Технология оценивания учебных успехов
учебно-методический материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Тимофеева Ольга Владимировна
Оценивание.Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС,  следует также  помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях.  Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.
Рассмотрим  алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.
1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.
Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие. 
Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи.  А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания. 
2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии). 
1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий). 
2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку. 
3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка. 
3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания. 
1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате? 
2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ? 
3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)? 
4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)? 
5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)? 
6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?
4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.
На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.    Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её. За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена. 
 
5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику. 
4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи. 
5-е правило. «Когда ставить отметки?». 
За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку. 
За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку. 
6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки: 
Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»); 
Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»); 
Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»). 
7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.
Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована  в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки  в любой жизненной ситуации. 
Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.  Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.                                                    
 
Информационные  источники:
1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку. 
 
3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.
Рефлексия:  «Незаконченные предложения»     
Продолжите предложения.
 
Сегодня я узнал__________________________________________________________
Было интересно__________________________________________________________
Было трудно _____________________________________________________________
Теперь я могу ____________________________________________________________
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otsenivanie.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

Оценивание.Рассматривая деятельность учителя в условиях введения ФГОС,  следует также  помнить о третьей составляющей «Результатов образовательной деятельности», регулятивных универсальных учебных действиях.  Если в процесс обучения будет внедрена специальная система, например, технология оценивания учебных успехов, то это будет способствовать формированию у школьников регулятивных универсальных учебных действий, повышению качества предметных знаний, воспитанию ответственности, целеустремлённости, самоорганизации.

Рассмотрим  алгоритм действий учителя по внедрению данной технологии в образовательный процесс.

1. Обсудите с учениками цели оценивания в школе.

Во – первых, постарайтесь объяснить ученикам, что оценки и отметки нужны не для того, чтобы старшие контролировали их, и не для того, чтобы они боялись получить плохие отметки или любой ценой старались получить хорошие.

Во – вторых, расскажите, зачем нужны изменения. А они нужны, чтобы каждый научился самостоятельно определять, что у него получается хорошо, а что пока ещё плохо, чтобы каждый научился радоваться достижениям и преодолевать неудачи.  А для этого необходимо изменить сложившиеся за долгие годы правила оценивания.

2. Объявите ученикам и обсудите с ними новые правила оценивания (минимум технологии).

1-е правило. «Что оценивать?». Оцениваться может любое, особенно успешное действие. Фиксируется отметкой только демонстрация умения по применению знания (решение тестовых заданий).

2-е правило. «Кто оценивает?». Учитель и ученик по возможности определяют оценку и отметку в диалоге. Ученик имеет право аргументированно оспорить выставленную отметку.

3-е правило. «Сколько ставить отметок?». За каждую учебную задачу, демонстрирующую овладение отдельным умением, определяется и, по возможности, ставится отдельная отметка.

3. Обучите своих учеников алгоритму самооценивания.

1-й шаг. В чём заключалось задание? Какая была цель, что нужно было получить в результате?

2-й шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?

3-й шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чём)?

4-й шаг. Справился полностью самостоятельно или с помощью (кто помогал, в чём)?

5-й шаг. По каким признакам мы различаем отметки («2», «3», «4», «5»)?

6-й шаг. Какую сам выставляешь себе отметку?

4. Регулярно используйте самооценку на всех уроках.

На уроке ученик сам определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание.    Учитель имеет право корректировать оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.

За письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право исправить эту оценку и отметку, если докажет (в диалоге с учителем), что она завышена или занижена.

5. Изучите остальные правила технологии, чтобы по мере возможности внедрять и их в свою педагогическую практику.

4-е правило. «Где фиксировать отметки?». Отметки (или часть их) выставляются в таблицу требований (рабочий журнал учителя, дневник школьника) в графу того умения, которое было основным в ходе решения конкретной задачи.

5-е правило. «Когда ставить отметки?».

За задания, выполненные при изучении новой темы, отметка ставится только по желанию ученика, так как он ещё овладевает умениями и знаниями темы и имеет право на ошибку.

За каждое задание проверочной (контрольной) работы по итогам темы отметка ставится всем ученикам, так как каждый должен показать, как он овладел умениями и знаниями по теме. Ученик не может отказаться от выставления этой отметки, но имеет право пересдать (хотя бы один раз) не устраивающую его отметку.

6-е правило. «По каким критериям различать оценки?». Оценка ученика определяется по универсальной шкале трёх уровней успешности, которые могут переводиться в любые балльные отметки:

Необходимый уровень (типовая задача – «хорошо»);

Повышенный уровень (нестандартная задача – «отлично»);

Максимальный (необязательный) уровень (сверхзадача – «превосходно»).

7-е правило. «Как выводить итоговые оценки и отметки?». Итоговые оценки и отметки рекомендуется определять за учебный модуль (блок тем), который изучался за отрезок учебного времени (четверть, год). Итоговая оценка - характеристика уровня продемонстрированных умений. Итоговая отметка – среднее арифметическое текущих отметок (выставленных с согласия ученика) и обязательных отметок за проверочные и контрольные работы с учётом их пересдачи.

Представленная технология универсальна и может быть эффективно использована  в любой образовательной области, так как, научившись, осуществлять самооценку в процессе обучения, школьник, без сомнения, успешно применит приобретенные навыки  в любой жизненной ситуации.

Рассмотрев лишь отдельные стороны педагогической деятельности учителя на современном этапе, приходим к выводу: чтобы процесс введения новых образовательных стандартов протекал максимально успешно и безболезненно, педагог должен непрерывно работать над повышением своего профессионального уровня. Он должен непрерывно учиться: учиться по – новому готовиться к уроку, учиться по – новому проводить урок, учиться по – новому оценивать достижения обучающихся, учиться по – новому взаимодействовать с их родителями.  Если учитель открыт для инноваций и не боится перемен, начать делать первые уверенные шаги в новых условиях он сможет в более сжатые сроки.                                                    

Информационные  источники:

1. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5 – 9 класс: проект. – 3 – е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – 112с. – (Стандарты второго поколения).

2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.

3. http://www.school2100.ru/upload/iblock/ - А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов. Как готовить учителей к введению ФГОС.

Рефлексия:  «Незаконченные предложения»     СЛАЙД № 6

Продолжите предложения.

Сегодня я узнал__________________________________________________________

Было интересно__________________________________________________________

Было трудно _____________________________________________________________

Теперь я могу ____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология оценивания учебных успехов.

Сегодня  учителю  очень важно уметь применять  новую систему оценки. А что же оценивать? По какой шкале? Где накапливать и фиксировать результаты?  Попробуем разобраться вместе!...

Презентация "Технология оценивания учебных успехов"

Презентация "Технология оценивания учебных успехов" при работе по программе "Школа 2100"....

Технология оценки учебных успехов школьников

В современных условиях необходимо обеспечить индивидуализацию начального образования, использовав методики, сохраняющие здоровье младших школьников....

ПК 4.3 (Фрагменты уроков с технологией продуктивного чтения + технология оценивания учебных успехов)

Фрагменты уроков литературного чтения (2 и 3 класс) с включением технологии оценивания учебных успехов и технологии продуктивного чтения.(УМК "Школа 2100")...