Особенности коррекционной работы при различных формах ДЦП
материал по теме

Никитина  Елена  Викторовна

     В  материале  рассматриваются   особенности коррекционной работы при различных  формах  ДЦП

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

Особенности коррекционной работы при различных  формах  ДЦП

        

  Психолого-педагогическая  характеристика    учащихся  с  ДЦП  

Спастическая  диплегия

     Патогенез:  патология  формирования  теменно-затылочных  структур  головного  мозга,  чаще  правого  полушария.

       Интеллектуальное  развитие  крайне  неравномерно.  Характерны  удовлетворительное  развитие  вербального  (словесного)  мышления  и  выраженная  надостаточность  наглядно-действенного  мышления  в  сочетании  с  нарушениями  пространственного  гнозиса  и  праксиса.  Трудности  в  обучении  математике,  географии,  швейному  делу.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

    1. Мышечный  тонус  повышен  больше  в  ногах,  меньше  в  руках.  Изменение  тонуса  по  спасти-ческому  типу.

     2. Произношение  довольно  чистое.  Может  быть  псевдобульбарная  дизартрия.  У  отдельных  детей  склонность  к  рассуждательству,  резонерству,  употреблению  речевых  штампов.

      Удовлетворительная  способность  к  абстрагированию  и  обобщению  (выделяют  главное,  воспринимают  смысл  сюжета,  устанавливают  причинно-следственные  связи).

     Кратковременная  вербальная  память  лучше,  чем  зрительная.

 

     3.Наблюдаются  нарушения  высших  корковых  функций.  Затруднения  при  выполнении  заданий  на  пространственную  ориентировку,  определение  направ-лений  и  схемы  тела.  

     Наблюдается  зеркальность  в  письме,  перевернутость  изображе-ний.

     4. Нарушения  функций  счета  выражаются  в  трудности  восприятия  количества,  разрядного  строения  числа,  в  усвоении  арифметических  знаков,  в сравнении  целого  и  его  частей  при  выполнении  арифметического  действия,  особенно  вычитания,  деления.

     Преждевременная  вербализация  математических  знаний,  опережа-ющая  усвоение  словесных  обо-значений  без  достаточного  за-крепления  наглядно-действенных  способов  выполнения  заданий

     Трудность  возврата  к  этапу  наглядной  демонстрации.

     5. Эмоции  дифференцированы.  У  некоторых  детей  отмечаются  глубокие  личностные  реакции  (обидчивость,  переживание,  чувство  физической  неполноценности)

     Может  быть  вялость, недо-статочность  планирования  действий  при выполнении  заданий.  Нарушены  целевая  и  исполнительная  стороны  деятельности

     Расслабление  тонуса.  Обучение  преодолению  пирамидного  тонуса  (колебания,  потряхивания  в  определенном  ритме)

     Развитие  произвольной  мотори-ки.

     Формирование  движений  рук.

     Развитие  опороспособности.

     Работа  над  многозначностью  слова,  его  смысловыми  оттенками,  над  выразительными  средствами  речи  (понимание  сравнений, метафор,  эпитетов,  активизация  словаря)

     Обучение  планирования  речевого  высказывания.

     Введение  в  речь  сложных  логико-грамматических  конструкций,  отражающие  пространственные  отношения  предметов  (семантика  пространства)

     Целенаправленная  работа  по  формированию  и  развитию  корковых  функций  (конструиро-вание  различных  видов,  развитие  стереогноза,  развитие  зрительно-моторной  координации  в  процессе  организованной  деятельности  (глаз-рука-предмет),  активно  формиро-вать  фиксацию  взора  в  рисунках,  играх  на  прослеживание  за  движущими  предметами.

     Работа  по  преодолению  дисграфии.

     Развитие  пространственного  гнозиса  и  праксиса  во  всех  видах,  практической  и  игровой  деятельности  при  самообслуживании

     

     Задания  с  геометрическими  фи-гурами  (преодоление  стереотипов).

     Активизация  действий  ребенка,  через  обыгрывание  математического  материала  (предметы,  рисунки,  схемы).

     Использование  дидактических  игр.

     Поэтапное  расчленение  задания.

