СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЁТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
статья на тему

Холостых Ирина Алексеевна учитель начальных классов

Тема: средства наглядности и их использование при обучении устному счёту в начальных классах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sredstva_naglyadnosti.docx255.89 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЁТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1 Особенности восприятия в начальных классах.

1.2 Принцип наглядности в обучении

1.3.  Значение средств наглядности при обучении математике в начальных классах

2. ПРОЦЕСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИУСТНОМУ СЧЕТУ  В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1 Опыт учителей по использованию наглядных пособий на уроках математики в начальных классах

2.2. Организация работы по использованию средств наглядности в процессе обучения устному счету в начальных классах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. С недавних времен обосновалось новое понимание основной цели образования в обществе. Педагог первоначально  обязан позаботиться о моделировании у ученика способности к саморазвитию, которая должна обеспечит интеграцию личности в национальную и мировую культуру. В связи с этими изменениями в “Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы” придается огромное значение совершенствованию методов обучения. Одним из главных компонентов полной методической системы обучения являются - методы обучения. Цели обучения играют  главную роль среди компонентов методики. Пересмотрение целей обучения повлекло за собой заметные изменения методов обучения. Это отразилось в том, что для школы были созданы новые учебники, создается новая система средств обучения, разработаны новые методики,

Достигаемые цели при обучении математике:

  1. обучение учебно-познавателной деятельности
  2. формирование личностных качеств каждого ученика.
  3. формирование картины мира.

В дидактике не существовало никогда конкретного разграничения понятий закономерности, закона, , принципа и правила, однако ходе некоторых исследований было доказано, что происходит изменение содержания принципов, в результате чего появляются новые принципы, отражающие новые требования общества к обучению.

Принципы обучения связаны между собой и дополняя друг друга, образуют некую единую концепцию дидактического процесса, которую можно представить как систему, составляющими компонентами которой они являются. Но все ли принципы и в любом ли сочетании могут входить в данную систему? На какой основе может быть построена внутренне не содержащая противоречия система принципов обучения?

Я.А. Коменский следуя своей идеи утверждал что природосообразность обучения является основой таких принципов. Иначе изучал А. Дистервег. Он считал, что суть природосообразности состоит в соответствии с процессом обучения естественному ходу развития ребенка.

К.Д.Ушинский наиболее обширно сформулировал принцип обучения. Так, обучение должно быть своевременным и постепенным, должно вестись в соответствии с личными качествами ребенка, всячески развивать активность и самодеятельность. преподавание предмета должно быть рассчитано на то, что бы "молодые силы" могли понять его.

Благодаря анализу неоднократных попыток разработать систему дидактических принципов стало возможным выделить в качестве главных следующие принципы: наглядность, сознательность и активность.

Повышение производительности учебно-воспитательного процесса достигается за счет рациональной организации труда детей и учителя, повышения мотивации, применение полезных и активных приемов обучения, применение современных технических средств и наглядных пособий, дисциплинированности, хорошо налаженной обратной связи

Все это помогает также решать различные проблемы, возникающие в ходе учебно-воспитательного процесса. Актуальной проблемы в наше время является проблема повышения качества  знаний, умений и навыков. Данная проблема стоит перед педагогами довольно давно. Для достижения данной цели педагоги  прибегают к различным методам, приемам и средствам работы с учащимися.

Одним из главных средств в работе с младшими школьниками является использование наглядности. Изучением и применением методов наглядности занимались Жан-Жак Руссо, Песталоции, К.Д. Ушинский, Л.Н.Толстой, В.П. Вахтеров и др.

Метод наглядности является одним из главных частей  целостной системы обучения, помогающая  ученикам в начальных классах качественнее усвоить изучаемый материал на более высоком уровне.

Исходя из этого  цель нашего исследования: изучить средства наглядности и их применение для повышении знаний умений и навыков учащихся в начальных классах.

Объект исследования - процесс обучения математике в начальных классах.

Предмет исследования – применение средств наглядности на уроках математики в начальных классов.

В связи с этим выдвигается гипотеза, что только при правильном применении средств наглядности повышается качество знаний, умений и навыков.

Исходя из цели, гипотезы нашего исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме исследования.
  2. Выявить влияют ли  средств наглядности на качество усвоения знаний, умений и навыков, учащихся 2 класса и разработать систему наглядных пособий для использования их на уроках математики при обучении устному счету.

Методологической основой исследования явились философские и психологические теории развития личности Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, И.И. Резвицского, концепция формирования умственной деятельности П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, основные положения теории учебной деятельности В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, принцип ведущей роли обучения в развитии учащихся Л.В. Выготского, Л.В. Занкова.

База исследования. Выборку исследования  составили учащиеся младшего школьного возраста  МБОУ ООШ № 2 города Старый Оскол.

Структура работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя введение, две  главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

Во введении обосновывается актуальность выбранной темы исследования, определены ее цели, гипотеза, объект  и предмет  исследования.

В первой главе «Теоретические аспекты исследования принципа наглядности при обучении математике в начальных классах» дана характеристика особенностей восприятия в обучении начальных классов, определено понятие принципа наглядности в обучении, описано значение средств наглядности при обучении математике в начальных классах.

Во второй главе «Процесс использования средств наглядности при обучении устному счету в начальных классах» изучен  опыт  работы по использованию наглядных пособий на уроках математики, проведена организация работы использованию средств наглядности в процессе обучения устному счету в начальных классах.

        В заключении сделаны выводы по проделанной работе.

Библиографический список литературы включает ----- источника.

Объем работы составляет ____ страницы.


I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ  ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИНЦИПА НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ МАТЕМАТИКЕ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

1.1 Особенности восприятия в начальных классах

Восприятие – это основной процесс чувственного отражения человеком познавательной действительности, предметов и явлений окружающего мира при непосредственном их воздействии на его органы чувств. Для того чтобы воспринимать предметы, воздействующие, например, на ощущения человека, воспринимающий уже должен обладать каким – то соответствующим опытом. В восприятии человеком чего–либо огромную роль играет речь – то слово, которым назван предмет.

Ребенок с рождения не обладает умением воспринимать что-либо, даже те простые предметы, находящиеся перед ним. На ранних этапах развития восприятие ребенка не совершенно: образы воспринимаемых объектов отличаются смутностью и не четкостью. [11]

Невзирая на то, что ребенок уже с первых дней своей жизни может смотреть на предметы, чувствителен к звукам, в том числе и к голосам людей, его надо учить смотреть, рассматривать, слушать и понимать то, что он воспринимает. Механизм восприятия уже заложен в нем, но пользоваться им ребенок еще не умеет. О недостаточной дифференцированности восприятия говорят многочисленные опыты.

