Специфические особенности обучения детей с ТМНР находящихся на длительном лечении
статья (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Хочу поделиться опытом обучения детей с ТМНР которые находятся на длительном лечении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_osobennosti_obucheniya_demey_s_tmnr.doc | 103.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Специфические особенности обучения детей с ТМНР находящихся на длительном лечении
Ломакина В.А.
Ломакина Валентина Александровна- воспитатель школы-интерната № 115 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья городского округа Самара.
Аннотация: хочу поделиться опытом обучения детей с ТМНР которые находятся на длительном лечении. Первоочередной задачей обучения ребенка с тяжелыми множественными нарушениями развития является развитие максимальной самостоятельности и независимости от окружающих взрослых, а также включение ребенка, а впоследствии и взрослого, в социальную жизнь.
Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития занимают особое место среди детей с ограниченными возможностями здоровья. Они представляют собой разнородную группу. Как правило, это учащиеся в выраженными нарушениями интеллектуального развития: умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью. Психическое и интеллектуальное недоразвитие сочетается с другими системными или локальными нарушениями. Это нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, эмоционально-волевой сферы. Тяжелые множественные нарушения развития представляют собой не просто сумму двух и более нарушений развития, а качественно новую структуру дефекта, отличающуюся от структуры каждого нарушения входящего в комплекс ТМНР.
Особенности и своеобразие психофизического развития детей с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР определяют специфику их образовательных потребностей.
Данная категория детей характеризуется не только значительным недоразвитием мыслительной деятельности, не позволяющим овладеть предметными учебными знаниями, но и нарушениями базовых психических функций (внимания, памяти, восприятия, мышления). У детей с ТМНР отмечается своеобразное развитие всех структурных компонентов речи вплоть до ее полного отсутствия. В последнем случае детей обучают использования средств невербальной коммуникации, альтернативной или дополнительной коммуникации.
Внимание отличается крайней непродуктивностью, неустойчивостью, истощаемостью. Дети очень отвлекаемые, неусидчивые. Слабость активного произвольного внимания препятствует решению даже простых задач познавательного содержания, связанного с формированием учебных действий. Целенаправленная и продолжительная коррекционная работа дает в отсроченной перспективе определенные результаты. Особенно заметна положительная динамика при умеренном недоразвитии мыслительной деятельности.
Психофизическое недоразвитие характеризуется нарушениями координации, точности, темпа движений, что осложняет формирование и развитие не только точных и тонких движений, мелкой моторики, но часто и простых физических и трудовых действий. У данной категории детей отмечается замедленный темп, рассогласованность, неловкость движений или напротив - повышенная возбудимость, хаотичная нецеленаправленная деятельность, двигательная расторможенность.
Овладение навыками, требующими более тонких и дифференцированных движений, например, удержание карандаша, ручки, кисти, шнурование, застегивание пуговиц, захват ручки и ложки, вызывает значительный трудности у детей с ТМНР. Некоторые школьники с тяжелыми множественными нарушениями развития полностью зависят от помощи окружающих во время проведения гигиенических процедур, одевании, раздевании, кормления - они постоянно нуждаются в присмотре у уходе. Впрочем, часто это сохраняется и во взрослой жизни.
Возрастные нормы не применимы к детям с тяжелыми множественными нарушениями развития.
Причиной сочетанных нарушений, как правило, является органическое поражение центральной нервной системы, а также сенсорных функций, коммуникации и движения. Все вышеперечисленное создает трудности в социальной адаптации, развитии самостоятельной жизнедеятельности ребенка. Динамика развития детей данной группы определяется рядом факторов: этиологии, патогенеза нарушений, времени возникновения и сроков выявления отклонений, характера и степени выраженности каждого из первичных расстройств, специфики их сочетания, а также от сроков начала, объема и качества оказываемой коррекционной помощи.
В связи с выраженными нарушениями и познавательных процессов и высших психических функций (восприятия, мышления, внимания, памяти и др.) подходы к коррекции, требующие сформированности абстрактно-логического мышления, оказываются непродуктивными. Как правило, в связи с этим, становится невозможным усвоение «академического» компонента образовательных программ. Мотивационно-потребностная сфера детей данной категории как правило не развита, интерес к деятельности имеет неустойчивый и кратковременный характер, что безусловно осложняет образовательный процесс.
Особые образовательные потребности детей с ТМНР требуют создания для них специальной индивидуальной программы развития (СИПР). Результатом освоение учеником такой программы является приобретение различных жизненных и социальных компетенций, которые позволяют ему стать максимально независимым и самостоятельным в решении повседневных задач, включиться в социальную жизнь на доступном для обучающегося уровне. Реализация программы происходит поэтапно, по мере расширения возможностей обучающегося. Также для данной категории детей был разработан индивидуальный учебный план, в котором прописываются предметные области и коррекционные занятия в соответствии с возможностями и потребностями каждого конкретного ученика с ТМНР.
