Доклад "Формирование познавательной активности у детей с речевой патологией на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)"
учебно-методический материал на тему
Доклад на МО
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование познавательной активности у детей с речевой патологией на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.
Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению психологических и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами.
Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения.
Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность психологической и логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Итак, информационные и коммуникационные технологии
– это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.
ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.
Использование ИКТ на занятиях с детьми, имеющими нарушения речи, в детском саду и начальной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.
Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-развивающего воздействия, повышения познавательной активности детей педагог-психолог при этом решает следующие задачи:
• повышение мотивации детей к психолого-логопедическим занятиям;
• формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и психологом, логопедом;
• формирование адекватной (осознанная) оценки ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;
• сохранение положительного эмоционального состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.
Общение с компьютером вызывает у дошкольников живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.
Использование ИКТ на занятиях позволяет:
• Активизировать познавательную деятельность детей
• Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.
• Повышать интерес к обучению (мотивация)
• Осуществлять дифференцированный подход
• Эффективно отрабатывать навыки чтения (для старших дошкольников и младших школьников)
• Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)
Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».
Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к коррекционно-развивающим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию
Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».
Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации Power Point - самом популярном из всех видов применения ИКТ.
Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.
С целью создания условий для развития логического и творческого мышления , повышения познавательного интереса детей с нарушениями речи нами было создано мультимедийное дидактическое пособие «Уроки мистера Игрика»
Разработанные упражнения позволяют учителям- логопедам, педагогам-психологам , воспитателям, учителям начальных классов и родителям, способствуют развитию речи , психологических функций и познавательной активности.
Использование:
- на занятиях с учителем-логопедом
- педагогом-психологом в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе
- на занятиях с учителем , воспитателем
- на внеклассных мероприятиях
- для работы с родителями
- в группе продленного дня и т.п
Пособие включает в себя 3 раздела: диагностический (тесты для определения уровня развития логического и творческого мышления) развивающий (сами задания и подсказки к ним ) и контрольный (повторное выполнение второго варианта тестов для определения динамики развития)
Ребята знакомятся с Мистером Игриком , который предлагает ребятам определить уровень развития логического и творческого мышления. Первый тест - диагностическая методика, направленная на определение степени овладения логическими операциями мышления (Л.Ф.Тихомирова). В электронном виде тест составлен автором (Тычининой Г.А)
Вторая методика полностью авторская , созданная на основе теста креативности Гилфорда в программе Microsoft PowerPoint 2003. Ребята проходят тестирование и запоминают свои результаты.
После этого мистер Игрик увлекает детей в мир логических задач и творчества предлагает им выполнить 48 заданий, а затем проверить себя по второму варианту тестов и получить рекомендации
Учебно- методическое пособие прошло апробацию в Разуменской школе №3 Белгородского района Белгородской области, МОУ «Детский сад общеразвивающего вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»
По результатам итоговой диагностики можно отметить, что у детей с нарушением речи , входивших в экспериментальную группу, уровень познавательной активности повысился на 24 %, количество детей, имеющих уровень развития логического мышления выше среднего, увеличился на 18%. Уровень творческого мышления выше нормы и в норме выявлен у 54% школьников, что на 20% выше результатов стартовой диагностики.
Пособие расширяется и совершенствуется, совсем недавно была создана 2 часть «Уроков мистера Игрика», направленная на развитие осведомленности об окружающем мире, словесно-логического мышления. Этот блок может использоваться как при обследовании детей с нарушениями речи учителем логопедом и педагогом-психологом, так и родителями .
Вот некоторые моменты данного блока.
******
Упражнения мультимедийного пособия «Уроки Мистера Игрика 2 » позволяют не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.
Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНа:
• использование новых моделей компьютера
• работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю ( в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы) ;
• проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд включение в занятия педагога-психолога игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.
Как известно, у детей с нарушением речи отмечаются особенности латерализация, нарушена координация движения и способность ориентироваться в пространстве. Танцевальные минутки , используемые на занятиях с такими детьми, способствуют не только развитию координации и ориентации в пространстве, но и снимают эмоционально-психологическое и физическое напряжение. Нами разработано 6 таких танцевальных минуток, одну из которых продемонстрировали сегодня во флеш-мобе.
Т.О. использование современных компьютерных технологий на занятиях с детьми с нарушениями речи , оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности, психологических функций, творческого и логического мышления, формированию активного словарного запаса, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.
Список литературы:
1. Лынская М. И. «Инфрмационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.
2. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.
3. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:
специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14, с. 285-287.
4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47
5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.
6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации
обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.
7 . Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.
8. Кривич Е. Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006.
9. Антошин М. К. Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007.
10. Вренёва Е. «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12.
11. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Применение инновационных технологий в помощь детям с речевой патологией
теоретический материал...
Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией
В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.Группа детей с ОВЗ ...
Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"
Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...
Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией
В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьес...
статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»
Формирование познавательной активности является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для слабослышащих детей нару...
Статья «Метод пластилинографии как средство развития речи и мелкой моторики рук детей с речевой патологией»
О внедрении метода пластилинографии в учебно-воспитательный процесс....
- Мне нравится (1)