Реализация принципов личностно-ориентированного обучения.(из опыта)
план-конспект урока по математике (2 класс) по теме

Фадеева  Марина  Борисовна

В работе  представлены  материалы , раскрывающие суть  личностно - ориентированного подхода к обучению,его составные части. В данной работе  автор делится  мыслями  о специфике  проведения  личностно - ориентированного урока.

Вработе широко представлены фрагменты материалов уроков  . на которых использовался данный подход из опыта учителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                Автономная   некоммерческая   организация

                высшего   профессионального   образования

          Европейский   Университет   «  Бизнес Треугольник»

 

                                            Реферат.

                           «Реализация принципов

               личностно – ориентированного   обучения»

              (   на  примере своей работы в школе)

                                                            выполнила  :    Фадеева

                                                                                    Марина Борисовна

                                                                 

                                                               

                                                             проверила :   Микусь   Елена      

               

                                      Санкт-Петербург

                                                 2018

                                      

                                 Содержание.

  1.   Введение…………………………………                                          стр.     1
  2.   Суть личностно-ориентированного подхода…………………   стр.     4
  1.   Составляющие личностно-

          ориентированного подхода…………………………………....    стр.    5

2.2   Специфика проведения  личностно -  ориентированного  урока  стр.  8

3.    Из опыта работы…………………………………………………    стр.   10

3.1   Творческие этапы личностно- ориентированного урока……  стр.  11  

3.2   Подходы для реализации идей учителя………………………    стр.  13

3.3   Осуществление личностно –ориентированного

        подхода на уроках математики и окружающего мира. ……… стр.  15

4.  Заключение. …………………………………………………………стр.    19

     Список использованной литературы. ……………………………стр.  20


                                         

                                    1.  Введение.

Основная задача современной школы- дать ученику возможность получить образование,

Выпускник начальной школы должен овладеть научными знаниями, практическими умениями и навыками и формирующие его духовно –  нравственную  ,    гражданскую позицию.

Современный образовательный стандарт начальной школы направлен на  формирование  универсальных  учебных  действий  (УУД)   и  на  уроке и во внеурочной деятельности. Формирование УУД осуществляется в ходе реализации деятельного подхода   к   организации образовательного процесса.

Результатом должно стать развитие личности   обучающегося на основе освоения способов деятельности.

Для этого педагог должен владеть личностно- ориентированный подходом в работе с детьми.

Ещё в начале 20- х годов 20 в.  вдохновлённый демократическими переменами, талантливый русский учёный Л.С. Выготский предложил новую модель образования. Главным действующим лицом в этой системе является –ученик, «как  субъект собственной  деятельности»  .[1]

Задача же учителя –используя широкие возможности социальной среды, в которой живёт и действует ребёнок, направлять и руководить его субъектной деятельностью с целью её дальнейшего развития.

Эта идея Выготского коренным образом меняла структуру образовательного тандема «учитель –ученик»: субъект -  субъектное   воздействие   на субъект- субъектное   взаимодействие.  Сюда    добавлялся   ещё   фактор   образовательных возможностей образовательной среды. [3]

В   те   годы многие учителя новой советской школы приняли эти положения Л.С. Выготского, как   руководство   к  действию .[4]

Но в 30-ые годы 20 века общественно –политическая ситуация в нашей стране изменилась   .   О демократизации школы пришлось надолго забыть.

Вплоть до 1990- х годов 20  в  ,  когда на волне перестройки и реформы советской системы образования стали внедряться в школьную практикусистемы образования ,разработанные учениками и последователями Л.С. Выготского-В.В. Давыдовым  ,Д .Б Элькониным,  Л.В. Занковым , Ш. Амонашвили и другими.

Этот факт говорит нам о том , что Л.С.Выготский – гениальный учёный. Он   опередил своё время на многие годы вперёд.

                                                             -1-

В последние годы личностно-ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство России. Большинство

                                                 

 педагогических коллективов страны настойчиво осваивают теоретические

основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе. Многие педагоги и руководители учебных заведений считают его самой современной методологической ориентацией в педагогической деятельности.

Такая популярность личностно-ориентированного подхода обусловлена рядом объективно существующих обстоятельств. Назовем лишь некоторые из них. [2]

Во -первых: динамичное развитие российского общества требует формирования в человеке не столько социально типичного, сколько ярко индивидуального, позволяющего ребенку стать и оставаться самим собой в быстро изменяющемся социуме.

Во-вторых: психологи и социологи отмечают, что нынешним школьникам свойственны    прагматичность   мыслей   и   действий,  раскрепощённость  и независимость, а это, в свою очередь, предопределяет применение педагогами новых подходов и методов во взаимодействии с учащимися.

В- третьих   : современная  школа  остро  нуждается  в  гуманизации отношений детей и взрослых, в демократизации ее жизнедеятельности. Отсюда очевидна необходимость построения личностно-ориентированных систем обучения и воспитания школьников.

Формирование у подрастающих поколений социальных ценностей и поведенческих установок – одно    из   важнейших   направлений  

  не только в обучении, но и в воспитании подрастающего поколения     России  .  

 Актуальность этих проблем была чётко высказана президентом России   В.В. Путиным  в  « Послании к Федеральному Собранию» 2018 года.[9]

« Изменения в мире носят цивилизационный характер. И масштаб этого вызова требует от нас такого же сильного ответа. Мы готовы дать такой ответ. Мы готовы к настоящему прорыву.

Эта уверенность основана на тех значимых результатах, хотя внешне, может быть, и не таких ярких, тем не менее на таких результатах, которых мы уже добились вместе, на сплочённости российского общества и, главное, на колоссальном потенциале России, нашего талантливого, творческого народа

.

