Современный урок с применением технологии развития критического мышления
методическая разработка (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
- Современный урок с применением технологии развития критического мышления
Современная система образования должна быть направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Сегодня начальное образование требует новых подходов, которые заложены в государственных стандартах второго поколения. Изучая разные предметы, ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями,
быть готовым к продолжению образования.
Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) представляет собой совокупность разнообразных методов и приемов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика, то есть пробудить в нем исследовательскую, творческую активность, задействовать уже имеющиеся знания, затем – представить условия для осмысления нового материала и, наконец, помочь ему творчески переработать и обобщить полученные знания. Применение технологии дает возможность личного роста ребенка, приобщает ребенка к духовному опыту человечества, развивает его ум, индивидуальность.
Применение приемов ТРКМЧП даёт мне возможность получить желаемый образовательный результат: перевести ученика из пассивной позиции в активную и дать ему необходимую свободу для проявления себя, своей самостоятельности
Технология РКМЧП – надпредметная, она применима в любых программах и предметах. Организация учебного процесса напоминает коллективный способ обучения А. Г. Ривина-В.К. Дьяченко, так как основной является работа учащихся в динамических парах и группах. Данная технология формирует познавательные, коммуникативные, личностные УУД. Она учит по-новому работать с информацией, формируя не только знания, но и универсальные учебные действия, превращает учение в личностно-ориентированное, создаёт условия для мотивации, формирования чувства времени, активности познающего, позволяет оживить урок, сделать его полностью соответствующим требованиям современного урока.
За годы своей работы, находясь в постоянном творческом поиске, я научилась сочетать традиционные методы и формы обучения с инновационной практикой. Чтобы знания моих учеников соответствовали современным требованиям образования, я использую разные технологии: технологию развития критического мышления. информационно-компьютерные, технологию уровневой дифференциации, проблемно-диалогическое обучение, здоровьесберегающие, игровые, проектного обучения и технологию развития критического мышления. Выбрав в качестве ведущей технологию развития критического мышления, мне удается формировать на всех этапах урока универсальные учебные действия.
Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии. На каждой стадии используются различные приемы.
1 этап - «Вызов». Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме. Приёмы: кластер, ЗХУ, «корзина идей».
2 этап - «Осмысление». На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать). Приемы: инсерт, чтение с остановкой, «тонкие и толстые вопросы», «пометки на полях».
3 этап - «Рефлексия». Размышление и обобщение того, что узнал ребенок на уроке по данной проблеме. Приемы: кластер, синквейн. «рефлексивная мишень», «разбери слово по буквам».
На всех этапах работы используются как индивидуальные, так и групповые методы работы, выслушиваются и не критикуются личные мнения детей, что помогает учащимся не испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, применять свои знания на практике при выполнении письменных работ.
С помощью таблиц
Предлагаем с помощью таблиц познакомиться с основными технологическими алгоритмами урока (серии уроков) и рекомендациями по их использованию на определенных стадиях.
Технология развития критического мышления — стадии и методические приемы
Стадия (фаза) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Возможные приемы и методы | |
I. Вызов (evocation) | Направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе | Ученик «вспоминает», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы | Составление списка «известной информации»: i рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки и т. д. | |
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах | ||||
II. Осмыс- ление содержания (realization of meaning) | Направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому» | Ученик читает (слушает) текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делает пометки на нолях или ведет записи по мере осмысления новой информации | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+ » , « — », «?» мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы | |
На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал, параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах | ||||
III. Рефлексия (reflection) | Учителю следует: вернут учащихся к первоначальным записям-предложениям; внести изменения, дополнения; дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации | Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания | Заполнение кластеров, таблиц. Установление причинно-следственных связей между блоками информации. Возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям. Ответы на поставленные вопросы. Организация устных и письменных круглых столов. Организация различных видов дискуссий. Написание творческих работ. Исследования по отдельным вопросам темы и т. д. | |
На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или группах |
Основные этапы технологии развития критического мышления
1 стадия | 2 стадия | 3 стадия |
Вызов: Актуализация имеющихся знаний. Пробуждение интереса к получению информации. Постановка учеником собственных целей. | Осмысление содержания: Получение информации. Корректировка поставленных целей обучения. | Рефлексия: Размышление, рождение нового знания. Постановка учеником новых целей обучения. |
