Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса
учебно-методический материал на тему
Методический материал по самообразованию
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.2_tehnologiya_otsenivaniya.doc | 178.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1.2 Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:
1. Фиксировать цели оценочной деятельности.
2. Фиксировать критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления её результатов.
3. Фиксировать условия и границы применения системы оценки.
Приоритетными в диагностике становятся не репродуктивные задания (на воспроизведение информации), а продуктивные задания по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы, составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий).
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей. Это сугубо личная сфера, поэтому правила личностной безопасности, конфиденциальности требуют проводить такую диагностику только в виде неперсонифицированных работ. Иными словами, работы, выполняемые учениками, как правило, не должны подписываться, и таблицы, где собираются эти данные, должны показывать результаты только по классу или школе в целом, но не по каждому конкретному ученику.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
- целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
- самооценка ученика по принятым формам (например, лист с во-просами по саморефлексии конкретной деятельности),
- результаты учебных проектов,
- результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу по принципу «прибавления» и «уровнего подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместо официального классного журнала главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен теперь стать портфель достижений (портфолио). Официальный классный журнал, конечно, не отменяется, но итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень образования) теперь будет приниматься не на основе годовых предметных отметок в журнале, а на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Описание системы оценки результатов ФГОС
- Оцениванию подлежат результаты − предметные, метапредметные и личностные.
Результаты ученика − это действия (умения) по использованию знаний в ходе решения задач (личностных, метапредметных, предметных). Отдельные действия, прежде всего успешные, достойны оценки (словесной характеристики), а решение полноценной задачи – оценки и отметки (знака фиксации в определённой системе).
Результаты учителя (образовательного учреждения) – это разница между результатами учеников (личностными, метапредметными и предметными) в начале обучения (входная диагностика) и в конце обучения (выходная диагностика). Прирост результатов означает, что учителю и школе в целом удалось создать образовательную среду, обеспечивающую развитие учеников. Отрицательный результат сравнения означает, что не удалось создать условия (образовательную среду) для успешного развития возможностей учеников.
- Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку
На уроке ученик сам оценивает свой результат выполнения задания по «Алгоритму самооценки» и, если требуется, определяет отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право скорректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил их. | После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право изменить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена. |
- Количество отметок определяется по числу решённых задач
За каждую учебную задачу или группу заданий (задач), показывающую овладение конкретным действием (умением), определяется и по возможности ставится отдельная отметка.
- Оценки и отметки накапливаются таблицах образовательных результатов (предметных, метапредметных, личностных) и в «Портфеле достижений»
Таблицы образовательных результатов – составляются из перечня действий (умений), которыми должен и может овладеть ученик.
Таблицы размещаются в дневнике школьника и в рабочем журнале учителя (в бумажном и электронном вариантах). В них выставляются отметки (баллы или проценты) в графу того действия (умения), которое было основным в ходе решения конкретной задачи. Необходимы три группы таблиц:
- таблицы ПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы МЕТАПРЕДМЕТНЫХ результатов;
- таблицы ЛИЧНОСТНЫХ неперсонифицированных результатов по классу. Она заполняется на основании не подписанных учениками диагностических работ. Результаты фиксируются в процентах по классу в целом, а не по каждому отдельному ученику.
Отметки заносятся в таблицы результатов:
Обязательно (минимум):
- за метапредметные и личностные неперсонифицированные диагностические работы (один раз в год – обязательно),
- за предметные контрольные работы (один раз в четверть – обязательно).
По желанию и возможностям учителя (максимум):
- за любые другие задания (письменные или устные) – от урока к уроку по решению учителя и образовательного учреждения.
«Портфель достижений ученика» – это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном − обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно» (подробнее см. правила 6, 7).
- Отметки ставятся:
- текущие – по желанию (не менее 1 оценки в неделю);
- за тематические проверочные работы – обязательно.
За задачи, решённые при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.
За каждую задачу проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать хотя бы один раз.
- Критерии оценивания (по признакам трёх уровней успешности):
- необходимый уровень (базовый) – решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные действия и усвоенные знания .Это достаточно для продолжения образования, это возможно и необходимо всем. Качественные оценки − «хорошо, но не отлично» или «нормально» (решение задачи с недочётами).
- повышенный уровень (программный) – решение нестандартной задачи, где потребовалось:
- либо действие в новой, непривычной ситуации , либо использование новых, усваиваемых в данный момент знаний (в том числе выходящих за рамки опорной системы знаний по предмету).