     Постоянная  стимуляция.  Обучение  планированию  собственной  деятельности

Гемипаретическая  форма

     Патогенез:  недостаточность  теменно-затылочных  отделов  коры  головного  мозга  (поражены  конечности  на  одной  стороне,  противоположной  пораженному  полушарию)

     Обязательно  развивать  здоровую  руку  и  ногу.  Включать  в  работу  пораженную  руку  (здоровую  в  это  время  расслаблять). Формировать  изолированные  движения  больной  и  здоровой  рукой.  при  сильных  гемипарезах  обучать  больную  руку  поддержками.  Вырабатывать  правильную  позу  при  письме,  рисовании,  еде  и  тд.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

Правосторонний  гемипарез

(нарушение  пространственного  анализа)

     1.  Слабое  речевое  мышление.  Семантические  нарушения - затруднения в осмыслении  логико-грамматических  конструкций  с  наречиями  и  предлогами,  отражающими  пространственные  отношения  предметов.

     Стертые  признаки  моторной  алалии.  Нарушено  произношение:  смазывают  шипящие,  свистящие,  не  выговаривают  "р",  нарушена  структура  многосложных  слоыв,  снижен  фонематический  слух. Редко мнестические  нарушения - забывание  названий  предметов.

     Зеркальное  письмо (элементы  оптико-пространственной  дисгра-фии)

     Низкая  речевая  активность.  Возможны  вторичные  функциональ-ные  речевые  расстройства -заикание,  избирательное  речевое  общение.

     Большие  затруднения  в  усвоении  русского  языка,  предметов  гу-манитарного  цикла.

     2.  Возможны  корковые  нарушения:  пальцевая  агнозия  (неузнавание  пальца),  апраксия,  расстройство  схемы  тела,  нарушение  функций  счета  (порядковый  счет,  цифровой  ряд - справа  налево).

     3.  Нарушение  личностных  свойств  по  типу  аутизма  (уход  в  себя,  низкая  контактность)

     Развивать  речевое  мышление  и  коммуникативную  функцию  речи.

    Расширять  словарный  запас.  Работать  над  пониманием  значений  слов  и  понятий,  пониманием  многозначности  слов.

     Специально  создавать  ситуации  речевого  общения.  Поощрять  лю-бую  речевую  деятельность.  Оказы-вать  помощь,  поддержку.  Иногда  необходимо  начать  с  воспитания  внутренней  речи  (больше  говорить  с  ребенком,  рассказывать  ему,  объяснять  значение  того  или  иного слова,  фразы,  высказывания)

    Коррекция  зеркального  письма  (маркировка  верхнего  левого  угла,  выработка  автоматизированных  движений  слева  направо,  рисование  дорожек,  ленточек)

     Построение  цифрового  ряда  слева  направо,  конструирование  ассиметричных  фигур - по  образцу,  по  памяти.  развитие  манипуля-тивной  деятельности,  содрудествен-ных  движений,  стереогноза,  развитие  мышечно-суставного  чувс-тва - ощупывание  и  узнавание  предметов  без  зрительного  контроля.

     Активизировать  все  виды  деятельности,  оказывать  помощь,  поощрять.  Специально  создавать  ситуации  для  активного  проявления  личности.

Левосторонний  гемипарез

(нарушение  пространственного  синтеза)

     1. Нарушения  пространственного  гнозиса  и  праксиса  (затруднена  ориентировка  на  плоскости  листа)

     Нарушено  пространственное  мышление. Нарушение  функций  счета.

     2.  Нарушение  поведения  по  типу  психопатии.  При  утомлении  раздражительная  слабость,  психо-моторная  расторможенность.

     Коррекция  пространственных  восприятий,  представлений.  Задания  на  пространственную  ориентировку    

     Строгое  соблюдение  охранитель-ного  психологического  режима.  Предупреждать  переутомление,  воз-можные  конфликтные  ситуации.

Гиперкинетическая  форма

     Патогенез:  поражены  подкорковые  отделы  мозга.  Структура  дефекта  неравномерна.  Интеллект  часто  сохранный.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

     1.  Тяжелые  двигательные  нарушения  (насильственные  движе-ния).  Однако  манипулятивная  дея-тельность  удовлетворительна.

     2.  Нарушено  произношение  по  типу  гиперкинетической  дизартрии  (недостаточность  слухового  восп-риятия).  Часто  нарушен  слух  на  высокие  тона  (более  50 %)  Часто  "не  слышат"  инструкцию  (импульс  "разливается"  по  подкорке,  не  доходя  до  коры   головного  мозга).  Испытывают  затруднения  в  выполнении  заданий,  требующих  речевого  оформления.

   Легче  выполняют  визуальные  инструкции.