Информация индивидуально, в парах, или группах. | Осуществляется контакт с новой информацией | Анализ, творческая переработка, |
Основные функции | ||
Мотивационная стимулирование интереса к теме). Информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме). Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями) | Информационная информации). Систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний). Мотивационная (сохранение интереса к изучаемой теме) | Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации) Информационная (приобретение нового знания по теме). Мотивационная (побуждение к расширению информационного поля). Оценочная соотнесение новой (информации и деющихся знаний, выработка собственной |
Возможные приемы и методы | ||
Ассоциативный ряд. Рассказ по ключевым словам. Образная картина. Систематизация материала (графическая) СЛС, таблицы, кластеры и др. Верные и неверные утверждения. Перепутанные логические цепочки и т.д. | Методы активного чтения: маркировка с использованием значков «V», «+ » , « — », «?» мере чтения их ставят на полях справа); ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов; поиск ответов на тонкие и толстые вопросы. Заполнение таблиц «знаю, узнал, хочу узнать» | Установление причинно-следственных связей. Организация дискуссии. Написание творческих работ, эссе, сочинений-размышлений. Проведение исследований отдельным вопросам, темы Заполнение кластеров. |
- Примеры методических приемов технологии развития критического мышления
Составление кластера
Это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления.
Последовательность действий проста и логична:
- Посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
- Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель «планета и ее спутники»).
- По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе с кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
– не бояться записывать все, что приходит на ум. Давать волю воображению и интуиции;
– продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут;
– постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слово «Фишбоун» дословно переводится как «рыбная кость». Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость» (отсюда и название) или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Последние статистические данные показывают, что дети не умеют работать с текстовой информацией, не умеют работать с таблицами, графиками. 10% учащихся 9-ых классов имеют скорость чтения на уровне учащихся 4- ых классов.
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми распространенными являются таблицы. В технологии РКМЧП используются несколько табличных форм. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можно рассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени - это стратегии ведения урока в целом.
Концептуальная таблица.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит:
- Заполните свой «дневник исследователя»:
Что я знаю о тундре? | Что я узнал нового о тундре? |
Дети заполняют левую колонку. При работе с различными источниками информации, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую колонку «дневника исследователя», исходя из полученной информации и своих знаний, опыта.
ЗНАЮ | ХОЧУ УЗНАТЬ | УЗНАЛ |
Первые люди жили стаей, затем общинами. Чтобы добыть себе питание люди кочевали. | Где появились первые люди? Как люди заселили нашу Землю? Почему сейчас люди не кочуют? | Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника в течение урока. Если нет ответа на поставленный вопрос –работа продолжается дома. |
Таблица «Что? Где? Когда? Почему?». Это простой и знакомый прием. Таблица заполняется на стадии осмысления по ходу работы с информацией.
Кто? | Что? | Где? | Когда? | Почему? |
|
|
|
|
|
Прием работы с таблицей «Плюс, минус, интересно» формирует навыки анализа и классификации изучаемой информации. Заполняя такую таблицу, учащиеся учатся точно работать с информацией, не искажая её смысла.
Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы, что…».
Правила игры:
- У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица, как у меня на доске. Цифрами я указала № вопросов.
- Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что ...». Вы обсуждаете ответы в группах.
- Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
|
|
|
|
| |||||
|
|
|
|
|
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию. Составление сравнительных таблиц можно использовать как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. На стадии вызова лучше всего попросить ребят заполнять ее карандашом, так как после работы с текстом у детей могут возникнуть исправления, которые выполняются ручкой. Общее лучше обводить красной ручкой.
Инсерт
В дословном переводе инсерт с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления. Прием осуществляется в несколько этапов.
1 этап: Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся; - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению; + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным и неожиданным; ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.
2 этап: Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.
3 этап: Учащимся предлагается систематизировать информацию, расположив ее в соответствии со своими пометками в следующую таблицу:
V «галочка» (то, что уже известно) знак «минус» (то, что противоречит представлению) + знак «плюс» (то, что является интересным и неожиданным) ? «вопросительный знак» (если что-то неясно, возникло желание узнать больше)
4 этап: Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Предметная область использования: преимущественно научно-популярные тексты с большим количеством фактов и сведений.
