Статья Духовно-нравственное воспитание
статья (4 класс)

Анненкова Ирина Владимировна

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из  задач деятельности начальной школы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление по теме:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание  учащихся начальной школы»

Учитель начальных классов:

 Сергеева Н.И.

2014г

Духовно-нравственное развитие и воспитание  учащихся начальной школы

В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования  должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Программа духовно-нравственного развития и воспитания начальных классов нашей школы реализуется в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с другими субъектами социализации – социальными партнерами школы.

Цель:  создание системы  формирования духовно-нравственных ориентиров  для жизненных выборов, развитие способности сделать верный выбор в начале жизненного пути. 

Направления духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся:

1) Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2) Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3) Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4) Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5) Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание)

6) Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).                                    

Усиление воспитательной функции невозможно без совершенствования содержания форм и методов взаимодействия сотрудничества детей и взрослых.

Накопление нравственного опыта поведения учеников происходит с  опорой на наглядные представления или на воспроизводимые в сознании образцы поведения идеала. Система сюжетно-ролевых игр способствует освоению учащимися начальных классов нравственных ценностей, давая необходимые представления о различных вариантах действий  и поступков.

Формы внеурочной работы с детьми:

  • Экскурсии, целевые прогулки, туристические поездки.
  • Детская благотворительность.
  • Социальные проекты.
  • Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
  • Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия).
  • Организация спортивных соревнований, праздников.
  • Проведение совместных праздников школы и общественности.
  • Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания.
  • Рукоделие и все виды творческой художественной деятельности детей.

Создание воспитывающей среды:

Важную роль в духовно-нравственном воспитании играет личность самого учителя, «его позиция и образ: эмоциональность, ответственность, педагогическая любовь, педагогический оптимизм». (А. С. Макаренко).

Создание воспитывающей среды, культуры общения, школьных традиций, формы одежды, школьного пространства (стенды, эстетическое оформление и др.) духовно-нравственного воспитания и развития учащихся является одной из  задач деятельности начальной школы.

В классах и рекреациях школы организованы подпространства, оформление стен, стенды и стенгазеты,  позволяющие учащимся:

Изучать и осваивать:

  • символы российской государственности и символы родного края, района;
  • общенациональные, муниципальные и школьные праздники;
  • историю, культурные традиции,
  • афоризмы о нравственности и др.,
  • цитаты ученых, художников, писателей и поэтов, композиторов и музыкантов Родины,
  • портреты национальных героев и краткие данные  о них (олимпийские чемпионы, герои страны, нобелевские лауреаты и др.)

Узнавать:

  • достижения учащихся и педагогов школы;
  • выпускников школы, которыми она гордится;
  • связи школы с социальными партнерами;
  • Ощущать  гордость быть учеником, учеником  данной школы, жителем района, населенного пункта, страны
  • баннеры над входом в школу  

«Я горд и счастлив, что живу в России,

Я рад тому, что здесь учусь!» 

«Здесь учился Алексеенко, ..»

  • стенды в коридорах школы, в кабинетах, в залах (например: «Образование – путь к успеху», «Твой образ жизни определяет твое здоровье» и др.)
  • Осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами (например, тематически оформленные рекреации, используемые в воспитательном процессе);
  • выставки, экспозиции работ (гармонии, эстетические ценности красоты)
  • ценности здорового образа жизни (например, наличие специально- оборудованного спортивного залов и т.п.);
  • демонстрировать опыт нравственных отношений в урочной и внеурочной деятельности (например, школьные праздники, культурные события, социальные проекты).

Портфолио выходного дня: результат взаимодействия родителей,  учащихся и учителей.  Программа реализуется посредством посещения в выходные дни ребенка с семьей  музеев, архитектурных и исторических достопримечательностей города, интересных зданий, улиц, памятников, вечного огня,   выставок и т.п. Результаты посещений отражаются в личных  работах учащихся (самостоятельные работы учеников, работа учеников с родителями, консультации с учителями-предметниками и классными руководителями). Работы носят самый разнообразный  творческий характер – рисунки, поделки, фото, мультимедийные презентации, рассказы, сочинения и другое, которые представляются ими в качестве выставки в кабинете и коридоре школы, на уроках, классных часах, на совместных с родителями мероприятиях. В конце учебного года проводится Фестиваль «Портфолио выходного дня».