                                                     

                                                -2-

Чтобы идти вперёд, динамично развиваться, мы должны расширить пространство свободы, причём во всех сферах, укреплять институты демократии, местного самоуправления, структуры гражданского общества, судов, быть страной, открытой миру, новым идеям и инициативам.»

 Таким  образом  можно  сделать  вывод :  нашей стране нужны не просто  хорошие исполнители ,  а думающие молодые сотрудники, владеющие не только инновационными и цифровыми технологиями , но и обладающих богатыми знаниями и духовно –нравственными ценностями.  А этого можно достичь только с применением личностно –ориентированных технологий в образовании и воспитании.

             

                                               -  3-

             2. Суть личностно- ориентированного подхода.

Главное преимущество личностно-ориентированного подхода [6] в том, что оно требует обеспечения условий, в которых ребенок смог бы всесторонне развиваться. Их наличие гарантирует:

• Поиск жизненного смысла;

• Получение возможности делать выбор;

• Проявление интереса к творческой деятельности;

• Постепенную выработку рефлексов и регулярную оценку жизненной ситуации;

• Понимание того, что человек несет ответственность за совершенные поступки;

• Возможность создания образа «я».

Центральное место в личностно-ориентированной форме образования занимает учащийся, для которого и создаются наиболее комфортные условия.

В описываемом подходе отсутствует какая-либо обобщенность. В связи с этим происходит разделение учащихся на отдельные группы, в которых условия для получения новых знаний и общего развития формируются в зависимости от возраста и способностей учеников. При этом учитель обязан относиться к ребенку как к самостоятельной личности.

В основу личностного подхода легло утверждение о том, что от природы все личности обладают универсальностью. Это значит, что главной целью является ведение  воспитательно -образовательной деятельности в условиях, при которых реализация творческого потенциала личности станет возможной. Многие учителя, педагоги убеждены, что именно в детском и юношеском возрасте происходит формирование личностных параметров, поэтому от их работы зависит то, насколько независимым и уверенным в себе вырастет человек.

Когда работа ведется с маленькими детьми, то оценка их поступков производится не в сравнении с успехами сверстников, а в сравнении с предыдущими результатами отдельно взятого ребенка. Это позволяет проследить скорость его развития. При этом педагог должен учитывать прикладываемые учащимся старания к тому, чтобы добиться успеха в учебе или творчестве. Дело в том, что именно достижение блестящего результата подталкивает детей к тому, что они начинают усиленно работать над собой. Учитель обязан всячески поддерживать интерес школьников к учебе и подкреплять их веру в собственные силы. Лучший способ сделать это – похвалить ребенка, ведь подобный поступок сделает его более уверенным в

себе и заставит двигаться к поставленной цели.

                                                -4-

Воспитательно -образовательная деятельность, направленная на становление личности, предполагает:

• Отказ от общей ориентированности;

• Учет педагогом особенностей каждого ребенка;

• Прогнозирование будущего развития личности и разработку на его основе индивидуальных программ.

Воспитательная работа, основанная на личностном подходе, предполагает, что все участники детского коллектива – это не обычные дети, а формирующиеся личности, для которых огромную роль играют эмоции и переживания. Об этом должен помнить каждый педагог. Это требует от него использования в работе таких приемов и методик, благодаря которым ребенок будет чувствовать себя важным и понимать, что его личность интересна окружающим.

2.1 Составляющие личностно- ориентированного подхода:[1]

Первая составляющая – понимание. То, насколько будет понят внутренний мир учащегося, зависит от умения преподавателя распознать уровень внушаемости ребенка, его подверженность мнению окружающих. Если ученик легко внушаем, то его вера в себя может быть слаба по той причине, что он попадает под влияние других и не может ему никак противостоять. Однако, следует заметить, что в условиях, близких к критическим, возможна потеря внушаемости. Дело в том, что во время конфликта ребенок может находиться в легком состоянии аффекта. Если педагог работает именно с таким учеником, то он должен своими действиями укрепить его веру в себя, указать на допускаемые ошибки, устранение которых положительно скажется на его личности.

Вторая составляющая – принятие. Оно должно быть абсолютным, т. е. педагог обязан быть позитивно настроен по отношению ко всем учащимся без учета каких-либо факторов. Подобная форма принятия способствует тому, что ребенок начинает понимать свою важность и необходимость другим людям. Если у малыша есть какие-то недостатки, например, низкая успеваемость, то деятельность учителя должна быть направлена на их исправление. Кроме того, преподавателю следует показывать ученику, что его успехи намного более важны, чем его неудачи.

Третья составляющая – признание права быть собой. Чтобы ребенок всесторонне развивался, от его окружения требуется понимание того, что перед ними личность, имеющая свои взгляды и убеждения. С ними нужно мириться. Нельзя любить малыша и одновременно ненавидеть его за совершаемые поступки. Огромную роль играет вера в лучшее, вера в то, что с течением времени ребенок повзрослеет и произведет оценку допущенных ранее ошибок

                                                   -5-

                                                   

. Если педагог осознает, что самосовершенствование его ученика неизбежно, то он терпеливо выполняет свою работу и пользуется уважением со стороны учащихся, которые благодаря этому практически безболезненно проходят все этапы взросления.

Если признать личность ребенка, то это положительно скажется на ее дальнейшем формировании. Личность развивается ежедневно, поэтому стоит наполнить привычную жизнь малыша яркими и запоминающимися событиями. Ребенок должен с интересом изучать окружающий его мир, тянуться к получению новых знаний, радоваться собственным успехам и мириться с неудачами. Источником удовольствия должно стать коллективное обучение, благодаря которому появляется возможность общаться со сверстниками, заводить друзей, испытывать общие переживания, вместе достигать поставленных целей и т. д.

