Тема: «Исследовательский проект как метод формирования познавательной активности учащихся.»
статья на тему

Отрешко Елена Владимировна

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей»

Д. Пойа

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:

«Исследовательский проект как метод формирования познавательной активности учащихся.»

Разработчик:

Отрешко

Елена Владимировна

ГБОУ гимназия №402

Колпинского района

Учитель I категории

начальных классов


Исследовательский проект как метод формирования познавательной активности учащихся.

«Хороших методов существует ровно столько,

сколько существует хороших учителей»

Д. Пойа

Всем известно, что дети — исследователи по природе. Потребность ребёнка в исследовательском поиске обусловлена биологически. Иначе это называется — любопытство.

Ещё в дошкольном возрасте ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы, касающиеся близких далёких предметов и явлений.

Перед начальной школой возникает необходимость учитывать, поддерживать и развивать данные достижения дошкольного развития.

Используя традиционные способы обучения мы — взрослые лишаем ребёнка шанса сделать собственное открытие, гасим здоровое детское любопытство, исчезает инициативность.

Школа — это открытие новых интересных вещей, поэтому задача учителя — оправдать эти надежды. Использование учителями начальной школы проектного и исследовательского методов обучения помогает решить эту непростую задачу.

Стремительно меняющаяся жизнь заставляет общество пересматривать смысл и значение исследовательского поведения в ней человека, а также роль и место исследовательских методов обучения в практике массового образования.

 Как сделать так, чтобы ребенок хотел учиться?

Существенной составляющей педагогических технологий являются методы обучения - способы упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и учащихся.  

A description...

 

В педагогической литературе нет единого мнения относительно роли и определения понятия "метод обучения". Так, Ю.К. Бабанский считает, что "методом обучения называют способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение задач образования". Т.А. Ильина понимает под методом обучения "способ организации познавательной деятельности учащихся".

A description...

В истории дидактики сложились различные классификации методов обучения.

 Исследовательский метод входит в группу по степени активности познавательной деятельности учащихся:

A description...

Исследовательский метод обучения - метод, в котором после анализа материала, постановки проблем и задач и краткого устного или письменного инструктажа обучаемые самостоятельно изучают литературу, источники, ведут наблюдения и измерения и выполняют другие действия поискового характера. Инициатива, самостоятельность, творческий поиск проявляются в исследовательской деятельности наиболее полно. Методы учебной работы непосредственно перерастают в методы научного исследования

A description...

Исследовательский проект — проект, главной целью которого является выдвижение и проверка гипотезы. По структуре он напоминает научное исследование.

Учебный проект или исследование с точки зрения обучающегося – это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала.   Позволяет проявляет себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат, учит общаться в коллективе.

Эта деятельность способствует  формированию УУД.

Эта деятельность направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самим учащимся в виде задачи, когда результат – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Учебный проект или исследование с точки зрения учителя – это дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет развивать аналитические способности, формирует способность принимать решения, повышает конкурентоспособность у обучающихся, что способствует формированию личностных, коммуникативных УУД.

Для развития познавательной активности учащихся я применяю в своей работе проектно-исследовательскую деятельность. Внедряя его в свою работу, я исходила из того, что сегодня вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.  Это всё, что направлено на формирование УУД. Проектная методика позволяет решать такую задачу. Это доказывает мой собственный опыт и практика.

Задача учителя – помочь ученику стать свободной, творческой и ответственной личностью. Проектно-исследовательский подход дает новые возможности для решения этой задачи, поскольку этот метод характеризуется высокой степенью самостоятельности, формирует умения работы с информацией, помогает выстроить структуру своей деятельности, учит обобщать и делать выводы. А самое главное помогает учиться не только ученику, но и учителю.

Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации исследовательской деятельности:


1. Умения организовать свою работу (планирование работы).
2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования).
3. Умения работать с информацией.
4. Умения представлять результат своей работы.

Я пошла по пути разумного совмещения традиционной и личностно-ориентированной систем обучения путем включения элементов проектной деятельности в обычный урок и во внеклассную работу по предмету. На данном этапе это обеспечивает учёт индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для развития познавательной деятельности.

Учебных проектов, реализуемых в учебном году, не может быть много.

 Оптимальное количество 1–2.

Необходимые ограничения и запреты:

  • Ни в коем случае нельзя процесс обучения оставлять без внимания, контроль со стороны педагога должен постоянно осуществляться за работой учащихся. Но учитель выступает больше в роли организатора самостоятельной активной познавательной деятельности учащихся, компетентного консультанта и помощника.
  •  Проектно-исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

 

Оценивание успешности обучающегося в выполнении проекта

При оценке успешности обучающегося в проекте или исследовании необходимо понимать, что самой значимой оценкой для него является общественное признание состоятельности (успешности, результативности).