Умение действовать в нестандартной ситуации – это отличие от необходимого всем уровня образования. Это демонстрирует исключительные успехи отдельных учеников по отдельным темам сверх школьных требований. Качественная оценка − «превосходно».
Качественные оценки по уровням успешности могут быть переведены в отметки по любой балльной шкале: традиционной 5-балльной, в 10-балльную, 100-балльную, 6-балльную и т.д.
- Определение итоговых оценок/отметок
Предметные четвертные оценки/отметки определяются по таблицам предметных результатов (среднее арифметическое баллов).
Итоговая оценка за ступень начальной школы – на основе всех положительных результатов, накопленных учеником в своем портфеле достижений, и на основе итоговой диагностики предметных и метапредметных результатов.
Качественные оценки: «отлично» или «почти отлично» (решение задачи с недочётами).
Максимальный уровень (НЕ обязательный) − решение не изучавшейся в классе «сверхзадачи», для которой потребовались либо самостоятельно добытые, не изучавшиеся знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения и действия, требуемые на следующих ступенях
Система оценки предполагает комплексный подход к оценке результатов образования, позволяющий вести оценку достижения обучающимися всех трех групп результатов образования: личностных, метапредметных и предметных.
Личностные результаты
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
Предметные результаты
освоенный обучающимися опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.
Метапредметные результаты
освоенные обучающимися УУД, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия
Пакет работ | Отдельные виды работ |
Оценивание метапредметных результатов | Входной мониторинг: разработка карты; проведение мониторинга; анализ; построение плана работы. |
Оценивание предметных результатов | Итоговые комплексные контрольные работы |
Оценивание личностных результатов | Входной мониторинг: разработка карты; проведение мониторинга; анализ; построение плана работы. |
УРОВНИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
системы оценки образовательных результатов, требуемых ФГОС
- Различие оценки и отметки
Учитель и ученики привыкают различать словесную оценку любых действий и отметку − знак за решение учебной задачи (предметной или метапредметной).
Система оценки предполагает вовлеченность в оценочную деятельность как педагогов, так и обучающихся.
Учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку.
Оценка – это словесная характеристика результатов действий ученика.
Отметка - это фиксация результата оценивания в виде знака из принятой системы (цифровой балл в любой шкале, любые другие цветовые, знаковые шкалы)
- Самооценка
Ученики в диалоге с учителем обучаются самостоятельно оценивать свои результаты по «Алгоритму самооценки»
В первом классе алгоритм состоит из четырёх вопросов:
Алгоритм самооценки в первом классе
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
В последующих классах к алгоритму добавляются новые вопросы: «Как мы различаем отметки и оценки?», «Какую себе поставишь отметку?»
Алгоритм самооценки во 2-4 классах
- Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
- Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
- Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
- Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5.Как мы различаем отметки и оценки?
6.Какую себе поставишь отметку?
- Одна задача – одна оценка
Учитель и ученики привыкают оценивать каждую решённую задачу в отдельности. Если требуется определить одну отметку за контрольную или за урок, это делается на основе отдельных отметок за решённые задачи (например, среднее арифметическое).
- Таблицы результатов и «Портфель достижений» − используется частично. Учитель начинает использовать таблицы результатов только после проведения итоговых контрольных работы по предметам (один раз в четверть) и диагностик метапредметных результатов (примерно один раз в год). После проведения таких работ учитель выставляет отметки за каждое из заданий в таблицу результатов (в «Рабочий журнал учителя»). В текущей работе при заполнении официального журнала учитель руководствуется привычными правилами. Отметки в таблицы результатов выставляются:
- в 1-м классе в виде «+» (зачёт, решение задачи, выполнение задания) или отсутствие «-» (задача не решена, задание не выполнено),
- в 2−4 классах отметки ставятся по той шкале, которая принята (например, традиционная 5-балльная). Эти данные используются для отслеживания того, как конкретные ученики справляются с программными требованиями (насколько они успешны).
Только эти данные учитель переносит в «Портфель достижений ученика». Остальные материалы портфеля достижений ученик пополняет самостоятельно.
«Портфель достижений ученика»
это сборник работ и результатов, которые показывают усилия, прогресс и достижения ученика в разных областях (учёба, творчество, общение, здоровье, полезный людям труд и т.д.), а также самоанализ учеником своих текущих достижений и недостатков, позволяющих самому определять цели своего дальнейшего развития.
