Доклад "Формирование познавательной активности у детей с речевой патологией на основе применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)"
учебно-методический материал на тему

Тычинина  Галина Александровна

Доклад на МО

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование познавательной активности у детей с речевой патологией на основе применения  информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением речи  является неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса, в рамках которого у них происходит развитие памяти, внимания, мышления, коррекция речевых нарушений и адаптация в социуме.

Эффективность усвоения речевых и психологических навыков зависит от возможности их переноса в повседневную жизнь, поэтому психолого-логопедическая работа по преодолению психологических  и речевых нарушений должна осуществляться в тесной взаимосвязи между психологом, логопедом, родителями, педагогами.

Для детей с речевой патологией требуются специальные методы обучения.

Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность психологической и логопедической работы в целом. Внедрение компьютерных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Итак, информационные и коммуникационные технологии         

 – это совокупность методов, устройств и производственных процессов, используемых обществом для сбора, хранения, обработки и распространения информации.

         ИКТ в образовании – это комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией; внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике.

 Использование ИКТ на занятиях  с детьми, имеющими нарушения речи,  в детском саду и начальной школе позволяет добиться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего занятия. И это немаловажно, если учесть, что категория детей, имеющих те или иные речевые нарушения, характеризуется нестабильным психоэмоциональным состоянием, пониженной работоспособностью и быстрой утомляемостью. Положительным моментом является и то, что применение ИКТ направлено на включение в работу всех анализаторных систем.

Используя в своей деятельности информационно-коммуникативные технологии с целью повышения эффективности процесса коррекционно-развивающего воздействия, повышения познавательной активности  детей педагог-психолог при этом решает следующие задачи:

 • повышение мотивации детей к психолого-логопедическим занятиям;

 • формирование сотрудничества и новых форм общения между ребенком и психологом, логопедом;

 • формирование адекватной  (осознанная) оценки ребенком своих действий во время занятий с компьютерной программой;

 • сохранение положительного эмоционального состояние ребенка в процессе занятий, как залог успеха.

         Общение с компьютером вызывает у дошкольников  живой интерес, сначала как игровая, а затем и как учебная деятельность. Этот интерес и лежит в основе формирования таких важных структур, как познавательная мотивация, произвольные память и внимание, а именно эти качества обеспечивают психологическую готовность ребенка к обучению в школе.

Использование ИКТ на  занятиях позволяет:

 • Активизировать познавательную деятельность детей

 • Индивидуально подходить к каждому ребёнку, используя разноуровневые задания.

 • Повышать интерес к обучению (мотивация)

 • Осуществлять дифференцированный подход

 • Эффективно отрабатывать навыки чтения (для старших дошкольников и младших школьников)

 • Формировать привычки учебной деятельности (планирование, рефлексия, самоконтроль)

          Еще К. Д. Ушинский говорил: «Детская природа требует наглядности».

 Одной из наиболее удачных форм подготовки и предоставления учебного материала к коррекционно-развивающим занятиям можно назвать мультимедийную презентацию

         Мультимедийная презентация – это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Английская пословица гласит: «Я услышал и забыл, я увидел и запомнил».

         Остановимся несколько подробнее на мультимедийной презентации Power Point - самом популярном из всех видов применения ИКТ.

 Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ребенка легче заинтересовать и обучать, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов.

С целью создания  условий для развития логического и творческого мышления , повышения познавательного интереса детей с нарушениями речи  нами было создано мультимедийное дидактическое пособие «Уроки мистера Игрика»

      Разработанные упражнения позволяют учителям- логопедам, педагогам-психологам , воспитателям, учителям начальных классов и родителям, способствуют развитию речи , психологических функций  и познавательной активности.

Использование:

  • на  занятиях с учителем-логопедом
  • педагогом-психологом в индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работе
  • на занятиях с учителем , воспитателем
  • на внеклассных мероприятиях
  • для  работы с родителями
  • в группе продленного дня и т.п

Пособие включает в себя 3 раздела: диагностический (тесты для определения уровня развития логического и творческого мышления) развивающий  (сами задания и подсказки к ним ) и контрольный (повторное выполнение второго варианта тестов для определения динамики развития)

Ребята знакомятся с  Мистером Игриком , который  предлагает ребятам определить уровень развития логического и творческого мышления.  Первый тест - диагностическая методика, направленная на определение степени овладения логическими операциями мышления (Л.Ф.Тихомирова). В электронном виде тест составлен автором (Тычининой Г.А)

Вторая методика полностью авторская , созданная на основе теста креативности Гилфорда в программе Microsoft PowerPoint 2003. Ребята проходят тестирование и запоминают свои результаты.