Пути формирования умения наблюдать и воспринимать различны. Несмотря на различные методические рекомендации, все мнение исследователей сходятся в одном – ребенка следует систематически и терпеливо учить восприятию. Учитывая особенности школьников в начальных классах, психологи рекомендуют, использовать различные виды дидактического материала и наглядных пособий при обучении. [5]

Опираясь на большую доступность маленьким детям чувственного познания, возникает необходимость применении при обучении разные виды наглядных пособий. Рассказывая о животных, буквах, знакомя детей с цифрами,  действиями над ними, создавая представления о природе,  учитель обязан применить огромное количество различной  наглядности. Например: листья, овощи и фрукты,  фото, картинки,  открытки, схемы, диаграммы, таблицы. Применение средств наглядности помогает сформировать у ребенка верное представление о изучаемом предмете и явлении. Опираясь на исследования ученых, можно сказать, что при применении наглядных средств обучения для достижения большего эффекта учителю необходимо комментировать предмет или его изображение так как всякая наглядность демонстрирует какой-то единичный предмет, но единичные предметы всегда имеют свои особенные, присущие только данному экземпляру признаки. [19]

Именно проговаривание демонстрируемых предметов позволяет детям увидеть в каждом объекте именно то, что является главным и общим признаком для всех данных предметов.

Однако с помощью  речи выделяются  не только признаки или части предмета, но и характеризуется особенности и признаки каждого  предмета в целом. Объединение чувственного и словесного метода  необходимо, для того чтобы дети научились в общем видеть частное, а через части – целое. Однако, долго останавливаться на применении наглядности на уроке не следует, так как это задерживает переход ребенка к самостоятельному созданию образа предмета. Определенные психические процессы у ребенка лежат в основе применения аудио и видео технических средств.

Учитель внедряет в класс раздражители,  сильно влияющие на органы чувств учеников, переформировывая все их психические функции. Принимающие участия в действии восприятия слуховые и зрительные анализаторы способствуют получению более  точных представлений об изучаемых вопросах.

Для достижения цели в обучении необходимо, чтобы в процессе восприятия участвовало как можно больше видов восприятия. Комбинированные зрительно-слуховые виды восприятия стоя на первом месте по эффективности применения технических средств, затем следуют зрительные и, лишь потом слуховые. Ученик воспринимает информацию передаваемую с помощью технических средств обучения, как мощный поток   необычной информации, обеспечивающий эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению.

Несмотря на то, что весь анатомо-физиологический аппарат, к работе готов уже на первом году жизни ребенка, однако нужна длительная и работа по обучению детей рациональным способам чувственного познания окружающей действительности.

В процессе обучения необходимо использовать чувственное познание и самого ребенка, при этом необходимо руководить восприятием, упражнять ребенка в анализе предмета с целью его более полного, осмысленного и целостного восприятия.

Известный ученый – психолог Л.С. Выготский предлагал различать два уровня развития возможностей ребенка. То, что ребенок понимает и делает сам - это "реальный уровень" развития, а то, что он может делает с помощью взрослого - это "ближайший уровень развития". Опираясь на данное положение, можно сказать, что реальным уровнем развития ребенка начальных классов  является наглядно-действенная умственная деятельность, которая основывается на восприятии выполненных практических задач с предметами, а наглядно-образная, затем словесно-логическая умственная деятельность являются зоной ближайшего развития. Исходя из этого следует что при обучении детей начальных классов, необходима четкая последовательность в использовании средств обучения.

Принимая во внимание результаты исследований ученых о том, что у учащихся начальных классов преобладает непроизвольное внимание, что однообразная работа приводит к утомлению ребенка. Необходима смены вида деятельности, которая должна быть игровой.  Обучение учеников начальных классов должно быть занимательным, ярким и интересным, но одновременно с этим обеспечивать глубокое усвоение изучаемого материала на уроке. Одним из главных средств, для достижения данной цели служит правильно применение наглядности.

Изначально ученики начальных классов лучше запоминают наглядный материал: предметы, которые окружают ребенка и с которыми он вступает во взаимодействие, изображения животных, людей, природы. Эффективность запоминания данного материала выше, чем запоминания словесного.

Исходя из последних исследованиях психологов отмечают, что наглядные средства обучения должны точно передавать  признаки и свойства объектов и предметов, изучаемых в данный момент, т.к. остальное отвлекает внимание детей. Из чего следует, что наглядный материал не должен быть чрезмерно броским, и ярким и с лишними деталями, при этом пособие должно появляться только в период работы с ним, после чего его следует убирать.

В итоге ребенок получает богатый чувственный опыт, приобретает умение его расширять и углублять свое умственное познание. учится воспринимать окружающий мир в большом многообразии его предметов и явлений, уметь применять это в своей умственной деятельности.

1.2 Принцип наглядности в обучении

Принцип наглядности это один из известных и интуитивно понятных принципов обучения, применяющихся с давних времен. Привлечение различных наглядных средств в процессе обучение и есть принцип наглядности. Сущность его заключается в том, что бы обогатить учащихся некоторым познавательным опытом, который необходим для полноценного овладения абстрактным явлением.  Обоснование принципа наглядности  получено ни так уж давно.

Ян Амос Коменским (1592 - 1670) один из первых теоретически  обосновал и более подробно раскрыл принцип наглядности, в основу которого входит чувственный опыт. Он назвал принцип наглядности «золотым правилом» дидактике, согласно которому в процессе обучения необходимо задействовать  все органы чувств ребенка. Ян Амос Коменский отмечал, что «если мы намерены вкладывать в учащихся истинные и достоверные знания, то нам стоит стремится к обучению с помощью личного наблюдения и чувственной наглядности каждого учащегося».

Наглядность можно очень четко применять в обучении математике, так как здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, которая, при правильном применении, приводит к развитию абстрактного мышления. [28, с.70]

Я.А. Коменский более тщательно обосновал и расширил имеющийся уже к тому времени некоторый практический опыт наглядного обучения, применил широко наглядность на практике, обогатив  свои учебники рисунками.[10]

Вслед за Коменским большое внимание принципу наглядности уделял и Жан-Жак Руссо (1712 - 1778). Основу дидактике видит он в развитии у учащихся самостоятельности, умении наблюдать. Все должно быть представлено восприятию ребенка с максимальной наглядностью. По его мнению, наглядность – сама природа, сами жизненные факты, с которыми ребенок непосредственно знакомится. [10]

Более глубокое, чем у Я.А. Коменского обоснование наглядности дал Иоганн Генрих Песталоцци (1746 - 1827). Он считал, основой преподавания должна быть наглядность. Без её применения  нельзя достичь верных представлений об окружающем мире и  невозможно развивать мышление и речь ребенка.

Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский (1824 - 1870), предал огромное значение принципу наглядности, приняв за основу психологические особенности детского возраста. по словам К.Д. Ушинского обучение. строящиеся не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринятых ребенком и есть наглядное обучение.[33, с. 70]

Образовательная и воспитательная работа в начальных классах работа в начальных классах должна учитывать развития каждого ребенка и  исходить из требований школьной педагогики и дидактики. В соответствии с этими требованиями обучение детей опирается на непосредственное восприятие действительности, что особенно важно в начальных классах.

