Медийное сопровождение образовательных программ
статья на тему
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_media.docx | 38.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Медийное сопровождение образовательных программ.
Хагурова Саида Гаруновна
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МБОУ «СШ №2» п. Энем
Тахтамукайского района
Республики Адыгея
«Расскажи мне, и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
вовлеки меня – и я пойму».
Китайская мудрость
В рамках Приоритетного Национального проекта «Образования» все школы страны подключены к сети Интернет. Параллельно в рамках Федеральной целевой программы Развития Образования разрабатываются Электронные Образовательные ресурсы нового поколения, обладающие инновационными качествами, необходимыми для удовлетворения потребностей школы.
Учить и учиться с интересом и максимальной эффективностью в современной школе уже сегодня можно с помощью электронных образовательных ресурсов нового поколения. Для ученика — это существенное расширение возможностей самостоятельной работы — заглянуть в любой музей мира, провести лабораторный эксперимент и тут же проверить свои знания. Для учителя — это увеличение времени общения с учениками, что особенно важно — в режиме дискуссии, а не монолога.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. В настоящее время работа с компьютером является привлекательным для школьников видом деятельности. Поэтому сегодня интерес к виртуальному получению знаний является одним из мощных мотивов обучающихся к познанию. Этап мотивации учения обогащается за счёт увеличения потенциала восприятия, приобретения познавательной нагрузки, развития воображения и эмоций. Всё это позволяет сделать вывод, что использование информационных технологий в образовании, в том числе начальном, становится актуальной задачей школьного преподавания.
Специфику профессиональной деятельности учителя начальных классов в условиях ИКТ составляет то, что он первым адаптирует школьника к новой для него среде и первым показывает назначение и преимущества ИКТ не только как средства игры, но и как средства учебной деятельности.
Я - учитель 2 «Б» класса. Работаю по ФГОС второго поколения 6 год. В моём классе обучается 18 учеников. Обучение ведётся по УМК «Школа России».
В новых образовательных стандартах начального общего образования выдвигаются требования к использованию современных информационных и коммуникационных технологий в урочной, внеурочной и исследовательской деятельности. В предметных, личностных, а особенно метапредметных результатах мы видим необходимость формирования первичных навыков работы с компьютером. В учебном плане 2 класса, (да и во 3 – 4) нет учебного предмета Информатика, но чётко сформулированы ИКТ компетентности обучающихся, которыми они должны овладеть в результате изучения всех предметов на ступени начального общего образования. Поэтому первичные навыки работы с информацией, компьютером как инструментом для работы с информацией учащиеся должны приобретать на всех без исключения предметах учебного плана. Это возлагает на учителя начальных классов большую ответственность. Помочь учителю в достижении этих результатов могут Электронные образовательные ресурсы. В одном цифровом образовательном ресурсе могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие элементы. Он может быть представлен на любом электронном носителе, а также опубликован в телекоммуникационной сети. Цифровыми образовательными ресурсами могут пользоваться все участники образовательного процесса: учителя при подготовке и ведении занятий, учащиеся на уроках и при самостоятельных занятиях, родители.
Одним из ресурсов для самых младших школьников является электронное приложение к учебнику, являющееся его составной частью (это тоже требование к учебно-методическому обеспечению образовательного процесса новых стандартов). Учащиеся 2 класса обеспечены бесплатными учебниками по всем предметам. 7 из 9 учебников комплекта - с электронными приложениями на DVD– дисках. Каждое приложение является интерактивным мультимедийным компонентом УМК, может использоваться для совместной работы учителя с учащимися в классе, и для самостоятельной работы учащихся дома. В каждое пособие включено более 600 мультимедиа ресурсов различных типов, расширяющих информационно-образовательное пространство УМК: Интерактивные игры, Видеофрагменты, Фотографии, Анимации, Тесты. Всё это обеспечивает эффективную организацию познавательной деятельности маленьких учеников. Объединение текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
Материал в электронном приложении организован в виде электронной демонстрационной таблицы с выделенными активными зонами. Каждая из них содержит задания, анимации, интерактивные модели, схемы. Электронное приложение позволяет значительно расширить и дополнить содержание. Оно помогает учителю провести интересные уроки с использованием мультимедиаресурсов и повысить уровень мотивации учащихся.
Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса на уроке, переориентирование его на развитие мышления, воображения. Есть возможность организовывать разные виды образовательной деятельности, работать с детьми фронтально, в парах, в группах, индивидуально. Так как дети имеют разную степень подготовленности.
