Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.
статья по теме
Выступление на педсовете. Сравнение традиционной программы с УМК "Планета знаний".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_24.03.2012_g.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педсовете
27.03.2012 г.
Тема: Первые итоги работы по программе общеобразовательных учреждений « Планета знаний » ( начальная школа ) - новый стандарт начального образования, 2 – ое поколение.
Сравнительная характеристика традиционной программы и ФГОС
( программа, учебники, восприятие новой программы учителем и
детьми ).
В программах по каждому предмету раскрываются цели и задачи курса, особенности структуры, общие подходы и принципы, содействующие достижению поставленных целей и задач; представлено содержание курса.
Целью образования становится общекультурное, личностное познавательное развитие обучающихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
В программе дано описание ключевых понятий содержания образования и учебной деятельности учащихся в соответствии с Программой развития универсальных учебных действий ( УУД ) и способов их реализации в рамках учебных предметов; даны планируемые результатов освоения программ.
Учебники и рабочие тетради обеспечивают освоение обучающимися предметного содержания, формирование:
- познавательных ( общеучебных и логических ), – извлечение информации;
- коммуникативных - адекватно понимать собеседника;
- регулятивных - умение работать по плану;
- личностных - обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию детей ( знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения ) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях
универсальных учебных действий.
Кардинально изменилась форма календарно – тематического планирования ( показать ).
Традиционная программа | ФГОС |
1. Программа В. Г. Горецкий, В. А. Кирюшкин. Обучение грамоте и русский язык: 3 – и взаимосвязанных учебных курса: - обучение грамоте, развитие речи, внеклассное чтение; - литературное чтение и развитие речи; - фонетика, лексика, грамматика и развитие речи. Программа нацелена на развитие речи ( основное ), которое придает процессу изучения русского языка практическую направленность, учит осмысленно читать, говорить и писать. Программа построена на принципах доступности, преемственности, самостоятельности, индивидуальности. Обучение грамоте - 8 месяцев до апреля. Всего 207 часов в год. Содержание программы: - подготовительный период 36 ч.; - букварный основной период 143 ч.; - развитие культурной речи на протяжении года; - послебукварный период: письмо, чтение развитие речи - 28 ч. ( 25 – 30 слов в мин. ); - чтение 28 ч.; - русский язык 35 – 40 ч. Требования: должны знать и уметь. Математика М. И. Моро Содержание программы: - сравнение предметов и групп предметов, пространственные и временные представления 8 ч.; - числа от 1 до 10 и число 0 72 ч.; - числа от 1 до 20 36 ч.; - повторение 4 ч. Всего 120 ч. Требования: должны знать и уметь. Окружающий мир Н.Ф. Виноградова Цель предмета – формирование социального опыта школьника; - осознание элементарного взаимодействия в системе « человек – природа – общество »; - воспитание правильного отношения к среде обитания и правильного поведения в ней. Задачи: - воспитание правильного отношения к объектам природы и результатам труда людей; - формирование элементарной экологической культуры; - воспитание гуманных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; - развитие интереса к окружающей жизни; - формирование умения рационально организовывать свою жизнь и деятельность в соответствии со знанием своего организма. Учебники. Азбука В.Г. Горецкого Учебник составлен в соответствии с программой: -на подготовительном этапе много заданий логического характера и иллюстраций по сказкам, бытовым сценкам; - уже на 2 уроке идет знакомство со схемами предложений; - цветная лента букв, которая помогает детям выполнять звуко – буквенный анализ слов и является подсказкой для анализа гласных и согласных звуков на протяжении обучения всего начального периода; - небольшие и понятные тексты; - преобразование слов на основе перестановки букв; - выделение новых твердых и мягких звуков по рисункам с определением их места в слове. В учебнике есть исторические сведения о возникновении речи, об истории возникновении букварей, о первопечатнике Иване Федорове; о Кирилле и Мефодии много загадок, пословиц, поговорок. Даны интересные иллюстрации к урокам. К букварю прилагаются прописи 1 – 4, в которых дети учатся писать буквы, слова и предложения: - все то же самое, но нет сравнения написание новой буквы. Учебник русского языка В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова Учебник составлен в соответствии с программой на 40 часов. Все письменные задания выполняются в самом учебнике. Правила в учебнике как таковыми не являются. Они объясняются на примерах. Задания понятны и интересны для детей. Математика М.