Рабочая программ организации адаптационного периода школьников
рабочая программа (1 класс) по теме

Гладышева Анастасия

рабочая программа адаптационного периода первоклассников. предназначена для реализации в одном отдельном классе.

Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 часов в неделю).

Программа состоит из 5 относительно  самостоятельных разделов, каждый из которых предлагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenie.docx39.42 КБ

Предварительный просмотр:

Введение

Данная программа представляет собой программу организации адаптационного периода школьников и предназначена для реализации в одном отдельном классе.

Программа рассчитана на 40 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (5 часов в неделю).

Программа состоит из 5 относительно  самостоятельных разделов, каждый из которых предлагает организацию определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение определенного вида внеурочной деятельности первоклассников и направлена на решение своих собственных педагогических задач.

Основные разделы программы

Название раздела

Общее количество часов

Часы аудиторных занятий

Часы внеаудиторных активных занятий

1

Спортивно-оздоровительная деятельность «Чемпион»

-народные игры

-игры на развитие психических процессов

-подвижные игры

-спортивные игры

-развивающие упражнения

6

1

1

1

2

1

1

1

1

1

2

2

Художественная деятельность «Волшебный карандаш»

-цветные карандаши

-акварель

6

3

3

3

3

3

Познавательная деятельность «Если хочешь быть здоров, правильно питайся»

-поговорим о продуктах

-витамины

-поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания

-из истории русской кухни

6

1

2

1

1

1

2

1

1

4

Общественно-полезная деятельность «Наши руки не знают скуки»

-изготовление сувениров

-изготовление декораций для детского спектакля

-изготовление поделок из овощей и фруктов

-изготовление подарков для именинников

-пошив кукольной одежды

5

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

5

Нравственно - эстетическое направление «Веселые нотки»

- работа над вокальными данными

-разучивание и исполнение песенного материала (на основе русских песен)

6

3

3

3

3

6

Образователь – предметное направление (литературное чтение) «В гостях у сказки».

-русские народные сказки

-сказки народов мира

5

3

2

3

2

7

Образовательно – предметное направление(математика)

-математические ребусы и головоломки

-геометрические задачи

-математические сказки и загадки

3

1

1

1

1

1

1

8

Обрапзовательно-предметное направление(русский язык) «Веселая грамматика»

-игры со звуками

-игры с буквами

-игры со словами

3

1

1

1

1

1

1

Предполагаемые результаты реализации программы

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности в повседневной жизни): приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека; о принятых в обществе нормах поведения и общения; об основах здорового образа жизни; об истории своей семьи и Отечества; о русских народных играх; о  правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации; о правилах проведения исследования.
  2. Результаты второго уровня (): развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, труду, знаниям своему собственному здоровью и внутреннему миру.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, саморегуляции и организации совместной деятельности с другими детьми.

  1. Спортивно-оздоровительное направление «Чемпион»

Цель: содействие всестороннему развитию личности, приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.

Задачи направлены на:

- укрепление здоровья учащихся, приобщение их к занятиям физической культурой и здоровому образу жизни, содействие гармоничному физическому развитию;

-обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам;

-воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, формирование коммуникативных компетенций;

-организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;

-уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планированиеие

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

Народные игры

1

Русские народные игры «У медведя во бору», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч»

Игры на развитие восприятия, внимания, памяти и воображения.

Правила игры. Разучивание и проведение игр.

Игры на развитие психических процессов.

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Запомни порядок», «Узнай, кто я».

Подвижные игры

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется - раз», игра с прыжками «Попрыгунчики-воробушки», «Волк во рву», «Белки, волки, лисы»

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

Спортивные игры

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра.

Баскетбол.

Игровые правила. Отработка игровых приемов. Броски в корзину.

Пояснительная записка

Повышенная двигательная активность - биологическая потребность детей, она необходима им для нормального роста и развития.

Подвижная игра – естественный источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Игра – ведущая деятельность детей. По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и несложны. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма с более высокой ступени развития.

Программа представлена четырьмя блоками: народные игры, игры на развитие психических процессов, подвижные игры, спортивные игры.

Дети научатся: играть активно, самостоятельно и с удовольствием, в любой игровой ситуации сами регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, оказывать товарищескую поддержку, добиваться достижения общей цели;

      знать:

  • о способах и особенностях движения и передвижения человека;
  • о системе дыхания, работе мышц при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за действием этих систем;
  • об общих и индивидуальных основах личной гигиены, о правилах использования закаливающих процедур, профилактике нарушения осанки;
  • о причинах травматизма и правилах его предупреждения;

      уметь:

  • составлять и правильно выполнять комплексы физических упражнений на развитие координации, на формирование правильной осанки;
  • организовывать и проводить самостоятельно подвижные игры;
  • уметь взаимодействовать с одноклассниками в процессе занятий.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

Народные игры

1

1

Русские народные игры «» У медведя во бору», «Горелки», «Кот и мышь», «Блуждающий мяч»

Игры на развитие восприятия, памяти, внимания и воображения.