 Другими словами, ребенок должен почувствовать себя полезным для общества. [2]

 Цель педагога – подчеркнуть индивидуальность каждого из учеников, что поможет каждому из ребят раскрыться.

 Отношения «учитель -- ученик» .  Субъектно -- субъектные. Учитель фактически организует работу каждого, работая со всем классом, формируя условия для развития личностных возможностей учащегося, включая развитие его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Учитель при подготовке и проведении личностно- ориентированного урока должен выделить первостепенные направления своей деятельности, выставляя на первый план ученика, а затем деятельность, устанавливая  собственную  позицию  .

Неотъемлемой составляющей личностно-ориентированного образования является развивающее обучение. Наиболее значительным и общим условием успешности развивающего обучения является сохранение поисково-исследовательского характера учебной деятельности учащихся. А это вероятно только при условии, что в качестве предмета усвоения задаётся система теоретических понятий. Определить такую систему понятий при отсутствии особых программ, которые предназначены для данного этапа развивающего обучения – задача   не  простая. В условиях развивающего обучения, которое адресовано на усвоение понятий, традиционная формула    «знаю, но ещё не умею»  модифицируется в формулу « не умею - значит, не знаю».

Ряд  учёных  (Л.С. Выгодский , В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и другие) сформулировали принципы, следуя которым обучение можно сделать развивающим. Наиболее важные из  них :[4]

- учебный процесс должен активизировать личную заинтересованность

                                                  -6-

                                                 

ученика в усвоении материала и данного вида деятельности;

- при разработке содержания занятий нужно спроектировать учебный процесс так, чтобы ученик решал задачи и проблемы, основываясь на зону своего актуального развития, а выполнение работы переводило бы его в зону ближайшего развития;

- для результативного развития учащихся важно предусмотреть для каждого из них «ситуацию успеха»: предлагать такие задания, с которыми ребёнок наверняка справится;

- оценка выставляется за процесс, а не за конечный результат. Учащегося необходимо сравнивать с самим собой, но вчерашним, а не с другими учениками.

Наиболее  исследовано  применение  личностно- ориентированного обучения в современной школе . Оно отражает ся в трудах таких ученых, как Ю.А. Полуянова  ,  В.В. Рубцова,  Г.А. Цукерман,  И.С. Якиманской  .  Все исследователи предлагают использование индивидуального подхода, при котором учитываются индивидуальные особенности каждого ученика.

В своей книге «Технология личностно-ориентированного образования» [8]

 И.С. Якиманская   предлагает свою концепцию ЛОО (ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ) для преобразования существующей образовательной системы. Обращает внимание на важность использование субъектного опыта учащегося в образовательных целях. Субъектный опыт - опыт собственной жизнедеятельности учащегося, опыт его познания и самопознания, социализации, саморазвития, самореализации. Приводит примеры документации: карты индивидуального развития, характеристики и справки об индивидуальных особенностях учащегося, результаты наблюдений.

Выделяют ряд подходов организации учебного процесса развивающего типа :

- Исследовательский подход в обучении. Реализация идеи - обучение через открытие - это его отличительная черта. В рамках этого подхода ученик должен сам открыть явление, закон, способ решения задачи не известные ему ранее. Он может опираться на цикл познания.

- Коммуникативный, или дискуссионный подход. Учащийся становится автором какой-либо точки зрения на определённую научную проблему. При осуществлении этого подхода складываются умения высказывать своё мнение и понимать чужое, вести критику, искать позиции, которые объединили бы обе точки зрения, и находить компромисс, «докапываться» до истины

.                                                    -7-

- Имитационный подход. Класс разбивают на группы, каждая из которых самостоятельно работает над общим заданием. Итоги деятельности обсуждаются, оцениваются, определяются лучшие, наиболее интересные. Примером такого подхода на занятиях может быть урок защиты проектов.

                                     

      2.2 Специфика проведения личностно-ориентированного урока в начальной школе заключается в следующем [2]:

- оценка и необходимая коррекция психологических состояний в течение всего урока: эмоциональных - радость, досада; психофизических - бодрость, усталость, возбуждённость; интеллектуальных - сомнение, сосредоточенность;

- организация диалога, которая позволяет выявить личностный смысл изучения темы урока; поддержка высокого уровня мотивации в течение всего занятия с использованием приёма смещения мотива на цель;

- подача нового материала с учётом психолого-педагогической характеристики класса; выявление субъектного опыта учащихся по предложенной теме;

-при объяснении нового материала использование различных сенсорных каналов;

- построение учебной деятельности каждого ученика с учётом данных психолого-педагогических обследований и рекомендаций психолога;

- применение дидактического материала, который позволит ученику использовать при выполнении заданий субъектный дошкольный и/или внешкольный опыт;

- для развития   коммуникативных умений учащихся - отказаться от фронтальной работы как основной формы проведения урока и широко использовать различные варианты индивидуальной, парной или групповой работы;

- использование при работе над закреплением темы разнообразного дидактического материала, который позволит ученику развивать различные сенсорные каналы, проявлять избирательность к типу, виду и форме учебного задания, характеру его выполнения;

- показ различных методов и способов работы с учебным материалом;

- выявление,  ошибок  и закрепление материала.

- для организации учебного или воспитательного диалога с учащимися использование критических ситуаций на уроке;

- обязательная оценка и коррекция процесса и результата учебной деятельности каждого учащегося в ходе урока; широкое применение самооценки и  взаимооценки;

                                                  -8-

- создание условий для формирования у каждого ученика уверенности в своих силах, высокой самооценки, волевой регуляции учебной деятельности;

- использование индивидуальных творческих домашних заданий с дальнейшей их оценкой по параметрам: оригинальность, самостоятельность выполнения, использование альтернативных источников информации; стремление ученика к нахождению нестандартных способов решения,

- проведение с детьми рефлексии урока: что узнали, что понравилось, что хотелось бы изменить.