Можно дать задания всему классу целиком, и паре учащихся, и отдельному ученику, формируя индивидуальные образовательные траектории и календарь индивидуальных заданий, задания творческого характера. Удобно, что тесты, автоматически оценивают результаты учащихся. Учитывая информацию о периоде продуктивной активности школьников, можно максимально эффективно использовать возможности каждого ребёнка для обучения и вовремя переключить его на другой вид деятельности, используя компьютер в качестве мощного мотивационного средства. Есть возможность учитывать индивидуальные особенности детей. А учащимся с заниженной скоростью мыслительных процессов предлагать выполнять задание за компьютером в собственном скоростном режиме. Работа положительно сказывается на результате, что ведёт к росту самооценки, повышает комфортность обучения таких детей Школьникам, выполняющим общие для всех задания быстро и качественно, можно предложить компьютерный тренажер повышенной сложности или задание пропедевтического характера, выполнение которого позволит им участвовать в объяснении нового материала своим одноклассникам. У большинства учеников дома есть компьютер с выходом в Интернет. Родители установили диски на домашние компьютеры.
Применение ИКТ в начальной школе – это большая ответственность и за здоровье детей. Необходимо соблюдать гигиенические нормы и требования.
Приведу пример использования ЭОР на уроке математике во 2 классе
(фрагмент урока)
Тема урока: Час. Минута.
Тип урока: урок объяснения нового материала
Цели и задачи учебного занятия:
Обучающая:
- познакомить с единицами измерения времени - часом и минутой;
- научить узнавать время по часам;
- развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности, речь;
- прививать любовь к предмету.
Воспитывающие:
- Воспитывать информационную культуру, дисциплинированность, аккуратность, настойчивость в учебе.
- Воспитывать ответственность за выполняемую работу, аккуратность при работе с компьютером;
- Воспитывать бережное отношение ко времени.
Развивающая:
- показать важность ориентирования во времени как одно из средств самоконтроля.
Способствовать развитию грамотной речи, взаимодействия между учащимися.
- Развивать умение работать в паре и умение выстраивать самостоятельную работу.
- Способствовать развитию умения планировать свою деятельность;
- Формировать интерес к предмету математики.
- Развивать логическое мышление, память, внимание, познавательные и математические способности.
- Развитие универсальных учебных действий:
- -Предметные результаты: Познакомить учащихся с единицами измерения времени: часом, минутой; продолжить работу над формированием умения решать выражения вида 30 + 5, 35 – 5, 35 -30; продолжить работу над обратными задачами; прививать интерес к предмету; усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр,
- -Метапредметные результаты: Усвоить единицы измерения времени «час, минута»; решать обратные и составные задачи; выработать каллиграфическое написание цифр, навыки работы на ПК, навыки чтения
-Регулятивные: Анализировать, сравнивать выполненные действия и полученные результаты. Определить план выполнения задания на уроке, следовать плану и алгоритму при выполнении задания.
-Коммуникативные: Участвовать в диалоге на уроке, воспринимать объяснения и инструкции учителя, планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, управлять поведением партнёра, контролировать себя и партнера при работе в паре, в группе
-Личностные: Оценивать результаты выполненной работы. Развивать внимание, вариативность мышления. Развивать креативность и творческие качества личности. Воспитывать бережливость, аккуратность, привычки ухаживать за своими вещами, экономить своё и чужое время.
Оборудование:
- Персональный компьютер, проектор, экран.
- Презентация.
- Электронное приложение к учебнику Моро. Математика 2 кл. ФГОС, М., Просвещение,.2012 г
- Палитра математическая с карточками «Час, минута», «Сложение и вычитание в пределах 100 вида 45+4, 45-5.
