Статья "Роль устного счёта в начальной школе"
статья по математике по теме
Данная статья показывает о роле устного счёта в развитии вычислительных навыков у учащихся начальной школы и личностных качеств учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 86.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль устного счета в формировании
вычислительных навыков
и в развитии
личностных качеств ребенка
В системе учебных предметов математике принадлежит особая роль. Она вооружает учеников необходимыми знаниями, умениями и навыками, которые используются при изучении других школьных дисциплин, особенно при изучении геометрии, алгебры, физики и информатики. При изучении данного предмета от учащихся требуется немало волевых и умственных усилий, развитого воображения, концентрации внимания, математика развивает личность учащегося. Кроме того, изучение математики существенно способствует развитию логического мышления и расширяет кругозор школьников.
Математика является одной из важнейших наук на земле и именно с ней человек встречается каждый день в своей жизни. Именно поэтому учителю необходимо развивать у детей интерес к этой науке, предмету. На мой взгляд, развивать познавательный интерес к математике возможно с помощью использования различных видов устного счета, и привлечения учащихся в подготовке и проведении данного этапа урока и урока в целом.
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления. К устным относят все приемы для случаев вычислений в пределах 100, а также сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 ( например прием для случая 900·7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9·7 ). К письменным, относят приемы для всех других случаев вычислений над числами большими 100.
Устный счет это не случайный этап урока, он находится в методической связи с основной темой и носит проблемный характер.
Для достижения правильности и беглости устных вычислений на каждом уроке математики отводится 5-10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях.
Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Данный этап является неотъемлемой частью в структуре урока математики. Он помогает учителю, во-первых, переключить ученика с одной деятельности на другую, во-вторых, подготовить учащихся к изучению новой темы, в-третьих, в устный счет можно включить задания на повторение и обобщение пройденного материала, в-четвертых, он повышает интеллект учеников.
Целями данного этапа урока можно определить следующее:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Наглядным примером может служить предложенный учителем вариант устного счета в 1 м классе по теме «Длина»:
– Назовите сумму и разность чисел 7 и 3.
– Посчитайте двойками, начиная с 2.
– Найдите лишнее число: 1, 3, 4, 5, 6, 7.
(4) Почему? Продолжите закономерность.
– Расскажите всё, что знаете, о числе 7. Как его можно получить? (Натуральное, однозначное, нечетное; 7 дней в неделе; 7 чудес света; «Семеро одного не ждут» и т.д.)
– Какие из чисел можно представить в виде суммы двух одинаковых слагаемых: 2, 5, 4, 6?
– Во дворе гуляли 2 девочки и 5 мальчиков. На сколько мальчиков больше, чем девочек?
– Ученик отрезал полоску бумаги длиной 1 см, а вторую полоску – на 2 см длиннее первой. Какова длина второй полоски?
Быстрота счета возникает в результате длительных упражнений. Так как же упражнений порождает скуку и притупляет интерес к предмету, необходимо прибегать к различным приемам, соответствующим развитию быстроты вычислений, широко использовать наглядность. Рассмотрим некоторые из них.
Игра «Лучший счетчик».
На доске написаны два столбика примеров. Вызываются два ученика. Кто быстрее напишет ответы, тот и выиграл. Игру можно проводить и по рядам.
Игра «Молчанка»:
12 | ||
21 | х6 | 14 |
15 |
Игра «Цепочка»:
7 + 8
: 3
• 8
–_ 8__
(Может проводиться в письменной и устной форме.)
Счетные фигуры:
2 | 1 | 3 |
4 | 31+ | 5 |
6 | 9 | 7 |
Занимательные квадраты:
130 | 360 | |
780 | 120 | |
370 | 340 |
Лабиринты, лото, счетные таблицы, карточки - плакаты, ребусы. Например:
3 тон кос .
(тритон, косточка)
Использование разнообразных заданий и дидактического материала увеличивает степень наглядности числовых операций, вносит большое оживление в работу.
Лучший летчик.
Проводится небольшая беседа по вопросам: "Кто хочет стать летчиком?" "Каким должен быть летчик?", "Что он должен хорошо знать и уметь?". Дети обобщают: "Летчик должен много знать и уметь, чтобы уверенно вести свой самолет. И, прежде всего он должен правильно вести расчеты".