И. Моро, С.И. Волков, С.В. Степанов Учебник составлен в соответствии с программой: - подготовка к изучения чисел; - упражнения для закрепления с рисунками и вопросами стр. 16 – 18; - нумерация чисел 1 – 10 с заданиями для подготовки к решению задач; - введение геометрического материала и единиц измерения длины; _ упражнения для закрепления стр. 68 – 69; - сложение и вычитание чисел 1 – 10; - знакомство с текстовыми задачами. К учебнику покупались тетради на печатной основе. Учебник окружающий мир Виноградова Н.Ф. Составлен в соответствии с программой: - цели - образовательная, развивающая, воспитательная; - ты – первоклассник; - твое здоровье; - ты и вещи; - природа вокруг нас; - твоя страна; - экскурсии. Покупали тетрадь на печатной основе с заданиями. Менее насыщен материалом, успевали подробно разобраться с новым материалом, опросить детей по домашнему заданию, поработать с рабочими тетрадями. | 1. Программа. Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина Обучение грамоте и русский язык. Программа нацелена на формирование универсальных учебных действий, УУД: общих учебных умений, обобщенных способов действий, ключевых умений, обеспечивающих готовность и способность к овладению компетентностью « уметь учиться ». Программа построена на культурологическом ( язык и общество ), познавательно – коммуникативном, информационном, деятельностном подходах; и принципах развития вариативности, концентричности, которые формируют прочные знания, умения и навыки в каждой предметной области и универсальных ( метапредметных ) умений; развитию способностей, готовности к обучению, сотрудничеству, саморазвитию, решению важных воспитательных задач. Всего 257 часов в год. Содержание программы: - речевое общение в течение года; - обучение грамоте 207 ч.; - основной букварный период 175 ч. - послебукварный период 50 ч.; - систематический курс русского языка 50 ч.; - язык как средство общения: фонетика ( изучение звуков, ударения, слогов ), орфоэпия ( совокупность правил литературного произношения звуков и звукосочетаний, правила постановки ударения, графика 18 ч.; слово и его значение ( лексика ) 7 ч., предложение и текст 4 ч., орфография 9 ч. - знакомство со схемами предложения с 7 урока. Требования: должны знать - могут знать; должны уметь - могут уметь. Математика - общие свойства предметов и групп предметов 10 ч.; - числа и величины 30 ч.; - арифметические действия 45 ч.; - текстовые задачи 15 ч.; - геометрические фигуры и величины 20 ч.; - работа с данными ( виды информации: текст, рисунок, схема, символьная запись; сопоставление информации, представленной в разных видах; таблица ( строка, столбик, табличная форма представления данных; чтение и заполнение таблиц ) 12 ч. Требования: должны знать - могут знать; должны уметь - могут уметь. Окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Цель предмета - формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитания правильного отношения к окружающему миру. Задачи: ( на отдельном листе ). Учебники. Букварь Т.М. Андрианова Учебник составлен в соответствии с программой : - маршрутная карта по темам « Наша речь », « Алфавитинск »; - 4 читальных зала ( слоги - слова, слоги - слова - предложения, слова – предложения – рассказы - стихи, рассказы ); - основная часть и вариативная, разные цвета, разный объем; - работа в паре стр. 88; - творческие задания стр. 64 ; - поиск информации стр. 69; - задания по выбору стр. 67; - интеллектуальный марафон стр. 66; - схема звука, гласного, звуковая схема слова, твердого, мягкого, границы слога и знака ударения, буквенная схема слова с пропущенными буквами, предложения; - лента букв отсутствует; - текст заданий читает учитель. В учебнике есть исторические сведения о возникновении речи, об истории возникновении букварей, о первопечатнике Иване Федорове; много загадок, пословиц, поговорок, скороговорок, которые даны в вариативной части. На страницах учебника красочные рисунки, помогающие лучше понять материал урока. Есть тексты, перекочевавшие из букваря Горецкого В.