Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования
статья (3 класс) на тему

Тляшок Фатима Шумафовна

Изучение  особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnostnye_i_intellektualnye_osobennosti_.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования "

                                                              Подготовила

                                                             Тляшок Фатима Шумафовна

                                                             учитель начальных классов

                                                             МБОУ «СОШ №5» а.Кунчукохабль

В условиях формирующейся новой образовательной среды происходит провозглашение приоритета личности учащегося. Выдвигается на первый план не только традиционные задачи повышения качества образования, но и создание особых педагогических условий в школе для комплексного решения проблем адаптации учащегося в окружающем социуме.

Основной задачей школы  является организация деятельности, направленной на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, максимальному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.

Основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу. Интеллект- это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.

Интеллектуальные операции являются решающими в жизни школьника. В  период обучения учащийся либо подтверждает и закрепляет свои успехи, либо происходит снижение успеваемости и мотивации.

Основная задача учителя состоит в том, чтобы ввести учащегося в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы ее воспринять, воспринять внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением, и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, учащийся легко понимает то, что учитель объясняет ему на уроках.

При возникающих трудностях  в обучении (а речь идет, как о явных, так и завуалированных трудностях, когда ученик за счет своей усидчивости и отличной памяти показывает хорошие результаты), необходимо быстрое реагирование всех участников образовательного процесса в оказании помощи, т. называемой точечной коррекции.

Естественно, мы не забываем, что живет и обучается в школе не интеллект, а целостная личность. Эффективная помощь ученику возможна лишь тогда, когда имеется информация о его работоспособности, эмоционально-волевых, коммуникативных качествах, мотивационных установок. Личностные особенности либо представляют собой резерв, который можно использовать для оптимизации обучения и развития, либо содержат дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании учащемуся психологической помощи.

Таким образом, мы остановились на подробном изучении  двух особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.

 Это:

1. Интеллектуальные

2. Личностные особенности

Понятно, что интеллект является составляющей личности. Но этапы нашей работы выстраивались таким образом, что сначала мы рассматривали интеллектуальные способности, и, сочтя эту информацию неполной, расширили ее характерологическими особенностями.

Диагностика    проводится в 2 академических часа. Каждому учащемуся предоставляется тестовый материал и бланк, на котором он отвечает.

Нами рассматриваются следующие мыслительные операции:

  1. Интуитивное понятийное мышление
  2. Понятийное логическое мышление
  3. Понятийная категоризация
  4. Математическая интуиция
  5. Абстрактное мышление
  6. Образный синтез
  7. Пространственное мышление
  8. Оперативная логическая память
  9. Осведомленность

Многие учащиеся, в том числе и учащиеся с хорошими способностями испытывают трудности в личностном плане, что в свою очередь сказывается на качестве знаний. Т.е. происходит реальное несоответствие возможностей и их реализации. Во - многом, причиной этому является личностный фактор.

Например, ребенок с повышенным уровнем тревожности испытывает большие трудности в обучении. Ему  трудно отвечать у доски, говорить громко и четко, он не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Мы понимаем, что все эти факторы не могут не оказать своего влияния на учебный процесс.

В связи с этим, мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения и личностных качеств, влияющих на обучение. В этом блоке выделены следующие личностные особенности:

         1. исполнительность

2. волевой самоконтроль

3. самокритичность

4. самостоятельность

5. активность

6. тревожность

7. эмоциональность

8. активность в общении

9. потребность в общении

10. психическое напряжение

Как в изучении интеллектуальных позиций, так и в изучении личностных факторов, работа проходила 3 этапа:

  1. Диагностика

2.   Анализ результатов диагностики.  

  1. Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса.

 При диагностике личностных особенностей  который также входит  в диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение». Диагностика проводится в течение 1 академического часа  

Анализ результатов (в той или иной степени, поскольку информация является персонифицированной) предоставляется всем участникам образовательного процесса.  Учащиеся получают эту информацию в индивидуальном консультировании. Результаты диагностики дают возможность им лучше узнать себя, понять свои сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием,  выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости

Анализ результатов класса необходим   классным руководителям и учителям-предметникам для продуктивной работы на уроке.

        Для администрации школы   предоставляется материал по классам  и  материал по параллелям. Полученные данные помогают принимать правильные решения, оценивать работу классных руководителей, учителей.

