Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
статья (1, 2, 3, 4 класс)
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья о творчестве. | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала детей младшего школьного возраста во внеурочное время.
Гезь Лариса Владимировна,
учитель музыки
МАОУ «СОШ № 80»
г. Северск Томской обл.
Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования. Перед учителями начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Под одаренностью ребенка понимаются более высокая, чем у его сверстников при прочих равных условиях, восприимчивость к учению и более выраженные творческие проявления. Одаренные дети не похожи друг на друга как по диапазону и своеобразию своих способностей, так и по личностным характеристикам, а именно, высокие умственные возможности, способность быстро схватывать смысл принципов, понятий, положений, потребность сосредотачиваться на заинтересовавших сторонах проблемы и стремление разобраться в них, способность подмечать, рассуждать и выдвигать объяснения.
Творчество – одна из содержательных форм психической активности детей, которая является одним из средств развития индивидуальности и помогает обеспечить устойчивую адаптацию к условиям жизни; необходимый резерв сил для преодоления стрессовых ситуаций и активного творческого отношения к действительности. Именно творческая деятельность, по мнению психолога Л.С.Выготского, делает человека существом, обращенным к будущему, создающим его и видоизменяющим свое настоящее. Психолог В.И. Петрушин считает, что обучить творчеству нельзя, но применение специально ориентированных приемов и методов обучения может содействовать его образованию и дальнейшему развитию. Творческие характеристики личности учащихся: мобильность, легкость ассоциирования, оригинальность мнения, критичность, гибкость мышления, легкость генерирования идей, проявление самостоятельности...
В работе с детьми младшего школьного возраста необходимо создавать действующую систему психолого-педагогических условий развития творчески-одаренных и мотивированных на активную познавательную деятельность детей: выявлять и развивать индивидуальные возможности детей в различных областях знаний, осуществлять выбор рациональных форм и методов работы, стимулировать успехи учащихся, повышать мотивацию к их личностному развитию. Для этого разработаны учебные и дополнительные программы, подобрана диагностика выявления способностей, выбраны формы и методы для создания благоприятных условий реализации творческого потенциала детей, стимулирования их творческой деятельности, развития способностей. На уроках используются методы, приемы стимулирующие раскрытие и развитие творческого потенциала, самостоятельного мышления: индивидуальный подход в выполнении заданий с повышенной сложностью, творческие тематические задания, проблемно-поисковые ситуации, домашние задания, которые интегрируются с поиском научно-исследовательского материала, приобщают к работе учащихся-консультантов. Во внеурочных формах работы творческая и мыслительная деятельность учащихся активизируется через следующие приемы: нестандартные занимательные задачи, составление вопросов, заданий, использование ИКТ, проектно-исследовательскую работу, творческую работу с текстом, интеллектуальные игры. Большое значение имеет организация и проведение олимпиад разного уровня, предметных декад, конкурсов, детских конференций, форумов, марафонов.
Благоприятные условия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала ребенка и его развитие, создаются на занятиях в курсе по внеурочной деятельности "Человековедение". Для этого используются педагогические и психологические методы и приемы. Педагогические методы и приемы: метод продумывания - способ создания неизвестного ученикам ранее продукта в результате определенных умственных действий; метод, если бы… – когда учащимся предлагается составить описание или нарисовать картину о том, что произойдет, если…; метод образной картины – когда предлагается изобразить свою картину…, а так же творческие задания, тесты-игры, мини-проекты групповые и в парах. Выполнение творческих заданий в ходе занятий оптимизирует психофизическое состояние младшего школьника, помогает координировать его нравственные силы, благотворно влияет на эмоциональное и познавательное развитие.
Для развития и успешной реализации индивидуальных способностей ребенка на занятиях создаются благоприятные психологические условия: комфортная атмосфера, эмоциональный настрой, музыкальный фон, свобода выбора, снятие психического и мышечного напряжения и тревоги. Все это способствует раскрытию творческих возможностей ребенка, его самовыражению и самореализации в продуктах деятельности и результатах творчества, повышают самооценку и интерес сверстников к его индивидуальности, в целом помогает оздоровлению организма, восстановлению жизненных сил.
