Социализация детей с ОВЗ в условиях введения инклюзивного образования
презентация к уроку
Материал выступления на конкурсе "Учитель года - 2014" в рамках номинации "Работа методического объединения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1 часть_Презентация | 1.88 МБ |
2 часть_Презентация | 1.05 МБ |
3 часть_Презентация | 1.63 МБ |
Выступление | 26.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Всё в твоих руках
Если вы спросите, в чем польза образования, ответ будет прост: образование делает хороших людей, а эти хорошие люди совершают благородные поступки. Платон Образование – процесс, способствующий формированию личности, обладающей приемлемой для себя и общества системой ценностей. Образование детей с особыми потребностями – необходимое условие создания инклюзивного общества.
Виды УУД
Каким образом возможно развитие универсальных учебных действий и успешная социализация детей в условиях введения инклюзивного образования?
Цель: Создание условий для формирования социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья через развитие личности каждого ребенка Задачи: Изучить условия введения инклюзивного образования в РФ; проанализировать необходимость развития УУД детей с ОВЗ; Вовлечь педагогов начальных классов в проблему развития социальной успешности детей с ОВЗ; развить интерес общественности к проблеме социализации детей с ОВЗ; Формировать положительное отношение общества к введению инклюзивного образования и успешной социальной адаптации детей с ОВЗ.
Тема « С ОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ»
Инклюзивное образование — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Концепция «Образование для всех»: «Фундаментальный принцип состоит в том, что каждый человек должен иметь возможность учиться……» Государственная программа «Доступная среда» на 2011-2015 гг: «…Повышение социальной активности, преодоление самоизоляции инвалидов и негативного отношения к инвалидам, роста уровня социальной сплоченности и социальной стабильности в обществе…..»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ТВОРЧЕСТВО – СОТВОРЧЕСТВО - ПАРТНЕРСТВО ПРИЁМЫ: Поэтапное восполнение трудовой деятельности Постоянное одобрение и поощрение Цветовое восприятие Постоянная смена психологических, социально-бытовых, климатических условий ПРИНЦИПЫ: Непрерывность Комплексность Научность Вариативность Доступность Индивидуальность Интегративность в решении задач
Показатели успешности технологии Шакировой З.Х. Благоприятный климат в семье Снижение уровня тревожности ребенка Установление тесного педагогического взаимодействия между учителем и ребенком Потребность в общении с людьми Проявление детьми ответственности, самостоятельности, самообладания, сдержанности
Вид деятельности, применяемый на уроках: Игровой; Опытно – экспериментальный; Проектный; С применением: Здоровьесберегающих технологий; Информационных технологий; Проблемно – диалогического обучения; Этно- педагогики
Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Качество знаний
Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Ф.И.ученика с ОВЗ Вид Достижения Гусева Кристина VII вид Участие в городском творческом конкурсе; Участие в постановке сказки на английском языке; Участие в постановке сценки ко Дню Матери; Творческие работы в изо-студии. Доминов Георгий VII вид Участие в школьном туре чтецов; 1 место в городском турнире по кикбоксингу. Кистенев Артем VI вид Входит в состав школьной команды по футболу и перестрелке; Участие в школьном празднике «День защитника Отечества»; Занимается в городском футбольном клубе.
Показатели успешности учеников с ОВЗ ( 4 б класс МБОУ «СОШ № 3») Техника чтения
Развитие УУД, как механизм социализации УРОК КРУЖКИ Традиции класса Сотрудничество с родителями Различные формы внеучебной деятельности ( тренинги, круглые столы, клубы, встречи ) Городской творческий конкурс
Традиции класса Водопад Кук-Караук г.Уфа Мисс Осень п. Красноусольский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА КЛАССОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАЧАЛЬНЫЕ КЛАССЫ) Год 2006/2007 2008/2009 2009/2010 2011/2012 Кол-во классов 37 32 27 12
Городской творческий конкурс
Конкурс рисунков нетрадиционными формами рисования; Конкурс поделок; Конкурс фоторабот; Конкурс выразительного чтения с элементами театрализации; Конкурс инсценированной сказки с элементами песни и пляски; Конкурс шежере; Интеллектуальный марафон; Туристический слет; Малые олимпийские игры; Конкурс сочинений.
