Диагностические методики для определения сформированности УУД в начальных классах
опыты и эксперименты по теме
В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов. Мною были диагностированы учащиеся первого класса с целью выявления определения уровня сформированности УУД . Данные диагностики были представлены в таблице.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
diagnostika.docx | 45.43 КБ |
diagnostika_opredeleniya_urovnya_sformirovannosti_uud_u_uchashchihsya.docx | 23.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Голоменцева Марина Александровна
учитель начальных классов
МКОУ Веселовская СОШ
Диагностические методики для определения сформированности УУД учащихся начальных классов
В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов.Для диагностики использованы методики известных психологов.Диагностика проводится в каждом классе ежегодно в период февраль-апрель. Результаты диагностики, кроме личностных, хранятся в портфолио учащихся. По данным результатам ведётся дальнйшая работа как с учителями, так и с родителями и психологами.
Начинаем с первого класса.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
ПО ОЦЕНКЕ УРОВНЯ ШКОЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ
Автор методики: Н. Лусканова
Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.
Возраст: 1-4 класс
Оцениваемые УУД: действие смыслообразования, направленное на установление смысла учебной деятельности для учащегося.
1.Тебе нравится в школе?
- Нравится
- Не очень нравится
- Не нравится
2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
- Иду с радостью
- Бывает по-разному
- Чаще всего хочется остаться дома
3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?
- Не знаю точно
- Остался бы дома
- Пошел бы в школу
4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.
- Доволен
- Бывает по-разному
- Не доволен
5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
- Хотел бы
- Не хотел бы
- Не знаю точно
6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?
- Хотел бы
- Не хотел бы
- Не знаю точно
7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?
- Часто
- Иногда
- Почти никогда не рассказываю
8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
- Точно не знаю
- Не хотел бы
- Хотел бы
9.Много ли у тебя друзей в классе?
- Не очень много
- Много
- Почти нет
10.Тебе нравятся твои одноклассники?
- Нравятся
- Некоторые нравятся, а некоторые – не очень
- Не нравятся
№вопроса | Бал за 1 ответ | Бал за 2 ответ | Бал за 3 ответ |
1 | 1 | 3 | 0 |
2 | 0 | 1 | 3 |
3 | 1 | 0 | 3 |
4 | 3 | 1 | 0 |
5 | 0 | 3 | 1 |
6 | 1 | 3 | 0 |
7 | 3 | 1 | 0 |
8 | 1 | 0 | 3 |
9 | 1 | 3 | 0 |
10 | 3 | 1 | 0 |
Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:
За первый ответ – 3 балла,
За второй ответ – 1 балл,
За третий ответ – 0 баллов.
Расшифровка баллов:
25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны.
20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.
Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно
справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является
средней нормой.
15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.
10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.
Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья
Методика «Незаконченные предложения»
Цель: выявить отношение нравственным нормам, определяющим некоторые нравственные качества (самокритичность, коллективизм, самостоятельность, честность, принципиальность, справедливость).
Возраст: 1-4 класс
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Инструкция: ученикам предлагается быстро закончить предложения, содержащие рассуждения на тему морали.
- Если я знаю, что поступил неправильно, то…
- Когда я сам затрудняюсь принять правильное решение, то…
- Выбирая между интересным, но необязательным и необходимым и скучным, я обычно…
- Когда в моем присутствии обижают человека, я…
- Когда ложь становится единственным средством охранения хорошего отношения ко мне, я …
- Если бы я был на месте учителя, я…
Обработка данных: определяем степень сформированности нравственных нормам и нравственных качеств по схеме:
- балл - Неправильное представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
- балла - Правильное, но недостаточно четкое и полное представление о нравственных нормах и нравственных качествах..
- балла - Полное и четкое представление о нравственных нормах и нравственных качествах.
Рефлексивная самооценка учебной деятельности.
Цель: выявление рефлексивности самооценки в учебной деятельности.
Оцениваемые УУД: личностное действие самоопределения в отношении эталона социальной роли «хороший ученик»; регулятивное действие оценивания своей учебной деятельности.
Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)
Ситуация оценивания: учащимся предлагается в свободной форме письменно ответить на вопросы опросника:
Как ты считаешь, кого можно назвать «хорошим учеником»? Назови качества хорошего ученика.
А можно ли тебя назвать хорошим учеником?
Чем ты отличаешься от хорошего ученика?
Что нужно, чтобы можно было уверенно сказать про себя – «Я – хороший ученик»?
Показатели и уровни рефлексивной самооценки:
- адекватность выделения качеств хорошего ученика (успеваемость, выполнение норм школьной жизни, положительные отношения с одноклассниками и учителем, интерес к учению)
Уровни:
1 – называет только 1 сферу школьной жизни,
2 – называет 2 сферы,
3 – называет более 2 сфер.