- Часы настенные, будильники, электронные
- Карточки с пословицами о времени
- Ключи с ответами
- Раздаточный материал для работы в парах «Составление режима дня»
- Смайлики
- Электронная физминутка
- Учебник, рабочая тетрадь ученика
Ход учебного занятия:
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты | |||
Знания | УУД | ||||||||
1. Организацион-ный момент. | 1 мин |
| Знают и выпол-няют правила вежливости | Коммуникативные, личностные | Диалог | Фронтальная | |||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Слайд 1.Ребята, улыбнитесь друг другу и отгадайте загадку: Без ног, а ходят, без рук, а показывают» | Улыбаются, отгадывают загадку. | ||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты | |||
Знания | УУД | ||||||||
2. Мотивационный этап. (Сообщение целей урока) | 1 мин | Подвести к теме урока. Мотивировать на работу | Знают, что такое время, для чего нужны часы | Регулятивные: целеполагание, определение задач урока | Словесный, наглядный | Беседа фронтальная | Слайд презентации | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
Оглянитесь вокруг. Кто из вас догадался, какова тема урока? Слайд 2 Что вы уже знаете о времени? Какова цель нашего урока? Вы правильно сказали – время надо беречь. Его нельзя потрогать, но можно легко потерять. Вот и мы, не теряя ни минуты, приступим к мыслительной разминке. | Определяют тему урока, определяют цель | ||||||||
Этап учебного занятия | Время | Цель | Компетенции | Методы | Формы | Используемые дистанционные ресурсы или их компоненты | |||
Знания | УУД | ||||||||
3. Мыслительная разминка. Актуализация знаний. | 3мин |
| Действия сло-жения и вычита-ния, компоненты действий. Знают, как читать чи-словые выражения разными спосо-бами | Личностные: бережливость, аккуратность, пунктуальность | Сравнения,анализ | Фронтальный опрос | Слайды 3-8 | ||
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||||
2.Посчитаем устно. Слайд 5 Вот видите: посчитать такие примеры – минутное дело! И все же иногда минута очень ценна! Ведь время нельзя остановить, вернуть назад, оно всегда движется, и только вперед – от прошлого к будущему. Древние греки считали, что рядом с ними всегда течет невидимая река времени – Лета. Она уносит мгновения, минуты, часы, годы, века. Так и появилась поговорка «Кануло в Лету!» – то есть «Ушло безвозвратно» Вы слышали выражение: «Цена минуты – человеческая жизнь»? Когда так говорят? Слайд 6 Поэтому часы с нами всегда! Слайд7 И мы должны научиться ими пользоваться. Слайд 8 Чему научила вас полученная информация? | Отвечают на вопрос. Проверяют свой ответ. Считают устно Отвечают на вопрос |
Список использованных источников
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Москва «Просвещение» 2011
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения в учебном процессе: Научно-методические материалы / Бордовский Г. А., Готская И. Б., Ильина С. П., Снегурова В. И. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2007. — 31 с
- М.И.Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова, С. И. Волкова, С.В.Степанова. Математика 2 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. 3-е издание, Москва, «Просвещение», 2012г.
- Использование электронных образовательных ресурсов нового поколения на уроках в начальной школе - Чернова С.Ф. 2009 г.
- Мультимедийный учебник «Уроки Кирилла и Мефодия»,2009
- Ефимов В. Ф. Использование информационно-коммуникативных технологий в начальном образовании школьников// Начальная школа, № 2, 2009.
- Казеичева И.Н. Особенности использования современных информационных технологий в работе учителя начальных классов.// Начальная школа, № 3, 2011.
- Интернет-ресурсы:
http://festival.1september.ru/articles/565559
http://www.razumniki.ru/uchimcay_opredelyat_vremya.html
http://www.razumniki.ru/stihi_vremya_chasy.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
курсова работа «Программа индивидуального сопровождения ребенка с ОВЗ как часть адаптированной образовательной программы».
Инклюзивное образование, особенно инклюзия вдошкольном образовании являясь достаточно новой формой получения образования, поэтомуимеет ещёмало опыта, недостаточно подготовленную нормативную базу.Счита...
Программа индивидуального логопедического сопровождения ребёнка с ЗПР как часть адаптированной образовательной программы
В последнее время наблюдается рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа пс...
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА Проектирование программы индивидуального сопровождения детей с расстройствами аутистической сферы, как части адаптированной образовательной программы по программе повышения квалификации для руководителей и специалистов
Министерство образования и науки Российской Федерации Государственное бюджетное образовательное учреждениевысшего профессионального образования города Москвы«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ У...
Организация работы ППк по сопровождению образовательной деятельности детей с особыми образовательными потребностями
Школьный психолого-педагогический консилиум (ППк).Общая организация работы....
Индивидуальная образовательная программа по сопровождению ребенка с девиантным поведением
Индивидуальная образовательная программа по сопровождению ребенка с девиантным поведением...
Особенности логопедического сопровождения образовательного процесса в условиях реализации новых образовательных стандартов обучающихся с ОВЗ
Цель работы учителя - логопеда в рамках ФГОС: оказание помощи обучающимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи, в освоении ими общеобразовательных программ, способствуя развитию и са...
Эффективные инструменты для организации информационно-медийного сопровождения образовательной деятельности
Эффективные инструменты для организации информационно-медийного сопровожденияобразовательной деятельности...