Проекты

Социальные проекты

В начальной школе проводятся и социальные проекты по направлениям воспитания (например, помощь ветеранам, очистим нашу реку, операция БУНТ, шефство в младшем классе и т.п.).

Проект  может включать  следующие разделы:  

  1. название (понятное   детям);
  2. ценностные основания, которые воплощены в проекте;
  3. основные события и  механизмы реализации проекта;
  4. участники проекта с указанием того – кто, что и когда делает (что  делают ученики? что делают педагоги? что делают родители?);
  5. результаты проекта, способ оценки результата;
  6. способ хранения  информации о проекте,  оформление.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Что изменится

Каким образом фиксируем, замеряем

  • уровень сформированности духовно-нравственной культуры учащихся; готовность родителей к активному участию в учебно-воспитательном процессе;
  • активное использование воспитательного потенциала регионально-культурной среды в процессе духовно-нравственного воспитания личности;
  • диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана);
  • диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика  А.С. Прутченкова);
  • изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской);

  • приоритетность и общепризнанность в школьном коллективе ценностей гуманизма, уважения к своей «малой родине», толерантного отношения друг к другу, милосердия, готовности прийти на помощь, путем активного вовлечения младших школьников в ученическое самоуправление;
  • развитость нравственно-духовного компонента в преподавании учебных дисциплин;
  • приобщение детей к здоровому образу жизни; проявление готовности к добросовестному труду в коллективе.

  • диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой);
  • диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана);
  • диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой);
  • письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?», «Что вам нравится в мальчиках и девочках?»;
  • диагностический диспут по этическим проблемам добра и зла (обсуждение статей, отрывков и художественных произведений, сказок);
  • диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной);
  • диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования

Слайд 2

Программа духовно-нравственного развития и воспитания учащихся направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Слайд 3

Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся содержит шесть разделов: 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников. 2. Основные направления духовно-нравственного развития учащихся младших классов. 3. Содержание духовно-нравственного развития учащихся начальной школы. 4. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию учащихся. 5. Планируемые результаты духовно-нравственного развития учащихся. 6. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников.

Слайд 4

Цель программы: создать социально-педагогические условия для воспитания, развития и становления личности младшего школьника способного сознательно выстраивать отношение к себе, своей семье, обществу, государству, Отечеству, миру в целом на основе принятых моральных норм и нравственных идеалов. I. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Слайд 5

Формирование способности к непрерывному образованию, самовоспитанию и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше». Создание общешкольной атмосферы любви, взаимопонимания и взаимопомощи. Развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей. Формирование личности, уважающей историю своего народа, способную к толерантному взаимодействию с окружающей действительностью. Ориентирование семьи на духовно-нравственное воспитание детей, укрепление авторитета семьи Задачи:

Слайд 6

Портрет будущего выпускника – гражданина России Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними. Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Владеющий основами умения учиться. Любящий родной край и свою страну, не разделяющий мир на чужих и своих. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение, принимающий решения с учётом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать. Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

Слайд 7

II. Основные направления духовно – нравственного развития обучающихся начальных классов Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Воспитание нравственных чувств и этического сознания. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни . Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание). Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Слайд 8

III. Содержание духовно-нравственного развития и воспитания учащихся Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, в котором данные ценности будут реализовываться в практической жизнедеятельности: в содержании и построении уроков; в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка; в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся; в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла; в личном примере ученикам.

Слайд 9

Социально открытое пространство нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов: Принцип ориентации на идеал. Принцип следования нравственному примеру. Принцип диалогического общения. Принцип полисубъектности воспитания. Принцип индивидуально-личностного развития. Принцип интегративности. Принцип социальной востребованности воспитания.

Слайд 10

Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик с помощью следующих инструментов : УМК «Гармония» Социальные проекты Создание среды школьного пространства Целевые программы

Слайд 11

IV. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся Основными задачами в работе с родителями являются: развитие у родителей способности оказывать поддержку; развитие конструктивных способов взаимодействия; поиск новых конструктивных способов разрешения конфликтных ситуаций; увеличение взаимной открытости; улучшение понимания родителями собственного ребенка, особенностей и закономерностей его развития.

Слайд 12

Система работы школы по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся младшего школьного возраста основывается на следующих принципах: совместная педагогическая деятельность семьи и школы , в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ; педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей ; опора на положительный опыт семейного воспитания .