Познание окружающего мира в начальных классах основывается на активном участии различных анализаторов: зрительных, слуховых, осязательных, двигательных. К.Д. Ушинский отмечал, что ребенок мыслит ощущениями, отсюда острая необходимость наглядного обучения для детей, которая строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых ребенком. Утверждение К.Д.Ушинского подчеркивает закономерность, лежащую в основе развития детей в начальных классов.

В обучении математике начальных классов первостепенное значение имеет наглядность, которая предусматривает психологические особенности детей в начальных классах и служит основой для развития понятийного мышления.

Дидактический материал используемый на занятиях по математике  в большей степени помогает обеспечить принцип наглядности. Очень важно, чтобы применяемый наглядный материал и действия с дидактическим материалом работали в совокупности и  сочетались с деятельностью познания. Иначе  дидактический материал будет бесполезен, а иногда может повернуть процесс в отрицательное направление, отвлекая учащихся.

К.Д. Ушинский характеризуя принцип наглядности, указывал, что наглядность отвечает всем психологическим особенностям учащихся, и что единственным источником знаний является “опыт, передаваемый нам с помощью органов  наших чувств”.

Ушинский внес много нового принцип наглядности: он дал конкретное обоснование принципа наглядности. В его концепции нет переоценки наглядности, которая характерна для Коменского, и нет того формализма и педантизма, которые свойственны Песталоцци. Ушинский уделил огромное внимание и определил надлежащее ей место в процессе обучения.

Ушинский внес огромный вклад в методику наглядного обучения, которую раньше создали Коменский, Песталоцци, Дистервег. Он разработал точные указания которые относятся в частности к объяснению изучаемого материала по картинкам. Ушинский утверждал, что применяемый для беседы наглядный материал следует оставлять в классе для закрепления и повторения материала, полученного с помощью беседы, рассказа и так далее. Наглядность играет огромную роль  в обучении математике так как , здесь требуется достижение более высокой ступени абстракции, а как мы уже знаем, наглядность способствует развитию  абстрактного мышления. [33, с.70]

Огромный вклад в обучении внес Лев Николаевич Толстой (1828 - 1940), приучая учащихся к наблюдательности. Широко практикуя в Яснополянской школе он проводил разнообразные экскурсии и опыты, применял наглядный материал (картинки и таблицами),  однако предпочитал демонстрировать учащимся все предметы и явления в их натуральном виде, отдавая предпочтение принципу наглядности. Л.Н.Толстой очень отрицательно относился к рекомендациям, которые давали немецкие методисты в виде "предметных уроков", где то даже он высмеивал их.

Развитие ребенка в учебном процессе – это естественное явление жизни, так утверждал Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 - 1924). Задача педагога состоит в том, чтобы при организации учебных процессов применялись методы обучения и воспитания, учитывающие  индивидуальные особенности  и уровень развития учащихся. В этом и заключается главная проблема обучения и воспитания.

Данной проблеме Вахтеров посвятил специальное педагогическое сочинение под названием «Предметный метод обучения», где показал, что наглядное обучение развивает у детей образовательные навыки, способности.

В учебных книгах Вахтерова художественные тексты тесно связаны с научно-популярными, и все это иллюстрируется разнообразной наглядностью. Приемы обучения должны быть согласованы с природой изучаемого предмета, вытекать из сущности предмета обучения. Данный принцип, по мнению Вахтерова, должен быть основой методики каждого учебного предмета.

Принцип наглядности остается одним из главных и ведущих принципов дидактики в наши дни. За все время существования принципа наглдяности возникло большое количество правил, раскрывающих применение принципа наглядности. Вот некоторые из них:

  1. Запоминание ряда предметов на картинках или моделях происходит гораздо быстрее, чем в словесной форме.
  2. Помните – учащиеся мыслят ощущениями, отсюда следует необходимость наглядного обучения.
  3. Учащиеся должны представлять все видимое - зрением,

слышимое  - слухом, запахи - обонянием, вкусы - вкусом, а осязание - осязанием.

  1.  Не ограничиваться наглядностью – наглядность всего лишь средство обучения.
  2. Понятия и абстрактные положения учащимися осознаются  легче, когда они подкрепляются конкретными фактами, примерами и образами.
  3. Наглядность следует использовать  не только для иллюстрации, но и как самостоятельный источник знаний .
  4. Наглядные пособия способствуют образованию отчетливых и правильных представлений об изучаемых предметах и явлениях.
  5. Применяя различные виды наглядности, не следует увлекайтесь большим количеством наглядных пособий.
  6. Следует изготовлять наглядные пособия вместе с учащимися.
  7. Следует обоснованно применять современные средства наглядности и в совершенстве владеть ТСО.
  8. Используя наглядные средства, следует воспитывать у учащихся внимание, наблюдательность,
  9. Применяйте наглядность как одно из средств связи с жизнью.
  10. С возрастом учащихся предметная наглядность должна более уступать место символической;
  11. Наглядность – сильнодействующее средство, при неумелом использовании она может увести учащихся от решения главной задачи.

15. При чрезмерном применение наглядность становится тормозом развития абстрактного мышления.

Особое место отводится принципу наглядного обучения в начальных классах. Огромное значение придают наглядному обучению и современные учителя новаторы: С.Н. Лысенков, Ш.А. Амонашвили и другие.

Исходя из выше сказанного, можно говорить о том, что применение наглядных тревожило ученых и педагогов на протяжении всей истории педагогики. Проблема наглядности остается актуальной и на сегодняшний день.

Поэтому в следующем параграфе мы остановимся на значении средств наглядности в процессе обучения в начальных классах.

1.3. Значение средств наглядности при обучении в начальных классах

Систематизированное  представлений о современной общественной жизни, природных явлениях, исторических существенная  часть программного материала в начальных классах.

Уровень усвоения программного материала и эффективность обучения во многом зависят от применения на уроках различных средств наглядности. Наглядные пособия могут развивать у учащихся различные мыслительные операции и абстрактное мышление, но лишь только при использовании их в определенных условиях. Как показывает практика, положительные результаты  применения средств наглядности на уроке достигается при определнных условиях и зависит от характера наглядных пособий.

При анализ методической и педагогической литературы можем утверждать, что положительные результаты обучения зависят от методов обучения с применением наглядных пособий. Характер наглядных пособий заметно влияет на понимание учебного материала, определяет содержание и структуру урока.

Наглядные методы не могут применяться отдельно от словесных методов обучения, так как всякое наглядное пособие должно поясняется, Наглядные методы – это объяснения, беседы,  описания и рассказы, но с помощью наглядных средств.

При использовании наглядных пособий  опираясь на чувственное восприятие ребенка создается структура познавательной деятельности ученика, так как учащиеся в начальных классах мыслят конкретно, что и позволяет создать очень хорошую основу для формирования абстракции. Наглядные методы обучения разделяются на две большие группы:

- метод иллюстраций

- метод демонстраций

Сущность метода иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстрацию  пособий: различных схем, карт, всевозможных плакатов, картин, коллажей и т.д. Метод демонстраций связан с показом  приборов, опытов, то есть то, что доступно непосредственно восприятию.

