Статья "Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка".
статья (4 класс) на тему

Основные харакетристики, особенности и виды деятельности младшего школьника. Формирование личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx57.53 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

гимназия № 405

Красногвардейского района

Статья 

«Младший школьный возраст

как наиболее благоприятный период

для раскрытия личностного потенциала ребенка»

Работу выполнила

учитель начальных классов

Булохова Марина Леонидовна

Работу проверил

Санкт – Петербург

2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                3

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА                                                                                4

  1. МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ОСОБЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА                                        4
  2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ                        6
  3. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА   10

ГЛАВА 2.  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ                                                                                13

2.1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА                                                                                                   13

2.2     ЦЕННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА           16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                       20

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                       22

ВВЕДЕНИЕ

В XXI веке происходит смена образовательной парадигмы. Школа становится вариативной, гуманистической, развивающей.  При этом на первый план выдвигаются цели развития личности, а предметные знания и умения рассматриваются как средства их достижения.

В связи с этим одним из основополагающих принципов обновления содержания образования становится личностная ориентация, предполагающая индивидуализацию образования учащихся с учетом интересов и склонностей к творческой деятельности. Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать «возможность всем без исключения учащимся проявить свои таланты и весь свой творческий потенциал, подразумевающий возможность реализации своих личных планов» [11, с.14].

Особого внимания требует решение данных проблем в начальной школе, ведь именно в этом возрасте закладываются основы творческой и образовательной траектории, психологическая база продуктивной деятельности, формируется комплекс ценностей, качеств, способностей, потребностей личности. Особенно важны при этом те непосредственные отношения, в которые вступает ребенок с окружающими его людьми: в семье, в школе, в классе – в любой группе или коллективе, членом которого он является. Поэтому актуальность темы трудно переоценить

Цель данной работы – изучение  особенностей развития младшего школьника.

Основными  задачами являются:

1. выявление основных  характеристик младшего школьного возраста;

2. определение   личностного потенциала младшего школьника.

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ        МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1  МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ КАК ОСОБЫЙ ПЕРИОД В РАЗВИТИИ РЕБЕНКА

Младший школьный возраст, как отмечает В. В. Давыдов, это особый период в жизни ребёнка, который выделился исторически сравнительно недавно. Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного среднего образования.

Данный возраст наиболее глубоко и содержательно представлен в работах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, В. Т. Кудрявцева, А. К. Дусавицкого, Д. Б. Эльконина, Божович Л. И. и др.

Младший школьный возраст называют вершиной детства. В современной периодизации психического развития он охватывает период от 6 до 11 лет и характеризуется активностью протекания всех процессов.

Ребенок данного возраста сохраняет много детских качеств – наивность, легкомыслие, взгляд на  взрослого снизу вверх. Но он уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него – значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни [8].

С одной стороны, как дошкольник, он отличается подвижностью, непосредственностью, импульсивностью поведения, неустойчивостью внимания, общей недостаточностью воли, отчетливым проявлением в поведении типологических свойств.

С другой стороны, у младшего школьника формируются характерологические свойства, новый уровень потребностей, позволяющий ему действовать, руководствуясь своими целями, нравственными требованиями и чувствами, возникает требовательность и избирательность в отношениях со сверстниками, развивается познавательное отношение к миру, дифференцируются способности, формируется внутренняя позиция школьника [8].

Младший школьный возраст обещает ребенку новые достижения в новой сфере человеческой деятельности – учении. В этом возрасте ребенок проходит через кризис развития, связанный с объективным изменением социальной ситуации развития. Новая социальная ситуация вводит ребенка в строго нормированный мир отношений и требует от него организованной произвольности, ответственности за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а так же за умственное развитие. Поэтому новая социальная ситуация ужесточает условия жизни ребенка и выступает для него стрессогенной. У каждого ребенка, поступающего в школу, повышается психическая напряженность, что отражается не только на физическом состоянии, здоровье, но и на поведении ребенка [8].

Главная особенность внутреннего мира младшего школьника в том, что он еще мало знает о содержании своих переживаний, поскольку они не в полной мере оформлены. Ребенок 6 – 9 лет еще не способен соотнести в полной мере свои реакции  с причинами, их вызывающими. Он еще не всегда различает, чего хочет сам, чего хотят от него взрослые [8].