Основные разделы «Портфеля достижений»:
- показатели предметных результатов (контрольные работы, данные из таблиц результатов, выборки проектных, творческих и других работ по разным предметам);
- показатели метапредметных результатов;
- показатели личностных результатов (прежде всего во внеучебной деятельности).
Пополнять «Портфель достижений» и оценивать его материалы должен прежде всего ученик. Учитель же примерно раз в четверть пополняет лишь небольшую обязательную часть (после контрольных работ), а в остальном − обучает ученика порядку пополнения портфеля основным набором материалов и их оцениванию по качественной шкале: «нормально», «хорошо», «почти отлично», «отлично», «превосходно».
Ученик сам оценивает свой результат через самооценку (портфолио, карта успеха, выполнения задания по «Алгоритму самооценки»)
Учитель оценивает результат по следующим критериям:
- по уровням;
- по этапам достижения результатов;
- интегрировано или дифференцировано;
- в зависимости от поставленных целей и задач.
Виды контроля: стартовый, промежуточный, текущий, итоговый.
- Уровни успешности ( используется частично)
Учитель фиксирует уровни успешности только при оценивании заданий предметных проверочных и контрольных работа, а также метапредметных диагностических, руководствуясь готовой шкалой в печатных изданиях (в тетрадях для проверочных и контрольных работ). При текущем оценивании учитель руководствуется привычными ему правилами контроля и оценивания.
- Итоговые оценки (используется частично)
Учитель определяет итоговую оценку за ступень начальной школы в соответствии с требованиями новой системы оценки (на основе выходных диагностик и «Портфеля достижений»). При определении четвертных оценок по предметам учитель использует привычные традиционные правила.
Формы контроля и учета достижений обучающихся
В процессе оценки используются разнообразные методы и формы, взаимно дополняющие друг друга. Перечень процедур, регламентированных внутришкольной системой оценки качества начального образования, существенно расширяется за счет нестандартизированных процедур (наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности: проект, портфолио и т.д.).
Значительная часть этих процедур (например, оценка сформированности компонентов учебной деятельности) должна выполняться самим учителем и учеником как субъектом оценочной деятельности (самооценка и взаимоценка), а также родителями учащегося.
Результаты этих оцениваний фиксируются и накапливаются наряду с фиксацией внеучебных достижений (накопительная оценка)
Формы и методы контроля достижений | |||
текущая аттестация (обязательная) | итоговая аттестация (обязательная) | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- устный опрос - письменная самостоятельная работа - диктанты - контрольное списывание - тестовые задания - графическая работа - изложение - доклад - творческая работа - посещение уроков по программам наблюдения | - диагностическая - контрольная работа - диктанты - изложение - контроль техники чтения | Письменный и устный опрос, тестовые задания, самостоятельные, практические и лабораторные работы, экскурсии. | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях, фестивалях, конференциях; - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио, карта успеха - анализ психолого-педагогических исследований |
Границы применения системы оценивания
1) постепенное внедрение всех нововведений по этапам, от простого к сложному.
2) понимание, что система оценки результатов не даётся в законченном и неизменном виде, она будет развиваться, по ходу её внедрения будут ставиться новые вопросы, проблемы, которые потребуют поиска ответов и решений.
3) обучение самих учеников способам оценивания и фиксации своих результатов;
4) ориентир только на поддержание успешности и мотивации ученика. Запрет на любые формы и способы, которые превращали бы систему оценки в «кнут».
5) обеспечение личной психологической безопасности ученика. Подавляющее большинство образовательных результатов конкретного ученика можно сравнивать только с его же предыдущими показателями, но не с показателями других учеников класса.
Система оценки предусматривает уровневый подход к представлению планируемых результатов и инструментарию для оценки их достижений.
Оценка личностных результатов
Оценка личностных результатов осуществляется в ходе неперсонифицированных мониторинговых исследований.
Методы контроля: наблюдение, тестирование, проектирование, метод «Потфолио».
Методики: карта успеха, творческая книжка, профиль умений.
Формы контроля: устный и письменный опрос; индивидуальный, групповой, фронтальный
Инструментарий контроля: тест, карта наблюдений или карта мониторинга, лист самооценки или дневник самооценки.