Правила игры. Разучивание и проведение игр.

Игры на развитие психических процессов.

Знакомство с правилами и проведение игр «Выложи сам», «Магазин ковров», «Волшебная палитра», «Запомни порядок», «Узнай, кто я».

Подвижные игры

1

Игра с элементами ОРУ «Море волнуется -раз», игра с прыжками «Попрыгунчики -воробушки», игры «Волк во рву», «Белки, волки, лисы».

Правила игры. Комплекс утренней гигиенической гимнастики. Игры с мячом: ловля, бросок, передача.

Спортивные игры

1

Футбол

Игровые правила. Отработка игровых приемов. Игра.

2

Баскетбол

Игровые правила. Отработка игровых приемов. Броски в корзину.

Художественно- эстетическое направление

«Волшебный карандаш»

Цель: раскрытие творческого потенциала ребенка художественно- изобразительными средствами.

Задачи:

- развитие воображения, фантазии, художественного вкуса;

- расширение методов познания окружающей действительности;

- формирование культуры личности ребенка во всех проявлениях;

- воспитание нравственных и эстетических чувств, эмоционально- ценностного позитивного отношения к себе и окружающему миру.

Пояснительная записка

Программа предполагает в большом объеме творческую деятельность, связанную с наблюдением окружающей жизни. Занятия художественно-практической деятельностью, знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства решают не только частные задачи художественного воспитания, но и более глобальные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. Практическая деятельность ребенка направлена на отражение доступными для его возраста художественными средствами своего видения окружающего мира.

Основными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются:  художественное восприятие, информационное ознакомление, изобразительная деятельность, художественная коммуникация (рассуждение об увиденном, подбор литературных произведений, прослушивание и исполнение музыкальных произведений), т.е. использование всего объема художественного - творческого опыта младшего школьника на уроках русского языка, литературного чтения, изобразительного искусства и художественного труда, музыки, и дальнейшее накопление этого опыта.

На занятиях активно используются виды художественной деятельности: выполняются зарисовки, иллюстрации, эскизы орнаментов, подбор цветов, элементов украшений.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

2

Конкурс на самый красивый фантик (акварель).

Портрет Зайчика – огородника (цветные карандаши).

Знакомство с акварелью. Орнамент. Сюжет.

Работа цветными карандашами. рисование по воображению.

3

Иллюстрация к сказке «Три медведя» (акварель).

Прослушивание сказки. Выполнение иллюстрации.

4

Конкурс рисунков на тему «Правила дорожные знать каждому положено» (цветные карандаши).

Эскизы придуманных дорожных знаков. Беседа о правилах дорожного движения.

5

Конкурс рисунков на тему : «Мои любимые сказки» (цветные карандаши).

Обложка любимой сказки. Герои сказки. Сказочная природа.

6

Конкурс рисунков «Мы рисуем цветы» (акварель).

Видеофильм о цветах. Рисование по теме.

 

 

Познавательная деятельность

«Если хочешь быть здоров – правильно питайся»

Цель: формирование представлений о здоровье, мотивации на здоровый образ жизни посредством рационального питания; закрепление знаний о полезных продуктах и витаминах, содержащихся в них.

Задачи:

- закрепить представление о необходимости заботы о здоровье; важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;

- закрепить знания о здоровом питании, необходимости витаминов в пище;

- воспитывать чувство ответственности за свое здоровье;

- формировать активный познавательный интерес к окружающему миру.

Пояснительная записка

Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Программа включает в себя 4 раздела, освещающих наиболее важные проблемы, связанные с организацией рационального питания ребят этого возраста:

- поговорим о продуктах. Давайте узнаем о продуктах витамины.

- поговорим о правилах этикета. Культура и гигиена питания.

- из истории русской кухни.

В программе ребенку предлагается множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей и родителей. Малыши в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Тематическое планирование

Тема занятий

Содержание и форма занятия

Дата проведения

Поговорим о продуктах

Общие сведения о питании и приготовлении пищи.

1

Как правильно составить свой рацион питания. Саамы полезные продукты.

Полезные и вредные привычки. Как готовят пищу.