        Кроме того, эти результаты дают нам возможность высчитать и уровень успешности, который постоянно отслеживается в гимназии. Успешность – это соотношение результатов учебной деятельности и уровня интеллекта ученика.

Главная роль отведена классному руководителю, который получает информацию о результатах диагностики на индивидуальных консультациях    Именно классный руководитель, как правило, обладает огромным объемом достоверной информации о каждом своем ученике, его семье, имеющихся затруднениях и сложностях, знает все, так называемые подводные течения. Дополняя свои знания рекомендациями психологической службы по работе с классным коллективом, тем самым выходит на новый качественный уровень профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что эти индивидуальные консультации строго контролируются администрацией. Классный руководитель же,  в преломлении своего опыта и наблюдения дает полную информацию и рекомендательный материал о классе учителям – предметникам. Необходимо отметить, что на каждой кафедре ведется работа по разработке приемов и методов развития тех или иных операций в зависимости от преподаваемого предмета.  

Ценность данного исследования для учителей состоит в том, что она дает уже готовые рекомендации по работе с детьми конкретного класса. Позволяет выбрать педагогу наиболее эффективные методы формирования необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Использование рекомендуемых приемов также контролируется администрацией.  

Работая с учеником, помимо   традиционных консультаций и получения   индивидуальных  рекомендаций,   планируется проведение занятий с группой учащихся по определенной проблеме в рамках классного часа. Это занятия с элементами тренинга или развивающего характера (например, на снижение тревожности или  упражнения  на улучшения свойств памяти). Большинство учеников, имея затруднения личностного плана, не имеют возможности  осознать и  понять свое состояние, поделиться внутренними переживаниями, спросить совета. Мы можем сказать, что дети с большим интересом получают информацию о себе, более того  такие беседы побуждают ребенка делится своими переживаниями и учиться искать пути решения.

Мы просмотрели,  каким образом выстраивается работа с учащимися, работа классных руководителей и учителей – предметников. И нельзя упускать из вида большой блок работы с родителями учащихся. Они также получают эту информацию в виде индивидуальных консультирований для выводов и помощи в определении дальнейшего пути своего ребенка.  Каждому  из нас, очевидно, что индивидуальная беседа – это наиболее эффективная форма работы с родителем, так как  причину неуспешности, каких-либо проблем  ребенка родитель комментирует со своей точки зрения, и  мы имеем возможность  получить «обратную связь», лучше узнаем позицию воспитания, совместно искать возможные варианты решения возникших затруднений.  При наличии проблем  общей тематики  планируется проведение групповых консультаций.  

В заключении хотелось бы напомнить, что в данный вид  деятельности, а именно, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, включены все участники образовательного процесса. Основной целью нашей работы является не наблюдательная функция, не констатация данных, а практическая деятельность по оптимизации механизмов личности ребенка, исправлению имеющихся у него проблем.  