   Возможна  задержка  развития  речи,  малый  запас  слов  и  представлений,  агроматизмы,  зат-руднения  в  пересказе,  наклонность  к  использованию  речевых  штампов.

     3.  Выраженные  эмоциональные  расстройства,  дети  болезненно  реагируют  на  тон,  обстановку. Возбудимы,  импульсивны,  могут  реагировать   истерически,  отмеча-ются  насильственные  эмоции.  Позже  возникает  много  комплексов. Привязанности  избирательны  и  глубоки.  Выражены  церебрастени-ческие  проявления  (повышенная  утомляемость,  истощаемость,  голов-ные  боли)

     Обучать  бытовому  самообслужи-ванию,  преодолевая  гиперкинезы.  Формировать  изолированные  дви-жения.  Отработка  и  автоматизация  двигательных  навыков.  Воспитание  ритмичности  движений,  умение  переключаться  с  одного  движения  на  противоположное.  Развитие  мышечного  контроля

     Основное  внимание  должно  быть  направлено  на  развитие  речи  и  вербального  мышления  в  связи  с дизартрией  и  дефектом  слуха.

     Развивать  слуховое  внимание,  

     Занятия  с  логопедом.

     Стимулировать  любую  актив-ность  ребенка  для  профилактики  возможных   речевых  нарушений.

     Оказывать  индивидуальную  по-мощь  при  выполнении  заданий,  требующих  речевого оформления.

     Давать  длительную  вводную  часть,  повторять  инструкцию,  давать  пробные  задания.

     Соблюдать  охранительный  ре-жим.  Избегать  перегрузок.

Атонически-астатическая  форма

     Патогенез:  поражение  лобно-мозжечковых  путей.

Характеристика

Коррекционное  воздействие

     1.  Низкий  тонус,  нарушена  статика  (равновесие).  Характерен  тремор  (дрожание).  Страдают  речь,  письмо.

     2.  Проявляется  лобная  не-достаточность:  некритичность,  не-доучет  ситуации,  нарушение  деятельности

     Формирование  чувства  положе-ния  и  движения  своего  тела  (проприоцептивный  контроль).  Развитие  точных  движений  с  точными  пространственными  пара-метрами.  Формирование  двига-тельных  функций  с  преодолением  тремора  (выполнять  движения  в  ритме  тремора)

     Воспитывать  самосознание,  фор-мировать  адекватную  самооценку.  Учить  анализировать  собственные  поступки,  действия,  отношения.

Направления коррекционной работы в классах для детей с ДЦП

Принципы  системы  коррекционной  работы

        

Взаимосвязь в работе учителя,  воспитателя, логопеда,  психолога,  инструктора  по  ЛФК

        Повышению эффективности и результативности работы будет способствовать тесная взаимосвязь в работе  учителя,  воспитателя, логопеда,  психолога,  инструктора  по  ЛФК.  Каждым педагогом решаются свои задачи, используются соответствующие направления коррекционного воздействия, методы и приемы, способы организации деятельности учащихся.

Учитель

 

       Коррекционное воздействие осуществляется в процессе каждого   учебного предмета:

  • развивает общую, мелкую и артикуляционную моторику учащихся (через проведение артикуляционной гимнастики, двигательных игр и упражнений)
  • соблюдает  двигательный  и  охранительный  режим
  • использует  офтальмологические  паузы  и  тренажёры
  • развивает связную речь
  • развивает и активизмрует словарь  ученика
  • способствует  устранению аграмматизмов в устной речи
  • осуществляет  развитие познавательной активности, инициативы, творческих способностей учащихся

Логопед

       Содержание  коррекционного  курса  определяется  структурой  речевого  дефекта  и  особенностями  развития  учащихся,  основывается  на  заключении  психоневролога.  Логопед  осуществляет:

  • коррекцию устной  речи:

-  артикуляционного  праксиса  и  мышечного  тонуса;

-  лексико-грамматического  строя речи  и  связной  речи;

-  слоговой  структуры  слова  и  фонематических  процессов

  • коррекцию  письменной  речи;
  • подготовку  учащихся  к  усвоению  программы  по  русскому  языку  и  литературному  чтению.
  • консультации педагогов, в каких направлениях вести работу
  • взаимодействует   с родителями
  • осуществляет ведение документации в классе (тетрадь взаимосвязи, логопедические профили)

        Воспитатель

    Проводит коррекционную работу во внеурочное время:

