«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»
статья (4 класс)
Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 16.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование логических заданий для развития познавательного интереса младших школьников»
Рудакова Алла Николаевна
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №4
Почему одни люди легко решают сложные запутанные проблемы, а другие даже перед простой житейской задачкой становятся в тупик? Как научиться правильно оценивать ситуацию, чтобы всегда принимать верное решение? Какими качествами должен обладать человек, чтобы добиться жизненного успеха?
Познавательные способности, как и всякие другие, можно развивать, вырабатывать в себе определенные навыки и умения, а главное-привычку думать самостоятельно, отыскивать необычные пути к верному решению. Эти качества обязательно потребуются ребенку, чтобы добиться успеха в жизни.
Младшие школьники склонны понимать буквально переносное значение слов, наполняя их конкретными образами. Ту или иную мыслительную задачу учащиеся решают легче, если опираются на конкретные предметы, представления или действия. И запоминают младшие школьники первоначально не то, что является наиболее существенным с точки зрения учебных задач, а то, что произвело на них наибольшее впечатление: то, что интересно, эмоционально окрашено, неожиданно и ново.
Огромная часть усваиваемого содержания, особенно в младших классах построена на сравнении. Именно эта операция лежит в основе классификации явлений и предметов и их систематизации.
Особые трудности возникают у учащихся при установлении причинно-следственных связей. Младшему школьнику легко устанавливать связь от причины к следствию, чем от следствия к причине.
К окончанию 4 класса ребёнок должен научиться выявлять такие связи между понятиями, как рядоположенность, порядок следования, противоположность, наличие тех или иных функциональных отношений, часть и целое.
Чтобы помочь ребёнку обеспечить своевременное развитие операций логического мышления, очень важно организовать учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы на каждом уроке и во внеурочное время ребёнку предлагались игры, задания и упражнения, которые способствовали бы формированию логического мышления.
Использование логических заданий позволяют решать три аспекта цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.
Познавательный аспект:
1.Формирование и развитие различных видов памяти, внимания и воображения;
2.Формирование и развитие общеучебных умений и навыков;
3.Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект:
1.Развитие речи;
2.Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать;
3.Развитие сенсорной сферы;
4.Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект:
1.Формирование «Я - концепции».
В каждый урок стараюсь включить по 1-2 упражнениям на развитие логического мышления. Это не отвлеченные задания, а упражнения, направленные на решение главной учебной задачи урока, но путем цепочки логических рассуждений. Задания для урока часто приходится изменять, придумывать самому, опираясь на уже известные.
В частности, предполагаемые задания позволят научить детей:
- описывать признаки предметов, слов;
- узнавать предметы по заданным признакам;
- сравнивать между собой предметы, слова;
- обобщать;
- классифицировать предметы, слова;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- определять отношение между предметами типа род – вид;
- давать определение тем или иным понятиям;
- развивать речь, находчивость и сообразительность.
Приведу примеры некоторых заданий на логику.
Слова-перевёртыши.
Учитель даёт слово в обратном порядке букв - дети записывают слово и выполняют, указанное учителем задание. Переворачивать можно и предложения.
Составление слов из букв:
- Образуй как можно больше слов из букв слова «электростанция». Буквы не должны быть использованы дважды.
Дети над такими заданиями любят размышлять во время урока, переменки и дома. Чтобы задание не занимало слишком много времени, можно ограничиться 2-3 словами. У всех они будут разными и их можно использовать для повторения склонений имён существительных, определения рода и т.д. Предлагаемые для работы слова: лекарство, гастроном, мясорубка, лестница …
Для развития логического мышления детей также рекомендую использовать комплекс интеллектуальных игр. Игровой тренинг мышления полезен всем учащимся, в особенности тем, которые испытывают заметные трудности в выполнении различных видов учебной работы: понимании и осмыслении нового материала, его запоминании и усвоении, установления связей между различными явлениями, выражении своих мыслей в речи.
Комплекс интеллектуальных игр позволяет развивать и совершенствовать мышление. В играх используются задания, составленные на основе простого, хорошо знакомого материала. Учитель может организовать эту работу и с группой ребят.
Игры:
1.«Составление предложений».
Детям предлагается три слова не связанные между собой по смыслу, например: «карандаш», «треугольник», «ученик».
Задание: составить как можно больше предложений, которые бы обязательно включали все эти три слова. По времени отводится примерно 10 минут. Эта игра развивает способность устанавливать связи между предметами и явлениями, творчески мыслить, создавать новые целостные образы из разрушенных предметов.
Уроки русского языка могут и должны содержать логические упражнения и задачи. Практика проведения уроков, содержащих логические задания, показала, что дети, регулярно решающие логические задачи, точнее рассуждают, легче делают выводы, успешнее и быстрее справляются с задачами по другим учебным дисциплинам.
Во время таких уроков приобретается самое главное в мыслительной деятельности – умение управлять собой в проблемных ситуациях. Это существенно облегчает обучение детей. Потому для решения логических задач необходимо использовать каждый урок. Важно подчеркнуть, что решение логических задач можно рассматривать и как развлечение, такое же, как например, решение кроссвордов. Именно поэтому такие задания делают урок интересным. Детям начинают нравится уроки русского языка, а ведь они часть так трудны и скучны многим.
Но любое решение логических задач – и с целью развлечения, и для проверки умственных способностей, и на регулярных занятиях – полезно детям, поскольку способствует лучшему пониманию ими своих возможностей и желаний, развитию познавательных интересов.
Список используемой литературы:
1.Воровщиков С. Г. Как эффективно развивать логическое мышление младших школьников» Москва «Педагогика», 2009 год
2.Журналы «Начальная школа».
3.Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. «Развитие логического мышления детей», 1997г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта «Дидактическая игра, как средство развития познавательного интереса младших школьников на уроках математики»
Дидактические игры хорошо уживаются с серьезным учением. Включение в урок дидактических игр и игровых моментов позволяет сделать обучение интересным и занимательным, создает у учащихся раб...
Развитие познавательных интересов младших школьников через внеурочную деятельность
Представляю вашему вниманию материал,с которым я выступала на окружной конференции 20 августа 2011 года в г.Котельнич,Я постаралась обобщить свой опыт работы по теме"Развитию п...
мастер-класс "Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников"
В мастер-классе рассказывается о том, как с помощью применения данного метода можно сделать уроки окружающего мира более интересными и познавательными....
Развитие познавательного интереса младших школьников к родному слову через использование различных источников информации
Статья о том, как развивать познавательный интерес у учащихся начальной школы к слову через различные источники информации....
"Использование метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе для развития познавательных интересов младших школьников", мастер-класс
Мастер-класс об использовании метода составления интеллект-карт на уроках окружающего мира в начальной школе....
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.
Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....
Использование старинных задач на внеурочных занятиях для развития познавательного интереса младших школьников
Воспитать у подрастающего поколения с юных лет интерес и любовь к науке, увлеченность знаниями – вот одна из важнейших задач, которые ставит сама жизнь перед учителями в настоящее время.Психолог...
- Мне нравится (1)