Развитие речи младших школьников
учебно-методическое пособие на тему

Ковалева Оксана Вячеславовна

реферат на тему развитие речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshih_shkolnikov.docx44.77 КБ

Предварительный просмотр:

 Развитие речи младших школьников на уроках русского языка

 Основная задача начальной школы – развитие речи учащихся. Одной из сторон этой задачи является обогащение словарного запаса детей. Языком дети овладевают задолго до школы. Однако активный словарь очень беден. Считается, что расширение словаря должно идти не за счет увеличения речевых единиц, а за счет совершенствования семантики каждого слова. Речь учащихся развивается в единстве с развитием их мышления, расширением объёма  знаний. Вот почему необходимым условием успешного обучения русскому языку является связь учебного процесса с жизненным опытом учащихся, с тем, что они непосредственно видят вокруг себя, слышат по радио, узнают из книг.

Например:  Довольно успешно дети пишут работы о своей жизни, каникулах, домашних животных.

Следовательно, перед написанием сочинения или изложения нужно провести беседу с детьми, в ходе которой вспомнить истории из их жизни, знакомые им художественные произведения по заданной теме.

Работу по развитию речи ученый рекомендует строить, так, чтобы у ученика была определенная тема, замысел, было обдумано содержание, сначала в целом, затем в отдельных его частях, сначала внутренняя речь, затем устное ее оформление, то есть основной путь – от целого к деталям. Младших школьников следует учить слушать и понимать речь учителя, товарищей, вообще чужую речь, внимательно относиться к высказываниям других, ставить вопросы, обсуждать выступления товарищей.

В ходе беседы нужно дополнять их рассказы, вставляя имена прилагательные, фразеологические обороты, для более полного раскрытия темы. Т.К. Детям младшего школьного возраста часто свойственно употребление в устой речи нераспространенных предложений.

Например: Мы ходили в лес  – летним солнечным утром мы пошли в лес.

Повышение уровня речевого развития учащихся включает:

  • обогащение речи школьников новыми словами и выражениями;
  • уточнение смысла слов, которыми дети пользовались ещё до школы;
  • развитие умения точно употреблять слова в соответствии с целями своего высказывания, правильно строить предложения, составлять небольшие рассказы о виденном или прочитанном;

   В ходе развития речи младших школьников нужно рассматривать языковые средства  в их отношении к связной речи, тексту, высказыванию. Чтобы Показать речевые возможности языковых средств, раскрыть их функционирование в речи, организовать практическое усвоение этого материала – учащиеся пользуются определенными языковыми средствами в речи.

Типы упражнений:

1.Упражнения, рассчитанные на усвоение норм литературного языка.

1.Наблюдение по специальной подготовке вопросов и заданий.

2.Выделение (опознание) и характеристика (разбор) нужных элементов.

3. Сравнение сопоставимых явлений языка.

4.Анализ текста с точки зрения использования в нем языковых средств и задачи, условий, содержания высказывания.

    Также развитию речи способствуют упражнения, предусматривающие обогащение речи учащихся соотносительными средствами языка.

А) упражнения, направленные на формирование умений отбирать из ряда соотносительных языковых средств наиболее уместные для выражения данного содержания высказывания в соответствии с задачей и обстоятельствами речи;

Б) упражнения, ориентирующие на отработку умений приспосабливать языковые средства друг к другу в связном высказывании.

Развивая речь ребенка, необходимо обращать внимание на то, чтобы " речь не отрывалась от мысли ", чтобы она была содержательной, ясной, по возможности точной, чтобы за словом стояло представление или понятие, чтобы ученик умел анализировать, сравнивать, обобщать, рассуждать, не только произносил известные слова и выражения, но и выражал свои чувства и мысли.

Известно, что продуктом речевой деятельности является текст, следовательно, работу по развитию связной речи учащихся необходимо строить на основе восприятия и создания текста.

Программа по русскому языку предусматривает усвоение лингвистических сведений, прежде всего практическим путем через систему целенаправленных упражнений. В соответствии с этим в современной методике утвердилось положение о необходимости изучения морфологии на синтаксической основе, а синтаксис – на основе взаимодействия с морфологией, что является качественным преобразованием методики изучения морфологии на современном этапе.

Морфология и синтаксис, как известно, представляют собой диалектическое единство. Соединяясь друг с другом, слова, принадлежащие к определенным частям речи, часто образуют исторически сложившиеся модели словосочетаний, однотипных по своей структуре, по способам связи компонентов, по характеру выражаемых отношений.

