёт,

До самого неба рукой достаёт.

               ***

Считайте, ребята, точнее считайте,

Хорошее дело смелей прибавляйте,

Хорошее дело смелей прибавляйте

Плохие дела поскорей вычитайте.

             

           Нестандартные уроки – одно из важных средств обучения, так как они формируют у учащихся устойчивый интерес к учению, снимают напряжение, скованность, которые свойственны многим детям, помогают формировать навыки учебной работы. Нестандартные уроки оказывают глубокое эмоциональное воздействие на детей, благодаря чему формируются более прочные, глубокие знания. В начальной школе можно использовать следующие виды нестандартных уроков: урок в форме соревнований и игр; уроки, основанные на нетрадиционной организации учебного материала; уроки – путешествия; уроки – фантазии; урок – сказка; урок – сюрприз; урок – отчёт. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы либо начинают новую.

     Уроки математики в младших классах преследуют несколько целей: повысить уровень математического развития и расширить кругозор детей, развить интерес к занятиям математикой, углубить представления об использовании сведений по математике на практике, привить навыки самостоятельной работы, воспитать настойчивость, волю, упорство в достижении цели. Поэтому учебную деятельность следует организовывать так, чтобы в неё были вовлечены все учащиеся класса и чтобы каждый ученик, исходя из своих индивидуальных способностей и интереса, мог работать на уроке с увлечением.

       

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

Пути повышения эффективности уроков чтения

Материал содержит разнообразные виды работы на урококах чтения...

"Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе"

Что такое современный урок?  Признавая урок в качестве основной формы обучения,  мы  постоянно ищем пути его дальнейшего совершенствования. В статье отражены наиболее эффективные средст...

Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе

Пути повышения эффективности уроков по предметам в начальной школе...

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)

Пути повышения эффективности уроков русского языка в поликультурной образовательной среде начального общего образования (на примере дагестанской национальной школы)...

Некоторые пути повышения эффективности урока.

Известно, что дети охотнее изучают и лучше усваивают то, что им больше нравится....