- адекватное определение отличий Я от «хорошего ученика»
Уровни:
1 - называет только успеваемость,
2 - называет успеваемость + поведение,
3 – дает характеристику по нескольким сферам
- адекватное определение задач саморазвития, решение которых необходимо для реализации требований роли «хороший ученик»:
1 – нет ответа, 2 – называет достижения; 3 – указывает на необходимость самоизменения и саморазвития.
Методика В.Г.Щур «Лесенка»
Цель: выявление уровня развития самооценки.
Оцениваемые УУД: личностные УУД, самоопределение.
Возраст: 1- 4 класс.
Учащимся предлагается следующая инструкция:
Ребята, нарисуйте на листе бумаги лестницу из 10 ступенек (психолог показывает на доске).
На самой нижней ступеньке стоят самые плохие ученики, на второй ступеньке чуть- чуть получше, на третей – еще чуть- чуть получше и т.д., а вот на верхней ступеньке стоят саамы лучшие ученики. Оцените сами себя, на какую ступеньку вы сами себя поставите? А на какую ступеньку поставит вас ваша учительница? А на какую ступеньку поставит вас ваша мама, а папа?
Критерии оценивания: 1-3 ступени – низкая самооценка;
4-7 ступени – адекватная самооценка;
8-10 ступени – завышенная самооценка.
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
Методика Исследование словесно-логического мышления
Возраст: 1 класс
Методика разработана Э. Ф. Замбацявичене на основе теста структуры интеллекта Р. Амтхауэра для диагностики умственного развития младших школьников. В предлагаемой методике 2 субтеста по 10 проб в
1-й субтест
Осведомленность
Направлен на выявление осведомленности. Задания требуют от ребенка навыков дифференциации существенных и несущественных признаков предметов и простейших понятий. По результатам субтеста можно судить также о словарном развитии школьников.
2-й субтест
Классификация
Направлен на выявление умения классифицировать, изучение способности к абстрагированию.
Инструкция:
Диагностика проводится как индивидуально, так и фронтально.
Текст инструкции к каждому заданию может зачитываться как самим учителем (психологом), так и детьми про себя в электронном варианте (методика Р. Амтхауэра). Перед предъявлением заданий каждого субтеста необходимо дать несколько тренировочных проб, разобрать специфику выполнения каждого субтеста.
Обработка результатов.
При обработке результатов исследования подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов, и общая балльная оценка за два субтеста в целом.
Каждый правильный ответ оценивается 1 баллом.
Баллы, полученные за каждый субтест, и по методике в целом сравниваются с максимально возможными показателями – 10 баллов за субтест и 20 баллов в целом.
18 - 20 баллов – высокий уровень;
10 – 17 баллов – средний уровень;
0 –9 – низкий уровень.
№ | 1 субтест | 2 субтест | № | 1 субтест | 2 субтест |
1 | подошва | фасоль | 6 | всегда | указка |
2 | верблюд | мост | 7 | день | Нестеров |
3 | 12 | песок | 8 | жидкая | лебедь |
4 | февраль | Москва | 9 | корень | число |
5 | страус | каштан | 10 | Москва | вкусный |
Ключ
Стимульный материал:
1-й субтест
Продолжи предложение одним из слов, содержащихся в скобках. Для этого подчеркни его.
- У сапога всегда есть (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).
- В теплых краях обитает (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).
- В году (24, 3, 12, 4, 7 месяцев).
- Месяц зимы (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).
- В России не живет (соловей, аист, синица, страус, скворец).
- Отец старше своего сына (часто, всегда, иногда, редко, никогда).
- Время суток (год, месяц, неделя, день, понедельник).
- Вода всегда (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).
- У дерева всегда есть (листья, цветы, плоды, корень, тень).
- Город России (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).
2-й субтест
Одно из пяти слов в ряду не подходит к остальным. Вычеркни его.
- Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
- Река, озеро, море, мост, болото.
- Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
- Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.
- Шиповник, сирень, каштан, жасмин, боярышник.
- Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.
- Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.
- Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.
- Число, деление, вычитание, сложение, умножение.
- Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
Методика "Рукавички" (Г.А. Цукерман).
Возраст: 1 класс
Методика предназначена на выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием учащихся, работающих в классе парами, и анализ результата.
Инструкция:
Учащиеся рассаживаются парами, каждому дают по одному изображению рукавички и просят украсить их одинаково, т. е. так, чтобы они составили пару. Дети могут сами придумать узор, но сначала им надо договориться между собой, какой узор они будут рисовать. Каждая пара учеников получает изображение рукавичек в виде силуэта (на правую и левую руку) и одинаковые наборы цветных карандашей (см. Приложение 2 «Стимульный материал для проведения мониторинга сформированности УУД у первоклассников»).