Многообразные связи и отношения, существующие в окружающей действительности, кодируются в языке тремя видами обобщенно – логических отношений: определительными, объектными, обстоятельственными, для выражения которых существуют различные языковые средства, в том числе и предложно – падежные формы.

При изучении частей речи необходимо шире раскрывать значение грамматических форм, способы их выражения на текстовом материале.

Тема “Имя прилагательное” является очень интересной и благодатной в плане развития речи учащихся.

М.Р. Львов установил, что “достижение пика интенсивности“ имен прилагательных опережает систематическое изучение их в школьном курсе русского языка и приходится на 3 класс. Следовательно, необходимо искать пути и возможности обогащения речи учащихся начальных классов именами прилагательными еще до “пика интенсивности”

в 1 классе, особенно во 2 классе. Такое обогащение является очень важным, т. к. именно признаковые слова делают речь выразительной и яркой, т. е. изобразительной. На первых этапах обучения можно использовать сюжетные картинки, по которым дети довольно успешно составляют предложения, в которых имена прилагательные используют для описания предметов. Для отработки использования прилагательных в речи можно использовать такие упражнения:

  1. Распространить предложение прилагательным
  2. Придумать словосочетание прил. + сущ.
  3. Составлять предложения по вопросам
  4. Подобрать, подходящие по смыслу, имена прилагательные к одному или нескольким предметам
  5. Описание предмета, с использованием имен прилагательных, не называя его.

При изучении темы «Личные местоимения» важно показать учащимся на взаимозаменяемость имен существительных  личными местоимениями. Это позволит предотвратить, при написании творческих работ, повторяемость одного и того же слова в нескольких предложениях подряд. Для отработки данных навыков можно использовать такие упражнения:

  1. Замените имя существительное, подходящим местоимением.
  2. Анализ текста, в котором повторяется определенное имя существительное: Белка живет в дупле. Белка на зиму запасает грибы и шишки. Зимой белка меняет шубку.
  3. Игра «Мы редакторы». Исправление текста с речевыми ошибками с последующей записью.

    Скудный словарный запас младшего школьника нередко мешает и успешной работе в области орфографии. Все это усугубляется еще и тем, что учащиеся начальных классов мыслят конкретно: многие отвлеченные слова и понятия они употребляют, зачастую совсем не понимая их значения. Потому работа по развитию речи младших школьников предполагает введение в их словарный запас не только слов с отвлеченными понятиями и с различными смысловыми оттенками, но и фразеологических сочетаний.

Фразеологизмы, по выражению В.Г. Белинского, составляют “народную физиономию языка, его оригинальные средства и самобытное, самородное богатство”. Особенностью фразеологического значения является то, что фразеологизм не только называет тот или иной предмет, действие, качество и т. п., но и дает им дополнительную характеристику.

Изучение фразеологии в школе способствует развитию лингвистического мышления детей, обогащению их словарного запаса, повышению речевой культуры. Знакомство с русской фразеологией помогает понять историю и характер русского народа, т. к. многие фразеологизмы по своему происхождению связаны с событиями прошлого.

    Приемы обогащения фразеологического запаса и развития навыков употребления устойчивых сочетаний могут быть очень разнообразными. Это может быть описательная работа на уроке русского языка либо на уроке чтения в процессе изучения того или иного литературного произведения.

    При работе с фразеологическими оборотами можно употреблять такие приемы:

  1. Показать сочетаемость слов в выражениях, смысл которых легко раскрывается. Опираясь на контекст, дети сами легко объясняют смысл и значение некоторых фразеологических единиц (вертеться под ногами; служить верой и правдой).
  2. Объяснить некоторые фразеологизмы-идиомы, т. е. неразложимые по смыслу фразеологические единицы, в которых слова-компоненты непонятны для восприятия (бить баклуши; попасть впросак).

    Развитию речи способствует употребление синонимов. Синонимические средства языка позволяют точно и образно выразить мысль. Упражнения над синонимами расширяют и уточняют словарь учеников, способствуют точному выражению мысли, предупреждают повторение одного и того же слова. Исходя из этого, работу над синонимами следует целенаправленно и систематически проводить в начальных классах. Во-первых, следует постепенно накапливать количество слов-синонимов в индивидуальной речи каждого ребенка, во-вторых, надо, чтобы дети осознали, что рассмотренные прилагательные, хотя и близки по смыслу, но среди них имеется множество слов, различающихся оттенками значений. В процессе работы над синонимами нельзя ограничиваться только выделением из текста слов-синонимов, а следует добиваться понимания учащимися, чем один синоним отличается от другого.