«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность. Эта деятельность предполагает:
– постоянное ознакомление с современными исследованиями ученых в области преподавания различных дисциплин;
– изучение прогрессивного опыта коллег по проблемам использования различных форм организации уроков и внеурочных занятий;
– ознакомление с новыми программами и концепциями обучения и воспитания.
Самообразование – это процесс сознательной, самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования каких-либо качеств или навыков, которые способствуют повышения качества образовательного процесса. Смысл самообразования выражается в удовлетворении познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации путём непрерывного образования.
Система самообразовательной работы педагога предусматривает: текущее и перспективное планирование; подбор рациональных форм и средств усвоения и сохранения информации; овладение методикой анализа и способами обобщения своего и коллективного педагогического опыта; постепенное освоение методов исследовательской и экспериментальной деятельности. Самообразовательная работа постепенно может перейти в научно-исследовательскую. Так как самообразование составляет основу успешности учителя в современных условиях, я выбрала тему по самообразованию «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования». Потому что считаю, что начальная школа должна научить детей, поступивших в школу не только читать, считать, но и грамотно писать, продолжая развивать ребенка как личность.
Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности. Научные исследования свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта.
Интеллект — это совокупность качеств индивида, которая обеспечивает мыслительную деятельность человека. Ядром выступает логическое мышление школьника, способствующее осмыслению окружающего мира.
Ребенок, поступающий в школу, не всегда достаточно готов к обучению в ней по ряду причин. Для выявления и устранения причин, мешающих усвоению школьной программы, мне пришлось обратиться к результатам обследования детей на начало школьной жизни. Все дети были обследованы школьным психологом с использованием ряда методик.
У учащихся проверяли механическую и смысловую память, логическое и наглядно-действенное мышление, концентрацию внимания и речь.
На основе этих результатов было выявлено, что у многих детей класса слабая память, недостаточно развитое мышление, речь, многие дети с трудом сосредотачиваются на заданиях.
Как подать учебный материал, чтоб было интересно одним и не трудно другим, чтобы все ученики усвоили учебный материал? В поисках решения этой проблемы я стала использовать методику Бакулиной Г.А.. Методика способствует комплексному развитию интеллектуальных особенностей учащихся младших классов на уроках русского языка, повышает речевую активность.
Поэтому с 2010 года я стала работать над методической темой: «Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка как фактор повышения качества образования»
Для раскрытия темы была сформулирована следующая цель:
повышение эффективности учебного процесса за счет раскрытия и реализации личности и создание условий для интеллектуального развития младших школьников
Были определены следующие задачи:
– повысить качества обучения по предмету;
– повышать уровень познавательной активности через развитие психических процессов;
– повышать речевую активность;
– развивать мышление;
– воспитывать интерес к русскому языку;
– создать условия для успешной самостоятельной деятельности.
Мною была сформулирована следующая гипотеза: если мы в своей работе при обучении учащихся 1-4 класса на уроках русского языка будем использовать комплекс упражнений для интеллектуального развития, поменяем методику проведения урока, то повысится качество знаний учащихся, будет совершенствоваться их интеллектуальное и речевое развитие.
Используя традиционные типы уроков с сохранением всех основных этапов, но применяя методику комплексного интеллектуального развития на уроках русского языка, ожидаю следующие результаты:
– развитие психических процессов (памяти, мышления);
– развитие речи, внимания, интереса к предмету;
– развитие общеучебных навыков;
– улучшение успеваемости по предмету;
– 100% уровень обученности по русскому языку.
Изменения в организации процесса обучения русскому языку связаны с реализацией ряда принципов проведения уроков. Наряду с общепринятыми принципами будем использовать принципы:
– принцип разностороннего развивающего воздействия на интеллект ребенка;
– принцип действенного подхода к обучению;
– принцип обоснованного ответа предполагает полное, последовательное, доказательное объяснение учащимися своего мнения.
Эффективное выполнение вышеперечисленных принципов зависит от принципа сотрудничества, делового партнерства учителя и учащихся.
Данная методика вносит определенные изменения в содержание и организацию процесса обучения.
Это введение дополнительной лексики во время словарно-орфографической работы, закрепления, повторения и обобщения изученного; увеличение использования пословиц, поговорок, фразеологических оборотов; включение в содержание уроков различных видов текстов воспитательно-познавательного характера; расширение объема работы с понятиями и терминами. Обновленное содержание обучения способствует расширению кругозора учащихся, углубляет знания об окружающем мире, благоприятствует развитию ребенка как личности, активизирует умственную деятельность детей, дает возможность для развития речевых способностей учащихся.
Новым элементом является то, что в структуру урока вводится мобилизующий этап урока.
Цель мобилизующего этапа каждого урока – включение ребенка в работу. В его содержание входят две группы упражнений, которые предусматривают различные операции с буквами (графическое изображение, условные обозначения, воображаемые образцы). Упражнения рассчитаны на 2-4 минуты урока и призваны совершенствовать мышление ребенка. Одновременно с мышлением развивается внимание, память, сообразительность, наблюдательность, речевая способность. Например:
