Учимся исследовать. Анализируем и сравниваем при решении учебных задач в начальной школе
статья на тему
Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта, или явления в отдельности, как части целого.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya1.docx | 39.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Все познается в сравнении»
/Народная мудрость/
Учимся исследовать. Анализируем и сравниваем при решении учебных задач в начальной школе
Дендебер И.А., Трубникова О.И., Швецова О.В., МБОУ школа №34 городского округа
г. Воронеж
Анализ – практическое или мысленное разложение изучаемого объекта на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны объекта, или явления в отдельности, как части целого.
Операция «анализ» проводится тогда, когда задание начинается со слов: «из чего состоит», «на какие части делится», «опишите структуру», «произведите разбор».
Структура операции анализ:
Целое – ее разделение на:
1-ю часть;
2-ю часть;
3-ю часть и т.д.
То есть, разделение целого на составляющие его части.
Пример. Из каких частей состоит цветок?
Порядок действий: объект – цветок, цветок состоит из цветоножки, цветоложа, чашелистиков, лепестков венчика, тычинок и пестика – т.е. обозначается (осмысливается) морфологическое строение цветка.
Другой пример: 1-й класс, математика. Из чего состоит задача?
Порядок действий: объект – задача, задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа – т. е., обозначаются составные части задачи.
Третий пример.
Урок русского языка 2 класс
«Части речи»
- Вот звенит снова школьный звонок!
- Начинается новый урок.
– Ребята, что я сейчас произнесла? (Речь устная)
Далее учитель включает слайд. На слайде записаны два предложения:
Звенит школьный звонок.
Начинается новый урок.
- В какую речь теперь превратилась устная речь? (В письменную).
-Из чего состоит наша речь?
-Слово – это маленькая часть нашей многогранной речи, и чтобы научить вас писать каждое слово правильно, ученые – филологи разделили все слова на большие группы - часть речи.
Порядок действий: объект – речь, речь состоит из предложений, предложения - из слов, слова – из букв, т.е. формируется понятие «речь», «предложение», «слово».
Четвертый пример: Урок математики в 1 классе, «Задача»
Составьте задачу по рисунку.
- В каком месте возникло затруднение и почему? (Не знаем, что такое задача).
- Подумайте, из чего состоит задача?
Рассмотрите таблицу в учебнике «Задача, составные части задачи».
- Что такое условие задачи? (Это то, что нам известно)
-Что обязательно должно быть в задаче? (вопрос)
- Что такое вопрос задачи? (Это то, о чём нас спрашивают, что нужно узнать)
- Какие составные части задачи отображены? (условие, вопрос, решение, ответ).
- На доске - несколько текстов, найдите задачи и назовите их составные части.
Порядок действий: объект – задача, задача состоит из условия, вопроса, решения, ответа , т.е. происходит знакомство с понятием «задача», со структурой задачи.
От анализа отдельного предмета, явления младшие школьники переходят к анализу связей и отношений между предметами и явлениями, усваивают причинно-следственные связи и отношения, могут строить логико-структурные схемы.
У младших школьников преобладающим является практически-действенный анализ. Это означает, что учащиеся легко решают задачи, где можно использовать практические действия с самими предметами, или находить части предметов, наблюдая их в естественных условиях или на наглядном пособии.
Принцип их составления – целое условно делится на части. Например, растение состоит из стебля, корня, цветов, плодов, листьев , что будет с растением, если… (его не поливать, оставить под лучами палящего солнца)
Сравнение – мыслительная операция, с помощью которой устанавливается сходство и различие предметов, явлений объективного мира.
Мыслительную операцию сравнение проводят тогда, когда задача начинается со слов: «сравните», «определите сходство и различие», «сопоставьте».
