формирование метапредметных результатов
статья на тему
В статье дается кратткое описание того, что такое метапредметность и для чего она нужна?.. ФГОС НОО требует от нас ,чтоб в начальных классах уже мы должны сформировать у детей метапредметные результаты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formir_metpred_rez.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности
Гараева Дания Гилемовна, методист
МКУ «Отдел образования» исполкома
Мензелинского муниципального района РТ
.
Метапредметные результаты деятельности – универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникактивные, регулятивные. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций
Универсальные способы деятельности осваиваются обучающимися на базе всех учебных предметах и применяются учащимися, как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Мерой способности человека включаться в деятельность выступает совокупность компетентностей. Для школьной образовательной практики можно выделить следующие ключевые компетентности:
• математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией – владение математическими умениями;
• коммуникативная (языковая) компетентность – умение вступать в коммуникацию с целью быть понятым, владение умениями общения;
• информационная компетентность – владение информационными технологиями – умение работать со всеми видами информации;
• социальная компетентность – умение жить и работать вместе с другими людьми, близкими, в коллективе, в команде;
• продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, способность к созданию собственного продукта, умение принимать решения и нести ответственность за них;
• нравственная компетентность – готовность, способность и потреб-ность жить по общечеловеческим нравственным законам.
Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Значимость и актуальность обозначенной проблемы определили выбор данной темы : «Формирование метапредметных результатов в урочной деятельности».
Целью работы является изучение особенностей системы формирования метапредметных результатов на ступени начального школьного образования.
Для реализации поставленной цели следует решить ряд задач:
• рассмотреть цели, задачи и направления развития начального образования
• изучить психолого-педагогические и теоретико-методологические основы метапредметных результатов;
• изучить характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, метапредметных результатов;
• подобрать типовые задания для оценки уровня сформированности коммуникативных учебных действий.
Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Существующие сегодня «Примерные программы обучения» на основе стандартов второго поколения, определяют следующие цели обучения:
• Развитие коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевая, языковая, социокультурная/межкультурная, компенсаторная, учебно-познавательная компетенции.
• Развитие личности учащихся.
• Формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД).
В качестве предполагаемых результатов обучения выделяют:
1.Предметные результаты.
2.Личностные результаты:
- формирование мотивации учения;⎫
- осознание возможностей самореализации;⎫
- стремление к совершенствованию;⎫
- формирование коммуникативной компетенции;⎫
- формирование общекультурной и этнической идентичности;⎫
- толерантное отношение к проявлениям иной культуры;⎫
- готовность отстаивать национальные и общечеловеческие ценности, свою гражданскую позицию.⎫
.Метапредметные результаты:
- развитие умения планировать свое речевое и неречевое поведение;ϖ
- развитие коммуникативной компетенции;ϖ
- умение четко определять области знаемого и незнаемого;ϖ
- умение ставить перед собой цели и определять задачи,ϖ
- развитие исследовательских учебных действий,ϖ
- развитие смыслового чтения, включая умение определять тему, прогнозировать содержание текста по заголовку/ по ключевым словам, выделять основную мысль, главные факты, устанавливать логическую последовательность основных фактов;ϖ
осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.ϖ
Именно метапредметные результаты будут являться мостами, связывающими все предметы, помогающими преодолеть горы знаний.ϖ
Понятие метапредметности.
Что же такое метапредметы и принцип метапредметности?
Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления. Ученик на данных уроках учится учиться. Здесь создаются условия для того, чтобы ученик начал рефлектировать собственный процесс работы: что именно он мысленно проделал, как двигался, к каким результатам пришел.
Можно сделать вывод о том, что у ребенка развиваются такие способности, как понимание, воображение, мышление, рефлексия, действие.
Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Принцип метапредметности заключается в акцентировании обучаемых на способах представления и обработки информации при изучении достаточно большого количества учебных дисциплин на основе обобщенных методов, приемов и способов, а также организационных форм деятельности учащихся и преподавателя. Стандарты второго поколения предусматривают преподавание метапредметов как отдельных дисциплин. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и способы регуляции своей деятельности, включая планирование, контроль и коррекцию.
Достижение метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса, то есть всех учебных предметов, базисного плана и применяются учащимися как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность ряда регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных действий, т.е. таких умственных действий учащихся, которые направлены на анализ и управление своей познавательной деятельностью.
Основное содержание формирования метапредметных результатов в начальной школе строится вокруг умения учиться.
Достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе. Таким образом, формирование метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:
1.Умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка):
• способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности;
• умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
• преодоление импульсивности, непроизвольности;
• умение адекватно воспринимать оценки и отметки;
• умение различать объективную трудность задачи и субъективную сложность;
• умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности.
2. Формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей:
• целеустремленность и настойчивость в достижении целей;
• готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей (стратегия совладания);
• формирование основ оптимистического восприятия
Формы, методы, инструменты контроля метапредметных результатов
Основным объектом формирования метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий ( далее - УУД).
Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование
Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос; персонифицированный и не персонифицированный
Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки
Метапредметные результаты Уровни
1уровень 2 уровень 3 уровень
Регулятивные Умение планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации Умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основании оценки и учета характера ошибок самостоятельно преобразовывать практическую задачу в познавательную; Приобретения навыка саморегуляции Проявлять инициативу и самостоятельность в обучении
Познавательные Способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи умение осуществлять информационный поиск , сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников Умение использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных и практических задач. Умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
Коммуникативные Умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем Умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы Владение монологической и диалогической формами речи; Умение выразить и отстоять свою точку зрения, принять другую
Формы работы по формированию базовых коммуникативных компетенций
Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10—15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.
Для групповой работы можно использовать время на уроках. Однако можно привлекать другие формы, например проектные задания, специальные тренинговые занятия по развитию коммуникативных навыков. Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению.
Система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов (универсальных учебных действий)
Заключение.
Таким образом, можно выделить несколько позиций обобщающего характера, сделать главные выводы о роли формирования метапредметных результатов в системе современного общего среднего образования:
1. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.
2. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно - возрастного развития личностной и познавательной сфер ребёнка.
3. В основе формирования метапредметных результатов лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций..
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
2. Колесина К.Ю. Метапроектное обучение: теория и технологии реализации в учебном процессе: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.01. Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2009. 35 с.
3. Федорова С.Ш. Технология присвоения метазнаний /http://festival.1september.ru/articles/100689/.
4. Фоменко И.А. Создание системы формирования нового содержания образования на основе принципов метапредметно-сти/fomenko.edusite.ru/p35aa1.html/.
5. Хуторской А.В. Эвристический тип образования: результаты научно-практического исследования // Педагогика. – 1999. - №7. – С.15-22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход как основа формирования метапредметных результатов.
O подходе к результатам образования....
Педагогический опыт работы «Исследовательская деятельность младших школьников как средство формирования метапредметных результатов»
Всем известно, что с 2011 года российская школа перешла на новый Федеральный государственный образовательный стандарт, которыйвыдвинул конкретные требования к выпускнику начальной школы....
Формирование метапредметных результатов
Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только высокий уровень знаний, но и высокий уровень сфор...
Приемы формирования метапредметных результатов в курсе английского языка начальной школы в рамках ФГОС
Мое выступление на Региональной Ярмарке Педагогических инноваций. К тесту выступления также прилагаю презентацию для более наглядного восприятия....
Формирование метапредметных результатов в УМК «Школа России»
УМК "Школа России"...
Формирование метапредметных результатов в УМК «Школа России» презентация
УМК "Школа России"...