Положительной оценки достоин любой уровень достигнутых результатов. Оценивание степени сформированности умений и навыков проектной и исследовательской деятельности важно для учителя, работающего над формированием соответствующей компетентности  обучающегося.

Этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Участники проекта готовят свою работу к защите. Они выбирают форму, в виде которой донесут свой проект до остальных участников. Ребятам предстоит вспомнить весь ход работы, чтобы представить его на защите. Они выявляют трудные и значимые места в ходе выполнения проекта, указывают на средства, способы и методы работы над проектом. Демонстрируют свой результат и показывают его универсальность с точки зрения выдвинутых требований, отвечают на возникшие в ходе презентации вопросы.

I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается:

·        работа с текстом:

·        оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей;

·        работа с фоном:

·        присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах;

·        работа с анимацией:

·        обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации;

·        система навигации по слайдам:

·        наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами;

·        работа с эффектами смены слайдов

·        общее дизайнерское решение презентации.

II. При оценивании технологии  подачи материала учитывается:

·        формулировка и оформление слайдов доклада;

·        репетиция и приобретение уверенности в презентации;

·        абсолютное владение данной темой;

·        максимальное привлечение внимания аудитории;

·        получение отзывов у аудитории. 

При работе над проектами по созданию моделей я вместе с учениками загораюсь идеей, вместе проходим путь, который я описала бы следующим афоризмом:

«Это невозможно»- сказала Причина,

«Это безрассудно» - заметил Опыт,

 «Это бесполезно» - отрезала Гордость,

«Попробуй…» - шепнула Мечта»

Начиная с первого класса происходит погружение учащихся в исследовательскую, а затем и в проектную деятельность. С каждым годом, в процессе осуществления исследования нарабатываются и теоретические знания об исследовательской деятельности и происходит формирование соответствующих исследовательских умений. Когда учащиеся владеют умениями и навыками исследовательской деятельности, они легко
приступают к выполнению творческих проектов, указывая шаги и пути решения проблемы.

 
Какие же  методы и приемы работы над повышением уровней познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельность можно использовать?

Учащиеся класса находятся на разных уровнях познавательной активности..
Нулевой уровень.
Непросто, но стараюсь установить добрые отношения с такими детьми. Основным приемом, помогающим наладить эти отношения, являются «эмоциональные поглаживания»; обращение к ученику только по имени, похвалы, одобрения, добрый ласковый тон. Заметила, что эти учащиеся, почувствовав доброжелательную атмосферу, овладевают своими силами и проявляют себя с самой положительной стороны. Тогда возникает цепочка: состояние комфортности, чувство уверенности создают психологические предпосылки для перехода на более высокий уровень.
Относительно - активный уровень.
Ученикам с относительно – активным уровнем присуща торопливость. Поэтому они готовы воспользоваться планом ответа, рисунком-подсказкой, таблицей, опорным сигналом, алгоритмом того или иного учебного действия. Для них также важна эмоциональная поддержка, но она не обеспечивает овладение знаниями в полном объеме. Для этих детей стараюсь поддерживать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на протяжении всего урока. В результате последовательной работы, дети начинают испытывать эмоциональный подъем от учебных ситуаций. Достигнув успеха, у них возникает желание повторить и упрочить его, проявляется готовность к интеллектуально-волевым усилиям.
Исполнительно – активный уровень.
Основными приемами, стимулирующими учащихся с исполнительно - активным уровнем, можно назвать все проблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаю на уроках. Очень любимы ребятам ролевые ситуации, когда они могут подключиться к технологии, оценивая ответы одноклассников, выступая в роли «исследователя», «мудреца», «эксперта», «наблюдателя». Для детей с исполнительно - активным уровнем познания, должна стать норма готовности к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. Основная моя стратегия в работе с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к активности в учении. Здесь ведущую роль играет исследовательская и проектная деятельность.

Работа с учащимися, обладающими творческим уровнем познавательной активности, отличается от всего вышесказанного. Общепризнанно, что особые способности, или одаренность зависит от врожденных задатков. Работу с такими учащимися строю на специальных приемах, стимулирующих творческую деятельность в целом, главное, что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Свои уроки строю с учетом уровней познавательной активности.