В качестве упражнений можно использовать:

  1. Подберите к данному слову, слова похожие по смыслу.
  2. Замените имя прилагательное в тексте его синонимом

    При работе над развитием речи нужно также обращать внимание на употребление антонимов в устной и письменной речи. Они оживляют речь, делают ее более наглядной и образной. Кроме того, упражнения над антонимами требуют логических операций, как сравнение, сопоставление, противопоставление, и тем самым содействуют развитию мыслительных способностей детей. Чтобы научить детей различать антонимы и правильно пользоваться ими в своей речи, нельзя ограничиться только подыскиванием антонимов к словам, имеющимся в текстах упражнений. Для этого необходимы и специальные упражнения, которые в зависимости от поставленной цели могут проводиться и на отдельных словах, и на словосочетаниях, и на предложениях, и на связных текстах.

С многозначностью слов школьники сталкиваются постоянно, но далеко не всегда осознают ее. К пониманию многозначности они приходят от переносного значения слов. Понимание многозначности способствует восприятию образов художественного произведения, пониманию его идейного содержания.

Пути повышения эффективности в развитии речевой деятельности.

   

   Научить маленького школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной, творческой интерпретации, в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряжённого труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речевой деятельности в самом широком понимании, его организации и корректировке.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся. Во-первых, повышению эффективности развития речевой деятельности способствует целенаправленная подготовка урока (русский язык). Планируя урок, чётко представляю себе, с чем на данном уроке должны познакомиться учащиеся и что должно быть ими усвоено, чем они должны овладеть на уровне практического применения. Эта целенаправленность и определяет композиционную структуру урока.

  1. Цель планирую как для учителя, так и для ученика (изучить, запомнить, научиться).
  2. С целью обогащения словарного запаса и уменьшения времени на организационный момент часто планирую нестандартное начало урока:
  • Составь словосочетания, изменяя при необходимости форму слова: представить, продукт, карий, отчёт, натуральный, глаза.
  • Скажи наоборот: холодно - ; сладкий - ; близко - .
  • Назови слова с ударением на первом (втором) слоге.
  • Скажи по-русски: презентовать, дефект, интервал.
  1. Продуманность отбора материала:
  • Содержание подчинено одной теме, что позволяет обогащать словарный запас, группировать слова по темам.
  • Обязательное введение новых слов: минимум –1, максимум – 7. Их может принести Мудрая Сова или можно получить способом словообразования.
  • Введение в урок пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи и народной мудрости – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.
  • Воспитательная направленность речевого общения достигается использованием материалов «Культура общения». Обогащаю урок словами и фразами: «Я с вами не согласна, я хотел бы исправить (добавить)».
  • Учу строить свободные высказывания. Для этого:

а) предлагаю составить описательные или сравнительные высказывания по демонстрируемым предметам;

б) провожу игру «Хорошо или плохо». Например: «Стакан хорош, что он прозрачен, из него можно пить чай, но он плох тем, что он хрупок и может разбиться»;

в) ставлю вопросы, требующие сопоставления фактов и простейшего вывода при рассмотрении сюжетов картин. Например: «Почему не едет автобус?»;

г) вопросы, мобилизующие личный опыт ребёнка. Например: «Какая погода, если на небе большая туча?».

Важную роль в речевом развитии детей имеет внимательное отношение учителя к речи учащихся. Образцом правильной, ясной, точной, содержательной речи должна быть речь учителя. Поэтому тщательно готовлюсь к уроку, продумываю ход изложения материала, вопросы к учащимся, работаю над точностью формулировок. Контролирую речь учащихся, исправляю недочёты произношения, постановки ударения, выбора слов, наиболее точно выражающие мысли и отражающие действительность.

  1. Об оценивании. Стараюсь работу детей оценивать систематически. Оценка может быть словесная, мимическая или материализованная. Оценка стимулирует ученика к овладению речевыми умениями, показывает его продвижение. Учу оценивать речь товарища, тем самым подвожу к самооценке.