Личностные результаты | Уровни | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
самоопределение | Формирование внутренней позиции | Становление гражданской позиции | Формирование внутренней позиции Становление гражданской позиции Способность адекватно оценивать себя, свои результаты, выделять сильные и слабые стороны своей личности |
Смыслобразование | Поиск и установление смысла учения | Установление границ между «что я знаю» и «что я не знаю» | Преодоление разрыва между «что я знаю» и «что я не знаю» |
Морально-этическая ориентация | Знание моральных норм и ориентация на их выполнение на основе понимания их социальной необходимости. | Понимание и принятие основ моральных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации. | Развитие этических чувств; способность к оценке своих поступков и действий других людей людей с точки зрения соблюдения моральной нормы |
Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.
Личностные результаты выпускников на ступени начального общего образования в полном соответствии с требованиями Стандарта не подлежат итоговой оценке, т.к. оценка личностных результатов учащихся отражает эффективность воспитательной и образовательной деятельности школы.
Формы оценки личностных результатов не должны представлять угрозы личности, не должны нарушать психологическую безопасность и эмоциональный статус обучающегося.
Метапредметные результаты | Уровни | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
Регулятивные | Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок | Приобретения навыка саморегуляции |
Познавательные | Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи | Самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников | Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. |
Коммуникативные | Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем | Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы. | Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстникамии взрослыми; владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую |
Оценка метапредметных результатов
Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и неперсонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных учебных действий. Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов. Основное содержание оценки метапредметных результатов строится вокруг умения учиться.
Оценка метопредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур (в ходе итоговых проверочных или комплексных работ по предметам; текущей, тематической или промежуточной оценки и т.д.)
Оценка предметных результатов
Оценка предметных результатов представляет собой оценку достижения обучающимися планируемых результатов по отдельным предметам.
Методы контроля: метод «Портфолио»
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный.
Инструментарий контроля:
диктанты и изложения, сочинения на заданную или произвольную тему, дневники читателя, иллюстрации на заданную тему, рефераты, математические диктанты, мини-иследования, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, дневники наблюдений, мини-проекты, творческие работы, иллюстрации к музыкальным и художественным произведениям, продукты собственного творчества, дневники самоконтроля.
Предметные результаты | Уровни | ||
1 уровень | 2 уровень | 3 уровень | |
Система предметных знаний | Овладение понятийным аппаратом учебных предметов | Освоение опорной системы знаний по предметам и способность воспроизвести их в стандартных учебных ситуациях. | Способность использовать знания при решении учебно-позновательных и учебно-практических задач. |
Система предметных действий | Правильное выполнение действий в рамках заданного предметом диапазона задач. | Осознанное и произвольное выполнение предметных действий, перенос их на новые классы объектов. | Способность решать разнообразные по содержанию и сложности классы учебно-познавательных и учебно- практических задач. |
Перевод оценки по уровням успешности в предметную отметку
Уровни успешности | 5-балльная шкала | 100% |
Не достигнут необходимый уровень Не решена типовая, много раз отработанная задача | «2» ниже нормы, неудовлетворительно | 0-49% |
Необходимый (базовый) уровень Решение типовой задачи, подобной тем, что решали уже много раз, где требовались отработанные умения и уже усвоенные знания | «3» норма, удовлетворительно. Частично успешное решение (с незначительной, не влияющей на результат ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | 50-64% |
«4» хорошо. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 65-74% | |
Решение нестандартной задачи, где потребовалось либо применить новые знаний по изучаемой в данный момент теме, либо уже усвоенные знания и умения, но в новой, непривычной ситуации | «5» отлично. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | 75-100% |
Решение задачи по материалу, не изучавшемуся в классе, где потребовались либо самостоятельно добытые новые знания, либо новые, самостоятельно усвоенные умения | «5» Частично успешное решение (с незначительной ошибкой или с посторонней помощью в какой-то момент решения) | Отдельная шкала: 50-69% |
«5 и 5» превосходно. Полностью успешное решение (без ошибок и полностью самостоятельно) | Отдельная шкала: 70-100% |
Формы представления образовательных результатов:
Формы представления результатов: проект, лист самооценки, исследовательская работа, реферат, табель успеваемости по предметам, результаты психолого-педагогических исследований, динамика личностного качества обучения и УУД
Критерии системы оценивания: динамика предметных результатов, динамика формирования УУД, соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов к результатам ФГОС
Система оценивания ориентирована на повышение качества обученности, на стимулирование мотивации обучения.