В биологическом отношении младшие школьники переживают период второго округления: у них по сравнению с предыдущим возрастом замедляется рост и заметно увеличивается вес; скелет подвергается окостенению, но этот процесс еще не завершается. Идет интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти появляется способность выполнять тонкие движения, благодаря чему ребенок овладевает навыком быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц. Все ткани детского организма находятся в состоянии роста. В младшем школьном возрасте совершенствуется нервная система, интенсивно развиваются функции больших полушарий головного мозга, усиливается аналитическая и синтетическая функции коры. Вес мозга в младшем школьном возрасте почти достигает веса мозга взрослого человека и увеличивается в среднем до 1400 граммов. Быстро развивается психика ребенка. Повышается точность работы органов чувств. По сравнению с дошкольным возрастом чувствительность к цвету увеличивается на 45%, суставно-мускульные ощущения улучшаются на 50%, зрительные – на 80% [5].

  1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В младшем школьном возрасте закрепляются и развиваются далее те основные человеческие характеристики познавательных процессов (восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь), необходимость которых связана с поступлением в школу. Из «натуральных», по Л. С. Выготскому, эти процессы к концу младшего школьного возраста должны стать «культурными», т. е. превратиться в высшие психические функции, связанные с речью, произвольные и опосредованные [7].

Развитие восприятия. Дети приходят в школу с достаточно развитыми процессами восприятия - различают и форму, и цвет, и звуки речи. Но они еще не могут вести систематический анализ свойств и качеств предмета, они должны усвоить средства такого анализа.

В процессе обучения происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за предметом или объектом. В начале данного периода восприятие еще не дифференцировано, поэтому ребенок иногда путает похожие по написанию буквы и цифры.

На начальном этапе обучения у ребенка преобладает анализирующее восприятие, а  к концу младшего школьного возраста развивается восприятие синтезирующее. Младший школьник уже  может устанавливать связи между элементами воспринимаемого. Так, ребенок старше 9 лет не просто описывает картинку, а дает  свою интерпретацию увиденному.

Развитие внимания. Внимание в младшем школьном возрасте становится произвольным, но еще довольно долго сильным и конкурирующим с произвольным остается непроизвольное внимание детей. Объем,  устойчивость, концентрация произвольного внимания к 4 классу у детей почти такие же, как и у взрослого человека.  А переключаемость в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. Это связано с молодостью организма и подвижностью процессов в центральной нервной системе ребенка. Младшие школьники могут переходить с одного вида деятельности к другому без особых затруднений и внутренних усилий. Однако и здесь внимание ребенка сохраняет еще некоторые признаки «детскости». Свои наиболее совершенные черты внимание обнаруживает лишь тогда, когда предмет или явление, непосредственно привлекшие внимание, особенно интересны для ребенка [7].

Развитие памяти. В школьные годы продолжается развитие памяти. В целом память детей младшего школьного возраста является достаточно хорошей. В первую очередь это касается механической памяти, которая за первые три – четыре года обучения в школе прогрессирует достаточно быстро. Несколько отстает в своем развитии опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенок, будучи занят учением, трудом, игрой и общением, вполне обходится механической памятью.

Активному развитию памяти детей в первые школьные годы способствует решение специальных мнемических задач, которые возникают перед детьми в соответствующих видах деятельности [7].

Развитие воображения. Большинство сведений, сообщаемых в начальной школе учителем и учебниками, дается в форме словесных описаний, картин и схем. Усвоение материала зависит от умения ребенка представить, воссоздать предъявляемые образы действительности. Обучение опирается, прежде всего, на воссоздающее воображение.

Воображение младшего школьника вначале очень схематично, образы бедны деталями, им не хватает гибкости. Под влиянием обучения дети начинают воссоздавать более точные и детальные образы, представлять события предыдущие и последующие во времени, подразумеваемые состояния персонажей или возможные последствия событий.

Воссоздающее (репродуктивное) воображение в младшем школьном возрасте развивается на всех школьных занятиях путем формирования у детей, во-первых, умения определять и изображать подразумеваемые состояния объектов, прямо не указанные в их описании, но закономерно из них следующие, во-вторых, умения понимать условность некоторых объектов, их свойств и состояний.

Стремление младших школьников указать условия происхождения и построения каких-либо предметов - важнейшая психологическая предпосылка развития у них творческого воображения.

Формированию этой предпосылки помогают уроки технологии, на которых дети осуществляют свои замыслы по изготовлению каких-либо предметов. Этому во многом способствуют и уроки изобразительной деятельности, требующие от детей создать замысел изображения, а затем искать наиболее выразительные средства  для его воплощения.