Мониторинг участия детей с ОВЗ в городском творческом конкурсе
Обобщение опыта
Обобщение опыта
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемое жюри, коллеги.
Давным-давно в старинном городе самый способный ученик Мастера задумался : «А есть ли вопрос, на который наш Мастер не смог бы дать ответа?». Пошёл на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал её между ладонями. На вопрос ученика: « Какая бабочка в руках: живая или мёртвая?», Мастер ответил: « Всё в твоих руках». Вот и в руках Учителя помочь ребенку сделать шаг и подняться еще на ступеньку к вершинам своей значимости, вырасти и стать личностью.
Образование детей с особыми потребностями -это необходимое условие создания инклюзивного общества, где каждый сможет чувствовать причастность и востребованность своих действий. Мы обязаны дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом.
При реализации стандартов нового поколения большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. А детям с ОВЗ формирование УУД наиболее необходимо , ведь развитие помогает детям социализироваться.
Имея опыт работы в коррекционных классах, в составе методического совета и городской творческой группы, я задумалась:
каким образом возможно развитие УУ Д и успешная социализация детей в условиях введения инклюзивного образования
Поставила цель: создание условий для формирования социальной адаптации детей с ОВЗ через развитие личности каждого ребенка.
Были определены задачи, рассмотрена актуальность исследования проблемы социализации детей, названа тема «Социализация детей с ОВЗ в условиях введения инклюзивного образования».
Сама система инклюзивного образования является достаточно эффективным механизмом развития инклюзивного общества, т.е. развивая систему инклюзивного образования, тем самым мы способствуем развитию инклюзивного общества – общества для всех/общества для каждого. Я считаю, что именно в этом ключевое значение инклюзивного образования.
У нас в Башкортостане с 1996 года успешно ведет опытно-экспериментальную работу по обучению и воспитанию детей с ОВЗ кандидат педагогических наук ,доцент кафедры психологии и педагогики БГУ Шафикова Зульфира Хасановна. Ее технология используется учителями в Башкортостане и в России.
Познакомившись с теоретическими аспектами заявленной проблемы, я делаю вывод о том, что социализация личности – процесс многогранный и достаточно обширный, что гармоничная социализация для всех граждан государства – залог более развитого, морально устойчивого сильного общества.
Социальным заказом государства является воспитание активных, успешных членов общества, умеющих адаптироваться в жизни. Я рассматриваю понятие «социализация» как способность ребёнка занять в обществе определённое место, с одной стороны – приспособиться к актуальным запросам социума, с другой – попытаться создать себе пространство для роста и развития.
В моем классе есть дети с ОВЗ. Коррекционно-развивающую работу с ними я планирую так, чтобы ребята имели возможность взаимодействовать с учителем и одноклассниками, что необходимо для формирования умения работать в коллективе. Для каждого ребёнка осуществляю подбор наиболее эффективных методов и приёмов. Работа ведётся по индивидуальному образовательному маршруту.
Социализация ребёнка на моих уроках осуществляется в процессе различных видов детской деятельности:
-игровой; опытно-экспериментальной; проектной; с применением здоровьесберегающих , информационных технологий, проблемно – диалогического обучения и этно –педагогики.
Для наиболее успешной социализации на уроке я использую групповую ( парную) форму работы, где более успешный ребенок ведет за собой менее успешного, также особый ребенок получает индивидуальные , дифференцированные задания.
Считаю, что каждый урок – это, прежде всего, коррекция развития ребенка, его способностей и поэтому стараюсь включать детей с особыми потребностями в разнообразную деятельность. Готовясь к урокам, ставлю важнейшей задачей: формирование у детей с ОВЗ совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию. Научиться учиться, а не только освоить конкретные предметные знания – моя задача.
