Современный урок
статья на тему
Предварительный просмотр:
« Урок –это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства ,
показатель его кругозора. эрудиции»
В.А. Сухомлинский
Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.
Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.
Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.
Любой урок – имеет огромный потенциал для решения новых задач. Но решаются эти задачи зачастую теми средствами, которые не могут привести к ожидаемому положительному результату.
Как для учеников, так и для учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
Как бы ни ругали классно-урочную систему, урок все равно остается основной формой обучения и воспитания школьников, центральным компонентом всей деятельности учителя. Урок - живая клеточка учебно-воспитательного процесса, все самое главное для школьника происходит именно на уроке. Каждый урок - это ступенька нового знания и развития ученика, это инструмент развития его личности. Каким же должен быть современный урок, чтобы оказывать на ученика максимально развивающее и воспитывающее воздействие?
Достоинства урока:
- высокая экономичность;
- гибкость, пластичность;
- способность интегрировать;
- логическая завершённость;
- обратная связь;
- системообразующая способность;
- воспитательная способность;
- урок как стимул и средство роста ученика и учителя.
Недостатки урока:
- жёсткое регламентирование времени и места проведения урока;
- доминирование фронтальных форм и методов работы над индивидуальными и коллективными;
- слабая связь теории с практикой и жизненным опытом учащихся;
- преобладание репродуктивных методов обучения над творческими и самостоятельной деятельностью учащихся.
Требования к современному уроку:
- дидактические
- психологические
- гигиенические
Дидактические требования к современному уроку
1. Точное и творческое выполнение программно – методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, видение особенностей каждого урока;
2. Учёт реальных учебных возможностей учащихся, уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учёт интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся;
3. Реализация на уроке всех дидактических принципов;
4. Продумывание и решение в единстве задач: обучения, воспитания, психического развития;
5. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока;
6. Определение оптимального содержания урока в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока;
7. Обеспечение тесной и органической связи содержания урока с жизнью, личным жизненным опытом и интересами школьников;
8. Оптимальное сочетание репродуктивных и проблемно поисковых методов обучения;
9. Сочетание фронтальных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными;
10. Обеспечение мер дифференцированной помощи школьникам с разноуровневой подготовкой;
11.Формирование осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности;
12. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив;
13. Целесообразное, рациональное комплексное использование различных средств обучения;
14. Обязательное комментирование смысла и рациональной методики выполнения домашнего задания;
15. Чёткое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его при изменении учебных ситуаций;
16. Обязательный самоанализ полученных на уроке результатов.
Психологические требования к уроку
Определение содержания и структуры урока в соответствии с принципами развивающего обучения
1. Соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
2. Определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности учащихся;
3. Планирование усвоения знаний в готовом виде;
4. Выполнение учителем и учащимися проблемно – эвристического обучения;
5. Учёт контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемые учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
6. Соотношение побуждения учащихся к деятельности и принуждения;
7. Учёт возрастных особенностей (планирование урока с учётом возрастных особенностей, учёт психологических особенностей, дифференцированный подход к сильным и слабым ученикам).
Требования к технике проведения урока
- Урок должен быть эмоциональным, вызывать интерес к учению и вызывать интерес к учению и воспитывать потребность в знаниях.
- Необходим полный контакт во взаимодействии учителя и учащихся, должны соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм.
- Доминировать должны атмосфера доброжелательности и активного творческого труда.
- Учитель должен обеспечивать активное учение каждого школьника.
Традиционный урок | Современный урок |
-Увлечённость планированием отдельного урока без достаточной связи с другими. - Слабое знание типологии уроков, поэтому их однообразие, недооценка особенностей каждого урока. | - Точное и одновременно творческое выполнение программно – методических требований к уроку. - Грамотное определение типа урока, его место в теме; видение особенностей каждого урока. |
Гигиенические требования.
