Статья "Тайны развития творческого ума младших школьников"
статья по теме

Маркова Лада Леонидовна

В Специальной (коррекционной) начальной школе – детский сад «Весёлый дельфин» / ныне МБС(К) ОУ С(К)НШДС№2 / реализуется образовательная программа «Школа 2100», одним из принципов которой является принцип креативности. Учителя учреждения квалифицированно внедряют в жизнь идеи создателей программы, адаптируя ее к условиям нашего учреждения, в котором социализируются дети с ограниченными возможностями здоровья, с сохранным интеллектом. При этом педагоги проявляют творческую инициативу, вносят свой творческий вклад в реализацию поставленных целей. В статье показан личный опыт развития творческих способностей детей на уроках математики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тайны развития творческого ума младших школьников

Автор: Маркова Л.Л., учитель начальных классов,

1 квалификационная категория

Статья (переработанная), 2011г.

Ученик сочиняет собственную сказку, стихотворение, составляет кроссворд, придумывает задачу, зашифровывает слово, рисует картину, конструирует космический корабль и т.д.

Педагог создает неординарный урок с проблемной ситуацией, составляет систему заданий и вопросов, которые подведут детей к «открытию» нового знания, раскрытию их творческих способностей.

Чем же привлекает человека творческая деятельность?

Что движет людьми в процессе творчества?

Видимо, проходя через некоторые трудности создания нового, они получают радости, причем радости высшего, человеческого порядка - радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Создавая и творя новое, человек реализует потенциальные возможности своего внутреннего мира.

В творческой деятельности укрепляется положительная самооценка, повышается уровень притязаний, зарождается уверенность в себе и чувство удовлетворенности от достигнутых успехов.

В исследованиях O.K. Тихомирова (Психология мышления. - М., 1984) творчество рассматривается как активная деятельность личности, регулируемая ее потребностями, мотивами и целями. Способность к творчеству (креативность) психологи рассматривают, как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации.

Поэтому закономерно, что в наши дни востребована творческая личность. Ведь мы живем в век невиданной еще в истории человечества научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее, она больше требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности

мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Современное общество ставит перед собой цель: добиться того, чтобы каждого из тех, кто сейчас ходит в школу, детский сад и кто еще только должен родиться, вырастить не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и, обязательно, инициативным, думающим работником, способным на творческий подход к любому делу.

Социальный заказ общества на творческую личность требует в современной ситуации новых подходов к моделированию образовательного пространства школы. Образовательные учреждения нашего города успешно внедряют в педагогический процесс инновационные программы развивающего обучения, основой которых является ориентация на творчество учителя и ученика.

В Специальной (коррекционной) начальной школе – детский сад «Весёлый дельфин» /ныне С(К)НШДС№2/ реализуется образовательная программа «Школа 2100», одним из принципов которой является принцип креативности. Экспериментальная работа по новой программе начата педагогами в

1999 г. Учителя прошли курсовую подготовку и квалифицированно внедряют в жизнь идеи создателей программы, адаптируя ее к условиям нашего учреждения, в котором социализируются дети с ограниченными возможностями здоровья, с сохранным интеллектом. При этом проявляют творческую инициативу, вносят свой творческий вклад в реализацию поставленных целей.

Работая в первый год по этой программе, сразу обратила внимание на разнообразие в учебниках по математике заданий, требующих творческого участия детей на уроке, которые создают своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта. При этом развиваются разные интеллектуальные качества: внимание и память; умения находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал; способность к комбинированию, вариативности; умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение; способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом ума.

Каждое задание дает учителю возможность подумать над тем, как его расширить, какие новые вопросы к нему добавить, или придумать свое задание, которое станет творчески продуктивным для ребят. Этой возможностью могут пользоваться и сами дети, создавая свои вопросы, задания, игры самостоятельно или в группах с одноклассниками, или в творческом сотрудничестве с учителем, родителями, при этом взрослый не подсказывает, а наводящими вопросами помогает ребенку создать то, к чему он стремился.


