Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках в начальной школе.
статья по зож
Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской. Опыт практической педагогической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
- Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
- Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
- Рациональная организация труда учителя и учеников.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером, в компьютерном классе? В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, подобрать удобную мебель. Компьютеры должны быть установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. А поэтапная смена деятельности на уроке не дает ребенку утомить свой организм. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, обязательно должны проводятся динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_ikt_urokah.docx | 20.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии на ИКТ уроках.
Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. Современные условия жизни предъявляют повышенные требования к состоянию здоровья человека, особенно детей школьного возраста. Поэтому именно на этом этапе приоритетными являются задачи воспитания у детей мотивации на здоровье, ориентации их жизненных интересов на здоровый образ жизни. Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:
• объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
• нагрузка от дополнительных занятий в школе;
• занятия активно-двигательного характера: динамические паузы и др.
Для активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках применяются информационно-коммуникационные технологии, поэтому о здоровье ребенка необходимо подумать ещё задолго до того, как школьник приступил к занятиям с использованием компьютера. Детский развивающийся организм имеет свои особенности. Все эти особенности очень важно учитывать при посадке ученика за компьютером, за партой, а также при проведении уроков с использованием интерактивной доской. Опыт практической педагогической деятельности выявил следующие пути решения проблемы сохранения здоровья детей:
- Использование технологий, имеющих здоровьесберегающий ресурс (уровневой дифференциации, индивидуального обучения, программированного обучения, групповых и игровых технологий, укрупнения дидактических единиц, развивающего обучения, и др.)
- Применение активных методов обучения и форм организации познавательной деятельности учащихся.
- Рациональная организация труда учителя и учеников.
- Создание комфортного психологического климата.
- Соблюдение СанПиН и правил охраны труда.
- Чередование различных видов деятельности на уроке.
- Использование аудиовизуальных средств обучения.
Что должен сделать учитель для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером, в компьютерном классе? В первую очередь это условия работы. Очень важно соблюдать температурный режим, подобрать удобную мебель. Компьютеры должны быть установлены в соответствии с нормами, исключая до минимума, воздействие электромагнитного излучения на ребенка. Стены светлых тонов. В кабинете всегда светло и свежо. Учащийся, заходя в такой кабинет, вне всяких сомнений, настраивается на творческую и плодотворную работу. А поэтапная смена деятельности на уроке не дает ребенку утомить свой организм. Учитывая требования здоровьесберегающих технологий, для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке, обязательно должны проводятся динамические паузы, физминутки, минутки релаксации.
Для снятия зрительной нагрузки во время работы в тетради или за компьютером на уроках необходимо выполнять простейшие упражнения для глаз, так как они не только служат профилактикой нарушения зрения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении. Также можно использовать всевозможные игровые моменты, чтобы разнообразить виды деятельности на уроке и помочь учащимся легче усвоить новый материал. Например, для переключения видов деятельности можно использовать игры «Домино», «Собери картинку». Не следует забывать также, что творческий характер образовательного процесса является крайне необходимым условием здоровьесбережения. Ведь включение школьника в творческий процесс не только способствует развитию личности учащегося, но и снижает вероятность наступления утомления. Следовательно, возникает необходимость увлечь учащихся творческой деятельностью, добившись их личной заинтересованности в учебном процессе, в достижении цели. Немаловажную роль играют для здоровьесбережения и положительные эмоции, которые получает учащийся на уроке.
Один из приемов создания положительных эмоций на уроке – юмор, доброе слово, обращение к ученику по имени, строки из стихотворения. В конце урока необходимо применять разнообразные элементы рефлексии.
Здоровьесберегающие технологии на ИКТ - уроках - это:
- условия обучения ребенка на уроке (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и воспитания);
- рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
- соответствие учебной и физической нагрузок возрастным возможностям ребенка;
- необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
- использование разнообразных видов здоровьесберегающей деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов здоровья, работоспособности.
Методические рекомендации по применению здоровьесберегающих технологий на ИКТ - уроках
- Для обеспечения безопасного сотрудничества ребенка с компьютером на ИКТ - уроках необходимо соблюдение санитарно – гигиенических требований: в 1 классе за компьютером можно работать не более 10 минут, во 2 - 4 классах – не более 15 минут
- Для сохранения здоровья учащихся и эффективной работы на уроке необходимо проводить динамические паузы, физминутки и зрительные гимнастики.
Упражнения для глаз не только служат профилактикой нарушения зрения, снятием напряжения, но и благоприятны при неврозах, гипертонии, повышенном внутричерепном давлении.
Необходимо соблюдение требований к дизайну мультимедийных презентаций
- шрифт без насечек, без наклона, размер от 20 пт
- количество цветов на слайде не больше трёх
- цвет шрифта и фона должны быть контрастными, чтобы текст хорошо читался
- текста не должно быть много, чтобы не вызвать быстрого утомления учеников
В течение урока необходимо применять разнообразные минутки релаксации, а конце урока элементы рефлексии.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на ИКТ - уроках способствуют укреплению и сохранению здоровья детей. Процесс обучения становиться интересным и занимательным, у детей создается бодрое, рабочее настроение, облегчается преодоление трудностей в усвоении учебного материала, усиливается интерес детей к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Здоровьесберегающие технологии и пути реализации в начальной школе.
Опыт работы по здоровьюсбережения....
Здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе начальной школы
Принцип здоровьесберегающей технологии заключается в том, чтобы помочь детям познать самих себя и сотворить себя. Дети должны осознать ,что надо бояться не микробов и вирусов, а своих ошибочных ...
Здоровьесберегающие технологии в системе дополнительного образования начальной школы
Школа – это место интенсивного и целенаправленного умственного и нравственного развития каждого человека на протяжении 10 лет. Можно сказать, что абсолютным критерием качества образовательной си...
реферат на тему "Здоровьесберегающие технологии в пространстве урока в начальной школе"
В условиях современной природной и социально-экономической ситуации проблема здоровья детей приобретает глобальный характер. Сохранение укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач...
Использование здоровьесберегающей технологии «Кинезиология» на уроках в начальной школе
Актуальность проблематики связана с тем, что постоянно растет количество детей с нарушениями в физическом и психическом развитии. Это ставит перед педагогами задачу поиска эффективных форм профилактик...
Мастер – класс «Здоровый учитель – здоровый ученик. Элементы здоровьесберегающих технологий, применяемые на уроках в начальной школе»
Мастер- класс...
Реферат "Здоровьесберегающие технологии в пространстве урока в начальной школе"
В условиях современной жизни, проблема здоровья детей приобретает глобальный характер....