Обработка результатов:
Низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства. Дети не пытаются договориться, каждый настаивает на своем.
Средний уровень – сходство частичное - отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные различия.
Высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или очень похожим узором. Дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координируют их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.
Методика «Что такое хорошо и что такое плохо», адаптированная Н.В. Кулешовой, педагогом- психологом, МОУ СОШ № 58
Цель: выявить нравственные представления учеников.
Оцениваемые УУД: выделение морального содержания действий и ситуаций.
Возраст: 1-4 класс
Инструкция: опираясь на свой опыт, ответьте на вопросы:
1.Тебе нравиться когда тебя уважают твои одноклассники?
А Нравиться
Б Не очень нравиться
В Не нравиться
2. Что будешь делать если увидишь, что твой друг намусорил(а) на улице, набросал(а) на землю фантики от конфет?
А Сделаю замечание и помогу убрать
Б Сделаю замечание и подожду пока он все уберет
В Расскажу учителю и пусть он заставит его убирать
3. Ты взял(а) у друга (подруги) книгу и порвал(а) ее, как ты поступишь?
А Отремонтирую книгу или попрошу своих родителей купить новую
Б Незнаю
В Тихонько отдам, чтобы не заметили
4.Ты поступишь, если в школьной столовой во время еды разлил(а) суп и накрошил(а) на столе.
А Извинюсь и уберу за собой
Б Незнаю
В Ничего делать не буду, есть же уборщица
5. Часто ты приходишь в школу в грязной одежде?
А Нет
Б Иногда
В Да
6. Как ты поступишь если твой друг или подруга испортил(а) вещь учителя и спрятал(а) ее?
А Помогу другу извиниться перед учителем и признаться в поступке
Б Скажу другу, что надо извиниться перед учителем и признаться в поступке, но пусть извиняется сам
В Сделаю вид, что не заметил
7.Часто ли ты уступаешь место в автобусе пожилому человеку или женщине?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
8.Часто ли ты предлагаешь друзьям (подругам) помощь в уборке класса?
А Часто
Б Иногда
В Почти никогда
Обработка данных:
За первый ответ (А) – 2 балла,
За второй ответ (Б) – 1 балл,
За третий ответ (В) – 0 баллов.
Интерпретация:
Высокий уровень (12-16 баллов): такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением ориентация на интересы и потребности других людей, направленность их личности – на себя или на потребности других. Часто наблюдается отказ от собственных интересов в пользу интересов других, нуждающихся в помощи. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога. Стремятся совершать нравственные поступки и побуждают других. Пытаются принимать решения согласно нравственных норм.
Средний уровень (6-11 баллов): такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако они чаще всего стремятся к реализации собственных интересов с учетом интересов других. Для них характерно стремление к межличностной конформности и сохранению хороших отношений. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени. Пытаются совершать поступки на основе нравственных норм, знают нравственные качества школьников.
Низкий уровень (0-5 баллов): школьники посещают школу неохотно, стремятся к реализации собственных интересов без учета интересов других, предпочитают уходить от ответственности, нравственные нормы усваивают с трудом и отсутствует желание следовать им испытывают проблемы в общении с одноклассниками, взаимоотношениях с учителем.
Методика А.Л.Венгер «Бусы».
Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля.
Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.
Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.
Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части. «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка .На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза.) Начинайте рисовать».
Инструкция ко II части (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
1. уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий задания: высокий уровень концентрации внимания, удержания в памяти всех условий задания, высокая степень контроля деятельности.
2. уровень — при выполнении задания учтены 3—4 условия, недостаточно развиты концентрация внимания и память, контроль деятельности снижен из-за невозможности удержания в памяти всех необходимых условий.
3. уровень - при выполнении задания учтено 2 условия, слабо развиты внимание и памяти.
4. уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия, низкий уровень развития познавательных способностей, низкий уровень контроля при невозможности более продуктивной деятельности.
Предварительный просмотр:
Диагностика определения уровня сформированности УУД у учащихся
1 класса МКОУ Веселовская СОШ (2017-2018 учебный год)
Для диагностики определения уровня сформированности УУД использовала методики известных психологов: диагностика познавательных УУД (методика Э. Ф. Замбацявичене «Исследование словесно-логического мышления»), диагностика коммуникативных УУД (методика Г.А. Цукерман «Рукавички»), диагностика личностных УУД (методика «Лесенка» В.Г.Щур), диагностика регулятивных УУД (методика А.Л. Венгер «Бусы»)
Диагностика познавательных универсальных учебных действий
( Методика Э. Ф. Замбацявичене)
Количество учащихся в классе | Высокий показатель | Средний показатель | Низкий показатель |
21 | 5 чел 24% | 10 чел 47% | 6 чел 29% |
Вывод: При данных показателях необходимо в дальнейшем развивать познавательные УУД разнообразными формами, методами, приёмами.