Обычно творческие задания вызывают у детей повышенный интерес, а когда результаты успешны, да еще и подкреплены одобрениями способностей ребенка, то у него появляется увлеченность, потребность в интеллектуальном напряжении, которые и необходимо развивать. Ведь чем развитее творческий ум, тем сильнее он жаждет проявления. Начальное математическое творчество развивается на уроках с первых дней обучения в школе. Детям предлагается «оживить» цифру: изобразить ее в цвете, представить с помощью пантомимы. Эти варианты заданий позволяют каждому ученику не только создать индивидуальный творческий продукт, но и с помощью создаваемого образа почувствовать смысл оживляемого числа, насытить его эмоциональным содержанием. Задания на собственное определение математических понятий (точка, линия, отрезок и т.п.) стали популярными среди ребят. Каждый стремится показать свои знания, проявить фантазию. В этом случае математические понятия приобретают для них личностную значимость и становятся интересными.

Интересным для ребят стало задание «Расшифруй слово». Уже после выполненных 2-3-х подобных заданий детям было предложено зашифровать своё слово по аналогии с заданием в учебнике. Работы отличались оригинальностью: примеры составлялись сложные, в 3-4 действия, а зашифрованные слова (предлагалось выбрать слова, связанные с математикой) были неожиданными (целое, икс, сумма, конус, длина и др.).

Особое удовольствие на уроке получают ребята от математических игр на составление плоскостных изображений предметов из специальных наборов геометрических фигур (например, квадрат или круг, разрезанные на части определенным образом), которые, безусловно, развивают у детей творческие качества и, особенно, комбинаторные способности. Игры не новые. Есть варианты, выпущенные промышленностью: «Танграм», «Пифагор», «Геометрический конструктор» и другие. Подобные игры с геометрическими фигурами также предлагаются в учебнике Л.Г. Петерсон. Возник вопрос: «Как организовать игру на уроке, чтобы она не занимала много времени и для каждого ученика стала продуктивной?» Решила проводить ее в группах. Изготовила наборы фигур из плотной бумаги (квадрат 30 х 30 см).

Игра I. Каждая группа получает набор фигур и образец фигуры силуэта (контурного характера). Дети обсуждают способ расположения частей, из которых составлена фигура - силуэт, моделируют изображение, анализируют и выбирают верный путь создания фигуры. Выполнив задание, представители из групп объясняют последовательность составления фигуры: выделяют главные части, составляемые из больших частей создаваемой фигуры, затем определяют место остальным частям из мелких фигур. Игра «Танграм», Фигуры-силуэты.

Игра 2. Детям предлагается составить фигуру из геометрических частей по собственному замыслу. Можно предложить тему: «Транспорт», «Лес», «Цифры», «Буквы» и т.п.

Ещё один интересный вид работы, наиболее насыщенный творческими элементами, вариант - составление новых узоров на клетчатой бумаге, содержащих закономерности; и более сложный вариант - составление узоров, содержащих умышленное нарушение закономерностей, с задачей для других детей — найти нарушение, повторить узор без ошибки.

Все узоры собираются в тетрадь-копилку детских идей, используются для домашних заданий в рабочих тетрадях по математике. Творчество - это всегда интерес, увлечение и даже страсть. Неожиданно обнаружила этот интерес у детей в работе с таблицей сотни (педагога-новатора Б.П. Никитина). Готовясь к новому учебному году, нашла эту таблицу среди устаревших наглядных пособий и решила использовать в устной работе для изучения нумерации чисел, разработав следующие задания:

  • прочитать числа в первом столбике, в первой строке, в последней строке;
  • я задумала число, оно находится в первом столбике, в шестой строке, в третьем столбике, во второй строке;
  • кто быстрее найдет число 54, 68, 97,...;
  • какое число написано на две строки выше числа 57?;
  • чему равна сумма чисел 2+3+4?; 10+11+12?;
  • чему равна сумма чисел в первом столбике? И т.д.

Затем предложила ученикам самим придумать задания по таблице. И получила колоссальный результат: замотивировала учебно-познавательную, творческую деятельность школьников. На переменах ребята играют возле таблицы «В школу», задают друг другу «задачки», часто возникают новые идеи, которые мы используем на уроке, например:

  • задумано число, если от него отнять 10, то получится 7;
  • прочитать числа, в которых содержится 5 единиц;
  • назовите числа, в которых одинаковое число десятков и единиц;
  • как можно получить 60 из чисел последней строки, 19 из чисел первого столбика?;
  • как получить 100 из чисел пятой строки?;
  • как получить круглые числа из чисел седьмой строки? И т.д.