На доске записаны три столбика выражений, под ними - рисунки самолетов. Над каждым выражением три ответа. Один из них правильный.
475 345 867 657 897 1097
3+2 2+2 5+3 4+2 10-3 10-1
Задачи в стихах
***
Шесть орешков мама-свинка
Для детей несла в корзинке.
Свинку ёжик повстречал
И ещё четыре дал.
Сколько орехов свинка
Деткам принесла в корзинке?
* * *
С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
«Не за будь своих друзей!»
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?
Приемов устного счета много, но, как ни велика их педагогическая и практическая ценность, учитель должен стоять на позиции сознательного их выбора, а не механического применения. Кроме того, большое значение имеет выбор формы устного счета:
– беглый слуховой; (читается учителем, учеником, записано на магнитофоне) – при восприятии задания на слух большая нагрузка приходится на память, поэтому учащиеся быстро утомляются. Однако такие упражнения очень полезны: они развивают слуховую память.
– зрительный; (таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы) – запись задания облегчает вычисления (не надо запоминать числа). Иногда без записи трудно и даже невозможно выполнить задание. Например, надо выполнить действие с величинами, выраженными в единицах двух наименований, заполнить таблицу или выполнить действия при сравнении выражений.
– комбинированный.
А так же:
- обратная связь (показ ответов с помощью карточек).
- задания по вариантам (обеспечивают самостоятельность)
- упражнения в форме игры (молчанка, продолжи цепочку, стук-стук, хлопки).
Конечно, лучшим достижением учителя должен считаться беглый слуховой счет, но самым удачным, на наш взгляд, является комбинированный. Поясним это на примере темы «Устные приемы сложения и вычитания чисел в пределах 100».
На доске записаны примеры:
3+73 | 32–3 | 27+5 |
42+24 | 85–7 | 23+32 |
- На какие две группы можно разделить эти примеры? По какому признаку? В каких суммах число десятков равно числу единиц?
– Посчитайте от 42 до 24, от 23 до 32.
– Назовите самое большое трехзначное число и самое маленькое двузначное.
– 2 дм без 3 см. Сколько получится?
– Я задумала число, прибавила к нему 23 и получила 40. Какое число я задумала?
– Российские спортсмены на Олимпиаде в Сиднее выиграли 32 медали, а на предыдущей Олимпиаде – 29 медалей. Сколько всего медалей выиграли наши спортсмены за две последние Олимпиады? На сколько больше выиграли на этой Олимпиаде, чем на предыдущей?
– В магазин привезли картофель. За день продали 92 кг. Сколько килограммов осталось продать? (Имеет ли задача решение? Почему?) Вставь недостающее число (100), реши задачу. Составь задачу, обратную данной.
– Длина отрезка 24 см. Чему равна 1/3 часть этого отрезка?
– Сколько треугольников в этой фигуре? По какому признаку их можно сгруппировать? Какие равенства вы можете составить? Назовите числа в порядке убывания:
Если говорить о месте устного счета на уроке, то процесс этот – регулируемый, как в отношении времени, отводимого на эту часть урока, так и в отношении умственной нагрузки, падающей на учащихся. Когда учитель планирует вводить новый материал, устные упражнения проводятся, как правило, в начале урока с таким набором заданий, которые нацелены на актуализацию знаний для полного усвоения этого материала.
Изредка устный счет можно включать в проверку домашнего задания. Например, при закрытых
тетрадях дети видят на доске домашние примеры:
28 : 2=13 | 100 : 25=3 | 35•2=70 |
15•4=60 | 18•5=80 | 26 : 2=13 |
Они быстро считают, находят ошибки и исправляют их. Такой вид работы, во - первых, дает возможность слабоуспевающим детям показать себя с лучшей стороны, во - вторых, тренирует у
учащихся внимание и память.
Виды упражнений для устных вычислений.
Навыки устных вычислений формируются в процессе выполнения учащимися разнообразных упражнений. Рассмотрим основные их виды:
1) Нахождение значений математических выражений.
