Рабочая программ организации адаптационного периода школьников
рабочая программа (1 класс) по теме
рабочая программа адаптационного периода первоклассников. предназначена для реализации в одном отдельном классе.
Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 часов в неделю).
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предлагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vvedenie.docx | 39.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Введение
Данная программа представляет собой программу организации адаптационного периода школьников и предназначена для реализации в одном отдельном классе.
Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 часов в неделю).
Программа состоит из 5 относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предлагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.
Основные разделы программы
№ | Название раздела | Общее количество часов | Часы аудиторных занятий | Часы внеаудиторных активных занятий |
1 | Спортивно-оздоровительная деятельность «Чемпион» -народные игры -игры на развитие психических процессов -подвижные игры -спортивные игры -развивающие упражнения | 6 1 1 1 2 1 | 1 1 | 1 1 2 |
2 | Художественная деятельность «Волшебный карандаш» -цветные карандаши -акварель | 6 3 3 | 3 3 | |
3 | Познавательная деятельность «Если хочешь быть здоров, правильно питайся» -поговорим о продуктах -витамины -поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания -из истории русской кухни | 6 1 2 1 1 | 1 2 1 1 | |
4 | Общественно-полезная деятельность «Наши руки не знают скуки» -изготовление сувениров -изготовление декораций для детского спектакля -изготовление поделок из овощей и фруктов -изготовление подарков для именинников -пошив кукольной одежды | 5 1 1 1 1 1 | 1 1 1 1 1 | |
5 | Нравственно - эстетическое направление «Веселые нотки» - работа над вокальными данными -разучивание и исполнение песенного материала (на основе русских песен) | 6 3 3 | 3 3 | |
6 | Образователь – предметное направление (литературное чтение) «В гостях у сказки». -русские народные сказки -сказки народов мира | 5 3 2 | 3 2 | |
7 | Образовательно – предметное направление(математика) -математические ребусы и головоломки -геометрические задачи -математические сказки и загадки | 3 1 1 1 | 1 1 1 | |
8 | Обрапзовательно-предметное направление(русский язык) «Веселая грамматика» -игры со звуками -игры с буквами -игры со словами | 3 1 1 1 | 1 1 1 |
Предполагаемые результаты реализации программы
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
- Результаты второго уровня (): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям своему собственному здоровью и внутреннему миру.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, саморегуляции и организации совместной деятельности с другими детьми.
- Спортивно-оздоровительное направление «Чемпион»
Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
Задачи направлены на:
- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоничному физическому развитию;
-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;
-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;
-организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
-уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планированиеие
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
Народные игры | |||
1 | Русские народные игры «У медведя во бору», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч» Игры на развитие восприятия, внимания, памяти и воображения. | Правила игры. Разучивание и проведение игр. Игры на развитие психических процессов. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Запомни порядок», «Узнай, кто я». | |
Подвижные игры | |||
Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз», игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву», «Белки, волки, лисы» | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | ||
Спортивные игры | |||
Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра. | ||
Баскетбол. | Игровые правила. Отработка игровых приемов. Броски в корзину. |
Пояснительная записка
Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.
Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития.
Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.
Дети научатся: играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;
знать:
- о способах и особенностях движения и передвижения человека;
- о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за действием этих систем;
- об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
- о причинах травматизма и правилах его предупреждения;
уметь:
- составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
- организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
- уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
Народные игры | |||
1 1 | Русские народные игры «» У медведя во бору», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч» Игры на развитие восприятия, памяти, внимания и воображения. | Правила игры. Разучивание и проведение игр. Игры на развитие психических процессов. Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Запомни порядок», «Узнай, кто я». | |
Подвижные игры | |||
1 | Игра с элементами ОРУ «Море волнуется -раз», игра с прыжками «Попрыгунчики -воробушки», игры «Волк во рву», «Белки, волки, лисы». | Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игры с мячом: ловля, бросок, передача. | |
Спортивные игры | |||
1 | Футбол | Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра. | |
2 | Баскетбол | Игровые правила. Отработка игровых приемов. Броски в корзину. |
Художественно- эстетическое направление
«Волшебный карандаш»
Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка художественно- изобразительными средствами.
Задачи:
- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;
- расширение методов познания окружающей действительности;
- формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях;
- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.
Пояснительная записка
Программа предполагает в большом объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.
Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются: художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждение об увиденном, подбор литературных произведений, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объема художественного - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.
На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения |
1 2 | Конкурс на самый красивый фантик (акварель). Портрет Зайчика – огородника (цветные карандаши). | Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет. Работа цветными карандашами. рисование по воображению. | |
3 | Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель). | Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации. | |
4 | Конкурс рисунков на тему «Правила дорожные знать каждому положено» (цветные карандаши). | Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения. | |
5 | Конкурс рисунков на тему : «Мои любимые сказки» (цветные карандаши). | Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа. | |
6 | Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы» (акварель). | Видеофильм о цветах. Рисование по теме. |
Познавательная деятельность
«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»
Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.
Задачи:
- закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;
- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;
- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.
Пояснительная записка
Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:
- поговорим о продуктах. Давайте узнаем о продуктах витамины.
- поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.
- из истории русской кухни.
В программе ребенку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей и родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.