При изучении темы: «Склонение имен прилагательных в единственном числе» . На доске запись: новая, древняя, готовая, весеннее, смешной, длинный, гибкий. Учащимся надо определить, что объединяет эти слова и сказать о склонении какой части речи будет идти речь на уроке. (Все слова - прилагательные в единственном числе. Значит тема урока «Склонение им. прилагательных в единственном числе». [приложение1]
Тесно связан с мобилизующим этапом урока следующий обязательный этап урока - формулирование учащимися темы и цели урока.
Минутка чистописания состоит из двух этапов: подготовительного и исполнительного. В подготовительном этапе выделяют две части:
1) определение и формулирование учащимися темы минутки чистописания;
2) составление плана предстоящих действий по написанию буквы и ее элементов.
Приёмы определения буквы, предназначенной для письма:
– самостоятельное определение буквы;
– неполный фонетический разбор;
– введение дополнительных поисковых объектов;
– элементы шифра и кода;
– самостоятельное определения задания;
– различные виды разбора в нетрадиционной форме.
Закономерность записи систематически меняется с постепенным нарастанием трудности. Постепенно учащиеся привлекаются к составлению цепочки для чистописания. Подлежащих развитию интеллектуальных качеств личности, их лингвистических значений и умений. [приложение2]
Обязательным структурным этапом урока является словарно-орфографическая работа, которая тоже основывается на активном и сознательном участии школьников в определении нового “трудного” слова.
В структуре словарно-орфографической работы выделяется несколько частей:
– представление учащимися нового словарного слова;
– выявление его лексического значения;
– этимологическая справка;
– освоение написания слова;
– введение нового словарного слова в активный словарь детей.
Для определения слова используются следующие приёмы:
– поиск слова на основе точных установок учителя;
– уменьшение количества конкретных указаний учителя;
– полное отсутствие указаний учителя;
– применение шрифта и кода;
– различные виды разборов;
– развитие оперативной памяти;
– определение смысловой связи;
– Выделение закономерностей слова;
– Связь между темами;
– Использование заданий по другим дисциплинам.
Для изучения нового материала в 1-2 классах применяется частично-поисковый метод. В 3-4 классах предполагается создание учителем проблемной ситуации, исследование ее учащимися и формулирование ими вывода. Создание проблемной ситуации предусматривает разные уровни: низкий, средний, высокий. [приложение3]
Также изучение нового материала объясняется на основе проблемной ситуации Проблемная ситуация на высоком уровне не содержит подсказок или может иметь одну подсказку, на среднем 1-2 подсказки. На низком уровне роль подсказок и выполняют вопросы и задания, отвечая на которые учащиеся приходят к выводу.
Например, при изучении темы «Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих» возможны 3 уровня.
Высокий уровень. Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний уровень. Прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож
Низкий уровень. Прочитайте. Ответьте на вопросы:
– К какой части речи относятся все слова?
– Определите род существительных
– Какие согласные стоят в конце существительных?
– В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Для работы над решением проблемной ситуации определяем уровни в соответствии с уровнем подготовки детей. [приложение4]
При обобщении нового материала используются следующие виды обобщения:
– обобщение учащимися изученного по заранее составленному учителем плану;
– использование обобщающих таблиц со знаком кодирования;
– самостоятельное составление учащимися обобщающих схем;
– использование плана и схемы одновременно.
При закреплении изученного материала существует возможность целенаправленно формировать определенные наборы интеллектуальных качеств и умений учащихся путем подбора и компоновки языкового материала в лексическо-орфографических упражнениях. Каждая группа заданий направлена на совершенствования того или иного комплекса интеллектуальных качеств. [приложение5]
Физкультминутка не исключение в комплексном интеллектуальном развитии. Во время отдыха физическая нагрузка сочетается с умственной. В соответствии с заданием дети отвечают определенным движением на звучащую языковую единицу.
Например, тема: «Ударные и безударные гласные». Я буду называть слова. Если услышите слово, в котором есть только ударный слог, разводите руки в стороны, делаете наклон вперед. Если в слове есть и ударный и безударный слоги – руки вдоль туловища, наклоны влево и вправо: лес, игра, гриб, сады, ночь, поля, еж, ежик, грач, дом, море, река, пыль, игла.
Следовательно, чем выше уровень активности, самоорганизации учеников, тем эффективнее проходит процесс обучения на завершающем этапе урока. Прежде всего, повышается активность и осознанность действий школьников, возрастает интеллектуальное и речевое развитие, интерес к предмету, существенно улучшается качество их знаний, повышается уровень грамотности.
Таким образом, за два года обучения сложилась определенная система работы для интеллектуального развития младших школьников. Об этом свидетельствуют следующие показатели:
– русский язык возглавил первую тройку любимых предметов, набрав 67%;
– используя комплекс упражнений, речевой потенциал уч-ся повысился на 50%;
– средний показатель интеллектуальной грамотности показывает стабильный рост 2 класс – 54%, 3 класс -60%.
-повысились показатели развития психических процессов: внимание, память, мышление.
Систематическое использование данной методики повышает активность и осознанность действий школьников, способствует интеллектуальному и речевому развитию, интересу к предмету, что в свою очередь существенно повышает качество обучения русскому языку.