-температурный режим;
- физико – химические свойства воздуха;
- освещение;
- предупреждение утомления и переутомления;
- чередование видов деятельности;
- своевременное и качественное проведение физминуток;
- соблюдение правильной рабочей позы учащегося;
- соответствие классной мебели росту школьника.
Традиционный урок | Современный урок |
Необоснованная дифференциация в обучении, отсутствие направленной работы на ликвидацию пробелов в знании. | Конструирование технологии урока с опорой на эти данные (учитель должен уметь различать детей по функциональной ассиметрии головного мозга, по темпераменту, доминирующей памяти, темпу чтения и письма, по уровню владения надпредметными умениями ученика). |
Слабые знания личности школьника и классных коллективов, и как следствие этого уроки – близнецы в разных классах, невозможность опираться на особенности учащихся. | Безусловный учёт обученности, обучаемости и реальных учебных возможностей учащихся и классов, учёт интересов, склонностей и потребностей учащихся. |
Недооценка специального продумывания задач урока: неполната планирования; непонимание специальной сущности цели. | Специальное продумывание урока. Новизна. - постановка исследовательскихзадач; - постановка задач урока перед учащимися; - операциональная постановка задач (образ желаемого результата конкретно определён, оговорено время достижении результата, определён способ выяснения соответствия результата и задач). |
-Шаблонные структуры урока (комбинированный урок, стремление к большой накопляемости оценок, преувеличение роли опроса). | Выбор рациональной структуры и проведения урока, которые обеспечивали бы безусловное решение поставленных задач и экономное использование времени урока. |
Перегруженное содержание учебного материала, потеря сути за деталями, за обилием вторичного материала, необоснованного стремления отойти от учебника. | Учитель концентрирует внимание на главном, существенном – это интегративный показатель ума учителя и ученика (научные понятия, теоретические положения, законы, воспитательные идеи). |
Основные средства активизации учения.
1. Поддерживать, укреплять и развивать положительную мотивацию.
2. Способствовать сокращению времени сообщения и объёма готовых знаний и стимулировать проблемно – поисковую и самостоятельную учебную деятельность.
3. Обеспечить формирование и совершенствование учебных умений по переработке информации и самоорганизации практической деятельности, развитие волевой сферы по достижению учебно – познавательных целей, самооценку действий.
4. Предоставить возможность для коллективного делового общения.
5. Способствовать созданию внутреннего комфорта.
6. Урок надо строить с учётом принципов научной организации труда и учить основам нот:
- умению планировать работу во времени в соответствии с целью урока;
- умению оборудовать рабочее место;
- умению оптимизировать технику личного труда.
Виды уроков:
- уроки с изменёнными способами организации: урок – лекция, урок –конференция, урок –диспут, урок – встреча, урок – защита знаний;
- уроки, опирающиеся на фантазию: ролевая игра, урок – сказка, урок – сюрприз, урок – конкурс, урок творчества, урок –спектакль;
- уроки, имитирующие какие – либо занятия: урок – заочная экскурсия, урок – прогулка, урок- путешествие;
- уроки с игровой состязательной основой: урок –игра, урок КВН;
- уроки, предусматривающие трансформацию стандартных способов организации: урок – зачёт, аукцион знаний, телеурок, урок взаимного обучения, деловая игра, межпредметный интегрированный урок.
Классификация типов уроков.
1. Комбинированный урок
1. Урок усвоения новых знаний
3. Урок комплексного применения знаний и умений (закрепления)
4. Урок актуализации знаний и умений (повторения)
5. Урок систематизации и обобщения знаний и умений
7. Урок коррекции знаний и умений (работа над ошибками)
Структура современного урока.