Развитие мышления. В развитии мышления младших школьников  наблюдаются две основные стадии. На первой стадии (она приблизительно совпадает с обучением в I и II классах) их мыслительная деятельность еще во многом напоминает мышление дошкольника. Анализ учебного материала производится здесь по преимуществу в наглядно-действенном плане. Дети опираются при этом на реальные предметы или их прямые заместители, изображения.

Большинство обобщений, возникающих на этой стадии, фиксирует конкретно воспринимаемые признаки и свойства, лежащие на поверхности предметов и явлений.

На основе систематической учебной деятельности к III классу изменяется характер мышления младших школьников. С этими изменениями связана вторая стадия в их  развитии. К концу второй стадии большинство учащихся производят обобщения в плане ранее накопившихся представлений, посредством их умственного анализа и синтеза. Растет количество суждений, в которых наглядные моменты сведены до минимума и объекты характеризуются по существенным связям.

Развитие речи в младшем школьном возрасте – сложный и многоаспектный процесс. Это, прежде всего, совершенствование устной речи: улучшение чистоты звукопроизношения, избавление от диалектизмов, овладение сложными грамматическими структурами  и т. д. Расширяются круг общения и сфера применения устной речи. Образцом служит грамотная и богатая речь учителя.

Появляются новые, сложные виды речи: чтение и письмо. Это наиболее важные достижения школьника, основанные на механизмах кодирования звуков и декодирования графем. Это формы символической коммуникации. Они предполагают новый уровень восприятия, внимания, памяти, ассоциаций с имеющимися знаниями. Только при этих условиях чтение будет восприятием смысла текста, а письмо – передачей смысла.

По данным многочисленных исследований, умение читать является основой успеваемости, без него школьник не усваивает учебный материал и даже не улавливает смысла математической задачи.

Устная речь учащихся начальной школы обогащается фразами и оборотами письменной речи. Иногда на уроке они дословно повторяют фразы учебника, это придает их речи некоторую неестественность, книжность, но этим путем они усваивают и логику рассуждений.

Значительного развития достигает внутренняя речь школьников, поскольку учебная деятельность требует постоянного самоконтроля. Во внутренней речи намечают порядок, внутренний план действий. Во внутренней речи дается самоотчет и самооценка. И здесь также заметно влияние речи учителя, определяющей порядок самопроверки.

В целом учебная деятельность значительно ускоряет речевое развитие детей, совершенствует все виды речи.

  1. ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

С поступлением в школу в число ведущих наряду с общением и игрой выдвигается учебная деятельность. В развитии детей младшего школьного возраста этой деятельности принадлежит особая роль. Учебная деятельность как самостоятельная складывается именно в это время и определяет во многом (если не сказать существенно) интеллектуальное развитие детей от 6 – 7 до 10 -11 лет [7].

В начальной школе у ребенка  формируются основные элементы ведущей учебной деятельности, необходимые учебные навыки и умения. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления. Здесь складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, «требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости» (Дубровина И. В.).

Согласно А. Н. Леонтьеву[5], ведущей называется деятельность, которая не только занимает длительный период, но и в русле которой:

1) формируются другие, частные виды деятельности;

2) развивается интеллект как совокупность сенсорно – перцептивных, мнемологических и атенционных функций;

3) формируется сама личность субъекта деятельности.

Учебная деятельность младших школьников имеет ряд особенностей.

Первой характерной чертой школьного обучения является то, что с поступлением в школу коренным образом изменяет положение ребенка в обществе. Дети начинают новую, общественную по своему содержанию и по своей функции деятельность - деятельность учения. Их позиция в жизни, все отношения со сверстниками и взрослыми, в семье и вне ее определяются теперь тем, как они выполняют свои первые, новые и важные общественно значимые обязанности.

В этом заключается важнейшая воспитательная функция школьного обучения, функция формирования личности. Учебная деятельность осуществляется на протяжении всего школьного детства, однако, ее функции на каждом этапе различны. Младший школьный возраст есть период наиболее интенсивного формирования учебной деятельности.

Вторая существенная особенность систематического школьного обучения состоит в том, что оно требует обязательного выполнения ряда для всех одинаковых правил, которым подчинено поведение ученика во время пребывания в школе. Подчинение правилам, с одной стороны, требует от ребенка умение регулировать свое поведение и, с другой стороны, формирует более высокие формы произвольного управления поведением.