Тематическое планирование
№ | Тема занятий | Содержание и форма занятия | Дата проведения |
Поговорим о продуктах | Общие сведения о питании и приготовлении пищи. | ||
1 | Как правильно составить свой рацион питания. Саамы полезные продукты. Полезные и вредные привычки. Как готовят пищу. | Путешествие в пустыню Обжор. практическая работа «Составление меню». Игра. Экскурсия в столовую. | |
1 2 | Давайте узнаем о продуктах Полезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты. Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты. | Витамины Рассказ, видеофильм, игра, анкета. Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салата». | |
Поговорим о правилах этикета | Культура и гигиена питания | ||
1 | Как правильно вести себя за столом. | Игра, конкурс рисунков по теме. | |
Из истории русской кухни | |||
1 | Народные праздники, их меню и здоровье. | Рассказ, исследование. Составление меню. |
Общественно-полезная деятельность
«Наши руки не знают скуки»
Цели:
- приобрести общественно-организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;
- реализация общественно-значимых инициатив.
Задачи:
- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;
- учить детей навыкам общественной работы;
- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;
- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками коллектива.
Пояснительная записка
Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.
Общественно - полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.
Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую задачу общего труда.
Трудовые навыки, приобретенные во время работы, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставит серьезно относиться к любому труду.
Тематическое планирование
№ | Содержание | Дата проведения |
1 | «Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада. | |
2 | Изготовление декораций для спектакля. | |
3 | Работа мастерской «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление поделок из овощей и фруктов. | |
4 | Изготовление подарков для именинников. | |
5 | Пошив кукольной одежды. |
Образовательно-предметное направление (литературное чтение)
«В гостях у сказки»
Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.
Задачи:
- открыть мир, народных чувств, народной жизни;
- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра; развитие эмоционально – чувственной сферы;
- обучение чтению – рассматриванию;
- формирование навыка чтения.
Пояснительная записка
В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.
Большое значение имеет выбор сказки. Лучшими сказками для детей 6-7 лет являются сказки о животных, которые вселяют веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
1 | Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых». | Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка». | |
2 | Украинская народная сказка «Колосок». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. | |
3 | Русская народная сказка «Заячья избушка», латвийская народная сказка «Заячий домик». | Сравнение содержания сказок. Герои сказок. | |
4 | Русская народная сказка «Заяц-хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н. Мамина Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». | Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки. | |
5 | Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши». | Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Действующие лица. |
Образовательно – предметное направление (математика)
Цель: развитие у учащихся интереса к математике.
Задачи:
- углубление и расширение знаний по математике;
- развитие кругозора, мышления, исследовательских умений;
- воспитание настойчивости и инициативы.
Пояснительная записка
Решая проблему развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения, это направление используется для развития у учащихся интуиции, образного мышления, формирования конструктивно-геометрической информации, а также умения доказывать свое мнение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание занятия | Дата проведения |
1 | Математические ребусы и головоломки. | Обучение решению простых ребусов и головоломок. Развитие мышления. | |
2 | Геометрические задачи. Угадайки Веселого карандаша. | Решение простых геометрических задач. Развитие инициативы. | |
3 | Математические сказки и загадки. | Развитие умения обосновывать и доказывать свою позицию. |
Образовательно-предметное направление (русский язык)
«Веселая грамматика»
Цель: привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.
Задачи:
- воспитание коммуникативной культуры школьников;
- расширение знаний по русскому языку;
- воспитание веры в себя и свои силы.
Пояснительная записка
Для большинства учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению именно поэтому главная задача данного направления – привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный интерес является основным внутренним мотивом обучения школьников. Чем сильнее он, тем лучше успевает ученик по данному предмету.
Тематическое планирование
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения |
1 | Удивительные «невидимки» звуки. | Игры со звуками. | |
2 | Озорные красавицы буквы. | Игры с буквами. | |
3 | Играем в прятки с буквами и звуками. | Игры с буквами и звуками. |
Нравственно-эстетическое направление
«Веселые нотки»
Пояснительная записка
Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания.
«Душа ребенка – душа чуткого музыканта» (В.Сухомлинский). Он подчеркивал « музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное». Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному».
Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.
Реализация данной цели способствуют следующие задачи:
- образовательные: формирование у детей потребности общения с высокохудожественными образцами песенной музыки; учит детей быть чуткими слушателями и исполнителями; создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств;
- воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыке; воспитывать культуру, умение доводить начатую работу до конца;
- развивающие: развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.
Содержание программы
Занятия нравственно-эстетического направления «Веселые нотки» строятся по следующим направлениям:
- Работа над вокальными данными;
- Разучивание и исполнение песенного материала (на основе русских народных песен).
Планируемые результаты
- приобретение интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
- овладение некоторыми основами нотной грамотности, правильным использованием голосового аппарата;
- проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения);
- умение двигаться под музыку, слаженно работать в коллективе;
- умение передавать характер песни, усовершенствовать свой голос;
- знакомство с русским народным песенным творчеством.
Тематическое планирование
«Веселые нотки»
№ | Тема занятия | Содержание | Дата проведения |
1 | Мы веселые звоночки | Прослушивание голосов. Певческая установка дыхания. Навыки «цепного дыхания». Соло. Р.н.п. «Где был Иванушка». | |
2 | Острый слух и твердая память. | Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Ансамбль. Р.н.п. «Блины». | |
3 | «Веселые нотки» | Основы музыкальной грамотности. Импровизация р.н.п. «На горе то калина». | |
4 | Вдох-выдох | Дыхание. Работа над артикуляцией и дикцией. Р.н.п. «Во поле береза стояла». | |
5 | Звук «на веревочке» | Работа над звукопроизношением и выразительным исполнением р.н.п. «А я по лугу» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".
Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....
Организация адаптационного периода первоклассников
Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...
Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.
Данная статья отражает опыт работы с учащимися с ОВЗ в инклюзивном классе а адаптационный период....
Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"
рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...
Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»
Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»...
Организация адаптационного периода первоклассников посредством игр
Сборник материалов для самого сложного периода в жизни первоклассников....