Прием способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала.
Этапы ИНСЕРТА соответствуют трем стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.
Мозговая атака
Нe путать с психологическим приемом стимулирования творчества «мозговой штурм», Алекс Осборн «Прикладное воображение». 1950. При этом оба эти словосочетания являются вариантами русского перевода английского термина «brainstorming», однако используются в разных сферах и выполняют разные функции. Как методический прием мозговая атака используется в технологии критического мышления с целью активизации имеющихся знаний на стадии «вызова» при работе с фактологическим материалом.
1. этап: Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
2 этап: Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе 5-7 минут:
2. При обсуждении идеи не критикуются, но разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы. Как правило, их проводят последовательно одну за другой, хотя каждая может быть отдельным самостоятельным способом организации деятельности. Примечание: парная мозговая атака очень помогает учащимся, для которых сложно высказать свое мнение перед большой аудиторией. Обменявшись мнением с товарищем, такой ученик легче выходит на контакт со всей группой. Разумеется, работа в парах позволяет высказаться гораздо большему числу учащихся.
Групповая дискуссия
Дискуссия от лат. - исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса. Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:
а) уважение к различным точкам зрения ее участников;
б) совместный поиск конструктивного решения возникших разногласий.
Групповая дискуссия может использоваться как на стадии вызова, так и на стадии рефлексии. При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором это возможность переосмысления, полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.
Чтение с остановками
Условное название методического приема организации чтения с использованием разных типов вопросов.
Подготовительная работа:
1. Учитель выбирает текст для чтения. Критерии для отбора: - Текст должен быть абсолютно неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема); - Динамичный, событийный сюжет; -Неожиданная развязка, «открытый» проблемный финал.
- Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение и сделать остановку: «первая остановка», «вторая остановка» и т. д.
- Учитель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Учитель дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»).
Типы вопросов, стимулирующих развитие критического мышления:
- «перевод» и интерпретация (перевод информации в новые формы и определение взаимосвязи между событиями, фактами, идеями, ценностями);
- память (формальный уровень) - узнавание и вызов полученной информации;
- оценка - субъективно-личностный взгляд на полученную информацию с последующим формированием суждений и мнений;
- синтез - логическое обобщение полученной информации, целостное восприятие причинно-следственных связей;
- анализ - фрагментарное рассмотрение явления, выделение «частного» в контексте «общего»;
- применение - использование информации как средства для решения проблем в сюжетном контексте или же вне его;
Примечание: чтение с остановками целесообразно использовать на стадии осмысления, дополняя эту методику другими приемами технологии на стадии вызова и рефлексии.
Техника постановки вопросов
Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Вопросы – основная движущая сила мышления. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии. Только ученики, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям. Уровень задаваемых вопросов определяет уровень нашего мышления.
На стадии вызова – вопросы, на которые учащиеся хотели бы получить ответы при изучении темы. На стадии рефлексии – демонстрация понимания пройденного.
«Тонкие вопросы» Кто… Что… Когда… Может… Будет… Было ли… Согласны ли вы… Верно… | «Толстые вопросы» Дайте объяснение почему… Почему вы думаете… Почему вы считаете… В чем разница… Предложите, что будет, если… Можно ли изменить роли так, чтобы сделать их противоположными… Что еще можно использовать вместо данного объекта? |
Чтобы научить детей формулировать различные типы вопросов используется прием «Ромашка вопросов». Для этого нужно заранее познакомить с различными видами вопросов. Учащиеся формулируют вопросы по какой-либо теме и записывают их на соответствующие лепестки ромашки.
Работа ведется над составлением таких типов вопросов:
Простые вопросы – вопросы, отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию.
Интерпретационные (уточняющие) вопросы – обычно начинаются со слова «почему?». Они направлены на установление причинно - следственных связей.
Оценочные вопросы – эти вопросы на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
Творческие вопросы – если в вопросе есть частица «бы», элементы условности, предположения, прогноза.