Путешествие в пустыню Обжор. практическая работа «Составление меню». Игра. Экскурсия в столовую.

1

2

Давайте узнаем о продуктах

Полезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанта и т.д.), торты.

Овощи, ягоды и фрукты – самые полезные продукты.

Витамины

Рассказ, видеофильм, игра, анкета.

Рассказ, исследование, загадки, раскрашивание. Практическая работа «Приготовление салата».

Поговорим о правилах этикета

Культура и гигиена питания

1

Как правильно вести себя за столом.

Игра, конкурс рисунков по теме.

Из истории русской кухни

1

Народные праздники, их меню и здоровье.

Рассказ, исследование. Составление меню.

Общественно-полезная деятельность

«Наши руки не знают скуки»

Цели:

- приобрести общественно-организаторские умения, почувствовать ответственность не только за свою, но и за общую работу;

- реализация общественно-значимых инициатив.

Задачи:

- привлечь всех детей к активному участию в делах класса;

- учить детей навыкам общественной работы;

- воспитывать ответственное отношение к поручению коллектива;

- создание атмосферы сотрудничества между всеми участниками коллектива.

Пояснительная записка

Значение труда в жизни человека трудно переоценить. Он является источником материальной и духовной культуры, средством воспитания, условием правильного физического, умственного, нравственного и эстетического развития.

Общественно - полезная работа строится на основе инициативы и заинтересованности школьников, способствует формированию коллективного мнения, учит самокритично оценивать свои поступки, учиться руководить и самому выполнять распоряжения других.

Каждый день дети будут решать практически ту или иную, пусть простую и маленькую задачу общего труда.

Трудовые навыки, приобретенные во время работы, помогут учащимся успешно выполнять общественные поручения, положительно скажутся на развитии самостоятельности учащихся, заставит серьезно относиться к любому труду.

Тематическое планирование

Содержание

Дата проведения

1

«Сувенир». Работа мастерской по изготовлению сувениров для детского сада.

2

Изготовление декораций для спектакля.

3

Работа мастерской «Твори, выдумывай, пробуй». Изготовление поделок из овощей и фруктов.

4

Изготовление подарков для именинников.

5

Пошив кукольной одежды.

Образовательно-предметное направление (литературное чтение)

«В гостях у сказки»

Цель: формирование первоклассников как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора первоклассников.

Задачи:

- открыть мир, народных чувств, народной жизни;

- используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра; развитие эмоционально – чувственной сферы;

- обучение чтению – рассматриванию;

- формирование навыка чтения.

Пояснительная записка

В качестве учебного материала выбрана фольклорная (народная) сказка. Выбор сделан не случайно. Первоклассник – читатель и слушатель особенный. Он больше эмоционален, чем рассудителен, и поэтому поэтические образы сказки для него убедительны и реальны. Сказка – это особое средство постижения жизни, близкий и понятный способ познания, изучения, раскрытия действительности. В сказке содержатся мечты народа, общественная мораль, народный характер, история жизни народа.

Большое значение имеет выбор сказки. Лучшими сказками для детей 6-7 лет являются сказки о животных, которые вселяют веру в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу. А именно добра, надежды и оптимизма часто не хватает современным детям.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1

Русская народная сказка «Репка» и белорусская народная сказка «Пых».

Прослушивание и сравнение сказок. Инсценировка сказки «Репка».

2

Украинская народная сказка «Колосок».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания.

3

Русская народная сказка «Заячья избушка», латвийская народная сказка «Заячий домик».

Сравнение содержания сказок. Герои сказок.

4

Русская народная сказка «Заяц-хваст». Сравнение с авторской сказкой Д.Н. Мамина Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».  

Чтение сказок читающими детьми. Выявление отличительных признаков народной и авторской сказки.

5

Адыгейская сказка «Кто сильнее» и мансийская сказка «От чего у зайца длинные уши».

Прослушивание и чтение сказки. Анализ содержания. Действующие лица.

Образовательно – предметное направление (математика)

Цель: развитие у учащихся интереса к математике.

Задачи:

- углубление и расширение знаний по математике;

- развитие кругозора, мышления, исследовательских умений;

- воспитание настойчивости и инициативы.

Пояснительная записка

Решая проблему развития пространственного мышления в русле концепции развивающего обучения, это направление используется для развития у учащихся интуиции, образного мышления, формирования конструктивно-геометрической информации, а также умения доказывать свое мнение в ходе решения задач на смекалку, головоломок.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание занятия

Дата проведения

1

Математические ребусы и головоломки.

Обучение решению простых ребусов и головоломок. Развитие мышления.

2

Геометрические задачи. Угадайки Веселого карандаша.