Во-вторых, я считаю, что одна из важнейших задач сегодняшней школы – обучение живому языку, «очеловеченному». Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических (слово живое). Следует приобщать детей к искусству слова, помочь им понять и почувствовать эстетическую ценность русского слова. Придерживаюсь позиции, что обучение родному языку должно строиться не только на основах описательной грамматики языка, но и на осознании его использования в различных речевых и житейских ситуациях.

Свою работу строю следующим  образом. Тематика заданий ориентирована, прежде всего, на обогащение социально-нравственного опыта младших школьников, восприятие окружающего мира, на развитие способности речевого самовыражения.

Начинаю с обогащения словаря детей. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение (состав), произношение, написание, его значение. И здесь на помощь приходит игра. Разнообразные игры со словами стараюсь включать в каждое занятие, так как они развивают у детей природное языковое чутьё.

  • Назови слова близкие (противоположные по смыслу).
  • Среди слов найди лишнее: «лиса, медведь, волк (1 слог)». Выделяют сходство и различие, что обосновывают связным высказыванием.
  • Назови слово, поставь буквы в алфавитном порядке.
  • Назови новое слово, поменяв порядок слогов, букв: «гила – игла».
  • Объясни значение, поменяв одну букву: «бочка – точка».
  • Измени ударение. Как изменилось значение: «замок, стрелки».

   Слово – это часть строительного материала для предложений, ключ к пониманию всего предложения. Если ребёнок не умеет вникать в смысл слова, плохо понимает или вообще не понимает его значения, он всегда будет страдать от непонимания самого предмета. Скудный словарный запас ученика лишает его успешной работы. Поэтому моя задача – не просто познакомить ребят с новым словом, его лексическим значением, но и сделать его объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Чтобы добиться этого я, прежде всего вместе с детьми выясняю, каким может быть слово.


В результате беседы приходим к выводу:

СЛОВО

УБЕДИТЕЛЬНОЕ

ЖИВОЕ

ТРЕПЕТНОЕ

ВОЛНУЮЩЕЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНОЕ

УМЕСТНОЕ

КРАСИВОЕ

ИСКРЕННЕЕ

Что может сделать слово?

СЛОВО МОЖЕТ

ОБОГАТИТЬ

РАСТРЕВОЖИТЬ

ОЗАДАЧИТЬ

УСПОКОИТЬ

ИЗЛЕЧИТЬ

ПОБУДИТЬ

СПАСТИ

РАНИТЬ

Подружившись со словом, мы делаем для себя интересное открытие.

Слова умеют плакать и смеяться,        
Приказывать, молить и заклинать,        
И, словно сердце, кровью обливаться,        
И равнодушно холодом дышать,        
Призывом стать, и отзывом, и зовом.        
И проклинают, и клянутся словом,        
Напутствуют, и славят, и чернят.

 

   Словарная работа является ведущим направлением в развитии речевой деятельности учащихся, а наиболее распространённым приёмом – объяснение детям незнакомых слов. Поэтому на уроках знакомлю детей с этимологией, историей возникновения того или иного слова. Очень часто за такими словами, оборотами лежит целый мир, историческая эпоха, факт ушедшего быта, реальное событие нашего прошлого. А это нужно нам для того, чтобы понимать их подлинное значение, чтобы правильно, точно ими пользоваться.

     Систематическая словообразовательная работа на уроке позволяет учащимся увидеть и понять, как образуются слова, проникнуть в тайну их рождения. Известно, что смысл слова зависит от всех его частей: корня, приставки, суффикса. Но вклад этих элементов в значение слова неодинаков. В качестве материала для наблюдений, я использую производные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Слова предлагаю в текстах, чтобы раскрыть их смысл, а также наблюдать непосредственное употребление их в речи. Например:

Рад и взрослый, и ребёнок,        
Когда беленький, как снег,        
В стаде первый оленёнок        
Появляется на свет.

Затем идёт беседа:

  • О ком идёт речь в стихотворении? (об оленёнке).
  • Объясните значение слова «оленёнок» (маленький олень).
  • Сравните слова по значению. В чём заключается различие?
  • Благодаря какой части в составе слова «оленёнок», его значение отличается от слова «олень».

Или:

Чайчонок встал на дрожащие ноженьки, поёрзал шерстинками крыльев и смело шагнул вперёд.

Чайчонок – чайка.

  • С помощью какого слова выражено отношение автора к птенцу?
  • Какая часть слова выражает это отношение?

Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их, определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение. Например: «волк – волчица – волчонок».

    Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса детей, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании. При работе с синонимами использую следующие упражнения:

  • Соедини слова в пары: «метель, рубеж, вьюга, граница».
  • Запиши слова в порядке уменьшения качеств: «маленький, крохотный, небольшой».
  • Запиши прилагательные с теми существительными, с которыми их можно употребить: «пунцовый, кумачовый – флаг, мак».
  • Замени глагол: «В магазине мы деньги теряем (тратим)».
  • Уточни действие: «Собака съела конфетку (проглотила, сгрызла)».

В отличие от слова, предложение обладает смысловой и интонационной законченностью. Исключительно широкие возможности для усвоения детьми признаков предложения заключает в себе такой вид заданий как «Собери предложение», где дети поочерёдно добавляют по одному слову в предыдущую конструкцию, начиная с грамматической основы. Например:         
«Картина висит».        
«Картина висит на стене».        
«Картина висит  на стене в детской».

Ещё в практике использую такой вид работы с предложением, как:

  • Составь предложение по схеме:

      Кто?                        Что делает?

Дятел                 стучит

 

   Какой?                              Где?

  • Подбери и напиши подходящие по смыслу слова: «(Какой?) в сентябре лес – в нём рядом весна и осень. (Какой?) лист и (какая?) травинка. (Какое?) солнце и (какой?) ветер».

Пословицы и поговорки – традиционный дидактический набор для отработки различных умений и навыков при изучении разных разделов науки о языке.

Каким же образом материал можно вписать в систему организации работы по развитию речевой деятельности. Из копилки пословиц и поговорок предлагаю, например следующее:

Мал золотник, да дорог.        
Гроша не стоит, а выглядит рублём.        
Не вкусив горького, не узнаешь сладкого.        
Друзья познаются в беде.

Задание предлагаю такое:

  1. Прочитай одно (по выбору) предложение-пословицу. Устно передай её основной смысл. Сформулируй тему.
  2. Отталкиваясь от данного предложения, разверни свою мысль. Помни, что предложение-опора является названием твоего будущего текста, в этом заголовке выражена главная мысль. Твой текст может иметь форму небольшого рассказа, поучительной сказки или текста-рассуждения. Так постепенно, ты научишься одно предложение превращать в текст.

Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней сторон речи является такой приём, как «Слово-магнит». Учитель представляет слово с точки зрения нравственно-эстетической, человеческой: слово – существо живое, способное, как и человек, радоваться, грустить, может быть добрым и злым. Отличать слово доброе от слова злого нам помогает его смысл. Лексическое значение слова можно узнать, заглянув в толковый словарь. Добрые, светлые слова мы вместе с детьми отмечаем знаком «+», а злые – знаком «-». По просьбе учителя дети называют слова (наиболее употребляемые): существительные, прилагательные, глаголы. Ребята фантазируют, представляя произнесённое и записанное слово в качестве «магнита», способного притягивать, присоединять к себе другие слова. Что же получилось? Необычное поле слов, состоящее из отдельных слов и словосочетаний. Приводим детей к осознанию и пониманию того, что ими приготовлен строительный материал (речевые кирпичики) для конструирования, строительства целого здания – составления своего связного письменного текста. Например:

«Гуманный» (+), поле слов: «добрый, заботливый, щедрый, золотой, человек, поступок, дружба, мечта, радость, мир».

Опираясь  на поле слов, дети составляют свой текст.

«Слово-магнит» - эффективный способ обращения к своей речи, происходит естественный процесс речевого созидания.


Заключение.

   

    Речь – широкая сфера деятельности человека. По развитию речевой деятельности выделяют следующие уровни работы:

  1. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трём направлениям:
  • техника – к ней относится правильное дыхание, дикция;
  • орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;
  • интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.
  1. Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:
  • количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков значения;
  • задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, то есть быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
  1. Грамматический уровень – построение словосочетаний и предложений.
  2. Уровень текста (связная речь)

Выделяют три вида упражнений:

  • по образцу;
  • конструктивные;
  • коммуникативно-творческие.

На данном уровне учащиеся должны уметь:

а) понять, осмыслить тему, выделить её, найти границы;

б) собирать материал: отбирать то, что важно и отбрасывать второстепенное;

в) располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану;

г) пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.