При выполнении некоторых методических условий гарантируется успешное применение наглядных средств.

  1. Хорошее обозрение, которое достигается путем применения соответствующих красок при изготовлении подъемных столиков, экранов подсвечивания, указателей и тому подобное.
  2. Конкретное выделение главного, основного так как наглядный материал  может содержать и отвлекающие моменты.
  3. Тщательное продумывание пояснений, необходимых для выяснения сущности демонстрируемых явлений, а так же для обобщения изученного материала.
  4. Привлечение самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве, постановка перед ними проблемных заданий наглядного характера.

Из различных видов наглядности широкое применение в обучении математике находит символическая наглядность (чертежи, графики, схемы, таблицы). [28, с. 70] Роль символической наглядности возрастает с накоплением у детей математических знаний и развитием мышления учащихся, символическая наглядность становится основным средством наглядного обучения математике. [3, с.31]

Использование наглядности в процессе формирования понятий будет эффективным, если оно направляет учащихся на обобщение и абстрагирование существенных признаков формируемого понятия. Для формирования понятия цилиндра надо показать учащимся множество предметов, отличающихся друг от друга формой, размерами, окраской . дети уже в первом классе, после того как им показывают на одно из этих тел и говорят, что это цилиндр, безошибочно отбирают из множества тел все те, которые имеют такую же форму, пренебрегая различиями, касающимися размера, окраски, материала. [28, с.72]

В любом виде наглядности должны сочетаться изоморфизм и простота. Говоря об изоморфизме средств наглядности, следует иметь в виду единство отображения ими структур и отношений изучаемых объектов, в какой бы форме это не было отображено. Простота восприятия достигается тем, что в создаваемых средствах наглядности исключаются все несущественные детали и стороны изучаемого объекта, а сохраняются только те, которые и представляют собой основные признаки понятий или главные компоненты представления.

Школьная практика подтверждает эффективность применения таких наглядных пособий, которые четко выражали бы наиболее существенные стороны изучаемого на данном уроке явления, были свободны от излишних деталей, мешающих ученикам сначала вычленить, а затем сгруппировать те же существенные признаки, обобщение которых лежит в основе данного представления или понятия. [3]

Каждое средство наглядности отличается и той особенной функцией, которую оно может выполнять в учебном процессе, обеспечивающем его высокую эффективность. Главным элементом учебного оборудования должны стать комплекты средств вариативной наглядности. Они позволяют во время урока быстро создавать, изменять, разные ситуации с использованием наглядных пособий. Для этого используются наборы иллюстративных материалов или меловых рисунков, чертежей и записей.

В связи с различными дидактическими функциями средств наглядности требуется их комплексное применение на уроке. Лишь только в этом случае будет достигнута максимальная эффективность в решении каждой познавательной задачи урока. Комплексное применение различных средств наглядности объясняется тем, что оно обеспечивает совместную работу на уроках различных анализаторов.

Вместе с тем многообразие средств наглядности оправдано лишь в тех случаях, когда требуется раскрыть различные стороны изучаемого явления или предмета, а каждое из этих сторон более убедительно и полно может быть отражена лишь с помощью определенного вида наглядности. Нельзя не согласиться с Ю.К. Бабанским в том, что “чрезмерное увлечение наглядностью ведет к затормаживанию развития абстрактного мышления, без которого невозможно эффективное познание окружающей действительности. Обильное применение наглядности часто рассеивает внимание учащихся, отвлекает от познания главных идей темы, особенно когда речь идет об учащихся не с наглядно-образной, а со словесно-логической памятью”.

Эффективность применения средств наглядности в учебном процессе зависит не только от педагогически оправданного сочетания на уроке разных его видов, но и от правильного соотношения наглядности и других источников знания, в частности слова учителя. Таким образом, наименее эффективным оказывается такое применение средств наглядности, когда оно не используется в качестве одного из источников новых знаний, а служит лишь иллюстрацией к слову учителя. Одна из задач совершенствования учебного процесса состоит в широком использовании на уроках наглядных пособий как самостоятельных источников информации. Это предполагает самостоятельную работу учащихся с различными видами индивидуальных пособий, дидактического материала, проведение предметных уроков, выполнение заданий, основанных на изучении демонстрационных наглядных пособий.

Познавательная эффективность средств наглядности, по мнению Л.В. Занкова, определяется степенью самостоятельности учащихся, в переработке содержащейся в ней информации.

Развитию теоретического мышления школьников помогает применение таких видов наглядности, которые, с одной стороны, позволяют вычленять наиболее общие признаки большого числа предметов и явлений и абстрагироваться от их несущественных признаков, а с другой стороны способствуют материализации понятий. Эти возможности средств наглядности хорошо были показаны в одной из статей А.М. Пышкало. Он писал следующее: «Общаясь с разнообразными предметами и моделями геометрических фигур, выполняя большое число опытов, учащиеся выявляют их наиболее общие признаки, не зависящие от материала, цвета, положения, веса и тому подобного. Это достигается систематическим применением приема материализации геометрических образов. Например, прямая линия получается не только с помощью линейки, но это и след движущейся точки (конца карандаша), и край – ребро крышки стола, натянутая нить, линия сгиба листа бумаги, линия пересечения двух плоскостей, (например, плоскости стены и плоскости потолка). Отвлекаясь от конкретных свойств материальных вещей, учащиеся овладевают геометрическими представлениями».

Для современного этапа развития школьного математического образования характерен переход от экстенсивного обучения к интенсивному. Вновь актуальными становятся проблемы развития интуиции, образного мышления, а также способности мыслить творчески, не стандартно. В настоящее время педагогов-исследователей и ученых-методистов привлек огромный развивающий и образовательный потенциал геометрии. Одной из узловых проблем методики преподавания математики в начальной школе является содержание и методы изучения начального курса геометрии. Младший школьный возраст является одним из сенсетивных периодов в развитии мышления ребенка. Геометрии важно отводить большую роль в формировании высокой мотивации учебного процесса, а также в развитии всех форм мышления младшего школьника.

Это позволяет сделать вывод о необходимости усиления роли геометрического материала и геометрических методов в курсе математики начальной школы, т.е. придании начальному курсу геометрии большей самостоятельности как по содержанию и объему, так и по методам изучения, усиления внимания к изучению стереометрического материала, формированию элементарных пространственных представленных представлений у учащихся. Геометрический материал дается в дополнение к арифметическому. [9, с.4]

Совершенно очевидно, что рациональное педагогически обоснованное применение наглядных пособий способствует органическому сочетанию чувственного и рационального в процессе обучения, что создает благоприятные условия для повышения его теоретического уровня.