На стадии вызова необходимо вызвать интерес к уже имеющимся знаниям по изученной теме, активизировать учащихся. Для этого использовать прием "Верные и неверные высказывания". Ученики обсуждают в группах высказывания. Предположение групп выносятся на доску. |
высказывание | до | после чтения |
1. Глаза позволяют нам видеть мир красочным и объемным. |
|
|
2. Форма глаза напоминает яблоко. |
|
|
3. Глаза в сильные морозы мерзнут. |
|
|
4. Зрачок - это отверстие в глазу. |
|
|
5. В глазу имеется прозрачная линза. |
|
|
6. Изображение рассматриваемого предмета получается на сетчатке перевернутым. |
|
|
7. Полезно смотреть на солнце без защитных очков. |
|
|
На стадии размышления:
1. Ученики возвращаются в прежние группы и по очереди рассказывают свой текст, используя опорный конспект.
Аутотренинг.
2. Защита опорных конспектов. Эксперт рассказывает, остальные ученики добавляют и поправляют, задают вопросы.
3. Возврат к "Верным и неверным высказываниям".
Ученики вновь обсуждают в группах и на основе полученных знаний решают верно или неверно данное высказывание.
Дерево предсказаний
Прием «Дерево предсказаний» заимствован у американского учителя Дж. Белланса, работающего с художественным текстом. Этот прием помогает строить предположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести.
Правила работы с данным приемом таковы: ствол дерева – тема, ветви – предположения, которые ведутся по двум основным направлениям – «возможно» и «вероятно» (количество «ветвей» не ограничено), и, наконец, «листья» – обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Дерево предсказаний может выглядеть так:
Мы постоянно занимаемся построением прогнозов, что-то предполагаем. Некоторые из нас не всегда отдают себе отчет, насколько прочны основания, на которых покоятся наши предсказания. Для развития умения обосновывать, аргументировать свои прогнозы, мы предлагаем вам этот прием. «Деревья предсказаний» лучше всего «выращивать» при работе с текстом, имеющим сюжетную линию. Тема, которая записывается в «стволе», должна содержать вопрос, адресованный в будущее, например, «Чем закончится рассказ?», «Спасется ли главный герой?», «Почему же мальчик Петя все падает и падает?» и др.
Ученикам всех возрастов очень нравится составлять «Дерево предсказаний». В любом прогнозе присутствует элемент игры, неопределенности. Но все же не стоит использовать этот прием больше одного раза на уроке — мы ведь используем тексты для развития мышления, а не играем в «угадайку»!
Мудрые совы.
Учащимся предлагается самостоятельно проработать содержание текста учебника (индивидуально или в группе). Затем ученики получают рабочий лист с конкретными вопросами и заданиями с целью обработки содержащейся в тексте информации. Рассмотрим примеры таких заданий.
Азы работы над текстом. Найдите в тексте основные (новые) понятия и запишите их в алфавитном порядке.
Что, не ждали? Выберите из текста новую информацию, которая является для Вас неожиданной, так как противоречит Вашим ожиданиям и первоначальным представлениям.
Ты уже знаешь последние новости? Запишите ту информацию, которая является для Вас новой.
Главная жизненная мудрость. Постарайтесь выразить главную мысль текста одной фразой. Или какая из фраз каждого раздела является центральным высказыванием, какие фразы являются ключевыми?
Известное и неизвестное - Найдите в даете ту информацию, которая является для Вас известной, и ту информацию, которая была ранее известной.
Иллюстрированное изображение. Постарайтесь проиллюстрировать основную мысль текста и, если возможно. Вашу реакцию на нее в виде рисунка, схемы, карикатуры и т.д.
Поучительный вывод. Можно ли сделать из прочитанного такие выводы, которые были бы значимы для будущей деятельности и жизни?
Важные темы для осуждения. Найдите в тексте такие высказывания, которые заслуживают особого внимания, и достойны обсуждения в рамках общей дискуссии на уроке.
Далее организуется обсуждение результатов работы. При этом могут быть намечены следующие шаги; поиск дополнительной информации, домашние задания для отдельных учащихся или. групп детей; выделение, нерешенных проблем, определение последующих этапов работы.
"Ассоциация"
Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:
О чем может пойти речь на уроке?
Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «—»?
Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации которые учитель также записывает на листе бумаги или доске.
