Учимся исследовать. Аргументируем и обобщаем при решении учебных задач в начальной школе
статья на тему
Аргументация (доказательство /действие подведения под понятие/ – это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2.docx | 57.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Как же разобраться в этом потоке слов?
Учимся исследовать. Аргументируем и обобщаем при решении учебных задач в начальной школе
Дендебер И.А., Трубникова О.И., Швецова О.В., МБОУ школа №34 городского округа
г. Воронеж
Учимся аргументировать.
Аргументация (доказательство /действие подведения под понятие/ – это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо.
Применяется тогда, когда необходимо четко прояснить позицию.
Чтобы что-то доказать, мы вначале приводим аксиому (то, что не нуждается в доказательстве), затем сравниваем наш объект с аксиомой и делаем вывод.
Пример. Как определить, относится ли пшеница к семейству злаковых?
Порядок действий:
1. Растения семейства злаковых имеют мочковатую корневую систему, стебель соломину, параллельное жилкование листа.
2. Растение пшеницы имеет указанные параметры.
3. Вывод – пшеница относится к семейству злаковых.
Пример. Урок литературного чтения.
Как определить, относится ли произведение «Кот в сапогах» к жанру сказки?
Порядок действий:
1. В произведении животные разговаривают как люди, есть волшебство.
2. Произведение имеет указанные параметры.
3. Вывод – произведение «Кот в сапогах» относится к жанру сказки.
Урок русского языка
Из предложенных слов выбрать только имена прилагательные.
Порядок действий:
1. Имя прилагательное – часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы «какой»?, «какая»?, «какое»?, «какие»?, .
2. Выбранное слово имеет указанные параметры.
3. Вывод – выбранное слово – имя прилагательное.
Урок окружающего мира
Рассмотрите листья и объясните, у каких из них листовая пластинка сложная, а у каких - простая.
Порядок действий:
1. Если пластинка одна, то лист называется простой. Если пластинок на черешке несколько, то лист называется сложный .
2. Выбранный лист имеет указанные параметры(несколько пластинок/ одна пластинка).
3. Вывод – выбранный лист с простой/сложной пластинкой.
Учимся обобщать.
Обобщение – мыслительная операция, предусматривающая объединение общих свойств однородных предметов.
Мыслительную операцию обобщение проводят тогда, когда задание начинается со слов: «обобщите факты, признаки». Операция обобщение может быть положена в основу составления таблиц.
Пример. Урок русского языка
Обобщите материал темы «Части речи» и отразите материал в таблице.
Порядок действий:
- выделяем предмет обобщения: части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол;
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой части речи, строим таблицу, где фиксируем перечень критерии, по которым будем производить обобщение (часть речи, что обозначает, на какие вопросы отвечает);
- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой части речи.
Урок окружающего мира
Обобщите материал темы «Природные зоны России» и отразите материал в таблице.
Порядок действий:
- выделяем предмет обобщения: природные зоны России: арктические пустыни, тундра, лесотундра, леса, лесостепи, степи, полупустыни, пустыни, субтропики. , высотная поясность.
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой зоне, строим таблицу, где фиксируем перечень критерий, по которым будем производить обобщение (животные, растения, природные условия);
- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой природной зоны России.
Или
Обобщите материал темы «Какие бывают растения» и отразите материал в таблице.
Порядок действий:
- выделяем предмет обобщения: растения деревья, кустарники, травянистые.
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждой группе, строим таблицу, где фиксируем перечень групп и критерии, по которым будем производить обобщение (корневая система, ствол, листья, цветы, плоды)
- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение отличительных особенностей каждой группы .
Урок математики
Обобщите материал темы «Математические законы» и отразите материал в таблице.
Порядок действий:
- выделяем предмет обобщения: формулы по математике: переместительное свойство, сочетательное свойство, распределительное свойство, вычитание суммы из числа, свойства деления, свойства умножения.
- составляем план, по которому будем производить обобщение: повторяем материал по каждому закону, строим таблицу, где фиксируем перечень критерий, по которым будем производить обобщение (название, формула, условные обозначения, формулировка);
- в данном случае табличный материал будет представлять собой обобщение знаний о математических законах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проектных задач в начальной школе
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....
«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»
Из опыта работы «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации» Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...
Решение проектных задач в начальной школе
РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...
"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.
Мастер-класс для учитетей по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач - актуальная проблема для группы учащихся.Статья сопровождается презентацией опы...
Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе
Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....
Учимся исследовать. Анализируем и сравниваем при решении учебных задач в начальной школе
Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта, или...