Слайд 13

Формы взаимодействия семьи и школы: родительские собрания и конференции; индивидуальные консультации; родительский лекторий; информационные уголки для семьи и родителей (выставки, классные уголки для родителей, доска объявлений) и вставка на сайте школы; недели открытых дверей

Слайд 14

V. Планируемые результаты духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования Направления Планируемые результаты: Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека − ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, − государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему − поколению; − элементарные представления об институтах гражданского общества, о государственном устройстве и социальной структуре российского общества, наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга; − первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры; − опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; − опыт социальной и межкультурной коммуникации; − начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.

Слайд 15

Направления Планируемые результаты: Воспитание нравственных чувств и этического сознания − начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; − нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; − уважительное отношение к традиционным религиям; − неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; − способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; − уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; − знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним

Слайд 16

Воспитание нравственных чувств и этического сознания − начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп; − нравственно - этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; − уважительное отношение к традиционным религиям; − неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации; − способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей; − уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим; − знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним Направления Планируемые результаты: Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни − ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие; − ценностное и творческое отношение к учебному труду; − элементарные представления о различных профессиях; − первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; − осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового; − первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; − потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности; − мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности

Слайд 17

Направления Планируемые результаты: Формирование ценностного отношения к семье, здоровью и здоровому образу жизни. − ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; − элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека; − первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности; − первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества; − знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Слайд 18

Направления Планируемые результаты: Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) − ценностное отношение к природе; − первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе; − элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики; − первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства; − личный опыт участия в экологических инициативах, проектах

Слайд 19

VI. Критерии эффективности функционирования Программы духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников Важнейшим показателем эффективности функционирования Программы духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников является нравственное развитие ребенка и становление личностных характеристик выпускника начальной школы . Объективная оценка определяется социологическими и психолого-педагогическими исследованиями (наблюдение, анкетирование, тестирование обучающихся, родителей и педагогов). Наиболее информативными методами диагностики являются: беседа, наблюдение, тестирование, анкетирование, социометрия, ранжирование, недописанный тезис, рисуночный тест, ситуация выбора.

Слайд 20

Используемые диагностики - диагностика уровня воспитанности школьника (методика Н.П. Капустиной, Л. Фридмана); - диагностика межличностных отношений «Настоящий друг» (методика А.С. Прутченкова); - изучение представлений учащихся о нравственных качествах «Незаконченная история, или мое отношение к людям» (методика Н.Е. Богуславской) - диагностика уровня товарищества и взаимопомощи (методика С.Г. Макеевой); - диагностика и исследование нравственной сферы школьника «Что такое хорошо и что такое плохо?» (методика Г.М. Фридмана); - диагностика эмоционального компонента нравственного развития (методика Р.Р. Калининой); - письменный опрос-диагностика «Какие качества вы цените в людях?»; - диагностика осознанности отношения к собственному здоровью (методика М.А. Тыртышной); - диагностика осознанности гражданской позиции учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. Духовно-нравственное воспитание в младшем подростковом возрасте.

Костромина Ольга ВладимировнаУчитель начальных классовГБОУ СОШ № 121 г. Санкт-ПетербургДуховно-нравственное  воспитание в младшем подростковом возрасте. Духовно-нравственное  воспитание...

Статья. Духовно – нравственное воспитание на основе формирования событийной среды

Задачей любого классного руководителя является организовать совместное творчество детей, родителей и педагога, которое помогало бы каждому осознать духовно-нравственноевоспитание как самоценность.Соде...

статья "духовно-нравственное воспитание детей через образы букв русской азбуки"

Доклад на конференции I Межрегионального фестиваля старообрядческой культуры "Белая Гора" в г. Белокурихе (июнь 2012г) "Духовно-нравственное воспитание детей через образы букв древнерусской  азбу...

Презентация к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"

Приложение к статье "Духовно - нравственное воспитание младших школьников"...

Статья "Духовно - нравственное воспитание с первых дней ребёнка в школе"

Статья "Духовно - нравственное воспитоание с первых дней ребёнка в школе" рассказывает как создать условия для развития и воспитания личности младшего школьника на основе нравственных ценностей и исто...