Решение простых геометрических задач. Развитие инициативы.

3

Математические сказки и загадки.

Развитие умения обосновывать и доказывать свою позицию.

Образовательно-предметное направление (русский язык)

«Веселая грамматика»

Цель: привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его.

Задачи:

- воспитание коммуникативной культуры школьников;

- расширение знаний по русскому языку;

- воспитание веры в себя и свои силы.

Пояснительная записка

Для большинства учеников русский язык не является любимым предметом. Объясняется этот факт многими причинами в том числе и сложностью материала, подлежащего изучению именно поэтому главная задача данного направления – привитие школьникам интереса к родному языку и воспитание потребности изучать его. Познавательный  интерес является основным внутренним мотивом обучения школьников. Чем сильнее он, тем лучше успевает ученик по данному предмету.

Тематическое планирование

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Удивительные «невидимки» звуки.

Игры со звуками.

2

Озорные красавицы буквы.

Игры с буквами.

3

Играем в прятки с буквами и звуками.

Игры с буквами и звуками.

Нравственно-эстетическое направление

«Веселые нотки»

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание занимает одно из ключевых мест в системе эстетического воспитания.

«Душа ребенка – душа чуткого музыканта» (В.Сухомлинский). Он подчеркивал « музыка может формировать у детей способность чувствовать сердцем движения другого человека, любить, сострадать, творить добро, открывать прекрасное». Таким образом, алгоритм музыкального воспитания, по мнению В.А.Сухомлинского, можно выразить фразой: «Через красивое – к человечному».

Цель: создание условий для формирования музыкальной культуры детей как важной и неотъемлемой части всей духовной культуры.

Реализация данной цели способствуют следующие задачи:

  •  образовательные: формирование у детей потребности общения с высокохудожественными образцами песенной музыки; учит детей быть чуткими слушателями и исполнителями; создавать условия для формирования у детей творческой инициативы, коммуникативных качеств;
  • воспитательные: воспитывать любовь и интерес к музыке; воспитывать культуру, умение доводить начатую работу до конца;
  • развивающие: развивать творческие способности, вокально-хоровые навыки; музыкальное мышление.

Содержание программы

Занятия нравственно-эстетического направления «Веселые нотки» строятся по следующим направлениям:

  1. Работа над вокальными данными;
  2. Разучивание и исполнение песенного материала (на основе русских народных песен).

Планируемые результаты

  • приобретение интереса к вокальному искусству, стремление к вокально-творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в импровизациях);
  • овладение некоторыми основами нотной грамотности, правильным использованием голосового аппарата;
  • проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и заканчивать пение, правильно вступать, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения);
  • умение двигаться под музыку, слаженно работать в коллективе;
  • умение передавать характер песни, усовершенствовать свой голос;
  • знакомство с русским народным песенным творчеством.

 

Тематическое планирование

«Веселые нотки»

Тема занятия

Содержание

Дата проведения

1

Мы веселые звоночки

Прослушивание голосов. Певческая установка дыхания. Навыки «цепного дыхания». Соло. Р.н.п. «Где был Иванушка».

2

Острый слух и твердая память.

Развитие музыкального слуха и музыкальной памяти. Ансамбль. Р.н.п. «Блины».

3

«Веселые нотки»

Основы музыкальной грамотности. Импровизация р.н.п. «На горе то калина».

4

Вдох-выдох

Дыхание. Работа над артикуляцией и дикцией. Р.н.п. «Во поле береза стояла».

5

Звук «на веревочке»

Работа над звукопроизношением и выразительным исполнением р.н.п. «А я по лугу»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико - ориентированный проект по теме: " Организация адаптационного периода первоклассников в контексте психологической готовности к школе".

Данный проект поможет учителям заранее спланировать свою деятельность по работе с будущими первоклассниками и их родителями. Расписаны все этапы проекта. Имеются приложения....

Организация адаптационного периода первоклассников

Материалы содержат перспективную программу организации адаптационного периода первоклассников, включая план - сетку, планирование работы педагогической поддержки первоклассников, методику проведения и...

Организация адаптационного периода в инклюзивном классе.

Данная статья отражает опыт работы с учащимися с ОВЗ в инклюзивном классе а адаптационный период....

Рабочая программа организации внеурочной деятельночти 1-4 класс "Поиграй-ка"

рабочая программа внеурочной деятельности "Поиграй-ка"...

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»

Программа курса адаптационного периода «Введение в школьную жизнь»...

Организация адаптационного периода первоклассников посредством игр

Сборник материалов для самого сложного периода в жизни первоклассников....