Особенности обучение детей с ДЦП грамоте
учебно-методический материал на тему
Особенности обучение детей с ДЦП грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_obuchenie_detey_s_dtsp_gramote.docx | 20.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ЩелкуноваЭ.Е.,учитель
ГБОУ школы-интерната №9 Калининского района
Санкт-Петербурга
Обучение детей с интеллектуальной недостаточностью грамоте (из опыта работы)
Одной из основных трудностей, с которыми мы в своей работе при обучении детей с ДЦП в начальной школе является овладение ими навыком письма. Как показывает теория и практика, в основе нарушений письма лежат разнообразные механизмы, среди которых значительное место занимают нарушения устной речи, а также моторных функций. Недостаточность моторного развития детей с ДЦП и их физиологические особенности развития, двигательные нарушения отрицательно сказываются наовладение ими процессом письма . При выполнении графических работ у детей наблюдаются напряжение или ослабление руки, сильный тремор, частый отрыв ручки от бумаги. Некоторым детям трудно удержать ручку, попасть в строку или клетку. Для них характерны частые остановки в процессе записи, трудности соблюдения размеров графических элементов и их последовательности, замены элементов, невозможность плавного перехода от одного элемента к другому, медленный темп записи, отсутствие самоконтроля. Нарушения такого рода требуют специально организованных коррекционных занятий и индивидуального сопровождения. Часто учителю приходиться выполнять работы индивидуально с ребенком методом «рука в руке». При том, что трудности в обучении всегда индивидуальны, детям с ДЦП, которые отличаются друг от друга значительно сильнее, чем норма, индивидуальный подход совершенно необходим. Их надо учиться различать, так как без этого понять, в чем проблема, и как ее решить при обучении конкретного ребёнка, не удастся. В некоторых случаях имеет смысл заниматься письмом, даже не думая о результате. След движения -замечательный инструмент коррекции движения. Конечно рисование, в этом смысле, тоже оказывается очень важным, как и лепка и аппликация, как любое изобразительное искусство. Но только письмо требует мобилизации практически всех психических функций. Это видимо самый сложный из всех двигательных навыков, поэтому возможности применения обучения письму именно как коррекционного инструмента очень велики. Важными моментами подготовки ученика к урокам является удобное рабочее место. А на уроках письма подбор ручки или карандаша.Начинаем мы чаще всего с простого мягкого карандаша, затем переходим к ручкам. Мы советуем родителям приобретать ручки, которые имеют на пастах специальных шарик, позволяющий писать под любым наклоном. Эта ручка не царапает бумагу (что часто раздражает детей) , пишет на любой поверхности( матовой или глянцевой).Несмотря на то, что сейчас очень много выпускают трёхгранные карандаши, мы всё же используем круглые. Так, на нашем же опыте можем сказать, что пальцы на трёхгранном карандаше чаще ложатся не на грани, а на рёбра. От этого пальцы больше напрягаются и устают, что конечно нежелательно для наших детей. Далее надо выбрать на чём будет писать ребёнок. Сделать это непросто. Методом проб, подбираем кому-то обычную тетрадь, кому–то в крупную клетку, а для совсем слабеньких детей, у которых не только двигательные, но и зрительные нарушения, приходиться распечатывать листы в линии и клетки таких размеров, которые удобны для ребёнка, используем и альбомы для рисования. У кого-то это будет клетка в 1 см, у кого-то 1,5 или 2 см. Тетради или листы крепятся на планшеты, чтобы не сдвигались со своего места. Осталось рассказать о том, как мы учим ребёнка держать ручку и вести линии на поверхности. Захват зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Дети с гиперкинезами неплохо схватывают карандаш или ручку. Мы не требуем от детей обязательно держать ручку тремя пальцами, как это делают обычные дети. Пусть он держит её так, как ему удобно, но чтобы ручка не выскальзывала из рук и не напрягала мышцы. Но для того, чтобы писать надо не только вести линию, но и вовремя ее прерывать. С детьми, у которых наоборот мышцы ослаблены, дело обстоит сложнее. Они не могут схватить карандаш, а затем удерживать его в руке, не могут надавить на него, чтобы он оставил след на листе. Зачастую им приходится держать ручку,таким образом, каким им удается взять ее со стола. С такими детьми поначалу долго приходиться писать вместе (рука в руке). Затем пытаемся придумать, как лучше закрепить карандаш в руке ребёнка. Иногда приходиться подвязывать карандаш ремешком с липучкой или закреплять широкой мягкой резинкой для рук. И когда карандаш перестаёт выпадать из руки, это придаёт ребёнку уверенность,и он учиться писать с большим интересом. Даже если доступен только захват в кулак, нужно добиваться, чтобы ребенок удерживал инструмент не стереотипно, варьировал его рабочее положение. Для детей, у которых двигательных нарушений не столь много, мы используем тренажёры «Ручка-самоучка», представляющие собой насадки в форме рыбки на ручку или карандаш.