     

                                                     

                                              -9-

                             3.  Из опыта работы.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. Современный учитель должен формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся, то есть современные ключевые компетенции. Одним из рычагов, позволяющим осуществить данные цели, является обращение к новым образовательным технологиям... Одной из таких технологий является технология дифференцированного личностно- ориентированного обучения, которая позволяет в условиях классно-урочной системы реализовывать творческие возможности всех учащихся.

На любом своём уроке    я ставлю   следующие   цели :

  1. Раскрытие индивидуальных     особенностей   каждого   члена коллектива.
  2. Учить детей организовываться в пары или   группы   по   интересам ,общениям   и взаимодействиям.

3. Учить детей   правильно оценивать свою работу и работу своих товарищей.

4.Развитие коммуникативных связей в коллективе.

5. Создание в классе атмосферы сотрудничества.

6. Применять принципы    толерантности  ,учить обмениваться мнениями, критиковать и правильно реагировать на замечания друзей и товарищей.

    

Чаще всего учитель работает в классе, где собраны дети с разным уровнем подготовленности, разными способностями.

Такой подход к обучению приносит положительные результаты: уменьшается нагрузка на детей, которым иногда физически трудно учиться в рамках обычной программы. Решается проблема неуспеваемости потому, что каждый учится так, как может. Именно поэтому в классе улучшается психологический климат. Учащиеся с низкими учебными возможностями отстают от своих сверстников в интеллектуальном и речевом развитии. Они плохо читают, не могут выделить главное в учебной информации. Проблема преодоления неуспеваемости - это и психологическая проблема. Ребенок, испытывающий трудности в обучении, должен иметь щадящий режим. 

                                                   

                                               -10-

Использую этот метод уже достаточно давно, начинаю его применять с первых дней ребенка в школе, на любом этапе урока. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приёмах организации личностно – ориентированного подхода, опробованных и освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его оптимизации.
Класс делится на три группы, причем уровень сложности задания ребенок выбирает сам.                          

 В самом начале применения метода дети иногда завышают или необоснованно занижают свои возможности, но постепенно каждый учится выбирать необходимое.

                                           

     

3.1   Творческие этапы личностно-ориентированного урока:

Мотивационно-целевой этап, который включат в себя эмоционально – психологический настрой, выявление базовых знаний, определение темы урока, целеполагание.

Операционный этап, который состоит из проверки теории, самостоятельной работы и рефлексии.

В личностно-ориентированном обучении предусматривается три уровня заданий:

Репродуктивный - 1 уровень самый лёгкий

Алгоритмический - 2 уровень  расчитан  на среднего ученика

Творческий – 3 уровень повышенной сложности  

Приведу примеры. 

На уроках обучения грамоте даю задание:
При изучении буквы с даются слоги
ма, во, ка, мо, ни, ми, по, ру, то, му, ме, ми, ва, ло, мы.

  • 1 уровень – найди слоги с буквой «м», подчеркни букву «м» 
  • 2 уровень -придумай слово со слогом… (ма вы ми) Запиши. 
  • 3 уровень – придумай предложение ( рассказ). 

Урок русского языка во втором классе:
Сле.., тра..ка, клу.., камы.., сапо.., моро.., избу…ка, ле…ка.

  • 1 уровень - вставь пропущенные буквы. 
  • 2 уровень – запиши проверочное слово. 
  • 3 уровень – придумай и запиши предложения. Составь текст.

Учебный процесс строится таким образом, чтобы обеспечить ребенку чувство психологической защищенности, радости познания, развитие его индивидуальности. При таком «расслоении» каждый вносит посильный вклад в урок.

                                            -11-

 Учащиеся, испытывающие трудности, обретают уверенность, охотно отвечают, свободно включаются в работу                                                    

 За отведенное на задание время некоторые дети успевают сделать не только свой уровень, но и работают дополнительно, что исключает проблему свободного времени на уроке. Проверяется задание тоже по уровням, причем в обсуждении «чужого» задания может участвовать любой ученик. Все это способствует развитию речи, свободному владению изученным материалом, умению доказать свою точку зрения.

                                               

   При решении задач, которые не каждый учащийся любит и может решать, также использую этот метод.


Задача. На аллее  в парке посадили 13 берез, а лип на 9 больше. Сколько всего деревьев посадили?

  • 1 уровень – реши задачу 
  • 2 уровень – измени вопрос. 
  • 3 уровень – придумай аналогичную. 

Дети знают, что каждый следующий уровень, предполагает сначала решение предыдущего, а потом выполнение выбранного задания. 


При   учитывании   уровня готовности учащихся к восприятию учебного материала ,при реализации  психолого - педагогических условий, грамотном использовании методик технологии личностно –ориентированного обучения может служить основой интеллектуального развития младшего школьника, будет способствовать повышению качества и объема знаний, самооценки учащегося, развитию компетенций субъектов образовательного процесса.

 

Например:

  • составление текстов диктантов: 
  • составление карточек-заданий по изученному материалу; 
  • составление обобщающих таблиц для работы на уроке; 
  • сочинение лингвистических сказок (миниатюр); 
  • работа с дополнительной литературой; 
  • проверка индивидуальных заданий, выполняемых 
  • учащимися , которые имеют более низкий уровень подготовки; 
  • выполнение обязанностей консультанта при групповой работе; 
  • работа «учителем» (проведение фрагментов урока). 

Школьникам необходимы опорные схемы, таблицы. В классе находится стенд «Помощник» с материалом к урокам по изучаемой теме, на парты кладутся словари и « Справочник для начальной школы».

