Как стать педагогом, которого ждут
статья на тему

Кудряшова Нонна Альбертовна

В статье раскрыты основные моменты и рассмотрены различные точки зрения относительно того, каким должен быть педагог. Даны ответы на вопросы о том, как стать педагогом, которого любят и уважают дети, какие качества и способности необходимо развивать в себе, а с какими нужно бороться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_stat_pedagogom_kotorogo_zhdut.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Как стать педагогом, которого ждут

Перед каждым из начинающих преподавателей рано или поздно встаёт вопрос: как стать педагогом, которого ждут, педагогом, которого любят и уважают дети? Какие качества и способности надо развивать в себе, а с какими бороться? Эта проблема была и остаётся одной из самых важных и актуальных для любого начинающего учителя. В данной статье будут раскрыты основные моменты и рассмотрены различные точки зрения относительно того, каким должен быть педагог.

В книге Н.А. Неудахиной «Основы педагогического мастерства» говорится, что успех профессиональной деятельности педагога на 70-80% зависит от педагогического мастерства. Некоторые личностные качества, необходимые для достижения успеха, выработать в себе довольно сложно, но нужно, и развивать их надо начинать уже в вузе. Кроме качеств, в педагогическое мастерство должны входить необходимые профессиональные знания и умения, совершенствование техники, воли, чувств, интеллекта. Любому учителю нужно постоянно работать над собой, учиться быть терпимым к чужим ошибкам и овладевать передовыми педагогическими технологиями.

Рассматривая педагогическое мастерство как систему, можно выделить в нём отдельные свойства. К таким свойствам относятся гуманистическая направленность деятельности учителя, его профессиональные знания, педагогические способности и педагогическая техника. Давайте рассмотрим эти свойства подробнее.

Начнём с гуманистической направленности. Гуманизация – это приближение к личности человека, признание его прав на свободное развитие способностей и интеллекта. То есть учитель должен не навязывать ученику своё мнение, а стараться понять его личные интересы, помогать ему выразить себя, не приказывать, а советовать ему, как лучше поступить в той или иной ситуации. Отношения между учителем и учеником должны быть построены на доверии и уважении.

Второе свойство педагогического мастерства – профессиональные знания. Содержание знаний должно включать в себя знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики и психологии. Важной особенностью знаний является комплексность, т.е. способность синтезировать изучаемые науки, анализировать разные педагогические ситуации и выбирать нужный способ их решения. Ещё одна особенность профессиональных знаний – личностная окрашенность. Педагог должен «очеловечивать» знание, излагая его как свой взгляд на мир, а не просто излагать книжные формулировки.

Следующее свойство, являющееся, возможно, наиболее важным – педагогические способности. Основной способностью, по Н.В. Кузьминой, является чувствительность к объекту – растущему человеку, формируемой личности. Помимо неё, можно выделить ещё шесть ведущих способностей. Одной из них является коммуникативность. В неё входит не только общительность, но и расположенность к людям, желание находиться в их обществе и удовлетворение от этого, доброжелательность. Следующие способности – перцептивные. К ним относится профессиональная зоркость, наблюдательность, интуиция, эмпатия (способность сопереживать, ставить себя на место ученика). Учитель должен уметь анализировать поведение ребёнка, понимать его внутреннее состояние и предугадывать возможные дальнейшие действия. Также педагогу должен быть присущ динамизм личности – способность к волевому воздействию и логическому убеждению, гибкость и инициатива в воздействии на учеников. Динамизм связан и с эмоциональной устойчивостью и самообладанием. Шестая ведущая педагогическая способность – оптимистическое прогнозирование. Учитель должен делать всё для того, чтобы происходило положительное становление личности каждого ребёнка. Педагог-новатор Т.И. Гончарова утверждала: «Учитель не имеет права сказать ученику «Никогда...» ».

Наконец, последнее, тоже немаловажное, свойство в системе педагогического мастерства – педагогическая техника. Педагогическая техника включает в себя две группы умений: умения управлять собой и умения взаимодействовать в процессе решения педагогических задач. Что входит в умения управлять собой? Владение своим телом, эмоциональным состоянием, техникой речи. Ко второй же группе относятся дидактические, организаторские умения, владение техникой контактного взаимодействия. Для успешной педагогической деятельности важна хорошая осанка, красивая походка, выразительный взгляд и жесты. Что касается речи, надо стремиться к хорошей дикции, отсутствию монотонности, разнообразию интонаций, грамотности, правильному дыханию. К эмоциональному состоянию относится в первую очередь самоконтроль и выдержка. Кроме эмпатии, описанной ранее, педагог должен обладать рефлексией, т.е. знать свои собственные сильные и слабые стороны, осознавать, как он оценивается другими людьми.

Можно ли научиться педагогическому мастерству в вузе? Можно, но только основам, т.к. настоящее мастерство может прийти только с опытом работы. Настоящий педагог должен постоянно повышать уровень своего мастерства и не останавливаться на достигнутом.

Конечно, выше были перечислены не все личностные качества, важные для педагогов. Вот ещё несколько качеств, которыми должен обладать учитель, по мнению В.И. Журавлёва: самокритичность, хорошая память, чувство юмора, эрудиция, любовь к профессии, честность, твёрдость, толерантность (терпимость), смелость, воля, требовательность, самоуверенность, справедливость, обаяние, тактичность, организованность, физическое здоровье, осторожность, целеустремлённость.

