Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования
статья (3 класс) на тему
Изучение особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnostnye_i_intellektualnye_osobennosti_.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования "
Подготовила
Тляшок Фатима Шумафовна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №5» а.Кунчукохабль
В условиях формирующейся новой образовательной среды происходит провозглашение приоритета личности учащегося. Выдвигается на первый план не только традиционные задачи повышения качества образования, но и создание особых педагогических условий в школе для комплексного решения проблем адаптации учащегося в окружающем социуме.
Основной задачей школы является организация деятельности, направленной на создание системы социально-психологических условий, способствующих успешному обучению, максимальному личностному и интеллектуальному развитию каждого ребенка.
Основная нагрузка в процессе учебы приходится на интеллектуальную сферу. Интеллект- это сложившаяся прижизненно система умственных операций, которая «вписана» в личность и соответствует ее особенностям.
Интеллектуальные операции являются решающими в жизни школьника. В период обучения учащийся либо подтверждает и закрепляет свои успехи, либо происходит снижение успеваемости и мотивации.
Основная задача учителя состоит в том, чтобы ввести учащегося в систему наук, ознакомить его с основами научных знаний. Любая наука имеет вполне определенную структуру, которая выстраивается по понятийному принципу. Чтобы ее воспринять, воспринять внутреннюю логику и взаимосвязь отдельных частей, необходимо обладать, во-первых, понятийным мышлением, и, во-вторых, владеть соответствующими частными интеллектуальными операциями. Если это условие соблюдается, учащийся легко понимает то, что учитель объясняет ему на уроках.
При возникающих трудностях в обучении (а речь идет, как о явных, так и завуалированных трудностях, когда ученик за счет своей усидчивости и отличной памяти показывает хорошие результаты), необходимо быстрое реагирование всех участников образовательного процесса в оказании помощи, т. называемой точечной коррекции.
Естественно, мы не забываем, что живет и обучается в школе не интеллект, а целостная личность. Эффективная помощь ученику возможна лишь тогда, когда имеется информация о его работоспособности, эмоционально-волевых, коммуникативных качествах, мотивационных установок. Личностные особенности либо представляют собой резерв, который можно использовать для оптимизации обучения и развития, либо содержат дополнительные трудности, которые необходимо учитывать и преодолевать при оказании учащемуся психологической помощи.
Таким образом, мы остановились на подробном изучении двух особенностей, непосредственно влияющих на общий уровень развития учащегося в целом и на способности к обучению в частности.
Это:
1. Интеллектуальные
2. Личностные особенности
Понятно, что интеллект является составляющей личности. Но этапы нашей работы выстраивались таким образом, что сначала мы рассматривали интеллектуальные способности, и, сочтя эту информацию неполной, расширили ее характерологическими особенностями.
Диагностика проводится в 2 академических часа. Каждому учащемуся предоставляется тестовый материал и бланк, на котором он отвечает.
Нами рассматриваются следующие мыслительные операции:
- Интуитивное понятийное мышление
- Понятийное логическое мышление
- Понятийная категоризация
- Математическая интуиция
- Абстрактное мышление
- Образный синтез
- Пространственное мышление
- Оперативная логическая память
- Осведомленность
Многие учащиеся, в том числе и учащиеся с хорошими способностями испытывают трудности в личностном плане, что в свою очередь сказывается на качестве знаний. Т.е. происходит реальное несоответствие возможностей и их реализации. Во - многом, причиной этому является личностный фактор.
Например, ребенок с повышенным уровнем тревожности испытывает большие трудности в обучении. Ему трудно отвечать у доски, говорить громко и четко, он не уверен в правильности своего поведения, своих решений. Мы понимаем, что все эти факторы не могут не оказать своего влияния на учебный процесс.
В связи с этим, мы пришли к выводу о необходимости рассмотрения и личностных качеств, влияющих на обучение. В этом блоке выделены следующие личностные особенности:
1. исполнительность
2. волевой самоконтроль
3. самокритичность
4. самостоятельность
5. активность
6. тревожность
7. эмоциональность
8. активность в общении
9. потребность в общении
10. психическое напряжение
Как в изучении интеллектуальных позиций, так и в изучении личностных факторов, работа проходила 3 этапа:
- Диагностика
2. Анализ результатов диагностики.
- Коррекционные мероприятия для участников образовательного процесса.
При диагностике личностных особенностей который также входит в диагностический комплекс «Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах» и «Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение». Диагностика проводится в течение 1 академического часа
Анализ результатов (в той или иной степени, поскольку информация является персонифицированной) предоставляется всем участникам образовательного процесса. Учащиеся получают эту информацию в индивидуальном консультировании. Результаты диагностики дают возможность им лучше узнать себя, понять свои сильные и слабые стороны, заняться самосовершенствованием, выявить причины учебных затруднений по различным предметам школьного цикла, получить рекомендации по их преодолению и улучшению успеваемости
Анализ результатов класса необходим классным руководителям и учителям-предметникам для продуктивной работы на уроке.