  •  упорядочение двигательной сферы и поведения учащихся
  • развитие общей моторики детей (через проведение подвижных игр, зарядки, физкультурных досугов)
  • развитие  мелкой моторики детей (при формировании навыков самообслуживания,  проведении специальных пальчиковых игр)
  • закрепление знаний и умений, полученных на уроках и логопедических занятиях
  •  воспитание культуры речи, самоконтроля за речью
  • практические навыки общения в социально-бытовых ситуациях

        Психолог

       Содержание  коррекционного  курса  определяется особенностями  психологического  развития   учащихся,  основывается  на  заключении  психоневролога.  Психолог осуществляет:

  • коррекцию  психических  процессов
  • развитие  коммуникативных  функций  и  адаптацию  ребенка  в  социуме.

        Инструктор  ЛФК

       Коррекционный  курс  лечебной  физкультуры  решает  лечебные  и  педагогические  задачи,  обеспечивает:

  •  коррекцию  различных  отклонений  в  физическом  развитии  детей;
  • совершенствование  мышечно-двигательных  представлений  и  навыков;
  • предупреждение  патологических  установок  конечностей;
  • развитие  кинестетической  чувствительности  пространственных  представлений;
  •  максимальное  развитие  сохранных  функций  опорно-двигательного  аппарата,  профилактику  вторичных  деформаций.

        

Логопедическая коррекция во время учебного процесса

Направления работы

Обеспечение логопедической коррекции

1

Развитие артикуляционного праксиса и мимической мускулатуры

  1. Папка с основными артикуляционными упражнениями (в картинках).

  1. Индивидуальные зеркала.

2

Развитие звукового анализа

  1. Алгоритм звукового анализа слова (единые требования).
  2. Алгоритмы анализа артикуляции звука.
  3. Алгоритм характеристики звука.
  4. Звуковой анализ в тетрадях на уроках обучения грамоте, русского языка, произношения.

3

Развитие лексико-грамматического строя речи

  1. Упражнения на развитие навыков словообразования, словоизменения (во время речевой зарядки).
  2. Разбор предложений на уроках русского языка.
  3. Устранение аграмматизмов в устной речи в течение дня.

4

Развитие связной речи

     Развитие диалогической формы речи.

5

Организация речевого режима

  1. Правила выразительного чтения.
  2. Образец речи педагога для подражания.
  3. Контроль и самоконтроль за речью в течение дня.

6

Организация общего двигательного режима

  1. Упорядочение поведения детей.
  2. Развитие психомоторики через двигательные игры (активизация внимания, произвольное торможение, ориентировка в пространстве, координация слова и движения).

7

Специфические меры по устранению и  профилактике дислексии и дисграфии

  1. Рядоговорение (дни недели, месяцы, времена года, счет).
  2. Звуко-слоговой анализ.
  3. Развитие графомоторных навыков.
  4. Вербализация пространственных представлений.
  5. Развитие слухоречевой памяти.

8

Активизация психических процессов  на различных этапах урока

  1. Решение нескольких коррекционных задач через одно задание.
  2. Организация учебной деятельности на основе развития и совершенствования познавательных процессов.

Использование воспитателем режимных моментов для решения коррекционных задач

Режимные

моменты

Закрепление речевых навыков, полученных на логопедических занятиях

 

Зарядка

- Вербализация пространственных отношений (вправо, влево, направо, налево и т.д.).

- Понимание инструкций.

Приём пищи

                 

- Закрепление правильного употребления лексики (посуда, её виды, части и т.д.; виды продуктов и блюд и т.д.)

- Составление и воспроизведение словесных инструкций во

время исполнения обязанностей дежурного.

- Вербализация пространственных представлений.

- Упражнения в употреблении предметов в И.п., Р.п., ед. и мн.ч., Т.п. в значении орудийности, П.п. для обозначения места, предложные конструкции и т.д.

- Употребление речевых стереотипов просьбы, благодарности.

Подготовка

к      прогулке

- Закрепление  правильного употребления лексики (одежда, обувь, головные уборы); формирование обобщающих понятий.

- Упражнения в классификации, сравнении (виды одежды, назначение, материал и т.д.).

- Употребление речевых стереотипов просьбы, вежливого обращения, благодарности, и т.д.

                Прогулка

-Закрепление правильного употребления лексики по теме проводимых целевых прогулок, наблюдений; активизация познавательной деятельности; расширение впечатлений учащихся.