В начальном курсе русского языка всё более чётко выступают две взаимосвязанные подсистемы: языковое образование и речевое развитие. При этом знания по русскому языку и речеведению составляют для учащихся фундамент, на котором происходит овладение речевыми умениями. Развитие речевой деятельности на уроках русского языка происходит неразрывно с изучением разделов русского языка. Отметим проблемы развития речевой деятельности при изучении разделов русского языка.

Фонетика. К моменту поступления в школу дети в большинстве случаев имеют достаточно тренированный речевой аппарат и достаточно развитый речевой слух. Между тем специальные исследования показывают, что в развитии произносительного навыка учащиеся имеют существенные проблемы.

  1. Отсутствие чёткой дикции отражается на навыках письменной речи в виде описок, затруднения при произношении незнакомых слов, слов иноязычного происхождения или сложных по составу. При произношении подобных слов допускаются искажения в виде перестановки, выпадения звуков.
  2. Недостаточное развитие речевого слуха. С ним связаны отклонения от орфоэпических норм – диалектное произношение и орфографическое произношение.
  3. Недостаточное развитие речевого ритма. Это проявляется в неумении правильно читать стихи, воспроизводя их ритмико-мелодическую структуру.
  4. Недостаточное развитие интонационных навыков. Дети часто не умеют голосом выразить своё отношение к тому, о чём они говорят, делают случайные логические ударения, не выделяют интонационными средствами главного, не умеют повысить или понизить голос. Указанные недостатки свойственны монологической речи, ими же характеризуется и чтение вслух: учащиеся часто не умеют выразительно читать знаки препинания, передавать голосом логическое и эмоциональное содержание читаемого, выдерживать нужный темп и громкость. Говоря о диалогической речи школьников, в качестве недостатков следует отметить чрезмерную резкость интонаций, неумение регулировать в соответствии с ситуацией общения громкость речи и её общий тон.

Рассматривая проблемы в овладении значимыми частями речи, можно выделить следующие:

  1. Наблюдения над восприятием школьниками производных слов показывают, что все активные в современной лексике не вызывают особых трудностей, если они взяты в контексте, но если перед учащимися стоит задача выбрать наиболее точное или яркое для данного конкретного высказывания производное слово, они испытывают значительные затруднения.
  2. Школьников затрудняет употребление существительных со значением опредмеченного признака («белизна», «чтение»). Знакомство учащихся с теоретическими сведениями из области словообразования и состава слова переключают их внимание на структурное, формальное своеобразие слов, ослабляя имевшееся у них стихийное стремление за различием в форме слов видеть различие в значении.
  3. Исследования словарного запаса дают возможность выявить наличие пустых клеток в лексической микросистеме. Так установлено, что речь учащихся бедна отвлечённой лексикой: слова, обозначающие цвет, оценку, эмоциональную окраску; и образно-выразительной лексикой. Большую сложность для младших школьников составляет усвоение значений отвлечённых понятий. Чаще всего объяснение отвлечённых понятий даётся детьми через функциональное его проявление. Например: трусость – бояться молнии. Таким образом, из совокупности всех признаков, входящих в значение слова, выделяют один, который является для ребёнка признаком-заместителем абстрактного понятия.

Укажем ряд типичных затруднений при употреблении грамматических форм.

Типичные ошибки в образовании:

  • форм множественного числа существительных;
  • форм сравнительной и превосходной степени;
  • личных форм глагола и форм наклонений;
  • несоблюдение правил сочетаемости видовых и временных форм глагола;
  • неучёт сочетательных особенностей слов и словоформ.

Причиной этих затруднений является незнание грамматических норм, овладение которыми – одна из сложных задач.

Таким образом, для успешного овладения детьми грамматическим строем языка необходима работа над грамматическими формами на материале новом для учащихся с целью расширения их речевого опыта.

К наиболее частым и устойчивым синтаксическим ошибкам относятся в сфере словосочетания:

  • отклонение от норм управления;
  • отсутствие необходимого распространителя слова.

В сфере предложения:

  • нарушение границ предложений;
  • нарушение порядка слов;
  • неправильное использование союзов.

В сфере текста: использование средств связи, не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания.

Изложенное выше определяет основные направления работы по развитию речевой деятельности при изучении синтаксиса.

    Развитие речевой деятельности детей происходит на всех уровнях обучения. Однако, основной базой для решения этих задач являются уроки русского языка и литературы..

