«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»
статья (4 класс)

Рудакова Алла Николаевна

Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

      Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

         Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

         Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.65 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»

                                                                  Рудакова Алла Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ 4                                       

      Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а другие даже перед простой житейской задачкой становятся в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?

      Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.

         Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.

         Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.

         Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.

        К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.

         Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления.

           Использование логических заданий позволяют решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект:

1.Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения;

2.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;

3.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект:

1.Развитие речи;

2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;

3.Развитие сенсорной сферы;

4.Развитие двигательной сферы.

Воспитывающий аспект:

1.Формирование «Я - концепции».  

          В каждый урок стараюсь включить по 1-2 упражнениям на развитие логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения, направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений. Задания для урока часто приходится изменять, придумывать самому, опираясь на уже известные.

          В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:

- описывать признаки предметов, слов;

- узнавать предметы по заданным признакам;

- сравнивать между собой предметы, слова;

- обобщать;

- классифицировать предметы, слова;

- определять последовательность событий;

- судить о противоположных явлениях;

- определять отношение между предметами типа род – вид;

- давать определение тем или иным понятиям;

- развивать речь, находчивость и сообразительность.

          Приведу примеры некоторых заданий на логику.

Слова-перевёртыши.

Учитель даёт слово в обратном порядке букв - дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание. Переворачивать можно и предложения.

 Составление слов из букв:

- Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.

Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для  повторения склонений имён существительных, определения рода и т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …

     Для развития логического мышления детей также рекомендую использовать комплекс интеллектуальных игр. Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи.

      Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Учитель может организовать эту работу и с группой ребят.

       Игры:

1.«Составление предложений».

Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу, например: «карандаш», «треугольник», «ученик».

Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрушенных предметов.    

       Уроки русского языка могут и должны содержать логические упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания, показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.

        Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок.      Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же, как например, решение кроссвордов.  Именно поэтому такие задания делают урок интересным. Детям начинают нравится уроки русского языка, а ведь они часть так трудны и скучны многим.

        Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.

 

Список используемой литературы:

1.Воровщиков С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников» Москва «Педагогика», 2009 год

2.Журналы «Начальная школа».

3.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», 1997г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»

Дидактические игры хорошо уживаются  с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...

Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность

Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась  обобщить свой  опыт работы  по теме"Развитию п...

мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"

В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....

Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации

Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....

"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс

Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников

Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.Психолог...