Государственный стандарт - ориентир на новые стандарты образования
статья
В этой статье рассказывается о государственных стандартов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gos._standarty.doc | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственный стандарт - ориентир на новые стандарты образования.
Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В начальной школе формируются универсальные учебные действия, закладывается основа учебной деятельности ребенка - система учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Начальная ступень школьного обучения обеспечивает познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности с учителем и одноклассниками, формирует основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.
В ответ на изменения, происходящие в нашем быстроменяющемся мире, государством взят курс на обновление российского образования. Школа как важный социальный институт должна помочь становлению личности, обладающей такими важнейшими качествами как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, выбирать профессиональный путь, готовность к самообразованию в течение всей жизни.
Современное общество формирует новую систему ценностей, в которой обладание знаниями является необходимым, но далеко не достаточным результатом образования. Оно нуждается в человеке, способном мыслить самостоятельно, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя, для других людей и для окружающего мира.
Становление детской самостоятельности, инициативности и ответственности, в первую очередь формирование умения учиться понимается сейчас как ведущая ценность и цель образования нового столетия.
В законе «Об образовании» стандарт – это совокупность трех систем требований: к структуре основных образовательных программ, к результатам их освоения и к условиям их реализации.
В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребёнка, а не «полученные знания». Это в корне меняет целевые ориентиры деятельности ОУ. Приоритетными становятся:
• достижение и поддержание высокого уровня мотивации ребёнка к образованию;
• достижение уровня знаний, необходимых и достаточных для следующей ступени образования, обеспечивающего компетентностное освоение и решение (на уровне самостоятельной деятельности) задач учебной и социальной направленности;
• достижение самостоятельности в учебной и социально направленной деятельности, рефлексивной оценке и самооценке результатов.
Не секрет, что в прошлом главной целью начального образования считалось обучение чтению, письму, счёту, а критерием успешности был уровень умений и навыков ученика. В новых условиях важно не просто дать школьнику новые знания, но и научить его применять, развивать и умело их использовать. При этом успешность ребенка оценивается не только его учебными умениями, но и уровнем общего личностного развития.
Приоритетом современного образования, гарантирующим его высокое качество, становится обучение, ориентированное на саморазвитие и самореализацию личности. На смену идеологии «образование - преподавание» пришло «образование - созидание», когда личность ученика становится центром внимания педагога. Таким образом, учитель должен помогать ребенку в процессе учебной деятельности становиться более компетентным, уверенным и успешным в решении широкого круга не только учебных, но и жизненных задач и проблем.
Как сказал В.А. Сухомлинский: "Ребёнок должен быть не только школьником, но прежде всего человеком с многогранными интересами, запросами, стремлениями". Его слова актуальны и в наши дни. В новом ФГОСе - это одна из приоритетных задач. В содержании стандартов нового поколения большое значение придаётся духовному, патриотическому, гражданскому воспитанию, раскрытию творческого потенциала личности, развитию самостоятельности.
ФГОС ставит перед учителем задачу формирования «универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Итак, принципиальным отличием нового стандарта является то, что во главу ставится ребенок, и учителю приходится преподавать по-новому:
- организовывать с детьми работу над проектами,
- разрабатывать творческие программы,
- не "вбивать" знания, а развивать личность.
Предметные результаты теперь становятся только частью тех требований, которые предъявляются к результатам освоения основной образовательной программы. Новый стандарт ориентирован на метапредметные (межпредметные) знания и личностный результат.
«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования других компетенций, формирования целостной картины мира. Программа универсальных учебных действий (УУД) и призвана обеспечить формирование универсальной способности человека – умения учиться.
В качестве методологической основы стандарта заложен системно-деятельностный подход. Это формирование видов и форм деятельности ребенка, освоение которых поможет ему быть успешным на протяжении всей жизни.
Стандарт впервые определил такую составляющую, как здоровье школьников, в качестве одного из важнейших результатов образования. В стандарте определена новая структура базисного образовательного плана, в состав которого включена внеурочная деятельность.
Основным результатом реализации стандартов должно стать формирование личности, способной быстро ориентироваться в динамично развивающемся и обновляющемся информационном пространстве, способной получать, использовать и создавать разнообразную информацию, принимать обоснованные решения и решать жизненные проблемы на основе полученных знаний, умений и навыков.
Предполагаемые изменения в системе образования школы - новая модель образовательного пространства школы, включающая организацию урочной и внеурочной деятельности в рамках системно-деятельностного подхода с опорой на государственный и социальный заказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие дополнительного образования как одного из условий повышения качества образования в свете новых стандартов.
В статье отражена точка зрения на существующие трудности и проблемы взаимодействия образовательных учреждений разных типов в условиях внедрения ФГОСов. ...
Новые стандарты в образовании. Родительское собрание.
Выступление на родительском собрании. 1класс....
Инновационные технологии реализации новых стандартов общего образования во внеурочной деятельности.
Проанализировав результаты проделанной работы по организации внеурочной деятельности, выбрали пять направлений: спортивно – оздоровительное, художественно – эстетическое, эколого – биологи...
Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.
Выступление на педсовете. Сравнение традиционной программы с УМК "Планета знаний"....
"Родителям о новых стандартах образования"
Ключевая задача новых стандартов в образовании - не превратить наших учеников в хомячков, которые за щечками накапливают запасы. Невозможно изучить все. Нужно уметь находить ту информацию, котор...
«Духовно-нравственное образование и воспитание в контексте введения нового стандарта общего образования».
выступление на районном методическом объединении учителей...
Положение о муниципальном методическом марафоне «От старых традиций к новым стандартам. Федеральный государственный образовательный стандарт: от качества условий реализации к качеству результата »
Методический марафон направлен на развитие профессиональной деятельности педагогов по обновлению содержания образования....