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
К первой группе относят детей, у которых нет выраженных нарушений движений и моторики, передвижение полностью самостоятельное. Дефицит моторной функции выражен в замедленном темпе, несогласованности и недостаточной координации движений.
У детей могут наблюдаться стереотипии, деструктивное поведение, нарушение коммуникации и социального взаимодействия. У этой группы детей как правило присутствует умственная отсталость умеренной степени. Дети владеют элементарной речью: понимают речь на бытовом уровне, могут выразить свои желания простыми словами, отвечают на простые вопросы вербально. Позитивной предпосылкой к обучению этой группы детей коммуникации, основам чтения, письма, счета, является интерес самого ребенка к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Для детей этой группы в индивидуальный учебный план включаются основные учебные предметы и коррекционные занятия.
Вторая группа детей характеризуется более выраженным нарушением интеллекта, поведения. У детей сложно вызвать ответную реакцию на действия взрослого, нет интереса к деятельности, часто они никак не реагируют на вербальную инструкцию, проявляют агрессию, демонстрируют деструктивное поведение. Для этих детей в индивидуальный учебный план включают преимущественно коррекционные занятия по различным направлениям: двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, предметно-практическая деятельность. Если ребенок способен овладеть способами альтернативной коммуникации, то включают и это направление обучения.
Дети, относящиеся к третьей группе, имеют сложные формы ДЦП. Они практически полностью зависят от помощи взрослого. Не могут самостоятельно передвигаться, управлять коляской, обслуживать себя. Большинство детей из этой группы не могут самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Органическое поражение речевого аппарата и невозможность овладеть речью, Значительно затрудняют процесс коммуникации. В индивидуальный учебный план этой группы детей целесообразно включать те коррекционные занятия, которые соответствуют возможностям и потребностям конкретного ребенка. Как правило это двигательное и моторное развитие, сенсорное развитие, способы самообслуживания, развитие элементарной предметно-практической деятельности.
При составлении индивидуального учебного плана обучающегося необходимо для начала определить уровень сформированности и доступности тех или иных видов деятельности. При выявлении уровня развития обучающегося оценивается качественное содержание доступных ему действий.
Выделяются следующие уровни осуществления деятельности:
- совместные действия с педагогом;
- деятельность по подражанию;
- деятельность по последовательной инструкции;
- деятельность с привлечением внимания ребенка к предмету деятельности;
- самостоятельная деятельность обучающегося.
Целью образовательной деятельности при реализации индивидуального учебного плана является переход от достигнутого ребенком уровня к тому, что еще предстоит освоить. Целесообразно фиксировать уровень развития ребенка по нескольким показателям в начале и конце года. Это позволяет отслеживать динамику развития ребенка и результативность коррекционной работы.
В примерный перечень показателей развития ребенка входят:
-сенсорно-перцептивное развитие (концентрация взгляда на объекте; перевод взгляда с одного объекта на другой; сопровождение взглядом движущегося объекта и т.п.)
-сенсорно-двигательные действия (перемещение предметов; переворачивание плоских предметов, дифференциация форм по размерам; использование пишущих предметов и т.п.)
- графомоторные навыки (захватывание карандаша; правильное удерживание карандаша; пространственные передвижения карандаша и т.п.)
- навыки невербальной коммуникации (установление визуального контакта с собеседником; интонирование и эмоционирование, использование жестов «да» и «нет» и тп)
- хозяйственно - бытовые навыки (навыки самообслуживания, знание назначения предметов обихода, приготовление холодной пищи , стирка вещей и т.п.)
- социальные (пользование общественным транспортом, знание правил дорожного движения и т.п.)
Обучение детей с ТМНР связано, прежде всего, с социально-бытовой адаптацией и носит в строго практическую направленность.
Наиболее характерные особенности обучающихся позволяют выделить, с точки зрения их потребности в специальных условиях, три условные группы по степени выраженности интеллектуальных нарушений.
На основе АООП по 2 варианту и Типовом положении об условиях обучения учащихся, находящихся на длительном лечении, для каждой группы детей был разработан примерный учебный план. Для каждой группы определили на педагогическом Совете и утвердили приказом по школе продолжительность уроков. Для 1 группы (дети с умеренной умственной отсталостью) продолжительность уроков/занятий составляет 35 минут, для 2 группы (дети с тяжелой и глубокой умственной отсталостью) продолжительность занятий- 20 минут, для 3 группы (дети с тяжелой умственной отсталостью, зондовые лежачие) продолжительность занятий- 15 минут. Но поскольку необходим к каждому ребенку индивидуальный подход в обучении представляющий собой процесс применения различных требований к обучающимся, исходя из возможностей организма ребенка и условий его медицинской реабилитации. Нами было разработано положение о СИПР, учитывающее особенности обучающихся с ТМНР, которое утвердили на педагогическом Совете.