Предлагается в той или иной форме математическое выражение, требуется найти его значение. Эти упражнения имеют много вариантов. Можно предлагать числовые математические выражения и буквенные (выражение с переменной), при этом буквам придают числовые значения и находят числовое значение полученного выражения, например:
- найдите разность чисел 100 и 9.
- найдите значение выражения С-К , если С = 100, К = 9.
Выражения могут предлагаться в разной словесной форме:
- из 100-9; 100 минус 9
- уменьшаемое 100, вычитаемое 9, найдите разность
- найти разность чисел 100 и 9
- уменьшить 100 на 9 и т.д.
Эти формулировки использует не только учитель, но и ученики.
Выражения могут включать одно и более действий. Выражения с несколькими действиями могут включать действия одной ступени или разных ступеней, например:
- 47+24-56
- 72:12·9
- 400-7·4 и др.
Могут быть со скобками или без скобок: (90-42):3, 90-42:3. Как и выражения в одно действие, выражения в несколько действий имеют разную словесную формулировку, например:
- из 90 вычесть частное чисел 42 и 3
- уменьшаемое 90, а вычитаемое выражено частным чисел 42 и 3.
Выражения могут быть заданы в разной области чисел: с однозначными числами (7-4), с двузначными (70-40, 72-48), с трехзначными (700-400, 720-480) и т.д., с натуральными числами и величинами (200-15, 2м-15см). Однако, как правило, приёмы устных вычислений должны сводиться к действиям над числами в пределах 100. Так, случай вычитания четырехзначных чисел 7200- -4800 сводится к вычитанию двузначных чисел (72сотни.-48сотен) и значит его можно предлагать для устных вычислений.
Выражения можно давать и в форме таблицы:
Уменьшаемое | 12 | 14 | 15 | 17 | 28 |
Вычитаемое | 10 | 10 | 10 | 10 | 10 |
Разность |
Основное значение упражнений на нахождение значений выражений – выработать у учащихся твердые вычислительные навыки, а также они способствуют усвоению вопросов теории арифметических действий.
2) Сравнение математических выражений.
Эти упражнения имеют ряд вариантов. Могут быть даны два выражения, а надо установить, равны ли их значения, а если не равны, то какое из них больше или меньше.
6+4*4+6 20+7*20+5
20·8*18·10 8·9*8·10
Вместо “*” поставить знак <, >, =
Могут предлагаться упражнения, у которых уже дан знак отношения и одно из выражений, а другое выражение надо составить или дополнить: 8·(10+2)=8·10+…
Выражения таких упражнений могут включать различный числовой материал: однозначные, двузначные, трехзначные числа и величины. Выражения могут быть с разными действиями.
Главная роль таких упражнений – способствовать усвоению теоретических знаний об арифметических действиях, их свойствах, о равенствах, о неравенствах и др. Также они помогают выработке вычислительных навыков.
3) Решение уравнений.
Это прежде всего простейшие уравнения (х+2=10) и более сложные (15·х-9=51)
Уравнение можно предлагать в разных формах:
- решение уравнения 24:х=3
- из какого числа надо вычесть 18, чтобы получить40?
- найдите неизвестное число: 73-х=73-18
- я задумал число, умножил его на 5 и получил 85. Какое число я задумал?
Назначение таких упражнений – выработать умение решать уравнение, помочь учащимся усвоить связи между компонентами и результатами арифметических действий.
4) Решение задач.
Для устной работы предлагаются и простые и составные задачи.
Эти упражнения включаются с целью выработки умений решать задачи, они помогают усвоению теоретических знаний и выработке вычислительных навыков.
Разнообразие упражнений и возбуждает интерес у детей, активизирует их мыслительную деятельность.
В привитии навыка автоматического счета большое значение имеет опрос учащихся, в ходе которого не следует ограничиваться ответом одного ученика, а опрашивать нескольких.
В 1 м и 2 м классах вместо ответов вслух можно пользоваться показом карточек с цифрами. Не следует спрашивать только сильных учащихся, так как их ответы будут ослаблять инициативу и находчивость средних и слабых учеников. Сильным можно предложить заранее приготовленный программированный опрос. На доске написаны вопросы и варианты ответов. Дети должны выбрать правильный ответ и записать в карточку нужную букву.