Для администрации школы предоставляется материал по классам и материал по параллелям. Полученные данные помогают принимать правильные решения, оценивать работу классных руководителей, учителей.
Кроме того, эти результаты дают нам возможность высчитать и уровень успешности, который постоянно отслеживается в гимназии. Успешность – это соотношение результатов учебной деятельности и уровня интеллекта ученика.
Главная роль отведена классному руководителю, который получает информацию о результатах диагностики на индивидуальных консультациях Именно классный руководитель, как правило, обладает огромным объемом достоверной информации о каждом своем ученике, его семье, имеющихся затруднениях и сложностях, знает все, так называемые подводные течения. Дополняя свои знания рекомендациями психологической службы по работе с классным коллективом, тем самым выходит на новый качественный уровень профессиональной деятельности. Необходимо отметить, что эти индивидуальные консультации строго контролируются администрацией. Классный руководитель же, в преломлении своего опыта и наблюдения дает полную информацию и рекомендательный материал о классе учителям – предметникам. Необходимо отметить, что на каждой кафедре ведется работа по разработке приемов и методов развития тех или иных операций в зависимости от преподаваемого предмета.
Ценность данного исследования для учителей состоит в том, что она дает уже готовые рекомендации по работе с детьми конкретного класса. Позволяет выбрать педагогу наиболее эффективные методы формирования необходимых компонентов мышления и коррекции учебных проблем. Использование рекомендуемых приемов также контролируется администрацией.
Работая с учеником, помимо традиционных консультаций и получения индивидуальных рекомендаций, планируется проведение занятий с группой учащихся по определенной проблеме в рамках классного часа. Это занятия с элементами тренинга или развивающего характера (например, на снижение тревожности или упражнения на улучшения свойств памяти). Большинство учеников, имея затруднения личностного плана, не имеют возможности осознать и понять свое состояние, поделиться внутренними переживаниями, спросить совета. Мы можем сказать, что дети с большим интересом получают информацию о себе, более того такие беседы побуждают ребенка делится своими переживаниями и учиться искать пути решения.
Мы просмотрели, каким образом выстраивается работа с учащимися, работа классных руководителей и учителей – предметников. И нельзя упускать из вида большой блок работы с родителями учащихся. Они также получают эту информацию в виде индивидуальных консультирований для выводов и помощи в определении дальнейшего пути своего ребенка. Каждому из нас, очевидно, что индивидуальная беседа – это наиболее эффективная форма работы с родителем, так как причину неуспешности, каких-либо проблем ребенка родитель комментирует со своей точки зрения, и мы имеем возможность получить «обратную связь», лучше узнаем позицию воспитания, совместно искать возможные варианты решения возникших затруднений. При наличии проблем общей тематики планируется проведение групповых консультаций.
В заключении хотелось бы напомнить, что в данный вид деятельности, а именно, изучение интеллектуальных и личностных особенностей учащихся, включены все участники образовательного процесса. Основной целью нашей работы является не наблюдательная функция, не констатация данных, а практическая деятельность по оптимизации механизмов личности ребенка, исправлению имеющихся у него проблем.
«Учитель - это человек, который учится всю жизнь, только в этом случае он обретает право учить». Настоящий учитель-профессионал находится в постоянном развитии и всю свою трудовую жизнь является исследователем. Особенно большое влияние на формирование учительского профессионализма оказывает самообразовательная деятельность. Эта деятельность предполагает: ЛИТЕРАТУРА 1.Зак А.З. Развитие умственных способностей младших школьников. М, 1994. 2.Иванова А.И. Обучаемость как принцип оценки умственного развития детей. М, 1976. 3. Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения в 3-6 классах. СПб.: ИМАТОН, 2007. 4.Ясюкова Л.А. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. СПб.: ИМАТОН, 2007. 5.Ясюкова Л.А. Закономерности развития понятийного мышления и его роль в обучении. СПб, 2005.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
факторы влияющие на качество образования
выступление на педогогическом совете школы от 04.04.2011года по теме "Факторы влияющие на качество образования в 1-4 классах"...
«Совершенствование научно - методической работы учителей начальных классов как фактор достижения современного качества образования»
Это выступление прозвучало на Межрегиональной научно-практической конференции....
Особенности и факторы, влияющие на представление о будущей семье у юношей и девушек.
Статья по психологии....
Личностные и интеллектуальные особенности как фактор, влияющий на качество образования
Презентация...
Факторы влияющие на качество образования в начальной школе
Факторы влияющие на качество образования в начальной школе...
«Эффективные способы повышения профессионального мастерства педагога как фактор обеспечения нового качества образования при внедрении ФГОС»
Современной школе нужен учитель, способный к постоянному профессиональному совершенствованию и умеющий выбирать необходимые направления и формы для собственного профессионального роста....
«Развитие функциональной грамотности как фактор достижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС»
laquo;Мои ученики будут узнавать новое не от меня. Они будут открывать это новое сами.Моя задача- помочь им раскрыться и развить собственные идеи»И.Г.Песталоцци...