Организация адаптационного периода первоклассников посредством игр
методическая разработка (1 класс)
Сборник материалов для самого сложного периода в жизни первоклассников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_igry_adaptatsii_pervoklassnikov.odt | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальным направлением в работе учителя начальных классов является поддержка первоклассников в самом трудном-начале учебного года. Особенно это важно в период адаптации детей, впервые пришедших в школу(в наибольшей степени тех, кто не посещал детское дошкольное учреждение). Именно в это время первоклассники сталкиваются с новыми трудностями, правилами и нормами, мировоззрением, школьной программой, которые они должны в сжатые сроки освоить и принять, научиться в них существовать и развиваться.
Если адаптация не происходит, то говорят о дезадаптации.
Школьная дезадаптация — это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликт отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Одним из способов поддержки детей в адаптационный период может являться как ни странно — игра. Ее целью является помощь в создании психолого-педагогических условии, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Представляю вашему вниманию следующие категории игр:
1. Игры на знакомство.
2. Игры на сплоченность коллектива.
3. Игры на контактность.
4. Игры направленные на стабилизацию эмоционального фона.
Данная последовательность игр способствует поэтапной адаптации младших школьников.
1. Игры на знакомство.
«ПРИВЕТ»
Все встают в круг лицом плечом к плечу. Водящий идет по внешней стороне круга и задевает одного из играющих. Водящий и играющий, которого задели, бегут в разные стороны по внешней стороне круга. Встретившись, они пожимают друг другу руки и говорят: «Привет!» и называют свое имя. Потом они бегут дальше, пытаясь занять свободное место в кругу. Тот, кто остался без места, становится водящим. Далее игра усложняется. Нужно сказать «Привет!» и назвать имя своего оппонента.
«ЗНАКОМСТВО»
Игра предназначена для того, чтобы быстро перезнакомить всех участников, когда это необходимо. Кроме того, она развивает скорость реакции, память и вносит оживление в атмосферу в классе.
В этой игре с помощью мячика мы пробуем познакомиться. Все встают в круг, один берёт мяч. По часовой стрелке, начиная с того, у кого сейчас в руках мяч, предают его друг другу, называя при этом чётко и громко свои имена. Игра заканчивается, когда всем становится ясно, что имена запомнены прочно.
2. Игры на сплоченность коллектива.
ИГРА «РАЗНОЦВЕТНЫЕ ВАРЕЖКИ»
Игра в «Разноцветные варежки». Играть надо вдвоем. Я попрошу объединиться в пары соседей по парте. Возьмите на двоих ОДИН НАБОР КАРАНДАШЕЙ. Перед каждым из вас лежит рисунок варежки. Посмотрите, какие они бесцветные, без узоров. В каждой паре договоритесь друг с другом, как вы будете украшать эти варежки. Каждый из вас будет раскрашивать свою варежку, но узоры у двух варежек должны быть одинаковые и красивые. Вам понятно задание? Тогда можно начинать работать.
ЗАДАНИЕ «РИСУЕМ ВМЕСТЕ»
У каждой пары будет только один листочек. Рисовать надо вдвоем, вместе держась за один карандаш. Нарисуйте вдвоем картину на любую тему, но на этой картинке обязательно должны быть нарисованы дом и дерево. Какими они будут, и что вы еще нарисуете на своей картинке, решайте сами. Во время выполнения задания помните, что вы должны работать дружно, без ссор и обид.(После окончания работы желающие могут рассказать классу, что они нарисовали)
3. Игры на контактность.
ИГРА «ЭХО»
Сейчас мы поиграем с вами в «Эхо». Начнет игру (8-9ребят).
Я попрошу выйти к доске (называется ребенок по имени). Слушай внимательно. Я сейчас прохлопаю ритм, а ты постарайся его точно повторить. Ты будешь моим эхом. Молодец ты справился, теперь позови себе помощника. Кого ты пригласишь? Ты можешь позвать сказав, «Помоги мне, пожалуйста, и имя.»
А теперь попробуйте вдвоем, вместе повторить ритм, который я прохлопаю. Готовы? Слушайте внимательно.
Молодцы, вы справились с заданием, а теперь вы можете пригласить еще одного помощника со словами «Помоги мне, пожалуйста…» (и так несколько человек)
«СОЛНЦЕ СВЕТИТ НА ТОГО…»
Итак, все ребята сидят в кругу на стульчиках. Ведущий стоит в центре: «Солнце светит на того…». И называет какой – либо признак, который может объединять ребят, например: «Солнце светит на того, кто приехал в наш город первый раз». Все ребята, кто приехал первый раз, должны встать со своих мест и пересесть на другой стульчик. Задача ведущего: занять место на стуле! Если вдруг, такой человек один, то он меняется местами с ведущим. Во время этой игры вожатый может узнать о ребятах много нового, а ребята друг о друге.
4. Игры направленные на стабилизацию эмоционального фона.
ИГРА «НОС, РОТ, ПОТОЛОК»
«Ребята, а сейчас мы с вами узнаем новую игру. Она называется «Нос, потолок, рот». Для того чтобы в нее играть, нужно быть очень внимательными. Посмотрите наверх. Что находится у нас над головой? Давайте покажем пальцем и скажем: потолок. Отлично. Что под ногами? Покажем на него пальцем. А теперь показывает пальцем на свой нос и говорит: нос.
А теперь я буду вас путать. Я буду называть одно, а показывать другое. Вы ничего не говорите, Только показываете на то, что я называю. Верьте тому, что вы слышите, а не тому, что видите. Будьте внимательны.
ИГРА «РАЗ, ДВА, ТРИ – ШЕПНИ»
«Сейчас мы с вами поиграем в игру «Раз, два, три – шепчи» Сожмите руки в кулачки. Я буду задавать вопросы, а вы мне отвечать, но отвечать по-особому. Я задаю вопрос, а вы шепотом считаете до трех: раз, два, три, поднимаете большие пальцы и шепчете ответ. Давайте попробуем. Как зовут соседа по парте? И т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Рабочая программ организации адаптационного периода школьников
рабочая программа адаптационного периода первоклассников. предназначена для реализации в одном отдельном классе.Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по ...
Адаптационный период первоклассников. Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе. Материал будет интересен учителям начальных классов (для проведения родительского собрания) и род...
Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.
Данная статья отражает опыт работы с учащимися с ОВЗ в инклюзивном классе а адаптационный период....
Адаптационный период первоклассников.Советы родителям первоклассника в период адаптации к школе.
Адаптация ребёнка к школе происходит не сразу и у всех по разному. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма. Поэтому в период адаптации должно...