Список литературы

        ЛИТЕРАТУРА

1.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М, 1994.

2.Иванова А.И. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М, 1976.

3. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2007.

4.Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб.: ИМАТОН, 2007.

5.Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб, 2005.



6. Бакулина Г.А. Минутка чистописания может быть развивающей и интересной // Начальная школа. 2000. №11. – С. 54-60.
7. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие школьников (3-4 класс). – М.: ВЛАДОС, 2004. – 208 с.
8. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (1-2 класс) – М.: ВЛАДОС, 2001. – 144 с.
9. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка (2-3 класс) – М.: ВЛАДОС, 2001. – 224 с.
10. Бакулина Г.А. Использование комплексных интеллектуально-лингвистических упражнений на уроках русского языка // Начальная школа. 2003. № 1. – С.32-37.
11. Бакулина Г.А. Интеллектуально-речевое развитие школьников на уроках русского языка// Русский язык в школе.2002. № 1. – С.11-14.
12. Методика интеллектуального развития младших школьников на уроках русского языка/ Г.А. Бакулина, Е.А. Обухова, Н.В. Дембицкая. – М.: ВЛАДОС, 2006. – 216

Приложение 1

Виды упражнений мобилизирующего этапа

Упражнений по развитию наглядно-действенного мышления
1. Например, упражнение с 3 перестановками.
Ы Н У У Н Ы
Учащиеся переставляют карточки, сопровождая свои действия рассказом. Далее учащиеся формулируют тему урока: «Сравните буквы, найдите среди них лишнюю».
Упражнения на развитие словесно-логического мышления.
1. Тема: «Первое склонение прилагательных».
М-рков- к-ртофел- п-м-дор
М-ряк л-сник п-сател-
Сн-гир- -рел грач-
Бабушка -тец доч-
Учащимся надо прочитать слова. Написать, группируя по орфограммам, вставляя пропущенные буквы. Найти общее в словах Определить среди этих слов лишнее и определить склонению каких существительных будет посвящена тема.
2. . Тема: «Склонение прилагательных во множественном числе»
На доске запись: Пекин, Лондон - ? (столичные города)
соловей, канарейка -? (певчие птицы)
добрый, честный - ? (положительные качества человека)
К каждой паре слов подберите общее понятие в виде словосочетаний или фразы. Найдите общее и скажите о склонении какой части речи будем говорить на уроке.
3. Тема: «Правописание местоимений с предлогами». На доске: (без) ракеты, () фамилией, (ля) него, (без)тебя, (с) ней, (к) городу), (для) победы), (к ) нему.
Прочитайте, разделите слова на возможное количество групп с объяснением. Назовите орфограммы. Найти неизвестную орфограмму и сформулировать тему урока.
4. Тема: «Спряжение глаголов». На доске: С-диш-, св-тлееш-, кр-чиш-, вл-заеш-, зам-чаеш-, ч-рнееш-.
Прочитать, найти общее Раздели на группы по двум признакам одновременно. На какой вопрос нам предстоит ответить на уроке?
5. Тема: «Правописание не с глаголом» На доске пословицы: Дело лени (не ) любит. Ласковым словом и камень растопишь. Лень добра (не) делает.
Прочитать, объединить две по 4 признакам. Установить к какой части речи относится частица не. Сформулируйте тему урока.
6. Тема: «Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных» На доске: любимый город, нов—школа, широк—поле, старш—брат, больш—окно, высок—стена.
Определить общее, назвать словосочетания, в которых нет прилагательных среднего и женского рода; найти словосочетания, в которых нет прилагательных женского и мужского рода; найти словосочетания в которых нет прилагательных мужского и среднего рода. Назовите общий грамматический признак прилагательных последней группы и имеющуюся орфограмму. Сформулируйте тему урока.