Повышение теоретического уровня преподавания основ наук предполагает также существенные изменения в характере и структуре многих средств наглядности, и вместе с тем совершенствование приемов их использования на уроках. Изменение наглядных пособий должно осуществляться в направлении освобождения их от изобразительных излишеств и обилия деталей, мешающих выделению и восприятию наиболее существенных признаков явлений предметов, отношений между ними и между их элементами. Применение таких наглядных пособий позволит учащимся абстрагироваться от не существенных признаков изучаемых объектов, что создает благоприятные условия для формирования понятий и представлений. Отказ от неоправданного многообразия средств наглядности, применяемых на одном уроке, также облегчит ученикам выделение в процессе учебного познания наиболее существенных сторон изучаемых объектов и абстрагирование их от несущественных признаков.

Выводы по I главе

Итак, наглядность является одним из самых главных средств обучения в начальных классах на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Применение наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психическими и физеологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.

Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский. А высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци. Великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление. Широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.

Значение средств наглядности в процессе обучения математике младших школьников переоценить трудно. Формирование многих основных математических понятий, таких как: понятие числа, арифметического действия, переместительного закона, понятия больше «на», меньше «в» и других, происходит с использованием различных наглядных пособий. В основе формирования этих понятий лежит взаимно-однозначное соответствие между множествами.


2. ПРОЦЕСС  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НАГЛЯДНОСТИ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЕТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

2.1 Опыт учителей начальных классов по использованию наглядных пособий на уроках математики

В настоящее время одним из главных мест на уроке отводится той деятельности учителя и учащихся, которая связана с применением дидактического материала, наглядных пособий, технических средств обучения. Функции этих средств обучения заключаются в том, чтобы помочь раскрыть содержание и объем новых понятий, закрепить изучаемый материал,  обеспечивать активную самостоятельную учебную деятельность учащихся начальных классов.

Система упражнений должна обеспечить наглядную основу формируемого понятия на данном уроке.

Учитель должен вовремя отреагировать и ограничить применение средств наглядности или заменить ее формы в процессе урока в зависимости от степени подготовленности учащихся своего класса.

Самым распространенным видом наглядности является чертеж учителя на доске. Чертеж должен выполняет постепенно в присутствии учащихся, так достигается  высокая эффективность его воздействия в процессе обучения. Во время выполнения чертежа учащиеся получают возможность внимательно следить за ним, так как учитель поясняет каждое действие применяемое к чертежу. Заранее подготовленный чертеж ни так эффективен, как предыдущий хотя и требует меньших затрат времени на уроке.

Чертеж используется учителем для ознакомления детей с построением геометрических фигур, составления схем к заданиям и тому подобное.

Эти виды традиционной наглядности просты в графическом отношении, доступны для восприятия, требуют минимальной затраты времени для их создания.

На уроках математики в начальных классах МБОУ "ООШ № 2" города Старый Оскол очень  широко применяются пособия –  например, фланелеграф.

Большое распространение имеют в практике изготовленные учителями абаки, учебные пособия, которые имеют свое применение в начальных классах при изучении нумерации чисел. Учителя сами подготавливают для себя аббаки, которые бывают двух видов:

1. Демонстрационный ( для работы учителя с классом)

2. Небольшого размера ( для самостоятельной работы учащихся).

Важное место на уроке в первом классе занимает наборное полотно, изготовленное из ткани, картона или фанеры.

Сейчас очень широко применяются в школе кодоскопы. Обычно кодоскоп устанавливается на рабочем столе учителя.

Занятия с использование кодоскопа увлекает учащихся, активизирует их внимание, так же обеспечивает быстрое и устойчивое запоминание материала.

Соблюдение принципа наглядности – одно из главных требований, которому должно удовлетворять обучение математике в начальных классах. В начальных классах МБОУ ООШ № 2  эффективно используются технические средства обучения (ТСО) и наглядность по несколько минут на различных этапах урока. В процессе работы применяются технические средства обучения в комплексе с другими средствами наглядности, что позволяет переключать внимание учащихся и тем самым снижать напряжение и утомляемость.

В целях повышения качества обучения математике в начальных классах особое внимание в программе обращается на формирование у детей навыков устного счета. Одна из эффективных форм проведения устного счета является математический диктант. При проведении его учителя нередко используют перфокарты. Простейшие выглядят так: три ряда отверстий по четыре отверстия в каждом ряду.

Наглядное обучение обеспечивает формирование первичных обобщений и установление простых связей у учащихся. Оно должно способствовать движению мысли от жизненных наблюдений к сущности изучаемого понятия.

Любое учебное оборудование, в том числе и наглядность принесет положительный эффект лишь тогда, когда учитель при планировании и подготовке к уроку выполняет необходимую подготовительную работу.

Объяснение нового материала должно быть взаимодействованно с применяемым  на данном уроке пособием, которое войдет в урок, не разделяя его. Применение на уроке наглядности значительно снижает утомляемость учащихся, разнообразит урок. Неправильно и чрезмерное применение пособий приводит к отрицательным результатам.

Особую роль наглядным пособиям отводят учителя начальных классов при работе с учащимися первого класса, так как учащиеся первого класса обладают наглядно-образным мышлением, рассеянным,  неустойчивым вниманием, на уроках повышается утомляемость, в таком случае применение наглядных пособий является важной инеотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса.

Опираясь на обязательное использование наглядности, дидактических игр, игровых упражнений может позволить учителям начальных классов в интересной, занимательной и увлекательной для учащихся форме организовывать тренировочные упражнения, устный счет, решение задач и так далее. Применение этих видов деятельности может создать благоприятные условия для качества усвоения знаний, работоспособности, повысить уровень сформированности понятий, позволит сформировать произвольное внимание в начальных классах.

2.2. Организация работы по использованию средств наглядности в процессе обучения устному счету в начальных классах

    В методическом пособии «Математика» А.Л. Чекина говорится о том, что предлагаемый начальный курс математики призван не только  «ввести» ребёнка в абстрактный мир математических понятий, но и дать первоначальные навыки ориентации в той части реальной действительности, которая описывает (моделируется) с помощью этих понятий.

     Ребёнку предлагается понять суть предмета с помощью естественной связи математики с окружающим миром.

     Следовательно, прежде чем включать устные упражнения в уроки математики, нужно обязательно их логически связать не только с темой урока, но и с жизненными ситуациями с которыми ребёнок может столкнуться  в повседневной жизни и окружающем его мире, что позволит ребёнку лучше понять учебный материал, приобрести новые знания, а в жизни научиться находить новые взаимосвязи, закономерности.

Изучив различную литературу по УМК «система Л.В.Занкова», мы  нашли некоторые рекомендаций по построению структуры урока и целесообразности его этапов. Следовательно, учитель  включая задания устного счёта в урок, должен руководствуваться требованиями данной программы. Где сказано, что в вычислительном плане особое внимание уделяется способам и технике устных вычислений.  