                                               

                                                -12-


Этой группе школьников нужно предъявлять посильные  проверочные  задания .Например  ,если весь класс пишет диктант, то слабые учащиеся выполняют задание на карточке. 

                                                 

3.2 Подходы для реализации идей учителя  : [7]

- изложение учебного материала должно быть направлено на интегрирование его  содержания , установление  межпредметных  связей, обогащение личного опыта каждого ученика.

- учебный материал должен давать возможность выбора при выполнении заданий и решении задач;

- стимулирование самостоятельного выбора и использования значимых способов освоения учебного материала.

Одним из важнейших педагогических условий становления индивидуальности ученика в процессе обучения является создание на уроке ситуации выбора. Предлагая ребёнку совершить осознанный и желаемый выбор, мы помогаем ему формировать свою неповторимость

Обучение и воспитание будут способствовать развитию ребенка в том случае, если у него возникает интерес к учению. Но как повлиять на его формирование? Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуацию успеха.

Без ощущения   радости     открытия   ,   у ребенка пропадает интерес к школе и учебным занятиям, поэтому создание такой положительной ситуации педагогически оправдано .

Взаимодействуя   с   учениками   в   ходе    урока   ,     не надо опасаться неправильных ответов.

  Стараюсь    привлекать   к   работе    всех    ребят    ,  а не только хорошо успевающих.

 Обсуждаем все высказывания, отбирая из них наиболее соответствующие научному содержанию знания.

Однако, необходимо помнить о том, что одно и то же задание по-разному воспринимается отдельными учениками. И то, что является лёгким для одного, может вызвать затруднения у другого. Как быть в этом случае? Необходимо заранее продумать этот вопрос и подготовить для учеников специальную карточку – помощь, в которой может быть алгоритм работы над заданием, указано нужное правило.

                                             -13-

При этом не следует отчаиваться, если дети вначале не принимают таких карточек-консультаций. Здесь нужно время для адаптации к помощи, нужно научить детей пользоваться вспомогательными средствами.

Вместе с тем следует соблюдать  меру  в  оказании  помощи , чтобы    учащиеся не ждали правильного ответа ,подсказки  со стороны учителя.

                                               

  Практика работы показывает, что наличие различных вспомогательных средств позволяет закрепить знания и сформировать необходимые умения и навыки учеников. В этой связи существенное значение имеет и воспитательная сторона. Использование карточек вселяет слабоуспевающим уверенность в их способностях, помогает формировать положительное отношение к самостоятельной работе в классе и дома, а также к учебной деятельности в целом.

Задания творческого уровня направлены на развитие у школьников самостоятельности и критичности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к изучению учебного материала и соответствовать оценке "отлично". Это могут быть задания сравнить, систематизировать, решить разными способами, найти логическую ошибку, объяснить причину, обосновать свое отношение, доказать почему, действительно ли; перечислить преимущества или недостатки, привести аргументы или контраргументы, составить проверочный тест по теме, написать и защитить реферат по проблеме, подготовить и провести беседу или лекцию и т. д.


Домашняя работа – это такая же форма организации учебно-воспитательного процесса, как и урок, а не приложение к уроку.

Значение выполнения учебных заданий дома в том, что они развивают самостоятельность рассуждений и действий ученика. Хотя он работает в соответствии с указаниями учителя и по учебнику, но действует индивидуально и самостоятельно, что способствует развитию мышления, помогает осознанному овладению материалом. В личностно-ориентированном обучении необходимо индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика и его успехами в учёбе. Для отстающего или неуспевающего ученика более лёгкое задание укрепляет его силы, формирует уверенность. Более трудное и сложное, творческое задание для хорошо успевающих учеников способствует более интенсивному умственному развитию.

При выполнении домашнего задания, учащиеся имеют право выбора уровня задания.

                                                  -14-

   3.3        Осуществление личностно- ориентированного подхода на уроках           математики и окружающего мира.

 

Перед началом обучения необходимо провести диагностику –дать  психолого –педагогическую характеристику каждому ученику класса.

 Это позволит определить на каком уровне развития находится ученик, спрогнозировать   характер   ожидаемых результатов ребёнка.

                                                                                                             

На следующем этапе провожу диагностику результативности умений и навыков, каждого ученика и класса в целом по каждой изученной теме, анализирую результат и планирую дальнейшую деятельность с каждым учеником и классом в целом. Всё это позволяет мне своевременно оказать помощь ученику в обучении, оперативно варьировать уровень сложности заданий, убеждать ученика, что и ему посилен успех в обучении математике, через решенную им самим задачу. Диагностика в целом способствует осуществлению личностно-ориентированного подхода.

Любой урок, как правило, начинаю с приветствия и настроя на совместную деятельность.

 Приведу  пример  :  Начнём урок  с   релаксационного   упражнения «Коробка переживаний».

В эту коробку мы соберём сегодня все неприятности   ,  обиды и  огорчения .Если вам что-то мешает вы можете прошептать это прямо в коробку. Затем я унесу   её   .  Исчезнут  ваши  переживания   и  страхи.[5]

 Этап взаимоконтроля домашнего задания. Один или двое учащихся (по очереди) записывают своё выполнение домашнего задания на доске (на перемене). Остальные учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют выполнение задания соседом, находят и исправляют ошибки, дают друг другу консультации по возникшей при проверке проблеме, высказывают свои мнения по вопросу выполнения задания соседом, кратко комментируют допущенные ошибки, обсуждают выполнение задания учащимися у доски, предлагают другой способ решения. Если задание несложное, то проверяем устно. Я во время взаимопроверки домашнего задания обхожу класс, поощряю словом, оказываю помощь в случае необходимости, слушаю ответы учащихся и даю свои комментарии к их ответам. Здесь очень важно увидеть, заметить, поощрить, кто и как выполнил домашнее задание, потому что оно же задаётся на выбор. Такая форма работы позволяет максимально проконтролировать уровень усвоения изученного материала, выявить те этапы работы, которые вызывают затруднения в выполнении задания, ответить на  вопросы  учеников.

