Статья «Метод пластилинографии как средство развития речи и мелкой моторики рук детей с речевой патологией»
статья по логопедии

Бовкун Елизавета Дмитриевна

О внедрении метода пластилинографии в учебно-воспитательный  процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya1_plastin_logo.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

«Метод пластилинографии как средство развития речи

и мелкой моторики рук детей с речевой патологией»

        В настоящее время педагоги школьных учреждений работают в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательного процесса. Одной из таких форм организаций является проектная деятельность. Практика работы доказала эффективность проектного метода обучения и воспитания младших школьников, о чем свидетельствует обновление образовательного процесса – деятельность всех педагогов строится на проектной основе, что подготавливает почву для плодотворной творческо-поисковой деятельности всего коллектива.

        С развитием цивилизации, ухудшением экологии, возникновением проблем в семьях, увеличилось количество детей с отклонениями в речевом развитии. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, на адекватность поведения и социализацию ребенка в обществе. На развитие связной речи, коммуникативных способностей, познавательной активности школьника так же влияет уровень развития его моторных функций.

Именно поэтому применение в логопедической практике инновационных технологий является весьма актуальным.

Метод пластилинографии направлен на развитие речи, в частности, на формирование правильной артикуляционной позы и мелкой моторики детей младшего  школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.  

Важнейшим условием правильного звукопроизношения является полноценная работа органов артикуляционного аппарата. Однако для детей данной категории это представляет огромную трудность, так как это сложный двигательный навык. Произносить звуки четко возможно только в том случае, когда каждый орган , каждая мышца функционирует правильно без каких-либо изъянов и дисфункций.

        Учёными выявлена связь между активным движением пальцев ребёнка и формированием его речевого аппарата. Функции двигательной активности и речи формируются параллельно. В случае если развитие двигательной активности рук отстаёт от нормального течения, то задерживается и речевое развитие.

В преодолении нарушений иннервации мышц органов артикуляционного аппарата, развитии вербального аппарата ребенка поможет метод пластилинографии. Так же в процессе занятий с пластилином осуществляется подготовка кистей рук к занятию письмом, которое в наше время нередко начинается ещё до того, как ребёнок отправится учиться в школу.

        Были поставлены следующие задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • формировать умение правильно произносить звуки;
  • познакомить с артикуляционными признаками звуков (положение губ,

            языка, характер воздушной струи);

  • характеризовать артикуляционные уклады, используя объёмные модели.

Коррекционно-развивающие:

  • подготовить артикуляционный аппарат для постановки звуков;
  • применить пластилинографию как элемент подготовительной работы

            при постановке звуков;

  • использовать детские аппликаторные слепки как обучающее средство;
  • развивать речевую и мелкую моторику.

Воспитательные:

  • повышать мотивацию учебной деятельности, речевую активность;

воспитывать аккуратность и творческое воображение.

Метод пластилинографии реализовывался в три этапа: подготовительный; основной; заключительный.

Во время подготовительного этапа были проведены следующие мероприятия: анализ современных программ  и инновационных технологий, методической литературы; подбор необходимого инструментария, демонстрационного и дидактического материала; первичные диагностические исследования выявления уровня сформированности артикуляционной моторики.

        Во время основного этапа были проведены занятия со школьниками; разработаны рекомендации для педагогов по внедрению пластилинографии в образовательный процесс, консультации для родителей и их обучение данному методу.

 Внедрение метода пластилинографии в учебно-воспитательный процесс способствовало развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий, что в свою очередь оказало стимулирующее воздействие на речевое развитие.

Чем больше ребенок умеет делать своими руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает» мозг ребенка».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIII вида» .

Выступление на заседании м.о. учителей начальных классов« Использование техники пластилинографии в развитии мелкой моторики у детей младшего школьного возраста в школе VIIIвида» ....

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ как средство развития речи

Вопрос развития мелкой моторики наших детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области   образования. Уровень развития мелко...

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ С ОВЗ

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики сти...

Презентация Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей дошкльного и младшего школьного возраста

Развитию мелкой моторики рук, пробуждения интереса к изобразительной деятельности у детей, способствует такая форма работы с пластилином, как пластилинография. Совершенствуя и координируя движения пал...

Статья " Театральная деятельность как средство развития речи младших школьников"

Театральная деятельность на логопедических занятиях обогащает и активизирует словарный запас обучающихся, развивает монологическую и диалогическую речь, даёт возможность связно и выразительно пересказ...

Статья на тему: "Развитие мелкой моторики у детей с ОВЗ на уроках: методы и приемы"

Проблема развития мелкой моторики изучалась учеными с давних пор. В.В. Сухомлинский писал: « Истоки способностей и дарований детей – в кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тон...