Приложение 2

Виды упражнений минутки чистописания

1. Рассмотрите данное изображение. Какую букву мы будем сегодня писать. Она встречается чаще других. Сколько раз она изображена.
Р Я У Х Б
О Х
Р М В Г Р
НР
2. Упражнения, направленные на развитие аналитико-синтетического мышления и речевых способностей. Ряд букв: т, п, к, е, н. Какую букву будем писать? Объясните, почему?
3. Упражнения, где акцент делается на развитие абстрактного мышления и устной речи. Расшифруем данную запись и определим букву.
5 3 1
Д В ? (А)
4. Упражнения, направленные на развитие речи, умение сравнивать, сопоставлять и находить общее в частых лингвистических явлениях, абстрагировать
Б О Р Т
З У Б Р
О Б О З
Б О Р Щ
5. С помощью этой буквы образуются все слова данной схемы
К

Т М Л Н К Д

6. Через подбор синонимов или к словам: доктор – врач, рев - … (плач), зов - … (клич), ураган - … (смерч).
Вторая часть подготовительного этапа Например, / а //а///а….(закономерность: строчная а чередуется с наклонными прямыми, которые увеличиваются на одну), ра, рб, рв, рг…. (закономерность: строчная р чередуется с буквами алфавита), обл, лбо, обл, лбо… (закономерность: строчная буква б пишется с буквами о и л, которые в звене цепочки меняются местами).
Приложение 3

Виды упражнений для словарно-орфографической работы

1. Для определения нового слова надо расположить прямоугольники в порядке увеличения точек.

2. В учебный процесс вводятся упражнения, предусматривающие полное отсутствие указаний. Например, КМООРЛООВКАО
3. Два слова зашифрованы с помощью чисел.
1 слово: 3, 1, 11, 6, 12, 13, 1. ( капуста)
2 слово: 3, 1, 5, 13, 4, 7, 10, 9, 8. (картофель)
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
А г к о р у ф ь л е п с т
4. Зачеркните буквы, обозначающие глухие согласные звуки в цепочке и узнаете слово.ПФБКТХЕШСРЧЁЩЗЦА (береза).
5. Прочитайте: выд-вить, охр-нять, б-лезнь, кр-ситель, зн-чение, мн-жать, аб-жур, сл-мался, л-кает. Соедините первые буквы слов, в корне которых пишется гласная буква а, и вы узнаете слово с которым мы познакомимся. (вокзал)

Приложение 4

Виды упражнений при изучение нового материала

1.При изучении темы «Мягкий знак на конце им. сущ. после шипящих»
Высокий уровень. Прочитайте слова. Найдите разницу в их написании. Сформулируйте правило.
Дочь, врач, тишь, шалаш, рожь, нож.
Средний уровень. Прочитайте столбики слов. Объясните принцип их группировки. Сформулируйте правило их написания.
Дочь врач
Тишь шалаш
Рожь нож
Низкий уровень. Прочитайте. Ответьте на вопросы:
– К какой части речи относятся все слова?
– Определите род существительных
– Какие согласные стоят в конце существительных?
– В конце каких существительных и в каком случае пишется мягкий знак?
Приложение5

Виды упражнений при закрепления изученного материала

Тема: «Знакомство со слогом».
Прочитать, подобрать подходящее слово, обосновать ответ. Написать слова, сгруппировав в соответствии с темой урока.
вода куст нора
крот роса ?
Тема: « Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей»
Прочитай. Напиши в строчку слова, которых нет в правом столбике. Найди среди них лишнее.
(М, м) аршак (П, п) оэт
(П, п) оэт (М,м) ихаил
(А,а) лексей (Б,б) орисов
(Р,р) епин (С,с) ергей
(С,с)емёнов (И,и) ванов
Тема: «Мягкий знак в конце слова»
Прочитайте цепочки слов, исключите лишнее. Орфограммы подчеркните.
1) Дуб, дерево, ольха, тополь, береза
2) Снег, дождь, осадки, град, иней
Тема: «Слова, отвечающие на вопрос кто?, что?»
Соедини пары слов, подходящие по смыслу (диван-мебель). К каждому слову задай вопрос. Составленные пары записать.
Лещ цветок
Тарелка птица
Сорока посуда
Ландыш рыба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

факторы влияющие на качество образования

выступление на педогогическом совете школы от 04.04.2011года по теме "Факторы влияющие на качество образования в 1-4 классах"...

Факторы влияющие на качество образования в начальной школе

Факторы влияющие на качество образования в начальной школе...

«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»

Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для  собственного профессионального роста....

«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»

laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...