                                                      -15-

Этап актуализации субъектного опыта.

Следующим видом работы учащихся на каждом уроке является устный счёт( если   это урок математики),если это урок окружающего мира -  решение кроссвордов ,шарад или загадок – своеобразный мозговой штурм.

Данный этап обычно сопровождается устной работой. Для этого использую, такие задания

 Пример1: «Запутанные дорожки» На интерактивной доске   карточки с примерами и результаты этих примеров. Но результаты почему-то оказались перепутанными. По выбору кто, какой пример хочет, выбирает и находит к нему результат.

 Пример2: «Найди ошибку». На   интерактивной доске записаны описания растений, примерно 5-6. Справа даётся изображение предмета

 Ученику предлагается    отыскать    ошибку     .  Ученик может сам себя проверить-под изображением написано название растения.

Этап изучения нового материала.

При изучении нового материала стараюсь “заразить” ребят поиском решения той или иной проблемы. Ставлю перед детьми проблемную ситуацию. Предлагаю самостоятельно предложить   пути  её  решения  и  ознакомиться  с темой изложенной в учебнике, а затем ответить по выбору на вопросы 1 или2 варианта, записанные на доске.

Предложенные варианты отличаются по степени сложности задания. Если ответы на вопросы I варианта ученики могут найти в тексте учебника, то II вариант, составленный из вопросов повышенного уровня сложности

Опыт работы показывает, что глубокие, прочные и, главное, осознанные знания могут получить все школьники, если развивать у них не столько память, сколько логическое мышление.                            

Этап применения знаний.

Использую группу карточек, позволяющую ученику самостоятельно выбирать тип, вид, форму материала пользоваться индивидуальным способом учебной работы, в которую входят задания трёх различных уровней сложности.

Предлагаю выполнять самостоятельную работу по одному из предложенных вариантов:

 а) полностью самостоятельно;

 б) по аналогии с решениями упражнений, записанных на доске;

 в) с использованием учебника.

Этап проверки знаний.

На данном этапе использую различные тестовые задания.

Детям также предлагаю набор тестов, состоящий из трёх видов заданий, различающихся по форме и способу предъявления их учащимся:

                                                     -16-

Таким образом, предлагаемые тесты ставят ребёнка в ситуацию выбора такого задания, с которым ребёнок обязательно справится, т.е. удовлетворение потребности в самовыражении, самореализации, что обеспечит успех. Личностно-ориентированный подход предполагает привлечение к оцениванию самих учащихся.

 Для этого, после выполнения тестов учащимся предлагается оценить себя. На доске написаны ключи к заданиям, он проверяет их и оценивает. Если вдруг по каким-то причинам ребёнок поставил неудовлетворительную оценку, то в журнал не выставляю, а оставляет за ним право еще раз подготовиться и выполнить тест.

Этап «Домашнее задание».

При подаче домашнего задания придерживаюсь принципа выбора и принципа творчества и успеха. Предлагаю домашнюю творческую работу: составить несколько задач, аналогичных классным, и решить их.

Придумать темы для проектов по окружающему миру.

Так на  уроках  окружающего мира была придумана и проведена игра в «телевидение».
Дети сами нарисовали на ватмане рамку от телевизора, придумали темы для «телепрлограмм»  , свои  сообщения о животных и  растениях .В «Телепередаче» есть ведущие , гости программы ,артисты .Всё дети придумывают сами, объединяясь в группы  по уровню сложности и по взаимодействию.

Часто на уроках ребята показывали фрагменты – домашние заготовки «передач». Такие фрагменты игры можно проводить на любом уроке.

Все ребята очень хотят проявить самостоятельность и инициативу.

Каждая группа не зависимо от уровня, который был выбран, показывала интересную программу, иногда заставляющую подумать или поспорить.

В     качестве   экспертов   можно пригласить старшеклассников или членов родительского комитета.

Итоговым этапом урока является рефлексия. Высказывается каждый ученик, и уже с учётом сказанного планирую следующие уроки, ведущие к новым знаниям. В диалоге с учащимися не просто повторяются формулировки нового материала, а систематизируется весь изученный к этому моменту материал и ситуации его применения.

Для   этого   удобно  задавать   вопросы : «С каким новым понятием (свойством, утверждением, видом задач) познакомились?»

 «Что об этом надо знать?»

Самыми интересными по форме и методам работы являются Урок-  концерт урок-путешествие

 «Что можно рассказать о ситуациях применения нового (трудностях, с которыми встретились, возможных ошибках и способах их предотвращения)?»

                                                  -17-

                                               

«Чему учились на уроке?»

 «Что   помогло на уроке понять тему  ?»

В 1-2 классах полезно использовать  « Светофорчик  настроений». Малыши сигналят с помощью цветных кругов

Зелёный –  всё   понятно   ,  работал отлично.

Жёлтый-  я   старался  ,  но есть вопросы.

Красный- ничего не понял.

Самыми интересными по форме и методам работы являются :

Урок-концерт,

урок- путешествие , урок. в котором дети включены в  диспут(фрагментарно) урок-игра.

Подготовка к таким урокам требует от учителя много времени и сил.

Но самое главное – в том что ученики научатся самостоятельно творчески мыслить , принимать решения, быть ответственным за свою работу.

