Формирование информационной грамотности
статья
Статья о формировании информационной грамотности младших школьников средствами музейной педагогики
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о формировании информационной грамотности младших школьников | 20.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Татьяна Александровна Игуменова
учитель начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №46»
города Курска
Формирование информационной грамотности младших школьников через использование музейной педагогики
В условиях постоянно растущего потока информации человеку необходима способность ориентироваться в ситуации (профессиональной, учебной, бытовой), выбирать и реализовывать на практике адекватные способы получения информации, то есть быть информационно грамотной личностью.
Особую важность для формирования информационной грамотности как составляющей информационной культуры личности представляет младший школьный возраст, так как именно в этот период происходит активизация развития познавательных способностей, формирование содержательных обобщений и понятий, мировоззренческих убеждений.
В Федеральном государственном образовательном стандарте названы метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования. Сказано, что метапредметные результаты должны отражать:
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, передачи информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Кроме того, отмечается, что предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: умение самостоятельно выбирать интересующую литературу: пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Таким образом, информационная грамотность в новом образовательном стандарте рассматривается как компонент метапредметных и предметных результатов.
Рассмотрим формирование основ информационной грамотности через внеурочную деятельность.
Самой приемлемой формой познания мира для младших школьников являются экскурсии, которые несут огромное количество информации. Но важно, чтобы информация не просто была прослушана, а чтобы она запоминалась, пополняла копилку знаний человека. Значит для этого нужно каким-то образом её подать.
8 августа 2011 года в нашей школе был открыт музей традиционной культуры Курского края. Это музей краеведческого профиля. Экспонаты, собранные в музее представляют историческую и культурную ценность. Экспозиция музея представлена 7-ю разделами:
- «Традиционный костюм Курской области»;
- «Предметы крестьянского быта»;
- «Старинные орудия труда»;
- «Народные промыслы Курского края»;
- «Русские народные музыкальные инструменты»;
- «Надежда Плевицкая – «золотой» голос Курского края»;
- «Сохраняя традиции старины».
Руководят музеем заместители директора по учебно-воспитательной работе Ворожцова Ирина Геннадьевна и Рудзик Елена Евгеньевна. Знакомство посетителей музея с культурой нашего края проходит в форме интерактивных экскурсий, внеклассных мероприятий, концертных гостиных, которые руководители музея вместе с педагогами школы и учащимися разрабатывают с учётом возрастных особенностей аудитории, чтобы информация была доступна каждому. Ежегодно в рамках работы музея на базе школы проводятся традиционные фольклорные праздники «Осенние посиделки», «Святочные игрища», «Встреча весны», «Широкая Масленица», «Радуга поколений» и др. с привлечением дошкольных и общеобразовательных учреждений, жителей микрорайона. Таким образом, школьный музей играет большую культурно-просветительскую роль.
В 2015 году на базе музея начало работу детское объединение «Юный экскурсовод».
Целью объединения является формирование интереса к экскурсионной деятельности, изучению истории родного края, воспитание патриотизма подрастающего поколения.
Учащиеся, которые занимаются в данном детском объединении, анализируют большое количество информации. Для разработки экскурсий они учатся отбирать, обобщать, адаптировать информацию к возрастным особенностям аудитории. Уже имеют место попытки создания юными экскурсоводами своих собственных экскурсий, которые разрабатываются ими индивидуально. Вместе с тем наши экскурсии мы стараемся сделать необычными. Так, обзорная экскурсия по музею разработана в народном стиле в форме сказочного сна, в котором учащиеся и становятся экскурсоводами. Игра «В гостях у славян» позволяет каждому экскурсанту поучаствовать в играх, танцах, прикоснуться к музыкальным инструментам, а, следовательно, и лучше запомнить особенности быта и досуга далёких предков. 2016-2017 учебный год стал дебютным для нашего детского объединения, мы впервые представили на суд публики разработанные мероприятия. Посещали наш музей учащиеся школы, их родители и педагоги. Весной на конкурсе визитных карточек школьных музеев в рамках недели краеведения мы обменялись опытом с юными экскурсоводами других школ города и планируем с ними сотрудничать, передавать, получать, сохранять накопленные знания, а значит становиться информационно грамотными.
Используемая литература и интернет - источники:
1. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс //Начальная школа. - 2008. - №1.
2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. – М., 2010.
3. Прохорова С.Ю., Хасьянова Е.А. Как измерить сформированность информационной компетентности выпускников начальной школы? // Начальная школа плюс: До и После. - 2010. - № 5.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.
5. http://ior.edu.ru/ (Федеральный центр цифровых образовательных ресурсов)
6. http://www.ifap.ru/projects/infolit.htm (Информационная культура, информационная грамотность и компьютерная компетентность)
7. http://www.mediagram.ru/ (Информационная грамотность и медиаобразование)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование информационной грамотности младшего школьника
Форирование информационной грамотности младшего школьника. Материал содержит презентацию , текстовый документ , в котором рассматривается понятие "информационная грамотность",какое отражение данная те...
Формирование информационной грамотности младших школьников
В современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, необходимо иметь навыки работы с информацией, основы которых должны быть зал...
Тесты на формирование информационной грамотности
Для информационной грамотности используются различные прежде всего тексты, различающемся по формату (сплошные, несплошные, смешанные и составные) и по описанию (повествование, рассуждение, толко...
Формирование информационной грамотности в начальной школе
Раскрывается понятие «информационная грамотность», описаны направления формирования информационной грамотности учащихся....
Формирование информационной грамотности младших школьников
Актуальность данной проблемы заключается в том, что в современном обществе человеку приходится иметь дело с огромными потоками информации. Чтобы не «затеряться» в этом потоке, не...