К одним и тем же заданиям можно возвращаться до тех пор, пока они интересны для ребят и дают пищу для ума, пока они позволяют делать разные варианты заданий. Если же интерес угасает, подкинуть ученикам идею, которая поможет им развиваться дальше. Эта таблица не только дает возможность развивать творческие способности, но и помогает значительно продвинуться в развитии мыслительных операций, научает ребенка анализу, обобщению, рассуждению по аналогии, позволяет дать первоклассникам опережающие знания по усвоению нумерации чисел.

Творческие задания могут использоваться, в сущности, на каждом уроке математики, на любом его этапе. Для подготовки урока часто привлекаются сами ребята. Предлагается им придумать задачи для устной работы и изобразить их с помощью идеографического письма, где предметы и действия обозначаются рисунками. Такой вид работы повышает мотивацию учения, интересы детей, облегчает усвоение структуры решения задач и, несомненно, способствует творческому развитию первоклассников. Математика дает широкие возможности для развития творческой деятельности школьников. Приведенные примеры заданий позволяют добиться хороших результатов в формировании черт творческой личности: воли, умения преодолевать трудности, общительности, сообразительности, наблюдательности, привычки анализировать и осмысливать факты, активности во всех делах и, в первую очередь, в познании.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда - чувство тайны, которую так хочется разгадать («Тайна возбуждает творчество» - говорил А. Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, все понимающего учителя. Командные методы в творчестве не срабатывают, здесь эффект достигается на основе увлеченности. Главный стимул творчества - огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Технологической основой развития творческих способностей детей может быть великая формула «дедушки» космонавтики К.Э. Циолковского, приоткрывающая завесу над тайной развития творческого ума: «Сначала открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». На наш взгляд, это и есть тот путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития талантливой личности. Наша обязанность - найти индивидуальную тропку  творчества, чтобы ребёнок смог найти свою дорогу созидателя.

Используемая литература:

  1. Богоявленская Ю.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – М: Изд. РГУ, 1983. – с.173.
  2. Груздев Г., Груздева В. Педагогические технологии эвристического типа. //Высшее образование в России. – 1996. – с.117-121.
  3. Гуманистическое в развитии и коррекции личности: Сб. науч. статей/ под  ред. Рабинович О.Т., 2005. – с.58 – 64 (статья Ребенко Л.Л./ ныне Марковой Л.Л.)
  4. Ермолаева-Томина Л.Б. Проблема развития творческих способностей детей //Вопросы психологии. – 1975. - №5. – с.166 – 176.
  5. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя. – М: Педагогика, 1987. – с.159.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие творческого воображения младших школьников в процессе конструктивной деятельности"

Данное обобщение опыта включает в себя информацию об условии его возникновения, его актуальность(на примере теста Е.Торренса "Неполные фигуры"),описание технологии опыта на основе дидактических игр "П...

Обобщение опыта по теме:Развитие творческих способностей младших школьников на уроках русского языка и чтения как важнейшее условие совершенствования и развития речевой деятельности.

Открывая детям тайну живого русского языка, выполняя творческие задания, представленные в учебниках для чтения Р.Н. Бунеева и Е.В. Бунеевой, увидела, как постепенно учащиеся приобретают п...

Творческие задания как средство развития творческих способностей младших школьников на уроках математики

Современные социально-экономические условия побуждают систему образования уделять внимание проблеме творчества и формированию творческой личности в процессе обучения и воспитания. На протяжении многих...

Особенности развития творческих способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе

Зачем нужно развивать творческие способности у младших школьников? Счего начать? Творческие задания для младших школьников в учебном процессе....

исследовательский педагогический проект "Разработка системы творческих заданий, ориентированных на повышение уровня развития творческих способностей младших школьников"

Цель исследования: развитие творческих способностей младших школьников в учебном процессе средствами творческих заданий.Объект исследования: процесс развития творческих способностей учащихся начальной...

: «Развитие творческой активности младших школьников через систему творческих заданий на уроках русского языка»

Современной  России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческой активности учащихся является...


 

Комментарии

Маркова Лада Леонидовна

Статья была написана в период экспериментальной работы учреждения по освоению программы "Школа 2100", статья переработана в этом году, т.к. тема актуальна и сегодня.