После этого мистер Игрик увлекает детей в мир логических задач и творчества  предлагает им выполнить 48 заданий, а затем проверить себя по второму варианту тестов и получить рекомендации

Учебно- методическое пособие  прошло апробацию в Разуменской школе №3 Белгородского района Белгородской области, МОУ «Детский сад общеразвивающего вида №20 п.Разумное Белгородского района Белгородской области»

По результатам итоговой диагностики можно отметить, что у детей с нарушением речи , входивших в экспериментальную группу,  уровень познавательной активности повысился на 24 %, количество детей, имеющих уровень развития логического мышления выше среднего, увеличился на 18%. Уровень творческого мышления  выше нормы и в норме выявлен у 54% школьников, что на 20% выше результатов стартовой диагностики.

          Пособие расширяется и совершенствуется, совсем недавно была создана 2 часть  «Уроков  мистера Игрика», направленная на развитие  осведомленности об окружающем мире, словесно-логического мышления. Этот блок может использоваться как при обследовании детей с нарушениями речи учителем логопедом и педагогом-психологом, так и родителями .

Вот некоторые моменты  данного блока.

******

Упражнения  мультимедийного пособия  «Уроки  Мистера Игрика 2 » позволяют  не только уточнять, расширять и активизировать словарь ребёнка в рамках определённой лексической темы, но и овладевать специфическим словарём; развивать грамматический строй речи, связную речь, активизировать функции анализа, синтеза, обобщения, сравнения, развивать психологическую базу речи.

Занятия с использованием компьютера нужно проводить фрагментарно, при этом обязательно соблюдаются следующие условия для сбережения здоровья ребенка, т. е. соблюдение СанПиНа:

 • использование новых моделей компьютера

 • работа с компьютером на одном занятии в течение короткого времени (5-10 мин.) и не более двух раз в неделю ( в зависимости от возраста ребенка, особенностей его нервной системы) ;

 • проведение гимнастики для глаз, во время работы необходимо периодически переводить взгляд ребенка с монитора каждые 1, 5-2 мин. на несколько секунд включение в занятия педагога-психолога  игр, направленных на профилактику нарушений зрения и отработку зрительно-пространственных отношений.

Как известно, у детей с нарушением речи отмечаются особенности  латерализация,  нарушена координация движения и способность ориентироваться в пространстве. Танцевальные минутки , используемые на занятиях с такими детьми, способствуют не только развитию координации и ориентации в пространстве, но и снимают эмоционально-психологическое  и физическое напряжение.  Нами разработано 6 таких танцевальных минуток, одну из которых продемонстрировали сегодня во флеш-мобе.

 Т.О. использование современных компьютерных технологий на занятиях с детьми с нарушениями речи ,  оказывает положительное влияние на развитие познавательной активности,  психологических функций, творческого и логического мышления, формированию активного словарного запаса, сохранению и укреплению психологического здоровья детей.

 Список литературы:

 1. Лынская М. И. «Инфрмационные технологии с безречевыми детьми», журнал «Логопед», 2011, № 3.

 2. Лизунова Л. Р. Использование информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе.

 3. Репина 3. А., Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии:

 специализированная компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» // Вопросы гуманитарных наук, 2004, № 5 (14, с. 285-287.

 4. Королевская Т. К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средство коммуникации: достижения и поиски. //Дефектология. - 1998. - № 1. с. 47

 5. Кукушкина О. И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы. поиски, подходы //Дефектология. 1994. - № 5.

 6. Машбиц Е. И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации

 обучения. - М. : Педагогика. 1988. - 191 с.

7 . Лизунова Л. Р. Новые информационные технологии как средство обеспечения доступности образования ребенка с ОВЗ и повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса.

 8. Кривич Е. Я. «Компьютер для дошколят», М., ЭКСМО, 2006.

 9. Антошин М. К. Учимся работать на компьютере» М., Айрис – пресс, 2007.

 10. Вренёва Е. «Мультимедийные технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим и развитию речи», ж. «Дошкольное воспитание», 2010, № 12.

11. Денисова Т. «Компьютер в дошкольном учреждении» ж. «Дошкольное воспитание», 2011, № 2.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание специальных образовательных условий для детей с речевой патологией

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья следует рассматривать создание специальных образовательных условий.Группа детей с ОВЗ ...

Слайдовое сопровождение сообщения на тему "Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией"

Данное слайд-шоу иллюстрирует загруженное ранее сообщение с аналогичным названием. Также содержит несколько слайдов с заданиями на подбор прилагательных к существительным, дифференциацию букв Т-Д, сос...

Использование здоровьесберегающих технологий как фактора развития коммуникативных возможностей детей с речевой патологией

В статье ракрываются методы и приемы здоровьесберегающих технологий, применяемых мной на логопедических занятиях по коррекции смешанной дисграфии, рассматривается применение ИПТ как средства здоровьес...

статья на тему: «Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения и формирование познавательной активности у детей с нарушенным слухом»

Формирование познавательной активности  является одним из ведущих в системе коррекционной работы, так как его задачи связаны с преодолением специфического для  слабослышащих детей  нару...