Всё вышеперечисленное повышает у учащихся не только интерес к предмету, но и качество знаний по математике. Результат, полученный учеником, сравниваю с его же прошлым результатом и тем самым выявляю динамику его интеллектуального развития. Стараюсь отмечать и поощрять малейшие продвижение школьника вперёд, постоянно анализирую причины, которые этому способствуют или мешают. При обсуждении успехов ученика подчеркиваю его организованность, собранность при решении сложных учебных задач, настойчивость в достижении цели.

                                     

 

                                          -18-

                                         

                               4.   Заключение.

 Значение   и  актуальность личностно-ориентированного подхода велика :

 во-первых, личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого, обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных способностей.

 Во-вторых, учащийся в рамках этой технологии не просто субъект приоритетный, он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Использование личностно ориентированного подхода  в   преподавании  даёт определенные результаты: повышается качество знаний, интерес учащихся к предметам. Все ученики-  участники   одного процесса  . Дети самостоятельно добывают  знания  . В этом процессе они являются единомышленниками, сосредоточенные на одной цели- открыть для себя новые знания и самого себя.

Реализации личностного ориентированного подхода к обучению и воспитанию младших школьников способствует:

  1.  Учебно  – игровая деятельность на уроке и вне его ,игровые приёмы ,упражнения ,дидактические игры разной степени сложности (по выбору),которые учат согласованности действий ,работе в парах или группах.
  2.  Интеллектуальные  средства , позволяющие усилить внимание, мышление.
  3.  Проведение  тренингов  , тестов.
  4. Вербальные средства, способствующие формированию внимания.

Итак, личностно ориентированное обучение направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями, с тем, чтобы жить полной, осмысленной и творческой жизнью.

                                                 -19-

                                                   

                                                                                     

                  Список используемой литературы

   1. Алексеев Н.А. Личностно-ориентированное обучение в школе - Ростов н / Д: Феникс  , 2006 .-332 с.

2. Бондаревская   ,  Е.В. Теория и практика личностно - ориентированного образования. - Ростов-на-Дону: Издательство Ростовского педагогического университета, 2000. -352с.

3. Выготский Л.С. Педагогическая психология/  Под  ред  . В   .В .Давыдова. М. Педагогика 1991.

4 Начальная школа№12   .  2016  С . 32

5. Иконостасова А.Н. Психологические игры для детей младшего школьного возраста// Социальная сеть работников образования.  Nsportal.ru [электронный ресурс] URL.http// nsportal . ru

6. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе. - Новокузнецк, 2000. - 342с.

7. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 128с.

8. Якиманская   И .С.    «Технология личностно- ориентированного

 Образования»   изд .« Сентябрь» 2000.

9.Официальный интернет - портал  правовой   информаци

  (www.роrtal. gov.ru)

Собрание   Законодательства  Российской  Федерации .Рос газета 2018.

                                                       -20-



Предварительный просмотр:

                                     Технологическая карта урока математики.

                                Тема: « Переместительное свойство умножения»

Выполнила :  

Фадеева Марина Борисовна

             

                                           Санкт-Петербург

                                                    2018

Данный урок рассматривается с позиции    деятельностной    педагогики.

В  рамках  урока  обозначены задачи учащихся ,выраженных в планируемых результатах освоения темы  в целом , характеристике уникальных учебных действий ,сформулированы педагогические задачи.

                                                 


Предмет: Математика

Класс: 2

Тема урока: Переместительное свойство умножения.

Цели: Познакомить с переместительным свойством умножения  ; развивать внимание , память , логическое мышление. Закреплять навыки устных и письменных вычислений.

Планируемые результаты.

Предметные: учащиеся научатся заменять действие сложения умножением и наоборот  .  Научатся сравнивать полученные результаты; использовать переместительное свойство умножения при вычислениях; совершенствовать

 вычислительные навыки, решать задачи, моделируя с помощью схематических рисунков; использовать новые знания.

Выполнять задания творческого и поискового характера.

Познакомить детей с соответствующей терминологией и символикой.

Личностные: проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; оценивать собственную   деятельность ,формировать   умения вступать в сотрудничество.

Тип урока: открытие новых знаний.

Оборудование   :  презентация , учебник « Математика» 2 класс ( М. Просвещение Моро, Бельтюкова, Волкова, УМК « Школа России»),карточки с цифрами, тетради , цветные карандаши , «Светофорчики» -у детей.

ИКТ- презентация к уроку проецируется на интерактивной доске.


Этап урока

Хр-

но мет раж

Содержание урока Деятельность учителя

Деятельность

ученика

Планируемые

Результаты

УУД

1.Орг.момент урока

Мотивационный момент

1 мин

2 мин

Здравствуйте , ребята! Садитесь!

Вот звонок нам дал сигнал

Поработать час настал.

Математику, друзья ,     не любить никак нельзя.

Поиграем в игру доскажи словечко.

-Наши глазки на уроке внимательно…(смотрят)

-наши ушки внимательно…(слушают)

-А голова хорошо…(работает)

Покажите «Светофорчиком»   с каким настроением вы начинаете урок?

Открываем тетради и пишем число ,классная работа.

Приветствуют

учителя.

Отгадывают загадки

Слушают учителя

Пишут в тетрадях, смотрят на доску, проверяют написание.(слайд1)

Положительное

Отношение к урокам математики. Формирование целенаправленных ориентаций.

Самоопределение и смыслообразование

2.Минутка чистописания.

Словесное восприятие информации

1мин

Начнём с минутки чистописания.

-Какую оценку вы хотите получить на уроке?  (отв. детей)

Прописываем цифру «5» столько раз сколько я хлопну в ладоши. Дописываем до конца строки.

Отгадывают загадки.

Познавательные:

3. Устный счёт

Актуализация опорных знаний.