Cтоит отметить следующее. Неоценимым достоинством являются тексты, взятые из лучших произведений классической и научно-популярной литературы. Обогащение словаря происходит за счёт узнавания новых слов, их значений, знакомства с этимологией слов. Обращение учащихся к истории отдельных слов способствует более внимательному отношению к словам родного языка. Рисунки и тексты упражнений помогают создать конкретные образы, воспринять значение многозначных слов. В процессе выполнения практических заданий уточняется и углубляется представление учащихся о лексическом значении слов, об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значении слов, о синонимах и антонимах.

Большое значение нужно уделять правильности речи. Через тексты учащиеся знакомятся с правильным произношением слов, с нормами ударения. Особое место в системе работы занимают упражнения, направленные на воспитание культуры речевого общения. Необходимо использовать достаточное упражнений, формирующих речевые умения при работе с текстом: умение различать типы текстов, определять тему и главную мысль, подбирать заголовок, выделять части текста и композиционно правильно строить текст.

Так же упражнения, направленные на создание собственных речевых высказываний, что позволяет развивать не только устную, но и письменную речь: создание текста по заданному слову, предложению, пословице, рисунков.

В чём же я вижу пути повышения эффективности развития речевой деятельности учащихся:

  • во-первых, это целенаправленная подготовка урока, чёткая цель, продуманность отбора материала, обязательное введение пословиц, ежеурочное введение новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся, оценка, как стимул для овладения речевыми умениями;
  • во-вторых, обучение живому, очеловеченному языку. Слово должно представляться не только с позиций формально-грамматических, но в первую очередь нравственно-эстетических.

Начинаю работу с обогащения словаря. Стараюсь пробудить интерес к отдельно взятому слову. Изучаем происхождение слова, строение, произношение, его значение. Ведущим методом на данном этапе является игра со словом.

Слово – это строительный материал для предложения, ключ к пониманию всего предложения, поэтому следующая задача – сделать слово объектом наблюдения, анализа, учитывая его этимологию. Для этого выясняем, что слово бывает убедительное, живое, трепетное, волнующее, занимательное, уместное, красивое, искреннее; поэтому слово может: обогатить, растревожить, озадачить, успокоить, излечить, побудить, спасти, ранить. Систематическая словообразовательная работа позволяет учащимся увидеть и понять как образуются слова, вникнуть в тайну их рождения. Провожу различные упражнения, направленные на формирование умения выделять ближайшие родственные слова, сравнивать их определять, каким способом они образованы и как меняется от этого их значение.

Среди разнообразных упражнений, направленных на расширение словарного запаса учащихся, особое место отвожу работе с синонимами и антонимами. Делаю это для того, чтобы достичь большей выразительности высказывания. Сказать о чём-то выразительно – это значит, в какой-то мере усилить впечатление от своей речи, воздействовать на чувства слушателей, заставить обратить внимание на ту или иную деталь в разговоре или повествовании.

После работы со словом предлагаю детям различные упражнения по построению предложений. Традиционным дидактическим набором для отработки различных речевых умений являются пословицы и поговорки.

Эффективным приёмом конструирования внутренней и внешней речи является такой приём как «Слово-магнит».

В заключении хочется отметить, что обучение видам речевой деятельности – это условие успешной учебной деятельности школьника внутри любой образовательной области. Таким образом, трудно переоценить значение овладения видами речевой деятельности в начальной школе для всего последующего обучения в школе. Это – орудие его саморазвития, то, что делает возможным его самообразование, социализацию, его дальнейшее познавательное и личностное развитие.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и приемы работы по развитию речи младших школьников на уроках и во внеклассной работе» (из опыта работы)

В начальных классах работа по развитию речи приобретает развернутый и объемный характер. Ведь научить ребенка ясно и грамматически правильно говорить, излагать собственн...

Доклад " Роль скороговорок в развитии речи младших школьников".

Роль скороговорок в развитии речи младших школьников...

Развитие речи младших школьников

Презентация.Как писать сочинение по картине в начальной школе....

"Развитие речи младших школьников"

Отчёт по теме самообразования....

Образовательная программа внеурочной деятельности "Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики"

Данный материал содержит образовательную программу внеурочной деятельности  в рамках реализации ФГОС НОО «Развитие речи младших школьников посредством введения основ журналистики»...

"Развитие речи младших школьников с задержкой психического развития"

Статья содержит эффективные приемы, направленные на развитие речи младших школьников с ЗПР. К таким приемам относится работа со словарными словами, которая проходит в 4 этапа и способствует лучшему за...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....