"Ключевые слова»
После объявления темы урока учащимся предлагается составить предложение или мини-рассказ из предлагаемых слов. Они должны использовать свои предыдущие знания по изучаемой теме, сделать свои прогнозы и в общем определить цели своей дальнейшей работы.
"Перепутанные логические цепочки"
Учащиеся интегрируют свои собственные идеи с идеями изложенными в тексте, для того, чтобы перейти к новому пониманию.
На доске написаны верные и не правильные цитаты, ученики должны прочитать и поставить знак "+" там где они считают, что высказывание правильное и знак "-" там где по их мнению оно не верно
Покопаемся в памяти
Какая тема? (назовите ее);
Что вы уже знаете об этом?
Чего вы ожидали или испытывали потребность узнать?
Почему вам это нужно знать?
Диаманта.
Диаманта - стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых - понятия с противоположным значением, полезно для работы с понятиями, противоположными по смыслу.
Лист дерева
Строчка 1: тема (существительное) | рождение |
строчка 2: определение (2 прилагательных) | зеленый, яркий |
строчка 3: действие (3 причастия) | светящийся, растущий, цветущий |
строчка 4: ассоциации (4 существительных) | жара, движение, солнце, пища |
строчка 5: действие (3 причастия) | увядающий, замедленный, туманный |
строчка 6: определение (2 прилагательных) | коричневый, старый |
строчка 7: тема (существительное) | смерть |
Стихотворения по алгоритму
Написание стихотворений по алгоритму - один из интересных приемов работы на уроке. Это универсальный прием, т.к. его использование возможно не только на уроках литературы, но и на любом другом предмете. Уместнее использовать в конце урока или в качестве домашнего задания для осмысления изученного на уроке.
Синквейн
Происходит от французского « cing» – пять.
Это стихотворение, состоящее из пяти строк. Используется как способ синтеза материала. Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях. Правила написания синквейна:
1строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем существительным
2 строка – описание темы в двух словах, как правило именами прилагательными;
3 строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно глаголами;
4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение автора к данной теме;
5 строка – одно слово, синоним к первому, на эмоционально-образном или философско – обобщенном уровне повторяющее суть темы)
синквейн может быть предложен, как индивидуальное самостоятельное задание; для работы в парах; реже как коллективное творчество. Обычно синквейн используется на стадии рефлексии. Как показывает опыт, синквейны могут быть очень полезны в качестве:
- инструмента для синтезирования сложной информации;
- способа оценки понятийного багажа учащихся;
- средства развития творческой выразительности.
Приведу примеры синквейна, написанных учащимися:
Земля
Плодородная, теплая.
Взращивает, кормит, дарует.
Недаром с любовью о ней говорим.
Матушка.
Болото
Травянистое, влаголюбивое.
Фильтрует, лечит, образует.
Природная фабрика торфа.
Влага.
Числительное
Количественное, порядковое
Изменяется, называет, считает
Без них не обойтись
Имена.
Хокку (хайку) разовьет способность к лаконичному изложению мыслей.
Хайку
Существует много разнообразных стихотворных форм, которые с успехом могут быть использованы на стадии рефлексии. Хайку (или хокку) - это японская стихотворная форма в три строки.
В классическом хайку в первой и третьей строках - по пять слогов. Во второй - семь слогов. Хайку обычно выражает первое впечатление писателя от окружающего мира или какого-то события.
Нежный, заботливый,
Мягкий ветерок играет среди берез,
Дружески дующий ветер.
Школьникам можно предложить написать хайку:
1-я строка | «Я был» кем-то или чем-то или «Я видел» кого-то или что-то |
2-я строка | Место и действие (где и что делал) |
3-я строка | Определение (как?) |
«Корзина» идей, понятий, имен...
Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:
Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.
Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).
Затем происходит обмен информацией в парах или группах.
«Шесть шляп критического мышления»
Это задание обычно используется мною на стадии обобщения и систематизации т.е. на стадии рефлексии. Суть приема состоит в следующем : класс делится на шесть групп, каждая группа «примеряет свою шляпу», высказывается шесть точек зрения на одну и ту же проблему.