 
Стараюсь добиваться, чтобы на каждом уроке, в учебную деятельность включались все, без исключения, учащиеся, на уровне их потенциальных возможностей.
Моя стратегия заключается не только в использовании новых технологий обучения, но и в переориентировке сознания учащихся: учение из каждодневной принудительной обязанности становится частью общего знакомства с удивительным окружающим миром.
Используя технологию развития познавательной активности через исследовательскую и проектную деятельности можно сделать вывод, что она дает положительный результат.

 Методом проектов я заинтересовалась несколько лет назад, и поэтому список работ невелик.

1 класс

Окружающий мир

Тема: «Мы — семья народов России».

Этот проект по продолжительности был долгосрочный.

Цели: 

  • воспитывать у учащихся чувство  патриотизма за своё Отечество, любовь к Родине, уважение к истории своего народа, народов России.

Задачи:

  • развитие речи, воображения и творческих способностей учащихся;
  • помочь учащимся понять о необходимости возрождения традиционных народных праздников, обычаев, обрядов, ремесел, музыкального, художественного и других видов народного творчества;
  • приобщение и глубокое осмысление истории русской культуры, культуры народов России;
  • научить учащихся играть в игры народов России.

Время работы над проектом: 5 месяцев.

Режим работы:  метапредметные связи с использованием учебных часов ( уроков ИЗО, труда, музыки, окружающего мира),  занятия дополнительного образования.

Подготовительная работа:

 Все дети в костюмах крестьян, скоморохов, купцов, цыган XVIII – XIX вв.

  • Учащиеся класса посетили Этнографический музей,  познакомились с традиционными ремёслами на Руси;
  • На уроках труда и ИЗО выполнили работы на тему: «Русская ярмарка»;
  • Выпустили газеты, плакаты на темы  народных игрушек, нарисовали  народные мужские и женские головные уборы;
  • Изучали материал в книгах, энциклопедиях;
  • Выучили русские народные песни;
  • Выучили танцы разных народов;
  • Изготовили «Карусель» - круг с лентами, напоминающий солнце.
  • Сшили с родителями традиционные русские народные костюмы.
  • Учащиеся класса разделились на группы по  выбору национальности, населяющей территорию России.

Планирование:

  1. Определили задачи.
  2. Ход работы.
  3. Этапы её выполнения.

В плане работы каждой группы  создавался банк идей и предложений, сбор информации.

 На протяжении всей работы учитель помогает, корректирует работу.

На базе  исследовательского проекта мы легко перешли к подготовке творческого проекта «Весёлая ярмарка» в форме праздника.

1 класс

Окружающий мир

Тема: «Мой четвероногий друг.

Этот проект среднесрочный.

Цель:

  • Воспитывать любовь к животным, ответственность за наших четвероногих друзей;
  • Научить детей сопереживать, сочувствовать;
  • Познакомить с разными видами пород, их особенностями.

Задачи:

  • На личном примере помочь детям узнать о  разных породах кошек и собак, правильном уходе за  ними.
  • Собрать и изучить материалы о разных породах;
  • Определить, какую роль в жизни человека играют  наши четвероногие друзья.

Итог проекта: презентация

«Кошка породы Скоттиш фолд» Громовой Ульяны

2 класс

Тема: «Юность, опалённая войной»

Цели:

  1. Познакомиться с жизнью людей в         условиях тяжелого и страшного времени блокады Ленинграда.
  2. Воспитать чувство патриотизма и гордости за свою страну и народ.

Задачи:

1. На подлинных фактах, взятых их писем из блокадного Ленинграда, помочь детям понять и почувствовать всю горечь, боль и ужас каждого из 900 дней блокады.

2. Пробудить чувство патриотизма, сострадания.

3. Воспитать чувство уважения к участникам войны и труженикам тыла.

4. Хранить традиции своего народа, оберегать память о его стойкости и мужестве. Помнить, что «никто не забыт и ничто не забыто».

Продолжительность: долгосрочный

Режим работы: метапредметные связи (литературное чтение, окружающий мир, технология, ИЗО)

Итог проекта: презентация

«Письма из блокадного Ленинграда» Запорожченко Дарьи

2 класс

СПб (факультатив)

Тема: «Путешествуя, познаём мир»

Цели:

  1. Научить открывать в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса».
  2.   Пробудить познавательный интерес ребенка в изучении города.
  3.  Помочь ребенку полюбить город, в котором он живет (гордиться им, сопереживать ему, понимать его проблемы),
  4.  Научить понимать  ценность города для себя и других горожан (иметь представление о его пользе, культурной и исторической ценности), осознать свою взаимосвязь с городом.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к изучению города;
  2.  Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся;
  3. Рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

Итог: «Мой любимый Петергоф» Кримачёвой Алексии

 3 класс

Тема: «Любознательный пассажир»