Исходя из специфических особенностей устного счета, учитель должен систематически наблюдать за
работой детей: кто и как усвоил примы устного счета, насколько сознательно дети владеют этими приемами и умеют объяснять решение задач и примеров. При оценивании необходимо учитывать сознательность, инициативность и качество усвоения материала, умение применять приобретенные навыки, темп и скорость работы. Это может быть словесное поощрение типа: «Молодец, Настя, сосчитала первая!» Или: «Считаешь верно, но постарайся делать это быстрее». Учитель должен всегда работать на «успех» ученика. Интонация голоса, выражение лица должны быть спокойными и доброжелательными. Это снимает у некоторых детей синдром неуверенности и зажигает в
них веру в свои способности.
Итоги своих наблюдений учитель формулирует в виде устной оценки или оценивает результаты,
проводя математический диктант, во - время которого должен сохраняться
принцип дифференциации. Основной массе учащихся учитель диктует задания, добавляя дополнительные вопросы по желанию для мотивированных детей. Слабоуспевающим можно предложить карточку с опорными цифрами (со всеми или выборочно).
Рассмотрим пример математического диктанта в 3 м классе:
– Частное чисел 92 и 2.
– 150 увеличить в 4 раза.
– Из суммы чисел 120 и 200 вычесть
100.
– Сколько всего десятков в числе
2000?
– Сколько килограммов в 13 центнерах?
– 1/4 часть от числа 360.
– Чему равна сторона квадрата, если его периметр равен 400 см
- Из наименьшего четырехзначного числа вычесть 1.
– Сколько километров и метров в
1380 м?
– Велосипедист проехал 52 км за 2 часа. С какой скоростью он ехал?
– Во время весеннего разлива ширина реки увеличивается на 9 м и становится равной 30 м. Какова обычная ширина реки?
– 120 кг картофеля разложили в одинаковые ящики по 20 кг в каждый.
Сколько ящиков потребовалось?
Разработав свою систему устного счета, учитель должен помнить, что она играет важную роль не только в формировании автоматических вычислительных навыков. Задачи ставятся намного шире. Только во взаимосвязи всех этапов урока возможна выработка навыка автоматического счета и достижение целей всего урока.
Устный счет зримо и незримо присутствует везде, целенаправленно развивая познавательные способности, как сенсорные, связанные с восприятием предметов и их внешних свойств, так и интеллектуальные (пространственное воображение, память, логическое и алгоритмическое мышление, восприятие, внимание), позволяющие обеспечить эффективное овладение и оперирование знаниями, их знаковыми системами, формирование умений самостоятельно
использовать полученные знания для усвоения новой информации. Система устных вычислений должна ориентироваться на усиление развивающей функции обучения, на развитие навыка контроля и самоконтроля в процессе целенаправленно организованного поиска математических знаний.
Таким образом, система устного счета играет одну из приоритетных ролей не только в формировании автоматизации вычислительных навыков у учащихся начальной школы, но и в создании положительной мотивации учения, в развитии личностных качеств ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Устный журнал "Прощай, начальная школа"
Сценарий выпускного вечера в 4 классе, проведённый в форме устного журнала....
Развитие навыков устного счёта в начальной школе.
Формирование навыков устного счёта занимает особое место в начальной школе и является одной из основных задач начального обучения математике. Именно в первые годы обучения закладываются о...
Карточки для устного счёта в начальной школе.
Карточки разработаны для устного счёта в 3 классе, но их можно давать детям и для самостоятельной работы....
СРЕДСТВА НАГЛЯДНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ УСТНОМУ СЧЁТУ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Тема: средства наглядности и их использование при обучении устному счёту в начальных классах...
Групповая консультация для педагогов начальных классов "Устный счет в начальной школе"
Групповая консультация для педагогов начальных классов "Устный счет в начальной школе"...
Презентация по математике с заданиями для устного счёта 3 класс "Школа России"
В презентации подобраны заадания для устного счёта и математических разминок в начале урока....
Развитие навыков устного счёта в начальной школе
В данной статье рассматриваются способы развития навыка устного счёта при обучении детей математики в начальных классов. Эта статья будет полезна учителям начальных классов, родителям....