Итоговая оценка за ступень начальной школы - это словесная характеристика достижений ученика, которая создаётся на основании трёх показателей:
1) комплексной накопленной оценки (вывода по «Портфелю достижений» - совокупность всех образовательных результатов);
2) результатов итоговых диагностических работ по русскому языку и математике (освоение опорной системы знаний – через решение задач);
3) результатов предварительных диагностических работ по УУД за 4-й класс и итоговой комплексной межпредметной диагностической работы (уровень метапредметных действий с предметными и надпредметными знаниями).
На основе трёх этих показателей педагогами-экспертами формулируется один из трёх возможных выводов-оценок результатов по предметам и УУД:
Вывод-оценка (о возможности продолжения образования на следующей ступени) | Показатели (процентные показатели установлены авторами примерной ООП) | |
Комплексная оценка (данные «Портфеля достижений») | Итоговые работы (русский язык, математика и межпредметная работа) | |
1. Не овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями | Не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем разделам образовательной программы (предметные, метапредметные, личностные результаты) | Правильно выполнено менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
2.Овладел опорной системой знаний и необходимыми учебными действиями, способен использовать их для решения простых стандартных задач | Достижение планируемых результатов по всем основным разделам образовательной программы как минимум с оценкой «зачтено»/«нормально» | Правильно НЕ менее 50% заданий необходимого (базового) уровня |
3. Овладел опорной системой знаний на уровне осознанного применения учебных действий, в том числе при решении нестандартных задач | Достижение планируемых результатов НЕ менее чем по половине разделов образовательной программы с оценкой «хорошо» или «отлично» | Правильно не менее 65% заданий необходимого (базового) уровня и не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня |
Итоговая оценка является основанием для перехода ребенка из одного класса в другой, с одной ступени обучения на другую, показывая динамику качества обученности.
Если показатели итоговой оценки не однозначны, то решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учетом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения.
Лист оценки результатов обучения учащихся ______ класса
МБОУ ____________________________
По теме: ___________________________________________________________ Дата: ______________________
№ | Ф. И. | Умение 1 | Умение 2 | Умение 3 | Умение 4 | Умение 5 | Умение 6 | Итог |
Выводы: ________________________________________________
Качество освоения темы _____________________
Оценочный лист ученика -_______ класса
МБОУ ______________________________
Умения, проявленные на работе | Самооценка(прогнозируемая) | Оценка учителя | Выводы,рекомендации |
Определять согласный звук на конце слова | |||
Определять орфограмму и проверять её | |||
Грамотно списывать слова | |||
Аккуратно оформлять записи |
Итог:_______________________________________________________________
В результате проведенного теоретического анализа литературы, было установлено, что отличительными особенностями системы оценки в рамках
ФГОС являются следующие: комплексный подход к оценке результатов образования: оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования; использование планируемых результатов освоения основных образовательных программ в качестве содержательной и критериальной базы оценки; уровневый подход к разработке планируемых результатов, инструментария и представлению данных; использование накопительной системы оценивания (портфолио), характеризующей динамику индивидуальных образовательных достижений.
Также было определено, что при оценке планируемых результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разминка – как средство оптимизации учебно - тренировочного процесса
Спортивная тренировка — это процесс подготовки к соревнованиям. В соревнованиях каждый хочет победить, а на тренировке создаются необходимые для этого условия. Освоение техники, совершенствование в не...
Компьютер как средство оптимизации учебного процесса
Цифровая среда, в которой предстоит жить нашим детям должна привести к переосмыслению методов обучения и преподавания. как показывает практика , без информационных технологий уже невозможно представит...
Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса
Методические рекомендации...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Статья об использовании проектно-исследовательской деятельности, являющейся средством оптимизации учебно-воспитательного процесса младших школьников в рамках экологического воспитания на уроках окружа...
«Технология оценивания образовательных достижений учащихся, как средство оптимизации учебного процесса»
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8). В соответствии с ними система оценки должна:1. Фиксир...
ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО ОПТИМИЗАЦИИ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Повышение эффективности образовательного процесса - одна из актуальных проблем современного образования. Основная трудность для учащихся - самостоятельный поиск информации, добывание знаний. Поэ...
Доклад на заседании ШМО учителей начальных классов по теме «Технология оценивания образовательных достижений как средство реализации ФГОС НОО»
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования действует система оценки, ориентированная на выявление и оценивание образовательных...