- Употребление грамматических конструкций (падежные формы в ед. и мн. ч., предложные конструкции и т.д.)

- Разучивание подвижных игр с речью.

Труд,

и самообслуживание

- Закрепление правильного употребления лексики (инструменты, материалы и их свойства, глагольный словарь, трудовые операции)

- Формирование умения составлять отчёт о работе, оречевлять свои действия и действия сверстников, планировать ход работы.

- Формирование умения давать оценку деятельности.

Сюжетно-

ролевые игры

- Формирование умений распределять роли, устанавливать ролевые взаимоотношения.

- Упражнять в импровизации своих действий.

- Формирование умения составлять рассказ об игре.

- Контроль за правильностью грамматических конструкций.

- Обогащение и активизация словаря учащихся через игру.

Самоподго

товка

- Формирование учебных умений и навыков.

- Организация коррекционного сопровождения самоподготовки.

- Проведение индивидуальной коррекционной работы.

Формы взаимодействия с родителями

Задачи:

  1. Просветительская работа.
  2. Оказание консультативной помощи.
  3. Формирование адекватной самооценки возможностей своего ребенка.
  4. Выработка единых требований коррекционной работы со стороны родителей и педагогов.

Формы работы

Групповые

Индивидуальные

  • Родительские собрания
  • Консультации по общим вопросам коррекции
  • Беседы на проблемные темы
  • Лекторий
  • Открытые занятия и мероприятия
  • Анкетирование
  • Просветительская работа (букеты, информационные стенды  и т. д.)
  • Использование Интернет-технологий (сайты коррекционной педагогики, форумы для родителей и т. д.).
  • Консультации по частным вопросам коррекции
  • Беседа индивидуального характера (особенности ребенка, сбор анамнестических сведений и т. д.)
  • Анкетирование
  • Проведение индивидуальных занятий
  • Обучение отдельным приемам коррекции

  1. Кузнецова Г. В. Примерная программа курса "Обучение и воспитание детей с детским церебральным параличом" // Коррекц. педагогика. - 2009. - № 1.
  2. Курашова М. В. Взаимодействие учителя и дефектолога в процессе обучения младших школьников с детским церебральным параличом / Курашова М. В., Филимонова О. Г. // Спец. психология. - 2011. - № 2.
  3. Левченко И. Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским  церебральным параличом. М., Альфа. 2000.
  4. Левченко И. Ю. Современные проблемы организации обучения и воспитания детей с церебральными параличами / Левченко И. Ю., Приходько О. Г., Гусейнова А. А. // Коррекц. педагогика. - 2007. - № 3. - С. 5-14.

5. Левченко И. Ю., Приходько О. Г. Технологии обучения и воспитания    

    детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, М., Академия. 2001

  1. Логачева Т. Л. Развитие пространственных представлений у учащихся с церебральным параличом в процессе трудового обучения // Коррекц. педагогика. - 2008. - № 1. - С. 31-42.

7.  Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушения речи у детей с

     церебральным параличом. - М., 2005.

8.  Особенности психофизического развития учащихся школ для детей с    

     нарушениями опорно-двигательного аппарата / под ред. Т.В.Власовой. –    

     М., 1985

9. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным

    параличом / под ред. М.В.Ипполитовой. – М., 1989


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности коррекционной работы в обучении пересказыванию в школе VIII вида.

Данная статья содержит описание работы над пересказом в младших классах коррекционной школы VIII вида....

Особенности коррекционной работы с детьми девиантного поведения в условиях развивающего обучения

Выступление на семинаре-практикуме "Организация обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях образовательной школы" для учителей города Владимира....

Психологические аспекты подготовки к диктанту. Особенности коррекционной работы с обучающимися с ЗПРР.

laquo;Письменная речь не есть простой перевод устной речи в письменные знаки, и овладение письменной речью не есть просто усвоение техники письма» Л.С. Выготский.В данном материале предлож...

«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна» и «Практические рекомендации для родителей по развитию ребенка с синдромом Дауна в домашней обстановке»

Выступления от 18.12учителя-дефектолога Дубровиной Е.Ф.на тему«Особенности коррекционной работы учителя-дефектолога с учащимися с синдромом Дауна»и «Практические рекомендации для род...

Доклад по теме: «Особенности коррекционной работы воспитателя в специальных (коррекционных) учреждениях интернатного типа».

Целью воспитательной работы в коррекционной школе является формирование социально адаптированной личности посредством создания единого реабилитационно -развивающего пространства....