Для правильного построения отношений с детьми начинающим педагогам могут пригодиться и некоторые правила, приведённые в книге Дейла Карнеги «Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей». По мнению Карнеги, соблюдение этих правил «позволяет склонить людей к вашей точке зрения», а также «позволяет воздействовать на людей, не оскорбляя их и не вызывая у них чувство обиды». Первое правило – «Если вы не правы, признайте это быстро и решительно». Из него следует, что во многих ситуациях самокритика и умение первым признать свои ошибки и правоту собеседника помогают избежать конфликтов. Второе правило – «Искренне старайтесь смотреть на вещи с точки зрения вашего собеседника». Оно означает, что нужно уметь слышать собеседника, смотреть на вещи с его точки зрения и считаться с ней, не приказывать или угрожать, а показывать, что понимаешь причину поступков человека и советовать, как следовало бы поступить. Третье правило – «Начинайте с похвалы и искреннего признания достоинств собеседника». Перед тем, как сделать ученику замечание, следует похвалить его за что-то другое, что хорошо у него получается, указать в первую очередь на его достоинства или сильные стороны и только потом на недостатки. Четвёртое правило – «Сначала поговорите о собственных ошибках, а затем уж критикуйте своего собеседника». Каждый раз перед тем, когда возникает желание поругать кого-то из детей, следует хотя бы на минуту задуматься, как бы вы поступили на его месте, каким вы были в возрасте этого ребёнка, не совершали ли вы сами подобных ошибок. Пятое правило – «Выражайте людям одобрение по поводу малейшей их удачи и отмечайте каждый их успех. Будьте чистосердечны в своей оценке и щедры на похвалу». Похвала очень важна для людей, особенно для детей. Благодаря похвале многие люди начинают больше верить в свои силы и нередко добиваются успеха в жизни. И последнее, шестое правило – «Прибегайте к поощрению. Создавайте впечатление, что ошибка, которую вы хотите видеть исправленной, легко исправима; делайте так, чтобы то, на что вы побуждаете людей, казалось им не трудным». Ребёнок может бояться неизвестности и возможных сложностей, опасаться, что его постигнет неудача. Поэтому, если он не хочет что-то делать, нужно сказать ему, что ничего сложного в данном деле нет, что он обязательно справится, сделать ему комплимент.

Итак, мною были названы основные качества, способности и свойства, которыми должен обладать педагог. Мало было названо качеств, которые могут помешать успешной педагогической деятельности. К ним относятся в первую очередь равнодушие к детям, замкнутость, нерешительность, неуверенность в себе, лень, раздражительность, агрессивность, нервозность, эгоизм, чрезмерно завышенная самооценка. Если говорить о внешности, то для педагога нежелателен яркий макияж и маникюр, вызывающий стиль одежды, неаккуратность, неопрятность. Не беда, если Вы только приступили к педагогической деятельности и у Вас есть некоторые из перечисленных качеств, но с ними обязательно нужно бороться. Поверьте, для того, чтобы добиться успеха абсолютно в любой специальности, Вам всегда придётся работать над собой. Если же Вы не готовы меняться в определённых вещах, возможно, стоит задуматься над тем, насколько правильный жизненный путь Вы выбрали для себя.

Подводя итоги, хотелось бы кратко и прямо ответить на главный вопрос: как же стать педагогом, которого ждут? Во-первых, работать над собой, развивать свои положительные качества и избавляться от отрицательных, следить за своим внешним видом, речью и поведением. Во-вторых, саморазвиваться во всех смыслах этого слова, читать книги, ходить на тренинги, общаться с интересными людьми и стремиться к тому, чтобы самому стать интересным человеком. В-третьих, если у вас есть знакомые дети, как можно чаще стараться применять свои теоретические знания на практике. В-четвёртых, всегда стараться быть на равных с ребёнком, понимать его, строить отношения с ним на доверии и уважении. В-пятых, просто любить детей и свою работу.

Список использованной литературы:

1. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М.: Просвещение, 1992. – 208 с.

2. Неудахина Н.А. Основы педагогического мастерства: учебное пособие / Н. А. Неудахина. – 2-е изд., перераб. и доп. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2009. – 209 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья педагога дополнительного образования МБОУ ДОД ЦРТДиЮ города Геленджика Крюкова Анатолия Харлампиевича: «О выявлении и развитии интереса учащихся начальной школы к хоровой музыке»

Статья написана с целью обмена опытом по вопросу выявления и развития интереса к хоровому пению у учащихся начальных классов. Буду рад общению по этому вопросу....

Статья "Дороги, которые мы выбираем"

Статья о досуговой игровой  программе...

Статья:«Педагог – коуч: новая роль педагога XXI века, обеспечивающая качественное сопровождение образовательного процесса в современной школе»

Технология коучинга в образовании - это инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся.При использовании инструментов технологии коучинга в процессе обучен...

Чек-лист полезных онлайн-сервисов для педагога, которые всегда должны быть под рукой

В чек-листе вы познакомитесь с сервисами-выручалочками для педагога! Также, все ссылки с переходами для удоной навигации....

Статья педагога-психолога "Мой дом без насилия!"

Воспитываем своих детей БЕЗ насилия!...

Статья педагога – организатора дополнительного образования Спортивный праздник «Весёлые новогодние старты"

  Новый год - самый волшебный и долгожданный праздник, который любят все – и взрослые, и дети. Пожалуй, ничто так не сближает детей и родителей, как совместные праздники и ...

Буклет по теме "Рекомендации педагогу, который работает с детьми у которых нарушен слух"

Важнейшей задачей является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов, а также...