Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время
проект
Программа
проектной деятельности
младших школьников
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа
проектной деятельности
младших школьников
по теме: «Развитие познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время».
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (стандарты второго поколения), предназначена для организации деятельности младших школьников по научно-познавательному направлению и направлена на формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию, повышению уровня мотивации к обучению и познанию, ценностного отношения к знаниям.
Главная идея проектной деятельности – направленность учебно – познавательной деятельности школьников на результат.
Работа над проектом даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности, развивает следующие общеучебные навыки:
- мыслительные навыки - обучение младшего школьника анализу и обобщению, сравнению, классификации и т.д.
- исследовательские навыки направлены на формирование умения выполнять исследовательскую работу, наблюдать, выявлять, соотносить и т.д.
- коммуникативные навыки направлены на формирование у ребёнка умения не только говорить, но и слушать и слышать собеседника, доказательно и спокойно отстаивать своё мнение или принимать точку зрения и советы других.
- социальные навыки предполагают развитие умения работать в группе, сотрудничать в мини – коллективе, выполняя разные роли: лидера или исполнителя. Учат ребёнка строить взаимоотношения в обществе: в коллективе, сверстниками – с людьми, которые его окружают;
Особенностью данной программы является комплексный подход в системе образования учащихся.
Психолого-педагогические принципы
Программа опирается на развивающую парадигму, представленную в виде системы психолого-педагогических принципов:
а) Личностно ориентированные принципы (принцип адаптивности, принцип развития, принцип психологической комфортности).
б) Культурно-ориентированные принципы (принцип целостности содержания образования, принцип систематичности, принцип ориентировочной функции знаний, принцип овладения культурой).
в) Деятельностно-ориентированные принципы (принцип обучения деятельности, принцип управляемого перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности ученика)
Педагогическая целесообразность проектной технологии
Сфера применения проектной технологии велика – от процесса обучения до воспитания, формирования личности ребенка.
Сущность проектной технологии заключается в стимулировании интереса учащихся к определенным проблемам, решение которых предполагает владение (и приобретение в ходе работы) определенной суммой знаний и практическое применение имеющихся и приобретенных знаний в ходе содержания проектной деятельности. Таким образом, данный метод позволяет реально соединить академические знания с практическим опытом их применения.
Освоение определенных закономерностей исследовательской проектной работы действительно можно начинать уже в начальной школе. Ученики, которые получают опыт такой работы в начальной школе, гораздо проще встраиваются в систему проектной деятельности основного звена школы.
Надо сказать, что у младших школьников, может быть, даже больше, чем у учащихся основного звена школы, выражен мотив для работы над проектами, так как ребенок этого возраста активно стремится самостоятельно исследовать окружающий его мир. Задача взрослых – поддержать детскую любознательность, не пресекать активность ребенка многочисленными запретами, тогда с возрастом естественная познавательная потребность ребенка станет основой его успешного обучения в школе. Проектная деятельность – хороший механизм для реализации этой потребности непосредственно в учебной работе.
Актуальность программы обусловлена тем, что в новых социально-экономических условиях особое значение приобретает деятельность, которая наиболее полно и эффективно реализует социально-педагогический потенциал свободного времени детей, существенно расширяет традиционные направления, формы, технологии работы с детьми.
Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на повышение компетенций обучающихся в определённых предметных областях и развитие творческих способностей ребёнка, но и на создание продукта, имеющего значимость для других.
В рамках программы обеспечено сочетание различных видов познавательной деятельности, где востребованы практически любые способности ребёнка, реализованы личные пристрастия к тому или иному виду деятельности, что открывает новые возможности для создания интереса младшего школьника как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному.
Данная программа является подготовкой к самостоятельной исследовательской практике на II ступени обучения.
Особую значимость данный курс имеет для детей, ориентированных на самостоятельный информационный поиск в разных областях знаний, тем самым предоставляя обучающимся широкий спектр возможностей для самореализации и формирования ценностного отношения к процессу познания.