Третья особенность учебной деятельности младших школьников заключается в том, что с поступлением в школу начинается изучение науки в системе или логике самой науки. Переход к систематическому обучению, к усвоению научных знаний представляет собой настоящую революцию в представлении ребенка об окружающей его действительности. Это новая позиция ребенка в оценке вещей и изменений, происходящих в них.

Четвертая особенность учебной деятельности младших школьников состоит в том, что ребенку приходится радикально менять всю систему отношений воспитывающими его взрослыми. Система отношений из непосредственной становится опосредованной, то есть для общения учителя с учениками и учеников с учителем необходимы особые средства.

Важнейший элемент учебной деятельности – учебно – познавательные мотивы. Их формирование – важнейшая задача начального обучения, и от того, насколько в начальных классах будут сформированы такие мотивы, во многом зависит успешность дальнейшего обучения.

В результате учебной деятельности возникают психические новообразования: произвольность психических процессов, рефлексия (личностная, интеллектуальная), внутренний план действий.

Учебная деятельность связана с другими видами деятельности младших школьников – игровой и трудовой.

В младшем школьном возрасте актуальность игры сохраняется, но в характере игровой деятельности происходят изменения. Возрастает значение игр с достижением известного результата (спортивные, интеллектуальные игры). В этом возрасте игра носит скрытый характер, т. е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения (игра-драматизация). Кроме того, игра начинает подчиняться учебной деятельности. 

Тем не менее,  для младшего школьника игра очень важна, поскольку позволяет сделать смысл вещей более явным. С помощью игры ребенок приближает к себе смысл этих вещей. В младшем школьном возрасте игра продолжает иметь хотя и вспомогательное, но все-таки существенное значение. Она позволяет ребенку овладеть высокими общественными мотивами поведения [7].

Учебная деятельность связана и с трудом.  Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоение знаний. Труд, с одной стороны,  помогает сделать процесс учение в школе более осмысленным и необходимым, а с другой стороны, на практике раскрывает детям полезность знаний по основным предметам, которые они изучают в школе, способствует повышению их интереса к учебным предметам. [7].

ГЛАВА 2.  ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

2.1  ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Поступление ребенка в школу знаменует собой не только начало перехода познавательных процессов на новый уровень развития, но и возникновение новых условий для личностного роста человека [7].

Давно замечено, что ребёнок при переходе от дошкольного к школьному возрасту очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка.

Младший школьный возраст не является возрастом решающих сдвигов в развитии личности (каким, например, является подростковый), тем не менее, в этот период достаточно заметно происходит формирование личности. Поступление в школу является переломным моментом в жизни ребенка, поскольку меняется ведущая деятельность. Складываются новые отношения со взрослыми (учителями) и сверстниками (одноклассниками), ребенок включается в целую систему коллективов (в общешкольный, классный, в малые группы, в них существующие). Включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьезных требований к ученику, заставляет его подчинить свою жизнь строгой организации, регламентации и режиму. Все это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к окружающей действительности, другим людям, к учению и связанным с ним обязанностями, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, определяет развитие способностей.

«К важнейшим личностным характеристикам младшего школьника относятся: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, внимательность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем он сталкивается», – отмечает А.В. Ковалева.

Особенностью детей младшего школьного возраста, которая роднит их с дошкольниками, но еще больше усиливается с поступлением в школу, является безграничное доверие к взрослым, главным образом учителям, подчинение и  подражание им. Дети этого  возраста полностью признают авторитет взрослого человека, почти безоговорочно принимают его оценки. Даже характеризуя себя как личность, младший школьник в основном лишь повторяет то, что о нем говорит взрослый [7].

Это напрямую касается такого важного личностного образования, закрепляющегося в данном возрасте, как самооценка. Она непосредственно зависит от характера оценок, даваемых взрослым ребенку и его успехам в различных видах деятельности. «Учебно-познавательная деятельность школьника как социально и индивидуально значимая по существу имеет двойственную стимуляцию: внутреннюю, когда школьник получает удовлетворение, приобретая новые знания и умения, и внешнюю, когда его достижения в познании оцениваются учителем» (Л.А. Матвеева, 1991).

У младших школьников уже встречаются самооценки различных типов: адекватные, завышенные и заниженные [7].

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность сказывается, во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность младших школьников обычно окрашены эмоциями. Во-вторых, младшие школьники (особенно I–II-х классов) не умеют сдерживать свои чувства, контролировать внешние проявления удовольствия или неудовольствия. В-третьих, младшие школьники отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, страха, гнева. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать нежелательные проявления.