Упражнения, используемые в период обучения грамоте
Пальчиковые игры с пластилином.
Скатать:самый маленький шарик, самый большой шарик, короткую колбаску, длинную колбаску, низкий столбик, высокий столбик, разделить столбик на 2, 3, 4 части, раскатать лепёшку, попрыгать по ней пальчиками, подумать , на что она похожа? Скатать много шариков, сделать из них узор , вылепить изученные буквы, сделать несложные поделки: снеговик, пирамидки, колечки и др.
Пальчиковые игры с орехами.
Их можно:вращать между ладонями,перекатывать по тыльной стороне каждой ладони, вращать внутри ладони (перебирая пальцами), удерживать поочерёдно пальцами рук.
Чтобы игры были интереснее, можно подбирать потешки, песенки, считалки.
Пальчиковые игры с крупой.
Используются фасоль, бобы, гречка, рис , горох и т. п.
Игры с конструктором.
«Лего»разного размера; пазлымозаики;кубики с сюжетными картинками;кубики двуцветные, с буквами, другие виды конструкторов.
Знакомит с геометрической терминологией, названиями фигур.
Игры с пуговицами :сортировать по цвету;сортировать на ощупь;нанизывать на леску, как бусы;застегивать пуговицы (гласные - красные, согласные - синие)
Конструирование из спичек, палочек для мороженого.
Для развития тактильных ощущений:Пушистые буквы» ( из бархатной бумаги),«Волнистые буквы» (из гофрированной бумаги),«Строгие буквы»(из наждачной)
Задания:
-при знакомстве обводить их указательным пальчиком;
-узнать на ощупь «Наступила ночь, буквы испугались, их надо успокоить, назвать по имени»;
-составить несложные слова.
Трафареты для штриховки.
Комплекс упражнений для пальцев « Что умеют наши пальчики?»
Это лишь некоторые из упражнений, используемые мною в работе с умственно отсталыми детьми для развития мелкой моторики, зрительных и слуховых восприятий, тактильных ощущений, имеющих по мнению К. Д. Ушинского «…упражнять все способности дитяти, вместе с ученьем грамоте развивать, укреплять, возбуждать самодеятельность и, как бы мимоходом, достигать обучения чтению и письму»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенные дети нуждаются в особенных родителях.
Особенные дети нуждаются в особенных родителях....
Взаимосвязь особенностей профессионального общения и психологических особенностей учителя
Психологические особенности личности являются основными предпосылками успешности в том или ином виде профессиональной деятельности. Неправильная профориентация, выбор индиви...
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника.
Особенности адаптационного периода в обучении первоклассников, с учетом психологических особенностей младшего школьника Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных мо...
Особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести
Статья на тему: особенности развития физических качеств у школьников младших классов. Специфические особенности прыгучести....
«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»
laquo;Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»...