Только сражаясь с конкретной проблемой, отыскивая собственный выход из сложившейся ситуации, ученик действительно думает. Фокусирование на проблемах стимулирует природную любознательность учеников и побуждает их к критическому мышлению. Джон Дьюи
Технология развития критического мышления. Применение приемов технологии критического мышления способствует формированию
универсальных учебных действий:
- личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
- метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
- предметных (новые знания по конкретному предмету).
«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы, осуществлять планомерный поиск ответов… Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами». Авторы данной технологии Куртис Мередит, Чарльз Темпла и Джинни Стилл.
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер)
Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление проблемное и оценочное В четвертых – это мышление аргументированное В пятых – это мышление социальное
Методические пособия:
- Галактионова Т. А., Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Мушта-винская И. В., Трифонова Е. А. Современный студент в поле информации и коммуникации. - СПб., 1999.
- Богатенкова Н. В., Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления на уроках истории и краеведения. - СПб.: СПб ГУПМ, 2001.
- Кулюткин Ю. Н., Муштавинская И. В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. - СПб.: СПб ГУПМ, 2002, 2003.
- Муштавинская И. В., Иваньшина Е. В. Опыт использования образовательной технологии «Развитие критического мышления». Уроки естествознания. - СПб.: СПбГУПМ, 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Учим детей мыслить критически. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление. Технология развития. - СПб.: Альянс «Дельта», 2003.
- Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке. — М.: Просвещение, 2004.
- Муштавинская И. В. Рефлексивные технологии в обучении взрослых. - СПб.: СПбАППО, 2008.
|
Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. Лев Выготский
Что нового несёт технология критического мышления? В чём же «инновационность» представленной технологии?
Обучающийся в процессе обучения сам: конструирует, отслеживает, определяет, использует, развивает навыки вдумчивой работы с информацией. Элементы новизны содержаться в методических приёмах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. Исследователи утверждают, что такая новая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала ребёнку необходимо настроиться, вспомнить, что ему уже известно по данному вопросу, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего ему эти знания и где их можно применить.
I фаза Вызов (пробуждение имеющихся знаний интереса к получению новой информации)
| II фаза Осмысление содержания (получение новой информации)
| III фаза Рефлексия (осмысление, рождение нового знания)
|
I фаза Вызов Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Обучающиеся: -могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы; -фиксируют высказывания на доске или листах; -работают индивидуально и в малых группах. Учитель: -стимулирует учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме; -способствует бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников; -просит высказывать предположения или прогноз по незнакомой заявленной теме. В случае успешной реализации фазы вызова в классе возникает мощный стимул для работы на следующем этапе – этапе получения новой информации. II. Фаза осмысления содержания . Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним) Обучающиеся:: -осуществляют контакт с новой информацией; -пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; -акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения; -обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы; -стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему; -готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного. Учитель: -может быть непосредственным источником новой информации; -если ребята работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении; -для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.
III. Фаза рефлексии. Задачи фазы рефлексии – (обобщение материала, подведение итогов) Обучающиеся: -осознают своё"я", свой опыт собственных действий и действий других учащихся и учителя; -получают рождение нового знания, становление опыта, развитие личности. целостное осмысление, обобщение полученной информации; -формируют собственное отношение к изучаемому материалу. Учитель: -осознаёт собственные действия и действия учеников; -получает новый педагогический опыт, развитие мастерства; -видит эффективность педагогического процесса.
|
| «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Конфуций
|
Приемы технологии по формированию универсальных учебных действий (умений). Умение анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения • Кластеры. • Таблица «Инсерт». • Прием «Общее – уникальное». • Таблицы: концептуальная, сводная, «ПМИ» или «ПМ?». • Стратегия «Фишбон». • «Бортовой журнал». Умение осознанного, «вдумчивого» чтения: • Дневники: двухчастный и трехчастный. • Чтение с остановками. • Стратегия «Идеал». • Стратегии работы с вопросами: «Ромашка Блума», таблица «толстых» и «тонких» вопросов. • Таблица «ПМИ» или «ПМ?». • Таблица «Сравнение источников». Умение формулировать и решать проблемы: • Стратегия «Фишбон». • Стратегия «Идеал». • Прием «Выглядит, как… Звучит, как…» • Синквейн. • «Концептуальное колесо». Умение вести аргументированную дискуссию: • Таблица «перекрестной дискуссии». Умение, творчески перерабатывать новую информацию • Синквейн. • Кластеры. • Эссе и другие приемы рефлексивного письма. • Прием «Общее – уникальное». • Сводная таблица. • Рамка. • Двухрядный круглый стол. Умения в области само и взаимооценки: • Лист взаимооценки. • Парная письменная взаимооценка. • Градация. • Совокупная оценка. Умение планировать собственную учебную деятельность: • Таблица «Верные – неверные утверждения». • Вопросы «Верите ли вы?». • Кластеры. • Портфолио. |