Гармонизации эмоционального состояния, развитию психических процессов помогает арт-терапевтический метод. Самый доступный из видов – рисование форм, этот процесс активизирует дремлющие творческие силы ребенка, усиливает умственные процессы, помогает развивать волю, чувство равновесия, осязание. Это самый древний вид искусства, которым широко пользовались еще в средневековье. Основные линии (прямые, кривые) могут влиять на почерк, развивать руку, ощущение пространства, времени, а так же уравновешивать дыхание, ритм, давление, укреплять здоровье; закрытые формы усиливают чувство собственного Я. На разных этапах возрастного развития используются свои средства: масляная пастель, уголь; в младшем школьном возрасте это восковые мелки. При выполнении различных заданий развиваются волевые качества, преодолевается боязнь, глаз учится видеть то, что делает рука, оказывается положительное влияние на почерк. Сам арт-терапевтический процесс является источником новых позитивных переживаний ребенка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения.
В основе занятий курса по внеурочной деятельности различные игровые приемы: сюжетно-ролевые игры, инсценирование жизненных ситуаций, сочинение сказок, историй, их рисование и другие творческие задания. Созданные индивидуальные мини-проекты и в парах, помогают отстаивать свое мнение при защите их перед классным коллективом, учат находить необходимые аргументы, мобилизовать свои силы, уверенность в себе, преодолеть страх, напряжение, раскрыть творческие идеи, выразить их словами и в изобразительных образах. Групповое проектирование формирует межличностные отношения, помогает распределять роли, функции, виды деятельности, выбрать лидера среди участников, осуществлять оригинальный подход к выполнению задания, развивает воображение, фантазию, речь. Темы проектов связаны с жизненными явлениями, сказочными и фантастическими сюжетами, например: «Почему я похож на маму, папу, бабушку и дедушку», «Солнце Родины», «Как храбрость помогла», «Любящее сердце», «Придумай психологическую игрушку», «Сочини танец», «Волшебные звуки» и другие. Все это оказывает благоприятное воздействие на развитие креативности ребенка, активизирует его творческие ресурсы и помогает выявлению индивидуальных способностей не только через специально подобранную диагностику, но и через наблюдение и анализ продуктов деятельности учащихся.
Необходимо активно на уроке и во внеурочное время использовать различные творческие задания, которые направлены на развитие творческого мышления и творческих способностей. Целенаправленная, систематическая работа с творчески-одаренными и мотивированными на активную познавательную деятельность детьми позволяет достигнуть им успеха в учебной, проектно-исследовательской, интеллектуальной, творческой деятельности. Совокупность приёмов и методов, используемых на внеурочных занятиях, направлена на сохранение психологического здоровья детей, стимулирует то положительное, что заложено в каждом ребенке, делает его успешным и счастливым.
Литература:
Выготский Л.С. Лекции по психологии.- СПб: СОЮЗ, 1997
Матюшкин А.М. Загадки одаренности. М., 1993
Мелик –Пашаев А.А. Ступеньки к творчеству. М., 198
Петрушин В.И. Музыкальная психология – М.: ТОО «Пассим»1994
Креативный ребенок. Диагностика и развитие творческих способностей – Ростов н/Д: Феникс, 2004
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста"
Научно-исследовательская работа на тему "Психологические условия развития зрительной памяти у детей младшего школьного возраста".Стимульный материал отправлю по электронной почте, так как не могу по т...
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста"
Родительское собрание "Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста" О том на что родители должны больще обращать внимание....
Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста через развитие речи
Современное общество испытывает потребность в творческой, самостоятельной, активной личности, с ярко выраженными индивидуальными качествами, способной, реализуя свои личнос...
Развитие интеллектуального потенциала детей младшего школьного возраста средствами развивающего курса «Интеллектика».
Результаты эксперимента по введению курса А. Зака "Интеллектика" в учебный процесс в начальных классах...
Выпускная квалификационная работа «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»
ВКР «Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности»...
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ
Проблемы развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования инди...
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ФГОС
Развитие у детей познавательных интересов, общеучебных умений, навыков и творческих способностей на уроках, классных часах и внеклассных мероприятиях...