Стратегия ИДЕАЛ как метод решения проблем
методическая разработка на тему
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить?, Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. В повседневной жизни большинство людей используют одну-две стратегии, то есть делают какие-то определенные шаги, которые, по их мнению, помогут в достижении цели. Человек, владеющий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в повседневной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.
Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategiya_ideal.docx | 19.63 КБ |
strategiya_ideal.ppt | 1.41 МБ |
Предварительный просмотр:
Как часто в жизни мы задаем вопросы: как быть? Как поступить?, Что выбрать? Иными словами, мы решаем проблему. Владение разнообразными стратегиями разрешения проблемных ситуаций – одно из важных качеств человека, умеющего мыслить критически. В повседневной жизни большинство людей используют одну-две стратегии, то есть делают какие-то определенные шаги, которые, по их мнению, помогут в достижении цели. Человек, владеющий навыками критического мышления (именно навыками – так как он делает это уже как само собой разумеющееся), не только использует в повседневной жизни гораздо больше стратегий для разрешения проблем, но и имеет привычку осознавать, почему я действую именно так именно в этой ситуации.
Образовательная технология развития критического мышления и предлагает ряд учебных стратегий, позволяющих не только обучать посредством решения проблем, но и обучаться разнообразным способам решения жизненных затруднений.
Тема моего мастер- класса «Стратегия «Идеал» как метод решения проблем
- Психологи Дж.Брэндсфорд разработали «идеальный» метод решения проблем. Они так и назвали его – «ИДЕАЛ». Каждая буква – это этап или шаг, который нужно сделать, чтобы повысить вероятность выхода из трудной ситуации
Чтобы сохранить аббревиатуру, нужно было пойти на некоторую адаптацию формулировок. Это было обусловлено также необходимостью учета возрастных особенностей детей, изучающих данную стратегию. Вот как эта стратегия выглядит в адаптации И.О. Загашева.
Слайд 4
Интересно, в чем проблема?
Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Есть ли какие-либо хорошие решения?
А теперь сделаем выбор!
Любопытно, как это осуществить на практике?
- Как же это все работает?
1 этап. Интересно, в чем проблема?
Здесь мы определяем проблему и формулируем её в виде вопроса, начинающегося со слова: «Как?». В формулировке должна отсутствовать частица «не». Формулировка проблемы должна быть максимально конкретной.
2 этап. Давайте найдем как можно больше способов решения проблемы!
На данном этапе применяется классический «мозговой штурм».
• Принимаются все варианты решений, которые соответствуют выбранной формулировке. Все варианты должны быть зафиксированы либо на доске, либо на листочке.
• Критика запрещена. Но можно задавать уточняющие вопросы. Оговорить количество вариантов
3 этап. Есть ли какие-нибудь «сильные» решения?
Это – этап первичной оценки. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит.
Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.
4 этап. А теперь сделаем выбор!
На этом этапе необходимо выбрать один вариант решения проблемы, и обосновать свой выбор. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
5 этап. Любопытно, как это осуществить на практике?
Здесь учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план решения проблемы.
Распишите возможный план действий по пунктам или изобразите его в виде схемы, составьте устный рассказ и т.д.
Давайте рассмотрим пример использования стратегии «ИДЕАЛ» при работе с текстом сказки "Болтливая старуха"
Жили-были старик со старухой. Старуха была страсть какая болтливая: утаить ничего не могла. Чего только ни услышит, в ту же минуту деревня знает.
Поехал старик в поле пахать и выпахал клад денег, много золота - целый воз. Привез клад домой. И думает: Как теперь быть? Дойдет слух до нашего помещика, и прощайся с деньгами: все отберет. Говорит жене: - Старуха, никому не сказывай!
А старуха-то пошла к соседке и говорит:
- Соседка, старик клад нашел, только ты никому не сказывай.
Теперь, используя метод «ИДЕАЛ», попробуем разрешить данную проблему. Опыт показывает, что для того, чтобы младшие школьники лучше вникли в суть работы, им нужна какая-то наглядная опора, поэтому их можно попросить изобразить на небольших листах бумаги данную проблемную ситуацию.
И - «Интересно, в чем проблема?»
давайте определим ту проблему, с которой столкнулся наш герой. Формулировка проблемы должна начинаться с вопросительного слова «Как…?», в ней должна отсутствовать частица «не», а также – она должна быть максимально конкретной.
(Выслушиваю предложения из зала, каждая формулировка должна быть зафиксирована на доске.Это делается для того, чтобы у ребят был впоследствии выбор: на какой остановиться.)
Итак, остановившись на одной из формулировок, мы можем перейти ко второму этапу.
НАПРИМЕР: Как старику сохранить деньги?
Д -«Давайте предложим как можно больше вариантов решений!»(фокус группа записывает на листах )
( крепим на доске 7-8 вариантов), не обсуждаем, какими-бы абсурдными на первый взгляд они не казались
Избавиться от старухи
Разделить клад и часть отдать барину
Спрятать и брать потихоньку
Перехитрить (обмануть)
Сделать так, чтобы старухе не поверили
После того, как мы собрали «банк» идей, настало время переходить к следующему этапу, обозначенному буквой «Е».