 На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно прибегая к использованию  различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом. Добиться овладения учащимися системой доступных математических знаний, умений и навыков, и положительных результатов в процессе обучения — главная общеобразовательная задача обучения математике.        При обучении  математике, надо учитывать то, что овладение необходимого материала не должно носить характера механического заучивания и тренировок. Знания, которые  получают ученики, должны быть осознанными. От предметной, наглядной основы следует переходить к формированию доступных математических понятий, вести учащихся к обобщениям и на их основе выполнять практические работы.

     Усвоение навыками счёта, устных и письменных вычислений, измерений, решения арифметических задач,  распознавания геометрических фигур  позволяет учащимся успешно решать задачи встречающиеся им в повседневной жизни.

     Среди этих видов устной работы выделяют так называемые устные упражнения, за которыми закрепилось название «устный счет». Для достижения правильности и беглости устных вычислений в течение всех  лет обучения в начальных на каждом уроке математики необходимо выделять 7 – 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, опираясь на программу каждого класса.  

       В методической литературе выделяют следующие цели устного счета как этапа  урока:

- достижение поставленных целей урока;

-развитие вычислительных навыков;

-развитие математической культуры, речи;

-умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на  новые задания.

       В тоже время благодаря устным упражнениям   реализовываются следующие педагогические задачи:  

  1. Воспроизводство и корректировка определённых знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для и самостоятельной деятельности учащихся на уроке.
  2. Полный контроль учителя за состоянием знаний учащихся.

3)  Психологическая подготовка учащихся к восприятию нового материала.
4)   Повышение познавательного интереса.

При  отборе материала  к уроку следует придерживаться следующих требований:

  1. Упражнения для устного счета выбираются не случайно, а целенаправленно.
  2. Задания должны быть разнообразными, не должны быть легкими, но и не должны быть «громоздкими».
  3. Тексты упражнений, чертежей и записей, если требуется, должны быть приготовлены заранее.
  4. К устному счету должен привлекаться весь класс.

          Выделяются слуховые формы восприятия устного счета:

1) Беглый слуховой (читается учителем, аудиозапись) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются, несмотря на это такие упражнения очень полезны, так как развивают слуховую память.

2) Зрительный (таблицы, плакаты, карточки, записи на доске, компьютере)  –  запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Существуют задания, которые осложнены тем, что без записи трудно и даже невозможно выполнить их.

3) Комбинированный:

- обратная связь (показ ответов с помощью карточек, взаимопроверка, угадывание ключевых слов, проверка с помощью компьютерных программ

- задания по вариантам (чем больше вариантов, тем высока вероятность обеспечить самостоятельность).

- упражнения в форме игры  (“Диалог”,  “Викторина”,  “Фишка”,  “Математическая эстафета” и т.д.).    Пути и формы использования перечисленных игр на уроках математики рассмотрены в работе В. П. Коваленко “Дидактические игры на уроках математики”.  

    В устном счете используются следующие задания: 

-  на развитие внимания (реши пример, продолжи ряд,  найди закономерность)

-  на развитие восприятия.  ( нарисуйте орнамент, узор; посчитайте сколько линий.)

- на развитие наблюдательности ( что лишнее?)

-Устные упражнения с использованием дидактических игр.

     Для повышения познавательной активности и качества знаний учащихся мы  используем ИКТ и элементы интеграции на уроках математики на этапе устного счёта.  Следоватлеьно, использование нестандартного проведения устного счета на уроках математики в начальных классах способствует развитию логического мышления, личностных качеств ребенка,  учебно-познавательной деятельности, играет немаловажную роль в привитии и повышении у детей познавательного интереса к урокам математики

     Овладение устным вычислением достигаются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды в приложении 1.

      Выражения таких упражнений могут включать различный  числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.     

 Выводы по II главе

 Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков. В результате такой деятельности учитель может сразу проанализировать уровень знаний учащихся и по ходу работы попытаться устранить пробелы в знаниях.

Предлагаемые игры серии «Устный счёт» являются отличным тренажёром для выработки навыков устного счёта у детей в начальных классах, которые хотят научиться считать в уме быстро и без ошибок. Интерактивная форма подачи примеров, красочные и интересные задания понравятся ребёнку и превратят уроки устного счёта в увлекательную игру.

Насыщение уроков разнообразными  занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить  возможность самостоятельно решать возникающие задачи.

Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, наглядность является одним из главных средств обучения младших школьников на протяжении всего учебно-воспитательного процесса. Использование наглядности на уроках в начальных классах обусловлено психофизиологическими особенностями учащихся данной возрастной группы.

Принцип наглядности в обучении используется уже давно. Об его эффективном действии в процессе обучения и воспитания говорил еще великий польский дидактик и ученый Я.А. Коменский, высшим основным принципом обучения признавал наглядность Песталоцци, великий русский педагог Ушинский видел в наглядности одно из условий, которое обеспечивает получение учащимися полноценных знаний, развивает их логическое мышление, широко использовал в своей педагогической деятельности этот принцип Л.Н. Толстой. Принцип наглядности широко используется в обучении младших школьников и в наше время.

Значение средств наглядности в процессе обучения математике в начальных классах переоценить трудно. Формирование многих основных математических понятий, таких как: понятие числа, арифметического действия, переместительного закона, понятия больше «в», меньше «на» и других, происходит с использованием различных наглядных пособий. В основе формирования этих понятий лежит взаимнооднозначное соответствие между множествами.

Насыщение уроков разнообразными  занимательными и полезными вычислительными заданиями при большой плотности текущего теоретического материала по изучаемым темам возможно лишь через совершенствование системы устных упражнений на уроках в начальных классах. Это позволит, прежде всего, научить учащихся учиться, вникать на каждом шагу обучения в смысл изучаемого настолько, чтобы получить  возможность самостоятельно решать возникающие задачи.

  Это придает им уверенность в себе и подвигает их на улучшение достигнутых результатов, дети начинают активно работать на уроке и им начинает нравиться этот предмет.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

  1. Нахождение значений математических выражений.         

    Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения.   

        Незадачливый математик.

    Эта игра проводится с целью закрепления вычислительных приемов

сложения и вычитания, умножения и деления  в пределах ста.

На доске записываются примеры с пропущенными цифрами и знаками:

        52 + 7=...                            11 .... 8=19                        48 : … = 8

        . . . - 2 = 38                         27 - ...... = 5                       5 … 7 = 35

        18 .. . 1 3 = 5                       48 + 1 = ...                         … х … = 0    

   Разнообразие упражнений возбуждает интерес у детей,  активизирует
их мыслительную деятельность.

Приводим примерный текст устного счета в 3 классе по теме: «Свойства сложения и вычитания».

1.Используя при необходимости законы сложения, вычисли:

35+18+25        6+52+28        520+340+80

47+24+13        64+17+6        1500+700+500

2.Используя при необходимости законы вычитания, вычисли:

(200+67)-100        (382+8)-80        (340+89)-40        

(696+129)-96        584-(70+284)        764-(264+40)

  1. Сравнение математических выражений.   

   Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше. Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить:

6+4*4+6                 

20+7*20+5  

20·8*18·10                   

 8·9*8·10  

8·(10+2)=8·10+…

   Они могут проговариваться или даваться в таблице. Например:

  • найдите разность чисел 100 и 9
  •  найдите значение выражения a и b, если a = 100, b = 9.
  • Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:

 из 100-9; 100 минус 9

 уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
 найти разность чисел 100 и 9
 уменьшить 100 на 9

3) Решение уравнений.          

   Это, прежде всего простейшие уравнения: х + 2 = 10 и более сложные

 15 · х – 9 = 51

Уравнение можно предлагать в разных формах:

  • из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить 40?
  • решение уравнения х · 8 = 72;
  • найдите неизвестное число: 77 + х = 77 + 25
  • Николай задумал число, умножил его на 5 и получил 125.

Какое число задумал Николай?

     Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий. 

4)Решение задач.

    Для устной работы предлагаются  простые и составные задачи.      Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.

Например,

Вини-Пух, Пятачок, Кролик и Кенга присели отдохнуть:

Кролик и Кенга – под высокими деревьями,

Пятачок и Кролик – не под хвойными деревьями.

Где отдыхал каждый персонаж?

Винни-Пух

Кенга

Кролик

Пятачок


Решение  и составление задач на сложение и вычитание с помощью круговых таблиц.


В этой табличке указано, сколько может прожить дерево, если к     нему бережно относиться.

Сосна

600 лет

Ель

1200 лет

Рябина

80 лет

Береза

250 лет

                                           Вопросы  по  табличке:

  1. Какое дерево дольше всех живет?
  2. Какое дерево живет меньше всех?
  3. На сколько лет дольше живет сосна, чем береза?
  4. На сколько лет меньше живет рябина, чем береза?
  5. Во сколько раз больше проживет ель, чем сосна?
  6. Во сколько раз меньше проживет сосна, чем ель?

         Затем можно продолжить по табличке, оперируя только числами

         (600, 1200, 80, 250).

  1. Разделите каждое из чисел на 10.
  2. Назовите числа, которые можно разделить на 100 без остатка.
  3. Посчитайте по 100 от первого числа до второго.
  4. Посчитайте по 10 от третьего числа, до четвертого.
  5. Посчитайте по 10 от четвертого числа, до третьего числа.
  6. Посчитайте по 50 от четвертого числа, до первого.
  7. Посчитайте по 50 от второго числа, до первого.
  8. Увеличьте первое число на 50.
  9. Уменьшите первое число на 100
  10. Увеличьте второе число на 1,10,100.

  1. Работаю по табличкам с несколькими числами.

числа

Вопросы

Вариант 1

Вариант 2

48

428

121

36

333

  1. Прочитайте числа.
  2. Назовите числа в порядке убывания, возрастания.
  3. Найдите самое маленькое число. Сколько в этом числе разрядных единиц, разрядных десятков?
  4. Найдите самое большое число. Сколько в нем всего единиц? Всего десятков? Всего сотен?
  5. Представьте самое большое число в виде суммы разрядных слагаемых.
  6. Найдите числа, которые можно умножить на 2 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их.
  7. Найдите числа, которые можно разделить на 2 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их.
  8. Найдите числа, которые можно разделить на 3 без перехода через разряд. Составьте примеры и решите их. Назовите «соседей» этого числа.
  9. Назовите предыдущие и последующие числа, для самого большого и самого маленького  числа из этой таблицы.
  10. Назовите четные числа, нечетные числа.
  11. Округлите эти числа до десятков.

12.Округлите числа, где возможно, до сотен.

  1. Прочитайте числа. Какие это числа по числу знаков?
  2. Назовите самое маленькое число в таблице, самое большое.
  3. Назовите числа в порядке убывания, возрастания.
  4. Сколько разрядных десятков в первом числе, разрядных единиц во втором числе, разрядных сотен в третьем числе?
  5. Сколько всего единиц в четвертом числе?
  6. Сколько всего десятков в пятом числе?
  7. Увеличьте первое число на 100.
  8. Уменьшите 2-е число на 28.
  9. От второго числа отнимите третье.
  10. К третьему числу прибавьте четвертое число.
  11. пятое число уменьшите на 1, 10, 100.
  12. Последнее число увеличьте на 100, 10, 1.
  13. Назовите самое маленькое их трехзначных чисел. Назовите предыдущее и последующее число. Какое из них больше и на сколько.
  14. Округлите эти числа до десятков.
  15. Округлите числа, где возможно,  до сотен.

Устный счет №1 

1.Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

2.Какое число надо прибавить к 29, чтобы получить 50?

3.Если к 18 прибавить задуманное число, то получится 59.

Какое число я задумала?

4.На сколько 18 меньше 36?

5.Сколько будет, если 9 разделить на 3?

6. - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы,

2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

7. Я задумала число, прибавила к нему 17 и получила 31.

Какое число я задумала?

8. Из суммы чисел 23 и 17 вычти 25

9. Найди периметр треугольника со сторонами 12, 14, 15 см .

10. Мальчик прошел по дороге 7 км, а на велосипеде проехал 27 км.

Сколько всего километров прошел и проехал мальчик?

Устный счет №3 

1.К числу 25 прибавь сумму чисел 17 и 15.

2.Переведи в см 2дм1см

3.Первый множитель 9, второй 3. Чему равно произведение?

4. От числа 76 я отняла число 28. Какое число я получила?

5. На сколько 100 больше 25?

6. У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?

7. Запиши число, в котором 9 десятков и 2 единицы;

8. Запиши число, которое при счете следует за числом 80.

9.Найди периметр квадрата со стороной 15 см.

10. На яблоне было 53 яблока, а груш на 47 меньше. Сколько всего было груш и яблок?

Устный счет №2 

1. На сколько 59 больше 32?

2. Назови самое большее двузначное число.

3. Найди произведение чисел 2 и 4.

4. Какое число надо увеличить на 58, чтобы получить 80?

5. Сколько ушей у трёх мышей?

6. Первое слагаемое 39, а второе на 17 больше. Чему равно второе слагаемое?

7. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

8. Если от 99 отнять задуманное мною число, то получится 37. Какое число я задумала?

9. Для школы привезли сначала 37 парт, потом еще 23 и еще осталось привезти 20 парт. Сколько парт должны были привезти для школы?

10. На лугу было 36 лошадей, коров на 27 больше. Сколько коров и лошадей было на лугу

Устный счет №4 

1.Делимое 6, делитель 3. Найди частное

2. 9м2дм переведи в дм.

3. Первое число 15, а другое на 12 больше. Чему равна сумма этих чисел?

4. Первое слагаемое 27, второе 19. Чему равна сумма?

5.Любит рыбку кот Василий,

Может съесть он в день 4.

Сколько съест он за 5 дней?

Посчитай-ка поскорей.

6. Уменьшаемое 37, вычитаемое 19. Чему равна разность?

7.Из числа 40 вычти разность чисел 23 и 15.

8.Сколько будет 100 без 72?