Цели:

  1. Знать и соблюдать правила пользования  личным и общественным транспортом
  2. Определять виды транспорта, необходимые для пректируемого путешествия по городу

Задача:

Через личную заинтересованность побудить интерес к современным формам использования общественного транспорта в просветительских целях

Продолжительность: неделя

Итог проекта: презентация

3 класс

Тема: «Добро побеждает зло»

Цели:

  1. Научить понимать разницу между добром и злом
  2. Научить различать характеры и поступки героев, видеть положительных и отрицательных героев
  3. Пробудить интерес к чтению сказок
  4. Преподать урок нравственности, учит хорошим человеческим качествам, но делать это без скучных наставлений, просто показывать, что может произойти, если человек поступает плохо, не по совести.

Задачи:

  1. Способствовать формированию у учащихся познавательного интереса к чтению художественной литературы;
  2. Воспитывать на примере прочитанных произведений чувства поддержки, взаимопонимания, добра, справедливости, любви
  3. Формировать позитивную самооценку
  4. Научить слушать и слышать окружающих, принимать противоречивость и   многообразие мира, ведь сказки – пища для подсознания.

 Продолжительность: 3 недели

Итог: презентация Громовой Ульяны и Морозова Григория

«Не существует сколько-нибудь достоверных

тестов на одаренность, кроме тех, которые

проявляются в результате активного участия

хотя бы в самой маленькой поисковой

исследовательской работе».

А.Н. Колмогоров

                                   

 

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательский проект как метод формирования познавательной активности учащихся ГБОУ гимназия №402 Учитель: Отрешко Е. В. Использование инновационных педагогических технологий в воспитании и обучении школьников.

Слайд 2

«Хороших методов существует ровно столько, сколько существует хороших учителей» Д. Пойа

Слайд 7

Выделяю четыре блока умений, необходимых при организации исследовательской деятельности: 1. Умения организовать свою работу (планирование работы). 2. Умения и знания исследовательского характера (выбор темы исследования, методы исследования). 3. Умения работать с информацией. 4. Умения представлять результат своей работы.

Слайд 8

I. При оценивании технологии создания проекта-презентации учитывается: · работа с текстом: · оптимальность подбора количества и параметров текста на слайдах, грамотность, рациональное использование текстовых полей; · работа с фоном: · присутствие рисуночного фона на слайде с оглавлением, различных видов фонов на других слайдах; · работа с анимацией: · обоснованность выбора различных видов, времени начала и скорости анимации; · система навигации по слайдам: · наличие общего меню переходов на каждом слайде, наличие кнопок переходов между слайдами; · работа с эффектами смены слайдов · общее дизайнерское решение презентации.

Слайд 9

II. При оценивании технологии подачи материала учитывается: · формулировка и оформление слайдов доклада; · репетиция и приобретение уверенности в презентации; · абсолютное владение данной темой; · максимальное привлечение внимания аудитории; · получение отзывов у аудитории.

Слайд 10

«Это невозможно»- сказала Причина, «Это безрассудно» - заметил Опыт, «Это бесполезно» - отрезала Гордость, «Попробуй…» - шепнула Мечта»

Слайд 11

Тема: «Мы — семья народов России». Татарский народный танец «Сабантуй» Русский народный танец «Берёзка»

Слайд 12

«Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе». А.Н. Колмогоров


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Метод проектов как средство развития познавательной активности учащихся

Это оабота по самообразованию учителя начальных классов...

Образовательный проект Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов

Описанный опыт посвящен решению проблемы развития познавательной активности учащихся на первой ступени обучения. Автор предлагает перечень и описание интерактивных методов обучения. В работе обосновыв...

Обобщение пед опыта. Тема:«Использование проблемных ситуаций на уроках в начальной школе как средство формирования познавательной активности учащихся»

Данный материал содержит: актуальность проблемы, ее новизну. Ставятся задачи и раскрываются условия для решения проблемы....

Использование активных форм обучения как средство формирования познавательной активности учащихся

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала....

«Использование интерактивных методов обучения как средства формирования познавательной активности учащихся начальных классов на уроках и внеурочное время»

Данный материал представлен на МО начальной школы как фрагмент методичекой темы учителя. Это некоторые методы, которые учитель начальных классов может применять на уроках для эффективной работы с учащ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ НА ТЕМУ «ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ»

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе, в котором ускоряется процесс появлени...

МЕТОД ПРОЕКТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В современном мире умение мыслить самостоятельно, использовать свой опыт, знания, умения и качества личности, ценится гораздо выше, чем просто эрудиция, владение большим объёмом знаний без умени...