Диагностика коммуникативных универсальных учебных действий
(Методика Г.А. Цукерман «Рукавички»),
Количество учащихся в классе | Высокий показатель | Средний показатель | Низкий показатель |
21 | 7 чел 33% | 5 чел 24% | 9 чел 43% |
Вывод: В результате данной методики выявлен критический уровень сформированности коммуникативных учебных действий. С помощью современных пед. технологий, методов, приемов необходимо развивать коммуникативные УУД у учащихся.
Диагностика личностных универсальных учебных действий
(Методика В.Г.Щур «Лесенка» ).
Количество учащихся в классе | Завышенная самооценка | Адекватная самооценка | Низкая |
21 | 5 чел 24% | 6 чел 29% | 10 чел 47% |
Вывод: По результатам методики В.Г. Щур практически половина класса имеют низкую самооценку. Необходимо в дальнейшем уделить особое внимание развитию личностных УУД у учащихся.
Диагностика регулятивных универсальных учебных действий
(Методика А.Л. Венгер «Бусы»)
Количество учащихся в классе | Первый уровень | Второй уровень | Третий уровень | Четвертый уровень |
21 | 8 чел 38% | 7 чел 33% | 3 чел 14% | 3 чел 14% |
Вывод: Цель данной методики: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Только у трех человек из класса (третий уровень)- слабо развиты внимание и память, также 3 человека ( четвертый уровень) -низкий уровень развития познавательных способностей, низкий уровень контроля при невозможности более продуктивной деятельности.
При стабильно-положительной динамике необходимо развитие регулятивных действий с учетом возраста учащихся.
Методика «Бусы».
Цель: выявить количество условий, которые может удержать ребенок в процессе деятельности при восприятии задания на слух.
Оцениваемые УУД: умение принимать и сохранять задачу, регулятивное действие контроля.
Метод оценивания: обследование можно проводить как фронтально, так и индивидуально.
Организация задания: задание выполняется на отдельных листах с рисунком кривой, изображающей нитку.
Для работы у каждого ребенка должно быть не менее шести фломастеров или карандашей разного цвета. Работа состоит из двух частей: I часть (основная) - выполнение задания (рисование бус), II часть - проверка работы и, в случае необходимости, перерисовывание бус.
Инструкция к I части. «Дети, у каждого из вас на листочке нарисована нитка .На этой нитке нужно нарисовать пять круглых бусинок так, чтобы нитка проходила через середину бусинок. Все бусины должны быть разного цвета, средняя бусина должна быть синяя. (Инструкция повторяется два раза.) Начинайте рисовать».
Инструкция ко II части (выполнение этой части теста начинается после того, как все дети выполнили первую часть). «Сейчас я еще раз расскажу, какие нужно было нарисовать бусы, а вы проверьте свои рисунки, все ли сделали правильно. Кто заметит ошибку, сделайте рядом новый рисунок. Слушайте внимательно». (Условие теста повторяется еще раз в медленном темпе, каждое условие выделяется голосом.)
1. уровень - задание выполнено правильно, учтены все пять условий задания: высокий уровень концентрации внимания, удержания в памяти всех условий задания, высокая степень контроля деятельности.
2. уровень — при выполнении задания учтены 3—4 условия, недостаточно развиты концентрация внимания и память, контроль деятельности снижен из-за невозможности удержания в памяти всех необходимых условий.
3. уровень - при выполнении задания учтено 2 условия, слабо развиты внимание и памяти.
4. уровень - при выполнении задания учтено не более одного условия, низкий уровень развития познавательных способностей, низкий уровень контроля при невозможности более продуктивной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе
В материале представлены диагностические методики для определения сформированности познавательных УУД на уроках русского языка во 2 классе. Материалы апробированы в ходе эксперимента....
Диагностические методики для определения личностных особенностей первоклассников
методика Гинзбурга, методика Беседа о школе, графический диктант...
Диагностические методики для исследования личностных результатов выпускников начальной школы
Рассмотрим вариативные методики определения уровня развития выпускника по различным критериям. Для проведения диагностики психолог (педагог) выбирает одну-две методики по каждому критерию. Предп...
Методики для определения сформированности УУД учащихся начальных классов
В условиях реализации ФГОС одно из обязательных условий по формированию универсальных учебных действий - проведение диагностики сформированности УУД учащихся начальных классов....
Диагностических методики для определения одного из видов одаренности.
диагностических методики для определения одного из видов одаренности....
Входная диагностическая работа по определению математической грамотности обучающихся 4 классов
Данная работа поможет проверить уровень сформированности математической грамотности у обучающихся 4 классов на начало учебного года...
Диагностические методики для определения личностных УУД
Диагностические методики для определения личностных УУД...