Статья Духовно-нравственное воспитание
статья (4 класс)
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennoe_vospitanie.doc | 54.5 КБ |
duhovno-nravstvennoe_razvitie_i_vospitanie_uchashchihsya_nachalnoy_shkoly.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме:
«Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы»
Учитель начальных классов:
Сергеева Н.И.
2014г
Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания начальных классов нашей школы реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.
Цель: создание системы формирования духовно-нравственных ориентиров для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути.
Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:
1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)
6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Усиление воспитательной функции невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.
Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися начальных классов нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий и поступков.
Формы внеурочной работы с детьми:
- Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.
- Детская благотворительность.
- Социальные проекты.
- Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
- Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
- Организация спортивных соревнований, праздников.
- Проведение совместных праздников школы и общественности.
- Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
- Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.
Создание воспитывающей среды:
Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).
Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из задач деятельности начальной школы.
В классах и рекреациях школы организованы подпространства, оформление стен, стенды и стенгазеты, позволяющие учащимся:
Изучать и осваивать:
- символы российской государственности и символы родного края, района;
- общенациональные, муниципальные и школьные праздники;
- историю, культурные традиции,
- афоризмы о нравственности и др.,
- цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,
- портреты национальных героев и краткие данные о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)
Узнавать:
- достижения учащихся и педагогов школы;
- выпускников школы, которыми она гордится;
- связи школы с социальными партнерами;
- Ощущать гордость быть учеником, учеником данной школы, жителем района, населенного пункта, страны
- баннеры над входом в школу
«Я горд и счастлив, что живу в России,
Я рад тому, что здесь учусь!»
«Здесь учился Алексеенко, ..»
- стенды в коридорах школы, в кабинетах, в залах (например: «Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)
- Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);
- выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты)
- ценности здорового образа жизни (например, наличие специально- оборудованного спортивного залов и т.п.);
- демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, школьные праздники, культурные события, социальные проекты).
Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей, учащихся и учителей. Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей города, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня, выставок и т.п. Результаты посещений отражаются в личных работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня».
Проекты
Социальные проекты
В начальной школе проводятся и социальные проекты по направлениям воспитания (например, помощь ветеранам, очистим нашу реку, операция БУНТ, шефство в младшем классе и т.п.).
Проект может включать следующие разделы:
- название (понятное детям);
- ценностные основания, которые воплощены в проекте;
- основные события и механизмы реализации проекта;
- участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);
- результаты проекта, способ оценки результата;
- способ хранения информации о проекте, оформление.
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Что изменится | Каким образом фиксируем, замеряем |
|
|
|
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов: 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. 2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов. 3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы. 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся. 5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся. 6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.
Цель программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся
Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше». Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей. Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи Задачи:
Портрет будущего выпускника – гражданина России Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
II. Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности: в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.
Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: Принцип ориентации на идеал. Принцип следования нравственному примеру. Принцип диалогического общения. Принцип полисубъектности воспитания. Принцип индивидуально-личностного развития. Принцип интегративности. Принцип социальной востребованности воспитания.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов : УМК «Гармония» Социальные проекты Создание среды школьного пространства Целевые программы
IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся Основными задачами в работе с родителями являются: развитие у родителей способности оказывать поддержку; развитие конструктивных способов взаимодействия; поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; увеличение взаимной открытости; улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.
Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы , в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей ; опора на положительный опыт семейного воспитания .
Формы взаимодействия семьи и школы: родительские собрания и конференции; индивидуальные консультации; родительский лекторий; информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и вставка на сайте школы; недели открытых дверей
V. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Направления Планируемые результаты: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека − ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, − государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему − поколению; − элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; − первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; − опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; − опыт социальной и межкультурной коммуникации; − начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Направления Планируемые результаты: Воспитание нравственных чувств и этического сознания − начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; − нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; − уважительное отношение к традиционным религиям; − неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; − способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; − уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; − знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним
Воспитание нравственных чувств и этического сознания − начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; − нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; − уважительное отношение к традиционным религиям; − неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; − способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; − уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; − знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним Направления Планируемые результаты: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни − ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; − ценностное и творческое отношение к учебному труду; − элементарные представления о различных профессиях; − первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; − осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; − первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; − потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; − мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности
Направления Планируемые результаты: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. − ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; − элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; − первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; − первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; − знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Направления Планируемые результаты: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) − ценностное отношение к природе; − первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; − элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; − первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; − личный опыт участия в экологических инициативах, проектах
VI. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы . Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.
Используемые диагностики - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской) - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»; - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.
Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное воспитание...
Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды
Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...
статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"
Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской азбу...
Презентация к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"
Приложение к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"...
Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
статья подготовлена для семинара...
Статья "Духовно - нравственное воспитание с первых дней ребёнка в школе"
Статья "Духовно - нравственное воспитоание с первых дней ребёнка в школе" рассказывает как создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исто...