На основе рекомендаций ПМПК, АООП (вариант 2), примерных учебных планов и положения о СИПР, специалистами, работающие с ребенком, и педагогами были разработаны СИПР для каждого обучающегося.
Но в настоящий момент наиболее сложным для нас остается проблема оценивания результатов обучения детей с ТМНР.
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей.
Оценка динамики обучения детей представлена в виде текущей и промежуточной аттестации. Текущая аттестация обучающихся включает в себя полугодовое оценивание результатов освоения СИПР. Промежуточная (годовая) аттестация представляет собой оценку результатов освоения СИПР и развития жизненных компетенций ребёнка по итогам учебного года.
Для организации аттестации обучающихся создана экспертная группа, в состав которой входят члены школьного психолого-медико-педагогического консилиума и специалисты пансионата. Эта группа разработала положение о промежуточной и итоговой аттестации. Основой аттестации служит анализ результатов обучения ребёнка, динамика развития его личности.
Результаты анализа представляются в удобной и понятной всем членам группы форме оценки, характеризующей личный уровень жизненной компетенции. По итогам освоения отраженных в СИПР задач и анализа результатов обучения составляется развернутая характеристика учебной деятельности ребёнка, оценивается динамика развития его жизненных компетенций.
Итоговая аттестация осуществляется в течение последних двух недель учебного года путем наблюдения за выполнением обучающимися специально подобранных заданий, позволяющих выявить и оценить результаты обучения.
Система оценки результатов отражает взаимодействие следующих компонентов:
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода;
- что из полученных знаний и умений он применяет на практике;
- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.
При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. Выявленные представления, умения и навыки обучающихся в каждой образовательной области создает основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы, возможный перевод ребенка с одной группы в другую. В случае затруднений в оценке сформированности действий представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.
Для каждого обучающегося составлен индивидуальный учебный план (ИУП), в котором определен индивидуальный набор учебных предметов и коррекционных курсов с указанием объема учебной нагрузки. Различия в ИУП объясняются разнообразием образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и особенностей развития обучающихся. В ИУП детей с наиболее тяжелыми нарушениями развития уделяется особое внимание занятиям коррекционной направленности, которые проводятся совместно со специалистами Пансионата. У детей с менее выраженными нарушениями развития больший объём учебной нагрузки распределится на предметные области. Некоторые дети, которые испытывают трудности адаптации к условиям обучения в группе, объем их нагрузки также лимитируется ИУП и отражается в расписании занятий.
В начале учебного года был проведен мониторинг по оценке уровня развития обучающегося, а по окончанию учебного года проведена корректировка СИПР.
Список литературы:
- Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. – СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011. – 475 с.
- Бгажнокова И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. – М.: Владос, 2010. – 239с.
- Бгажнокова И.М. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы – М.: ВЛАДОС, 2007. – 181 с.
- Жигорева М.В., Левченко И.Ю. Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. –М.: Национальный книжный центр, 2016. – 208 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию детей школьного возраста, находящихся на длительном лечении, в условиях больничного стационара
Работа составлена для методического объединения и направлена на развитие духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания детей находящихся на длительном лечении. Работа содержит пр...
Рабочая программа для детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении
Рабочая программа разработана для детей с ОВЗ, длительное время находящимися на лечении в больнице. Программа разработана на основании Инструктивно-методического письма "Об организации обучения и...
Применение технических средств альтернативной коммуникации в обучении детей с ТМНР.
Общение - взаимодействие двух или более людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, М.И. Лис...
"Особенности организации обучения детей с ТМНР."
В статье кратко описаны типичные нарушения детей с интеллектуальными нарушениями ( тяжелыми множественными нарушениями развиия ), а также особенностями усвоения материала данной категорией...
Особенности обучения детей с ТМНР
В нашей стране нет единого определения тяжелого и множественного нарушения развития. Наши зарубежные коллеги относят к множественным нарушениям такие, которые не позволяют детям успешно интегрироватьс...
Тема выступления на ШМО надомного обучения: «Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР»
Применение занимательных игр и упражнений в процессе обучения детей с ТМНР...
Особенности обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР)
В статье рассматриваются вопросы обучения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в условиях школы. Выделяются особенности данной категории детей. Раскрываются цель, задачи и специальные ...