№ п/п | Этапы | Дидактические задачи | Показатели реального результата решения задачи |
1 | Организация начало занятия (оргмомент) | Подготовка учащихся к работе на уроке | Полная готовнисть класса и оборудования, быстрое вклбчение учащихся в деловой ритм |
2 | Проверка выполнения домашнего задания | Установление правильности и объёма выполнения домашнего задания всеми учащимися | Оптимальность сочетания контроля, самоконтроля и взаимоконтроля для установления правильности выполнения задания и коррекции пробелов |
3 | Подготовка к основному этапу занятия (целеполагание и мотивация) | Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно – воспитательной деятельности | Готовность учащихся к активной учебно – познавательной деятельности на основе опорных знаний |
4 | Актуализация знаний учащихся (постановка проблемы) | Установление преемственных связей, прежних и новых знаний, применение прежних знаний в новой ситуации; организация и направление познавательной активности учащихся | Оптимальность выбора методов стимулирования и активизации учебно – познавательной деятельности учащихся; готовность ученика к самостоятельной поисковой деятельности; к осознанному восприятию нового материала; осуществление логического перехода к основному этапу урока. |
5 | Усвоение новых знанаий и способов действий | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения | Активные действия учащихся с объектом изучения; максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий. |
6 | Первичная проверка понимания | Установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление пробелов и неверных представлений и их коррекция | Усвоение сущности усваеваемых знаний и способов действий на репродуктивном уровне. Ликвидация типичных ошибок и неверных представлений у учащихся. |
7 | Первичное закрепление | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в знакомой и изменённой ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой и изменённой ситуации. |
8 | Применение знаний и умений в новой ситуации | Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в новой ситуации | Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в новой ситуации. |
9 | Обобщение и систематизация знганий | Формирование целостной системы ведущих знаний по теме. курсу | Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации, выявлению внутрипредметных и межкурсовых связей. |
Типовая схема современного учебного занятия
- проверка итогов предыдущей работы;
- презентация нового материала;
- практика под руководством учителя;
- независимая самостоятельная практика обучаемых;
- самоконтроль и самооценка результатов работы;
- подведение итогов занятия;
- определение домашнего задания;
- специальное повторение;
- контроль знаний учащихся.
Так что же для нас современный урок ?
Ответы:
это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность .
Что главное в уроке?
Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
Время «готовых» уроков постепенно отходит.
Можно долго спорить о том, каким должен быть урок .
Неоспоримо одно: он должен быть одушевлён личностью учителя.
Хоть выйди ты не в белый свет,
А в поле за околицей, —
Пока идешь за кем-то вслед,
Дорога не запомнится.
Зато, куда б ты ни попал
И по какой распутице,
Дорога та, что сам искал,
Вовек не позабудется.
(Н.Рыленков)
Рефлексия
На листе бумаги обведите свою ладонь.
Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение.
- большой –для меня это важно и интересно …
- указательный- я получил конкретные рекомендации…
- средний- мне было трудно ( не понравилось)…
- безымянный –моя оценка психологической атмосферы…
- мизинец- для меня было недостаточно…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
В ходе выступления рассматриваются следующие вопросы: что такое "деятельность", какова её структура, отличительные особенности комбинированного урока в традиционной форме и в соответствии с ФГОС....
Доклад для выступления на педсовете школы по теме "Современный урок - современный учитель".
Статья используется как дополнение к презентации "Современный урок - современный учитель"....
«Современный урок соблюдение педагогических требований, как фактор, повышающий профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС».
Рассказывается о современном уроке, как как факторе, повышающем профессиональную компетентность современного учителя на уроках в начальной школе в сфере введения ФГОС. Даются понятия : методолог...
Современный урок. Проблемы и перспективы современного урока.
Современный урок. какой он?...
Современный урок в условиях внедрения ФГОС. Использование метапредметных технологий на современном уроке.
С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.Принципиальным отличием современного подхода...
«Рецепт» современного урока» (в рамках темы «Способы повышения эффективности современного урока»)
В данном материале представлены те изюминки, которые я использую в своей работы на различных этапах современного урока....
"Современный урок современного учителя для современных детей"
Урок - это уникальная форма педагогического общения. В нынешних условиях современный урок – это, прежде всего, уникальная форма организации познавательной деятельности учащи...