Г. стр. 82. Много внимания уделяется обучению детей общению друг с другом ( речь, мимика, жесты ). Повторение по темам « Наша речь » и « Алфавитинск » заканчивается выяснением источников информации стр. 20 – 21, 104 – 105 и проектными работами. Спутник букваря - приложение Андрианова Т. М. для читающих детей и для семейного чтения с последующим обсуждением прочитанного и выполнением различных заданий. Материалы подобраны в соответствии с темами урока. Имеется пропись к букварю В.А. Илюхиной 1 – 4: - дается поэлементное написание новой буквы; - пустая строчка для задания учителя; - написание по пунктирам новой буквы; - сравнение написания новой буквы; - написание слогов и слов, а в дальнейшем и предложений. Особенность работы в прописи - знакомство с основным алгоритмом написания буквы: - ставим ручку на верхнюю линеечку рабочей строки, - опускаемся по наклонной линии, - поднимаемся по наклонной линии до середины, - « бугорком » уходим вправо вверх, - коснувшись линеечки, опускаемся по наклонной до 1/3, - « отрываем » ручку, - ставим на середину и выписываем « стульчик », « качалочку », крючок до середины. Второй особенностью работы в прописи - написание над буквами и между ними своеобразных значков, позволяющих запомнить место написания каждого элемента буквы: - точка ставится в шалашике, образованном элементами букв или самими буквами - погода; - горизонтальная черта ставится в середине соединения элементов в буквах или букв между собой - солнце; - галочкой обозначается просвет между верхними закруглениями в гнездышках ( ф, п, т, р, к, д, а, в, б); - крестиком отмечается 1/3 часть сверху или снизу высоты рабочей строки в соединениях элементов в букве ( учительница ). Учебник предлагает проектные работы стр. 20 - 21, 104 – 105. Учебник русского языка И.В. Клюхина Учебник составлен в соответствии с программой: - на каждой стр. учебника написана тема урока; - новое: изучение слов с непроверяемым написанием; - с первой страницы в учебнике имеются правила, которые дети заучивают наизусть; - все виды работы проверяются самим учеником для развития самоконтроля; - использование словаря в конце учебника и др. словарей, что расширит кругозор ребенка, сделает урок интересным и насыщенным. К учебнику русского языка прилагается тетрадь Т.М.Андриановой и В.А. Илюхиной, в которой имеются строчки: - чистописание с частичным объяснением алгоритма написания буквы для формирования графического навыка написания букв, начатого в период обучения письму; - слоги, слова, предложения; - задания к текстам. Учебник литературы Э.Э. Кац с тетрадью на печатной основе Э.Э. Кац. Учебник составлен в соответствии с программой. Он содержит темы: - страна Вообразилия, в которую входят необычные стихи, песенки, рассказы; - сказки народные и авторские; - семейное чтение; - природа и мы. Данные произведения формируют у школьников умение и стойкий навык учиться. Математика М.И.Башмаков, М.Г. Нефедова.: - маршрутные карты « Числа 1 -10 », стр. 10 – 11; - основная часть и вариативная разные по объему; - мозаика заданий стр. 68 – 69, 124 - 125; - тема « Любимое число » стр. 126 – 127 »; - проекты по теме стр. 126 - 127; - работа в паре стр. 54; - задания по выбору стр. 79; - творческие задания стр. 45, продолжи рис., вырежи разные фигуры стр. 118; - интеллектуальный марафон стр.111; - поиск информации стр. 63, 84; - текстовые задачи. В учебнике есть задания: - сделай вывод; - докажи свою правоту; - много заданий геометрического характера, логических заданий. Даны правила. Задания сопровождаются красочными иллюстрациями. Учебник окружающий мир Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов Составлен в соответствии с программой. Задачи курса ( на отдельном листе ). Учебник - имеет основную и вариативную части, окрашенные в желтый и зеленый цвет; - маршрутные листы « Пришла пора учиться », « Человек », « Природа в жизни человека », « Человек среди людей » - повторение тем « Школа », « Одежда », « Растения » с проектной деятельностью»; - по каждому разделу мозаика заданий. Основная часть темы « Природа в жизни человека перенесена из учебника 2 класса традиционной программы. К учебнику прилагается тетрадь на печатной основе с заданиями по каждому уроку. |