Е -«Есть ли какие-либо хорошие решения?»
Это – этап первичной оценки. Действительно, ведь есть совершенно несуразные варианты, которые были предложены, что называется, ради смеха. Первичная оценка нужна как раз для того, чтобы отсеять наиболее неуместные варианты. Каждое из решений мы, вместе с классом, оцениваем по следующей системе: «+» – решение подходит; «+ –» – решение подходит, но не является достаточно оригинальным. В эту же категорию попадают и решения, по поводу которых мнения класса кардинально разделились. «–» – это решение не подходит для всех, поэтому пусть пока «полежит в стороне». Аргументировать на данном этапе особо не нужно – для этой цели есть следующий этап.
Этап «А».«А теперь выберем один вариант!»
Вот на этом этапе каждый школьник должен не только выбрать вариант, приемлемый с его точки зрения, но и обосновать его. Лучше, чтобы это было сделано письменно. Аргументация должна основываться на сведениях из текста, на опыте и учитывать конкретную ситуацию.
После обсуждения некоторых вариантов – сколько позволит время, – переходим к этапу «Л».
Л -«Любопытно, как это будет выглядеть на практике?».
На этом этапе учащиеся – индивидуально или в парах – составляют план реализации варианта. Младшие школьники могут обратиться к тем рисунками, которые они сделали на этапе «И», чтобы дорисовать их до окончательного решения. Подростки и старшеклассники ограничиваются перечислением пунктов плана.
- Фокус группа в течении 1-2 минут продумает как это будет происходить и чем сказка закончиться (работают вместе)
-Данная стратегия направлена на развитие не только предметных, но и метапредметных, личностных универсальных учебных действий учащихся, о чём свидетельствует следующий слайд:
Слайд
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- учащиеся самостоятельно формулируют проблему;
- определяют способы её решения;
- самостоятельно составляют план решения проблемы.
Познавательные УУД:
- извлекают информацию при работе с текстом информационным или
художественным.
Коммуникативные УУД:
- учащиеся высказывают и обосновывают свою точку зрения;
- учатся сотрудничать друг с другом;
- оформляют свои мысли в устной и письменной форме с учётом
речевой ситуации.
Личностные результаты:
- формируют устойчивый познавательный интерес к чтению;
- развивают чувство ответственности за произнесённое и написанное
слово.
Также этот метод используется и во внеклассной работе: при совместном решении каких-либо повседневных учебных и внеучебных проблем.
Благодаря ему ученики учатся лучше формулировать проблему, увереннее чувствуют себя в поиске вариантов решения жизненных трудностей, привыкают к безоценочному обсуждению различных вариантов решения
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
И нтересно, в чем проблема? Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы Е сть ли какие-либо хорошие решения? А теперь сделаем выбор! Л юбопытно, как это осуществить на практике?
И нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему .
Д авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения проблемы .
Е сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные.
А теперь выберем единственное решение.
Л юбопытно, а как это будет выглядеть на практике?
Болтливая старуха
Болтливая старуха И нтересно, в чем проблема? Как старику сохранить деньги?
Болтливая старуха Д авайте найдем как можно больше способов решения проблемы
Е сть ли хорошие решения ? Болтливая старуха
Болтливая старуха А теперь сделаем выбор! Сделать так, чтобы барин не поверил старухе
Болтливая старуха
Метапредметные результаты ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ Личностные результаты
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Цель: формирование у родителей представления о причинах неуспеваемости детей....
Родительское собрание на тему: "Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем"
Познакомить с понятием школьной неуспеваемости. Рассказать о причинах возникновения трудностей в обучении. Воспитывать в родителях сочувствие, уважение к своему ребенку. Дать рекомендации по о...
Решение проблем здоровьесбережения в начальных классах
Отчёт о работе по здоровьесбережению в начальной школе....
Создание виртуальных сообществ, как один из способов оказания помощи учителям в решении проблем, связанных с внедрением ФГОС НОО.
Единственный способ помочь активизации взаимодействия всех участников образовательного процесса - создание общероссийского ресурса, способного объединить в масштабах страны в е...
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ «Неуспеваемость младшего школьника: причины и способы решения проблем»
Цель с которой проводится собрание - формирование у родителей представлений о причинах неуспеваемости детей.Задачи:• обсудить проблему плохой успеваемости;• ознакомить родителей с причинами ...
Статья "Методы изучения проблем семейного чтения в начальных классах и пути их решения".
Изучение проблем семейного чтения для возрождения роли чтения книги в семьях учащихся, как средство семейного досуга. Мотивировать родителей к совместному чтению и обсуждению детской литературы с ребе...
Стратегия "ИДЕАЛ"
laquo;Технология развития критического мышления и её применение в воспитательной деятельности. Стратегия «ИДЕАЛ» как путь к самореализации&rdquo...