Развитию УУД поможет и внеклассная работа, ведь она предоставляет огромные возможности для сплочения коллектива детей и родителей, для создания в классе такой среды, которая способствует тому, чтобы дети шли в школу с желанием.
Организация внеурочной деятельности, дополнительное образование – это еще один пласт социализации ребенка. Посещение кружков, секций учреждений дополнительного образования важно для личностного роста каждого ребенка. Четвертый год я веду кружок «Умники и умницы. Развитие познавательных способностей». Принципиальной задачей предлагаемого курсa является именно развитие УУД. Если в начале работы по данному курсу выполнение многих предложенных заданий вызывало у детей, трудности, то в конце учебного года большинство учащихся самостоятельно справляются с подобными заданиями.
В моем классе есть традиции, которые помогают сплотиться всем детям, родителям, помогают чувствовать личную значимость при проведении праздников, конкурсов, соревнований, таких как: Посвящение в 1-классники, В гостях у Доктора Айболита, День мамы, День папы. А еще мои ребята очень любят экскурсии – мы побывали в разных уголках нашей Башкирии.
Для успешной социальной адаптации детей была создана городская творческая группа , руководителем которой являюсь я. Изначально работа в творческой группе предполагала работу с детьми классов 7 вида , т.е. с задержкой психического развития. С внедрением инклюзивного образования целью работы творческой группы стала создание коррекционно – развивающейся среды для развития творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья .
С введением инклюзивного образования снижается число класс-комплектов детей с ОВЗ. Дети с особыми потребностями обучаются в массовых классах. Учителю надо иначе организовывать учебную деятельность школьников, используя коррекционно – развивающую работу на уроке.
На протяжении 7 лет проводится городской творческий конкурс для детей с ОВЗ.. Участвуя в различных конкурсах, ребенок развивает творческие способности. Сама подготовка к конкурсу объединяет детей, родителей, педагога. Ребенок становиться успешным, развивает речь, раскрывает свой творческий потенциал, талант , умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, социализируется.
Творческая группа продолжает свою работу. Станут ли дети с ОВЗ участниками 8 городского творческого конкурса «Иди , мой друг, дорогою добра», зависит от нас, педагогов и родителей.
Свой опыт я обобщала на разных уровнях: на страницах городских газет «Педагогический поиск в Салавате», «Выбор», на Международной научно-практической конференции «Взаимодействие образовательных учреждений и семей, воспитывающих детей с ОВЗ, как необходимое условие развития инклюзивной образовательной среды».
Уверена, только совместными усилиями учителей и родителей дети с ОВЗ адаптируются и социализируются. Надеюсь, что мы на правильном пути к достижению цели.
Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Предложенная статья посвящена социализации обучающихся с ОВЗ и её взаимосвязи с дополнительным образованием в условиях школы-интерната. В статье рассмотрены основные подходы к организации кружко...
Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра
в данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....
Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования.
доклад на тему. "Проведение уроков доброты и формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ, в условиях внедрения инклюзивного образования". Краткое описание проведение уроков в доброты. 1 сен...
Сборник "Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей – инвалидов в условиях развития инклюзивного образования"
В данной сборнике представлены методические материалы теоретического и практического содержания из опыта работы председателя ТПМПК Нижневартовского района, председателей консилиумов, профильных ...
Организация деятельности консилиума и сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях развития инклюзивного образования
Статья: Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в рамках ПМП консилиума (из опыта работы), А.Т. Михайлова (стр.73)Методические материалы логопедов (дефектологов) г. Нижневартовска и Нижневартовско...
Социализация детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - одно из приоритетных направлений системы образования в России. Важным компонентом в освоении программы детьми с ОВЗ является их социализа...
Средства альтернативной коммуникации, как условия организации инклюзивного образования для детей с расстройством аутистического спектра
В данной статье раскрыты трудности в организации обучения детей с аутизмом и создание специальных условий в рамках класса и школы....