Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка
презентация к уроку по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Педагогика должна ориентироваться не на вчерашний, а на завтрашний день детского развития. Только тогда она сумеет в процессе обучения обучать ребенка». Л.С. Выготский
филиал МКОУ «СОШ пгт . Нема» «НОШ д.Слудка» «Формирование информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка » Лоскутова Надежда Егоровна Учитель начальных классов
ФГОС
"информационная грамотность» совокупность умений работы с информацией (сведениями).
Актуальность извлекать информацию, перерабатывать информацию для получения необходимого результата преобразовывать информацию из одной формы в другую; уметь перерабатывать информацию
Теоретическая основа В.И. Варченко В.А. Каймин А.Л. Семенов А.А.Дуванов В.Ю. Милитарев Ю.А. Первин И.М. Яглом
Цель создать оптимальные условия для формирования информационной грамотности младших школьников на уроках русского языка. Задачи • на этапе принятия учебной задачи-…. • на этапе поиска информации-… ; • на этапе обработки информации-… ; • на этапе хранения информации-… .
Формирование информационной грамотности на уроках русского языка • информационного поиска в разных источниках • логической обработки информации; • кодировки; • хранения.
По текстовой информации учебника • найти • проанализировать • перекодировать • сохранить полученные знания
Способы запоминания информации Запоминание с помощью рифмы Правило про безударную гласную: Если буква гласная вызвала сомнение, Ты ее немедленно ставь под ударение.
Способы запоминания информации Запоминание с помощью движений Изменение существительных по падежам (игра с движениями): Есть (киваем) – кто, что. Нет (мотаем головой) – кого, чего. Подошел (пальчиками одной руки делаем шаги по ладошке другой) – к кому, чему. Вижу (смотрим вдаль из-под руки) кого, что. Доволен (ласково гладим свой животик) кем, чем. Думаю (глубокомысленно приставляем пальчик ко лбу) о ком,о чём.
Способы запоминания информации Запоминание с помощью ассоциаций а) Цвета радуги с помощью «волшебной фразы»: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан». б) Образы орфограмм через графические символы: безударная гласная (плачущее личико); парная согласная (парочка прямоугольников, шагающих парой, взявшись за руки); непроизносимые согласные (цветочек с двумя головками на одной ножке)
Задания на наблюдение, описание, сравнение объектов Технологическая цепочка обучения приемам описания и сравнения : 1) Описание объекта наблюдения в произвольном порядке 2) Выявление набора качественных характеристик для описания объекта 3) Описание объекта в заданной форме 4) Знакомство с технологией сравнения 5) Отработка приема сравнения в игровой, устной и письменной формах
Задача-« данетка » (по методике В.В. Дубининой) Цель: научить перечислять все возможные характеристики неживого предмета (размер, цвет, форма, особенности поверхности, материал, назначение, упругость и т.п.). – Что у меня спрятано в руке (коробочке, конверте и пр.)? Например: – Этот предмет маленький? (Да.) – Он твердый? (Да.) – Его можно есть? (Нет.) – Им можно открыть дверь? (Нет.) – Им можно писать? (Да.) – Он длинный? (Нет.) – Он круглый? (Да.) - Он белый? (Да.) – Им пишут на доске? (Да.)
Описание-загадка Цель: попытаться соединить фразы, характеризующие исследуемый предмет, в монологическое его описание . – Этот предмет небольшой, круглый. Он разноцветный. На ощупь он мягкий, упругий. Он сделан из резины. Он умеет хорошо прыгать. Им играют дети . Контрольные умения : • умение давать максимально подробное описание рассматриваемого предмета; • умение угадывать предмет по его описанию .
игра « Цветик-семицветик » размер (Р); форма (Ф); цвет (Ц); особенности поверхности (П); материал (М); назначение (Н).
Сочинения-загадки по заданному алгоритму Цели: развивать умение составлять сочинение-загадку для предметов; учить детей планировать и изменять порядок высказывания об объекте наблюдения. Задание ученику: написать сочинение-загадку по любому из алгоритмов, представленных в виде « цветиков-семицветиков ».
Сочинения-описания объекта по алгоритму (плану) Цели: развивать умение составлять сочинение-описание для предметов; учить детей планировать и изменять порядок высказывания об объекте наблюдения. Задание ученику: рассмотреть и ощупать руками стол, за которым он сидит, составить и записать описание стола по любому из алгоритмов, представленных в виде « цветиков-семицветиков »
Технология сравнения Технологическая цепочка: наблюдение – описание – сравнение
Прием сравнения Игра «Я загадала животное» Описание-загадка Р – размеры Ф – форма тела – Л, К, М, У, Т, Х... (Л – лапы, К – копыта, когти, М – мордочка, У – уши, Т – туловище, Х – хвост ) П – поверхность тела – Ш, П, Ч, К... (Ш – шерсти, П – перьев, Ч – чешуи, К – кожи) Ц – цвет …(шерсти, кожи, перьев) Е – еда, способ питания О – место обитания … … Кто это?
Составление подробной характеристики • чем питается; • где обычно обитает, строит ли жилье; • как проводит зиму; • что умеет делать, какие издает звуки; • как относится к своим соплеменникам (живет одиночно или группами, стаями, колониями и пр.); • другие характеристики.
Дистанционные курсы «Формирование информационной культуры младших школьников, осваивающих Федеральные государственные образовательные стандарты»
Результативность
Результативность
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выпускная квалификационная (дипломная) работа на тему: «Психолого-педагогические условия формирования орфографической грамотности младших школьников на уроке русского языка».
Работа состоит из двух частей теоритической ( анализ литературы) и практической(эксперементальная работа)...
Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ, как планируемый результат обучения младших школьников...
Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности с целью формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка
В статье предлагаются дидактически и игровые методы и приёмы по формированию у учащихся начальной школы функциональной грамотности на уроках русского языка...
Мастер – класс «Приемы и методы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения»
Цель: познакомить слушателей с приёмами и методами формирования функциональной грамотности на уроках русского языка и литературного чтения у младших школьников.Задачи:раскрыть содержание ма...
Приемы формирования функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения
Трансформация в современном мире находят свои отражен в обучения и воспитания. Требуется пересмотра целей, результатов образования, методов преподавания, систем оценки достигнутых результатов. Совреме...
Статья "Формирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения"
Фомирование функциональной грамотности младших школьников на уроках русского языка и литературного чтения...