5 мин

На доске примеры.

6+30             28+40

30+6              40+28

36-30              68-40

Вычислите .Найти в каждом столбике

Слайд №2

Самостоятельное решение , показывают ответы карточками

Применение базовых знаний для решения конкретных проблем

лишний пример. Обосновать свой выбор.

-Какой математический закон вы здесь заметили?   (  от  перестановки слагаемых значение суммы не изменится)

Найди верное решение. Выражения записаны на кадре слайда

3+6    ; 6*3;  6-3 ; (6-3)+6

-Саша заплатил за чай 3р.. а за булочку 6р. Сколько всего денег заплатил Саша?

-Саша купил 3 булочки      по   6  рублей .Сколько всего денег заплатил Саша?

- Саша заплатил 6р. За булочку и 3р. За чай. На сколько булочка дороже чем чай?

Составьте задачу по последнему выражению

Решение геометрической задачи на с 96 учебника.

Сколько прямоугольников вы видите?

Какое название есть у некоторых прямоугольников?

Сколько квадратов вы видите?

Слайд №3

Работа в парах у доски

Выбор нужного  выражения ,

Записывают краткое условие

Комутативные: учатся высказывать своё мнение при обсуждении задания.

Познавательные:

Применение базовых знаний для решения задач.

 

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные свойства арифметических действий.

4 Самоопределение к деятельности.

5мин

На доске примеры:

3*2   5*2   5*3

Найдём значения произведений заменяя    их сложением.

В   каждом  примере поменяйте местами множители. Запишите новые примеры.

Найдём значение выражений.

Сравним получившиеся пары примеров.

Что заметили?

На доске: a+b=b+a

Существует ли такой закон для действия умножения? (отв. детей)

Глядя на пары равенств сформулируйте закон для умножения.( ответы детей)

Слайд№4

Письменная работа в тетрадях.

Фронтальная проверка.

Слайд№5

Познавательные:

Применение базовых знаний для решения конкретных проблем.

Коммутатиные:

Учатся высказывать своё мнение, критически относиться к ответу товарищей, отмечать недочёты и ошибки в ответе.

5 Постановка учебной цели.

1 мин

Откроем учебник с. 56  .. Прочитаем правило.

Что можно сказать о наших рассуждениях7?

a*b=b*a

Сформулируйте тему урока.

Познавательные

Умение выбирать и использовать в ходе решения изученные свойства арифметических действий.

6 Работа по теме урока

13 мин

Работа   по   учебнику .№1 с.56

                 №2 с.56 – Читаем   задачу  .  Сделаем рисунки к задаче. Сколько кустов в каждом ряду? (5)

Сколько таких рядов? Ученик   по желанию выходит к доске и выполняет рисунок.

Запишем решение.

5*3=15(к)

Проводят комментирование по цепочке.

Выполняют задание , анализируют. Делают выводы, слушают учителя.

Проведение взаимоконтроля с соседом по парте .Слайд №6

7  . Физминутка

1 мин

Руки вверх мы поднимаем

А потом их опускаем

А потом их развернём

Ик себе скорей прижмём.

А потом быстрей  , быстрей

Хлопай –топай веселей.

Выполнение ритмичных

движений.

8 Закрепление изученного материала

9 мин

№3 с. 56.

Что такое периметр?

( отв . детей)

Чем отличается квадрат от других фигур?

Как най ти периметр квадрата?(сложить все с тороны)Какова длина квадрата?(25 мм)Запишем решение сложением.Заменим сложение умножением.(25 *4=100)Обозначим длину сороны квадрата « a»

Какую математическую формулу мы получим? ( p= a +a +a +a  

p=a*4)

Слайд№7 Периметр квадрата , формулы.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Запись решения в тетрадях

 Взаимопроверка, ,работа в парах

Дети проверяют правильность решения задачи по слайду №8 решение задачи  и  ответ..

  Познава -

тельные

Учатся владеть общими приёмами решения задач, строить логическую цепь рассуждений.

9. Рефлексия.

2 мин

Учебник с. 56 «Проверь себя»

Запись только знаки действий. Проверка.

Работа в парах Проводят рефлексию.

Регулятивные:

Учимся достигать целей учебной деятельности.

2 мин

Оценим свою деятельность на уроке.

-если вы довольны собой всё получилось и всё было понятно-Зелёный цвет.

Жёлтый- если не всё получилось  , но вы старались.

Красный- ничего не поняли на уроке.

Делают вывод о своей работе.

Личностные: способность к самоанализу на основе критерия успешности в учебной деятельности.

10. Подведение итогов урока

1 мин

С каким новым математическим законом познакомились?

Какое задание было самым трудным? Кто доволен результатом работы?

Молодцы! Спасибо за урок! До свидания!

Ответы на вопросы.

11.Домашнее задание.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад натему:"Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одарёнными детьми"

В докладе говорится  как реализовывать принципы  в работе с одарёнными детьми....

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

" Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в работе с одаренными детьми."

Материал для выступления на МО школы и города . Содержит презентацию и текстовый документ, освещающий аспекты работы с одаренными детьми....

Формы работы с одарёнными детьми направленные на реализацию принципов личностно – ориентированного обучения.

В выступлении  описала  о формах  работы и видах деятельности  с  одарёнными детьми  в учебном процессе....

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе

РЕФЕРАТ на тему: «Реализация принципов личностно-ориентированного обучения в начальной школе»...

Преемственность детского сада и школы в реализации моделей личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми с учетом принципов поддержки детской инициативы

Дети с большим желанием и положительным настроем идут в школу. На успешное обучение настроены и родители. Большие надежды возлагают педагоги на своих будущих учеников. Но первые трудности, которые неи...