Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках.
статья (3 класс) на тему

Громова Наталья Васильевна

Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_ikt_urokah.docx25.86 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках.

«Учитель может сделать для здоровья школьников гораздо больше, чем врач.»

                                                                                                         Н.К. Смирнов

        Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Поэтому именно на этом этапе приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни.

             Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  • объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
  • нагрузка от дополнительных занятий в школе; 
  •  занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.

            Здоровьесберегающие образовательные технологии – это психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

           

              Здоровьесберегающие технологии на ИКТ-уроках - это:

  • условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
  • рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
  • соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
  • необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим;
  • использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.

               Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках применяются  информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской. Опыт практической педагогической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:

  • Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
  • Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
  • Рациональная организация труда учителя и учеников.
  • Создание комфортного психологического климата.
  • Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
  • Чередование различных видов деятельности на уроке.
  • Использование аудиовизуальных средств обучения.

               

          Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером, в компьютерном классе? 

         В первую очередь это условия работы:

  • Очень важно соблюдать температурный режим, подобрать удобную мебель.
  • Компьютеры должны быть установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка.
  • Стены светлых тонов.
  • В кабинете всегда светло и свежо.
  • Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу.
  • А поэтапная смена деятельности на уроке не дает ребенку утомить свой организм.
  • Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, обязательно должны проводятся динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.  

               В задачу педагога входит умение самостоятельно и осознанно выбирать из многочисленного количества ИКТ те, которые наиболее эффективно способствуют решению дидактических целей и задач урока. Учитель должен учитывать, что любая ИКТ – наглядное дополнение к содержанию урока, любой объект ИКТ должен соответствовать целям и задачам урока и способствовать пониманию учащимися сущности изучаемых понятий и явлений.

         Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером на уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.

             Также можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры  «Домино», «Собери картинку».

               Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели.                            Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.

         Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, активно используемые на уроках, способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Развивают творческий потенциал детей, снимают стресс и повышают интерес к урокам.

       

             Основные принципы здоровьесбережения в начальной и средней школе были сформулированы Н.К. Смирновым.

1. Не навреди.

2. Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.

3. Непрерывность. То есть работа по сохранению и защите здоровья должна вестись не от случая к случаю, а постоянно, комплексно.

4. Соответствие содержания обучения возрасту.

5. Успех порождает успех. То есть, нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.

6. Ответственность. Учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

                Итак, при условии грамотного использования, ИКТ могут стать для педагогов помощниками в деле здоровьесбережения школьников и создания системы здоровьесбережения. Опыт работы показывает, что ИКТ и здоровье это не два взаимоисключающих понятия, что ИКТ при их грамотном использовании могут служить инструментом и помощником в деле сохранения и приумножения здоровья школьника.

                                   Список использованной литературы

Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. Руководство для работников системы общего образования.- М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004.

Кучма, В.Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. М.: Просвещение, 2000.

"Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25 ноября 2002 года, с 1 сентября 2003 года

Здоровьесберегающая деятельность школы в учебно-воспитательном процессе: проблемы и пути их решения // Школа. – 2005. – №3.

 Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. -2005. – №6. – С. 37–44.

Петров К. Здровьесберегающая деятельность в школе//Воспитание школьников.-2005.- №2.- С.19-22.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии (презентации, конспекты уроков, технологические карты, сообщения)

Здоровьесберегающие технологии отображены в конспекте урока технологии по теме "Работа с бумагой"...

реферат на тему "Здоровьесберегающие технологии в пространстве урока в начальной школе"

В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач...

Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках в начальной школе.

Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интеракти...

Использование здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» на уроках в начальной школе

Актуальность проблематики связана с тем, что постоянно растет количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Это ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм профилактик...

Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках

В данном материале даны методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ-уроках. Попыткой оздоровить учащихся, облегчить их пребывание в стенах школы явилось введение в на...