«Белая шляпа» - СТАТИСТИЧЕСКАЯ (констатируются факты по проблеме , без их обсуждения);
«Желтая шляпа» - ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ (высказываются положительные моменты);
«Черная шляпа» - НЕГАТИВНАЯ (группа констатирует отрицательные моменты по изучаемой проблеме);
«Синяя шляпа» - АНАЛИТИЧЕСКАЯ (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?, связи?);
«Зеленая шляпа»- ТВОРЧЕСКАЯ (можно высказывать самые "бредовые идеи и предположения");
«Красная шляпа» - ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ (группа формулирует свои эмоции , которые они испытывали при работе с материалом )
Обучающийся на уроке и вне его не объект, а сотрудник, участник образовательного процесса. Важным условием становится исключение формального подхода к его личности, формированию тех ценностей, которые позволят ему успешно добывать знания в современном информационном потоке. В результате применения технологии развития критического мышления отмечается положительная динамика если:
- работа ведется в системе;
- происходит корпоративное обучение педагогов (педагогов музыки, технологии, английского языка);
- ведется мониторинг качества обучения;
- ведется аналитическая деятельность самого учителя, вносятся изменения в работу;
- идет позиционирование опыта работы учителя;
- изучается опыт работы других учителей через сетевое сообщество педагогов.
Открытое информационное пространство требует от учителя более гибкого подхода к преподаванию, отсюда электронные образовательные ресурсы – это средства программного, информационного, технического и организационного обеспечения учебного процесса, использование которых в том числе ориентирует на обучение детей с ограниченными возможностями здоровья.
В результате работы по ТРКМЧП большинство моих учеников научились использовать в работе памятки, перестали испытывать затруднения при работе с разнообразными источниками информации, научились применять свои знания на практике при выполнении письменных работ, слаженно работать в группах и учитывать мнение других, помогать друг другу, научились самостоятельно работать, не пугаться новой нестандартной учебной ситуации, с интересом находить ее решение, расширять и добывать новые знания, оценивать результат выполненной работы, у наименее успешных детей не выработалось отрицательное отношение к учебе.
У обучающихся выработалась адекватная самооценка и положительная учебная мотивация. Кроме этого, у ребят сформировались познавательные и учебные интересы, они задают массу вопросов, поиск ответов на которые – совместная деятельность учителя и учеников, они спорят, отстаивая свою точку зрения, но умеют и принять сторону другого ученика, если не правы.
С предлагаемыми контрольными работами (УМК «Гармония») дети справляются без затруднений в достаточно короткие сроки, чем дети других классов, показывают устойчивые результаты (КО – 72 %, успеваемость- 100%).
Применение приемов технологии РКМЧП позволило повысить интерес учащихся к урокам русского языка, литературного чтения, окружающего мира, повысить уровень речевого развития, умение систематизировать изучаемый материал, устанавливать причинно-следственные связи.
Многие учащиеся стали более организованными, общительными, активными в процессе обучения. Дети активно принимают участие во Всероссийских конкурсах, олимпиадах и викторинах; пишут стихи, рассказы, сказки.
Используемая мною технология развития критического мышления может найти широкое применение в образовательных учреждениях разного типа, так как позволяет при наименьших затратах сил, времени учителя достигнуть более высоких результатов в обучении. Представленный педагогический опыт вариативен и применим для всех ступеней обучения в зависимости от конкретных условий.
.Применение данной технология позволяет удовлетворить запросы родителей, которые хотят видеть ребенка, способного принимать решение, реализовывать свой творческий потенциал, применять на практике полученные знания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок с применением технологии развития критического мышления по литературному чтению в 4 классе.
Применение технологии развития критического мышления на уроке литературного чтения в 4 классе....
«Применение технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий на уроках русского языка в начальной школе".
Достоинства технологии развития критического мышления по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям: ориентирование на развитие ученика; использование современных методичес...
Урок с применением технологии развития критического мышления.
Урок окружающего мира в 3 классе "Воздух и его свойства" с применением технологии развития критического мышления....
Современный урок с применением технологии развития критического мышления
Современный урок с применением технологии развития критического мышления...
Современный урок с применением технологии развития критического мышления
Применение технологии критического мышления....
Урок с применением технологии развития критического мышления
Виктор Драгунский " Друг детства". 1 класс....
Урок с применением технологий развития критического мышления. Повторение. Правописание слов с буквами Ь и Ъ
Урок с применением технологий развития критического мышления....