9. Фермер посеял 39 гряд лука, а моркови на 17 гряд больше, огурцами засеял столько, сколько луком и морковью вместе. Сколько гряд было засеяно огурцами?

10.Найдите периметр четырехугольника со сторонами 12 и 13 см.

Второй вид задания можно проводить как письменно, так и устно. Детям раздают заранее подготовленные карточки, в которых записаны вопросы или учитель проговаривает их устно. Нужно записать ответ “Да” или “нет”.

Устный счет (Да или нет) 

1. 18 больше 9 на 9?

2. Сумма чисел 54 и 50 равна 4?

3. 69 меньше 96?

4. За числом 74 следует число 73?

5. 97 меньше 60 на 37?

6. Если к 51 прибавить 9, получится 60?

7. Разность чисел 78 и 30 равна 40?

8. 52 больше 30 на 22?

9.Если 24 разделить на 3, получиться 6?

10.В ряду чисел 12,18, 24, 30, 36 число 36 является лишним?

Устный счет (да или нет) 

1.Если число 27 разделить на 3, получится 8?

2.Если из 57 вычесть 29, получится 29?

3.Произведение чисел 6 и 9 равно 54?

4.Значение выражения 6х7 равно значению выражения 16+7?

5.Число 24 делится на 6?

6.Если к 57 прибавить 34, получится 92?

7.Числа 3,5,7,9 все нечетные?

8.Число18 делится на 2, но не делится на 4?

9.Частное чисел 36 и 9 равно 4?

10.Разность чисел 45 и 26 равна 18?

Третий тип заданий Заполнение пропусковпроводится письменно. 

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков” 

1. Значение произведения чисел 9 и 7 рано___

2. Число 9 меньше 54 в___ раз.

3.Если число 6 увеличить в 8 раз, получится ___.

4.Если число 24 разделить на ___, получится 8.

5.Частное чисел 81 и 9 равно ___.

6.Число 24 больше 6 в ___ раз

7.Число 45 больше 5 в ____ раз.

8.Число 56 больше 8 в ____ раз.

9. Произведение чисел 7 и 6 равно ___.

10.Если число 49 разделить на 7, получится ___.

Устный счет. Тест “Заполнение пропусков” 

1.Произведение чисел 3 и 6 равно ______.

2.Если разность чисел 23 и 19 увеличит в 8 раз, получится _____.

3.Если число_____ умножить на 8, получится 40.

4.Если из 56 вычесть 37, получится ______.

5. 75 больше 25 на ______.

6.Частное чисел 42 и 6 равно ____.

7.Первое слагаемое 45, второе ____, сумма равна 68.

8.Если число _____ умножить на 7, получится 21.

9.Число _____ делится и на 3, и на 5.

10.Произведение чисел 4 и 9 равно _____.

6)  Задания, развивающие логическое мышление

  • Найдите отличия.

Рисунок 4

  • Определите, сколько на рисунке лучей?
  • Рисунок 5

  • Сколько на рисунке прямоугольников?
  • Сколько всего четырехугольников?

Рисунок 6

  • Сколько на рисунке треугольников?
  • Сколько четырехугольников?

Рисунок 7

  • Какое слово лишнее и почему?

Метр

Дециметр

Килограмм

Сантиметр

Миллиметр

Продолжить ряды чисел вправо и влево (если такое возможно), установив закономерность в записи чисел:
а)…5,7,9,…;
б)…5,6,9,10,…;
 Даны ряды чисел. Необходимо заметить особенность составления каждого ряда и записать в нём 4 следующих числа:
а)6,9,12,15,18,21,…;
б)5,10,15,20,25,30,…;
Обобщение. Назови  группу чисел одним словом.
а)2,4,7,9,6;
б)12,18,25,33,48,57;
в)231,564,872,954.
4. Назвать группу предметов одним словом:
а) треугольник, квадрат, круг;
б) квадрат, прямоугольник, ромб.

7) Занимательные задачи в стихах.

Решая задачи в стихах, учащиеся тренируют память, развивают логическое мышление, сопоставляют, учатся самостоятельно анализировать, делать выводы, что способствует формированию прочных вычислительных навыков. А также, что немало важно, поднимают ученикам настроение.

  Решила старушка ватрушки испечь.
Поставила тесто, да печь затопила.
Решила старушка ватрушки испечь,
А сколько их надо — совсем позабыла.
Две штучки — для внучки,
Две штучки — для деда,
Две штучки — для Тани,
Дочурки соседа.

Считала, считала, да сбилась,
А печь-то совсем протопилась!
Помоги старушке сосчитать ватрушки.

  Мама вышила ковёр.
Посмотри, какой узор.
Три  большие клеточки
В каждой по  четыре веточки
Села Маша на кровать,
Хочет ветки сосчитать.
Да никак не может
Кто же ей поможет?

К трем зайчатам в час обеда

Прискакали два соседа.

В огороде зайцы сели

И по семь морковок съели
Кто считать, ребята, ловок?
Сколько съедено морковок?
Дарит бабушка лисица
Трём внучатам рукавицы:
«Это вам на зиму, внуки,
рукавичек по две штуки.
Берегите, не теряйте,
Сколько всех, пересчитайте!»

8) Задачи на смекалку

1. Стоит в поле дуб, на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 сливы. Сколько слив ты можешь собрать?

2. В одной квартире живут 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой. Сколько человек живет в квартире?

3. Мой приятель домой шел и 5 рублей нашел. Вдвоем пойдем сколько найдем?

9) Интерактивные  формы – тренажёры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль устного счёта в начальной школе"

Данная статья показывает о роле устного счёта в развитии вычислительных навыков у учащихся начальной школы и личностных качеств учащихся....

Использование средств наглядности и игровых приёмов при обучении грамоте учащихся 1 класса специальной коррекционной школы VIII вида

Дети, которые поступили в 1 класс школы с нарушением интеллекта, характеризуются низким уровнем познавательной активности, выраженным нарушением произвольного внимания, поэтому каждый урок требует сис...

Развитие навыков устного счёта в начальной школе.

Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из основных задач начального обучения математике. Именно в первые годы обучения закладываются о...

Карточки для устного счёта в начальной школе.

Карточки разработаны для устного счёта в 3 классе, но их можно  давать детям и для самостоятельной работы....

Презентация по математике на тему "Познавательные задачи для устного счёта" в 3 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

В материале представлены задачи для отработки устных вычислительных навыков, алгоритмов решения задач и закрепления знаний, умений и навыков. Познавательные задачи содержат интересные факты, что делае...

Презентация по математике на тему "Познавательные задачи для устного счёта" в 4 классе (УМК "Начальная школа 21 века")

В материале представлены задачи для отработки устных вычислительных навыков, алгоритмов решения задач и закрепления знаний, умений и навыков. Познавательные задачи содержат интересные факты, что делае...

Развитие навыков устного счёта в начальной школе

В данной статье рассматриваются способы развития навыка устного счёта при обучении детей математики в начальных классов. Эта статья будет полезна учителям начальных классов, родителям....