Возрастной особенностью является  общая недостаточность воли: младший школьник (особенно 7—8-ми лет) еще не умеет длительно преследовать намеченную цель, упорно преодолевать трудности и препятствия. Он может при неудаче терять веру в свои силы и возможности.

Но постепенно умение проявлять волевые усилия появляется в умственной деятельности и поведении школьников. Ученики III-го и особенно IV-го классов способны в результате борьбы мотивов отдавать предпочтение мотиву долженствования. Но порой побеждает и мотив низшего уровня (стремление получить удовольствие).

Слабость волевой регуляции поведения, потребность в активной внешней разрядке выражается так же  в склонности ребенка незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, по случайным поводам, не подумав, не взвесив всех обстоятельств. Поэтому далеко не все случаи нарушения младшими школьниками правил внутреннего распорядка в школе следует объяснять недисциплинированностью.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Нравственное сознание младших школьников претерпевает существенные изменения от I к IV классу. Моральные знания и суждения к концу возраста заметно обогащаются, становятся более осознанными, разносторонними, обобщенными. Если моральные суждения учащихся I–II классов основаны на опыте собственного поведения, на конкретных указаниях и разъяснениях учителя и родителей, которые дети часто повторяют, не всегда задумываясь, то учащиеся III–IV классов, помимо опыта собственного поведения (который, естественно, обогащается) и указаний старших (они воспринимаются теперь более осознанно), пытаются анализировать опыт других людей. Значительно большее влияние приобретают чтение художественной литературы, просмотр кинофильмов. Также формируется и моральное поведение. Дети совершают моральные поступки, чаще всего следуя прямым указаниям взрослых, учителя (7–8 лет). Ученики III–IV классов в гораздо большей степени могут совершать такие поступки по собственной инициативе, не дожидаясь указаний со стороны.

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для воспитания положительных качеств характера. Податливость и известная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется учитель в их глазах, – все это необходимо для опоры в воспитании.

2.2     ЦЕННОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Приход ребенка в школу знаменует собой перестройку всей системы отношений ребенка с действительностью. В этот период происходит дальнейшее физическое и психофизиологическое развитие ребенка, обеспечивающее возможность систематического обучения в школе [1].

Начало обучения в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребёнка. Ребенок становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. На протяжении младшего школьного возраста начинает складываться новый тип отношений с окружающими людьми.

По мнению Дубровиной И. В. [3] глубокие изменения, происходящие в психологическом облике младшего школьника, свидетельствуют о широких возможностях развития ребенка на данном возрастном этапе. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действования в этом мире.

Младший школьный возраст является сензитивным для:

  • формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
  • развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться»;
  • раскрытие индивидуальных особенностей и способностей;
  • развитие навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
  • становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
  • усвоения социальных норм, нравственного развития;
  • развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов [2].

Важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллект, личность, социальные отношения. Ведущая роль учебной деятельности в этом процессе не исключает того, что младший школьник активно включен и в другие виды деятельности (игра, элементы трудовой деятельности, занятия спортом, искусством и прочее), в ходе которых совершенствуются и закрепляются новые достижения ребенка.

Ребенок становится самостоятельным, сам выбирает, как ему поступать в определенных ситуациях. В основе этого вида поведения лежат нравственные мотивы, формирующиеся в этом возрасте. Ребенок впитывает в себя моральные ценности, старается следовать определенным правилам и законам. С формированием у младших школьников произвольного уровня познавательных психических процессов и произвольного поведения тесно связаны такие новообразования, как формирование «внутреннего плана» и рефлексии.

В этот период продолжает происходить насыщение мотивов поведения и деятельности новым социальным содержанием. Особое место начинают приобретать учебные мотивы и мотивы установления отношений со взрослыми и сверстниками по поводу учебной деятельности. Учебная деятельность со всеми ее составляющими становится во главу угла в притязаниях ребенка со взрослыми и сверстниками [6].

В младшем школьном возрасте усиливается роль «внутреннего фильтра» в процессе мотивации. Это связано с тем, что многие младшие школьники ориентированы на самооценку, имеющую большое значение при формировании мотива. Очень важно и то, что у младших школьников развивается смысловая ориентировочная основа поступка — звено между желанием что-то сделать и разворачивающимися действиями. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения более отдаленных последствий и поэтому исключающий импульсивность и непосредственность поведения ребенка. Прежде чем действовать, ребенок начинает размышлять. У него начинает формироваться предусмотрительность как черта личности. При этом происходит переход от мотивов только «знаемых» к мотивам «реально действующим» [5].