Цель программы:
- приобщение младших школьников к исследовательской деятельности;
- создание условий, способствующих развитию исследовательских умений;
- приобретение знаний о ситуациях межличностного взаимодействия, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самопознания, о способах нахождения и обработки информации.
Задачи:
- развитие творческой исследовательской активности;
- формирование учащихся способности к организации исследовательской деятельности;
- стимулирование интереса младших школьников к знаниям в разных областях современной науки, поддержка стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира;
- формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве, развитие умения самостоятельно и совместно принимать решения (умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности), создание ситуаций комфортного межличностного взаимодействия;
- формирование позитивной самооценки и взаимоуважения, социально адекватных способов поведения;
- развитие психофизиологических способностей ребёнка: памяти, мышления, творческого воображения.
Паспорт проектной работы
Учебный год: 2017-2018
Время работы над проектом: ноябрь 2017 - март 2018 года
Школа, класс: обучающиеся 1-4 классов МБОУ ООШ №6
Авторы проекта: учащиеся 1-4 классов.
Руководители проекта: учителя начальных классов.
Консультанты по подбору и обработке материала:
классные руководители, родители учащихся
График работы над проектом:
- Определение темы: 2 неделя ноября
- Определение источников информации: 3-4 неделя ноября
- Анализ информации, написание и оформление работы: декабрь - март
План выполнения проекта
Первый этап:
- Определение темы и целей проекта
- Выбор и обоснование проекта.
- Анализ предстоящей деятельности.
- Определение источников информации.
ноябрь 2017 г.
Второй этап:
- Определение источников информации.
- Сбор материала.
- Чтение дополнительной литературы и справочного материала.
- Анализ собранной информации.
декабрь 2017 г.
Третий этап:
- Обработка и компановка полученного материала.
- Формулирование вывода, подбор иллюстративного материала, оформление.
- Подготовка к презентации.
январь - февраль 2018 г.
Четвёртый этап:
- Подведение итогов.
- Защита проекта.
март 2018г.
Темы проектов.
Учебная деятельность | ||||
Предметы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Русский язык | «Русский язык – твой помощник», | |||
Математика | Эти удивительные цифры. | |||
Литературное чтение | Сказки русских писателей. | |||
Окружающий мир | Пернатые друзья. | |||
Внеурочная деятельность | ||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |
Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? | Проводы зимы. | «Достопримечательности нашего города». | «Мой читательский дневник» |
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.
- Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся: методические рекомендации для педагогов и учащихся //Завуч для администрации школ. - 2005. - №6.
- Долгушина Н. Организация исследовательской деятельности младших школьников //Начальная школа (Первое сентября). - 2006. - №10.
- Богоявленская А. В науку идут малыши //Практический журнал для учителя и администрации школы. - 2006. - №1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательного интереса учащихся на уроках и во внеурочное время
Проблема формирования познавательного интереса, который в становлении личности играет роль ценного мотива деятельности, а при известных условиях становится устойчивой чертой личности и обнаруживает се...
Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ. "Использование современных образовательных технологий как средство повышение познавательной активности учащихся на уроке и во внеурочное время "
Мною представлен проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению СОТ в начальной школе. В работе сформулирована актуальность, представлен анализ ситуации, цели и задачи эксперимента, формы...
Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время
Опыт работы "Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время"...
Обобщение опыта по теме: « Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе»
В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм педагогического общения, метод...
"Управление познавательной деятельностью учащихся на уроке и во внеурочное время"
Выступление на педсовете (презентация)...
Проектная деятельность младших школьников, как средство развития познавательной активности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе
В последние годы особо остро стоит вопрос о развитии творческих способностей детей в теории и практике обучения. В современной школе и педагоги, и родители заинтересованы в том, чтобы школьники не тол...
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».
Педагогическая проблема, над которой я работаю – «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках и во внеурочное время в начальной школе».Наше время — время пе...