Основные правила сравнения:
1) необходимо сравнивать такие предметы, которые в действительности имеют определенные связи друг с другом. Так, бесполезно сравнивать понятия «корень» и «популяция»;
2) правильность любого сравнения определяется выбором показателя сравнения: при сравнении фруктов недостаточно провести сравнение по форме;
3) сравнение двух или нескольких предметов надо производить по одному и тому же признаку, взятому в одном и том же отношении: сравнение листьев можно проводить по форме или жилкованию.
Первый пример. Урок математики.
Сравните геометрические фигуры(треугольник, квадрат, шестиугольник).
Порядок действий: выбираем предмет для сравнения – треугольник, сравниваем с ним квадрат и шестиугольник по общим и отличительным признакам – количество сторон, количество углов, количество вершин; сопоставляя их, делаем вывод.
Второй пример. Урок окружающего мира.
Сравни ворону, галку и грача. Чем они похожи? Чем отличаются?
Порядок действий: выбираем предмет для сравнения – ворона, сравниваем с ней грача и галку по общим и отличительным признакам – внешнему виду(размер, клюв, окраска), питанию, характеру пребывания(являются ли перелётными), повадкам; сопоставляя их, делаем выводы в сходстве и различии птиц.
Третий пример. Урок литературного чтения.
После прочтения литературного произведения школьнику предлагается сравнить между собой любых двух (или более) персонажей. Сравнивать можно внешность, характер, поступки героев. Важно, чтобы ученик не просто отмечал, чем схожи/различаются персонажи, но и приводил примеры, объяснял свою точку зрения.
Сравните русскую народную сказку «Рукавичка» и сказку Е.Чарушина «Теремок».
Порядок действий: выбираем предмет для сравнения – сказка «Руковичка», сравниваем с ней сказку «Теремок» по общим и отличительным признакам – герои сказки, события сказки, конец сказки; сопоставляя их, делаем вывод: чем похожи и чем отличаются сказки.
Если обучающиеся затрудняются в выяснении сходства-различия, то при обучении сравнению на первой ступени учитель помогает находить одинаковые признаки (свойства) наводящими вопросами или формулировкой признаков сходства-различия.
Например, при сравнении двух сказок выясняется, что объекты будут сходными по героям и концу сказки.
Правило сравнения можно пояснить на примерах сравнения частей речи: сравнение значения каждой части речи, вопросов, на которые они отвечают, с какой частью речи связаны, как изменяются.
Четвертый пример. 2 класс. Русский язык.
Пример. Сравнение текста – описания, текста – рассуждения и текста – повествования.
Порядок действий: выбираем предмет для сравнения – три вида текста, сравниваем по общим и отличительным признакам и делаем вывод:
- в тексте – описании описывается внешний вид, можно поставить вопрос какой предмет; - в тексте – повествовании рассказывается о событиях и действиях, можно поставить вопрос «что произошло?»;
- текст – рассуждение – объяснение какого – либо явления, можно поставить вопрос «почему?».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Решение проектных задач в начальной школе
Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов....
«Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации»
Из опыта работы «Решение учебных проблем учащихся начальной школы : приемы развития учебной мотивации» Общая структура мотивации к учению в младшем школьном возрасте; • Виды мотивации. •...
Решение проектных задач в начальной школе
РЕФЕРАТ по программе дополнительного профессионального образования «Технологии развивающего обучения в начальной школе» на тему: Решение проектных задач на уроках в начальной школе...
"Подход к решению текстовых задач в начальной школе" Мастер-класс.
Мастер-класс для учитетей по теме "Подход к решению задач в начальной школе". Решение текстовых задач - актуальная проблема для группы учащихся.Статья сопровождается презентацией опы...
Методические приемы, используемые в обучении решению текстовых задач в начальной школе
Данный материал содердит описание приемов, которые можно использовать в обучении решению задач....
Учимся исследовать. Аргументируем и обобщаем при решении учебных задач в начальной школе
Аргументация (доказательство /действие подведения под понятие/ – это факт или довод, подтверждающий (доказывающий) что-либо....