Исследователи в области творчества (Выготский Л. С, Лейтес Н. С., Матюшкин А. М. и др.) выдвигают на первый план накопление творческого опыта младших школьников как сензитивный период для развития творческого потенциала. При его развитии повышается познавательный интерес к учебе, уровень интеллектуального развития, степень самостоятельного мышления, заинтересованность в выполнении заданий поискового характера, формируются такие качества, как любознательность, вера в себя, убеждённость [4].

Ребенок развивается как личность в системе складывающихся отношений с самим собой реальным, воображаемым, а также в результате ориентации на экспектации взрослых.

Для раскрытия личностного потенциала ребенку необходимо понимать и принимать свою личность, одобрять себя в своих действиях и принимать ответственность за них. Принимая и понимая себя, ребенок остается самим собой, все более раскрывая свою индивидуальность. Открывая в себе новые, позитивные личностные качества, ребенок вступает в качественно иные отношения с внутренним и внешним миром, научается ценить себя и то, что его окружает. Школьник создает образ себя не просто как ученика, а как личности, способной к самополаганию, к самоутверждению себя в учебном процессе [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Цель учебного процесса в настоящее время не просто достижение определённого уровня знаний, умений, навыков, а что не менее важно – создание условий и собственно осуществление развития индивидуальности личности школьника.

Именно младший школьный возраст является наиболее ответственным этапом школьного детства. Он богат скрытыми возможностями развития, которые важно своевременно улавливать и поддерживать. Высокая сензитивность этого возрастного периода определяет большие потенциальные возможности разностороннего развития ребенка.

Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат [9].

Можно сказать, что большинство этих позитивных достижений (организованность, самоконтроль, заинтересованное отношение к учению и прочее) внешне могут быть утеряны ребенком на пике глобальной перестройки подросткового возраста. Но без них сама эта перестройка носила бы качественно иной характер, поскольку не имела бы необходимых оснований. Чем больше позитивных приобретений будет у младшего школьника, тем легче он справится с предстоящими сложностями подросткового возраста.

Следовательно, можно утверждать, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным и значительным периодом для развития личностного потенциала личности [10].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Волков Б. С. Психология младшего школьника. Учебное пособие для вузов. 2005.
  2. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов./ М. В. Гамезо – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Дубровина И. В. Психология./ И. В. Дубровина, Е. Е. Данилова, А. М. Прихожан. – 3-е изд., стереотипное, - М: изд. Академия, 2004.
  4. Луя О. В. Развитие творческого потенциала младших школьников как основы формирования позиции субъекта [Текст] // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.).  — М.: Буки-Веди, 2012. — С. 104-106. (1)
  5. Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – Т.1. – М., 1983. – с.45-67.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество – 5 изд., стереотип./ В. С. Мухина – М: Издательский центр Академия, 2000.
  7. Немов Р. С. Психология. Учебник  для студентов высших пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995
  8. Овчарова Р. В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников. – М.: ТЦ «Сфера», 2000
  9. Семаго Н. Я. Теория и практика оценки психического развития ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст./ Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. – Спб: Речь, 2005.
  10. Становление личности в условиях развивающей среды инновационной школы: коллективная монография //Под ред. Н. М. Швалевой, Д. В. Тырсикова. Пятигорск: Издательство ПГЛУ, 2006.(23)
  11. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001. – С.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.Младший школьник-новая личность2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Возрастные и индивидуальные особенности младших школьников4.Личностные изменения ребёнка,возникающие при пост...

«Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребенка».

1.ладший школьник- новая личность.2.Личность и её формирование в младшем школьном возрасте3.Личностные изменения ребёнка, возникающие при поступлении в школу4.Развитие познавательных процессов у младш...

Выступление учителя-логопеда на общегимназическом родительском собрании в начальной школе по теме: «Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии у детей младшего школьного возраста».

Логопедическое выступление на родительском собрании по теме: "Игровые технологии как наиболее эффективное средство коррекции и профилактики дисграфии" представлено в виде семинара...

Реферат «Младший школьный возраст как наиболее благоприятный период для раскрытия личностного потенциала ребёнка».

1.      Введение..................................................................................................................................................................

Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста

Презентация на тему: "Техническое творчество как процесс возможности проявления и раскрытия творческих способностей детей младшего школьного возраста"Из опыта совместной работы учителя начал...

Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования.  Перед учителями начальных классов стоит основная задача &ndash...

Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...