Методы и формы организации деятельности учащихся
статья на тему

Тайшихина Ольга Михайловна

В работе представлены методы и формы организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Применение  перечисленных методов, приемов и   средств  создает условия для формирования  у обучающихся внутренней  мотивации, развития  интереса к получению знаний, адекватной оценки собственных результатов и формирования умения учиться, которое, закладываясь в школе, сопровождает человека на протяжении всей жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metody_i_formy.docx117.11 КБ

Предварительный просмотр:

Методы и формы организации деятельности учащихся

Опыт показывает, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания,  умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а также грамотно презентовать свою работу. Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения и обучения.

В рамках ФГОС активными и интерактивными методами, как более действенными  и эффективными считаются методы:

                      


Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике. 

Данная классификация прекрасно согласована с главными задачами процесса обучения и способствует лучшему пониманию их назначения. Формы организации урока и используемые методы в первую очередь зависят от цели урока. Учителю нужно понимать, какого именно результата он хочет добиться от занятия. Если для него важно донести определенный материал, сделать обзор литературы определенного периода, то закономерно будет использован объяснительно-иллюстративный метод. Если же учитель хочет привлечь детей к научной деятельности, самостоятельному поиску информации, то необходимо воспользоваться исследовательским методом.

 

 

 

 

 

 

При подготовке к урокам я стараюсь тщательно продумать формы и методы организации работы на уроке для активизации познавательной  деятельности ученика,  для привития интереса к учебе.

В своей работе я особое внимание уделяю  методу проектов, который по моему мнению является одним из современных педагогических средств формирования ключевых компетенций. Этот метод в полной мере реализует деятельностный подход к обучению и воспитанию, поскольку он происходит в процессе деятельности учащихся. Сам метод предусматривает личностный подход в обеспечении мотивации проектной деятельности, поэтому его можно характеризовать как личностно – ориентированный.

Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.  В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умения увидеть, сформулировать и решить проблему, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов, по моему убеждению, один из интерактивных методов современного обучения и воспитания, позволяющий интегрировать различные виды деятельности, делая процесс  более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным.

Считаю, что метод проектов позволяет моделировать проблемы, аналогичные тем, что возникают во «взрослом» мире. Решая учебные проблемы, учащиеся готовятся к решению проблем реальных.

Работу над проектом осуществляю через такие последовательные этапы: выбор темы и цели проекта; выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей идеи; планирование проектной деятельности, непосредственная реализация проекта; презентация проекта; оценка проекта и своей деятельности в нём (самооценка). Участие в проектной деятельности формируют такие качества, как самостоятельность, креативность, способность к целеполаганию.

Работая над проектом, учащиеся овладевают следующими проектными умениями и компетенциями:

  • исследовательскими: генерировать идеи, выбирать лучшее решение;
  • социального взаимодействия: сотрудничать, оказывать и принимать помощь;
  • оценочными: оценивать ход и результат своей деятельности и деятельности других;
  • информационными: самостоятельно осуществлять поиск нужной информации, выявлять, какой информации или каких умений недостаёт;
  • презентационными: выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности;
  • рефлексивными: адекватно выбирать свою роль в коллективном деле;
  • менеджерскими: проектировать процесс, планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решения, распределять обязанности при выполнении коллективного проекта.

Проектной деятельностью учащиеся начинают заниматься с первого класса. Так первый проект, который выполняли первоклассники,  назывался «Город Букв». После того, как дети познакомились с алфавитом им было предложено выбрать одну букву и рассказать или показать ее в интересной форме. Данный проект дети выполняли дома, с помощью родителей, а презентовали работу в классе. Перед Новым годом первоклассники участвовали в реализации творческого проекта «Креативная елочка или игрушка». Работая над проектом, дети изготавливали  елочки и игрушки из разнообразных материалов. Каждый год перед праздником Сагаалган учащиеся участвуют в реализации проектов по изготовлению символов года. Нами были реализованы проекты «Креативная обезьянка», «Креативный петушок», «Креативная собачка». Дети с большим удовольствием принимают участие в реализации этих проектов и презентуют свои работы, выполненные из разнообразных материалов.

 Во втором классе учащиеся продолжили заниматься проектной деятельностью. Ими были выполнены проекты по окружающему миру  «Города России», «Родное село», «Моя родословная», по математике «Узоры и орнаменты на посуде». Данные проекты учащиеся выполняли под руководством родителей, которые помогали подобрать материал и оформить его. А дети представляли результаты своей работы перед одноклассниками. Работа над проектами способствовала тому, что дети узнавали новую информацию из разных источников, учились оформлять свои работы и публично выступать с презентациями. Каждый из участников проекта по своему подходил к выполнению работы. Одни дети рисовали рисунки, показывая свое родное село, таким, каким они его видят или представляют в будущем. Другие рассказывали о достопримечательностях родного села, о своих любимых местах. Третьи изготавливали фотоколлаж.  

Начатая во втором классе работа над  коллективным мини – исследованием «Что означает моя фамилия», была продолжена в третьем классе при работе «Что означают наши имена?». Выполняя исследовательскую работу по данным вопросам, учащиеся получили ответы на многие вопросы. Они узнали, что каждому человеку важно знать значение своего имени и фамилии, их происхождение, почему именно это имя ему дали и насколько оно популярно среди его ровесников. Откуда пришли фамилии учеников нашего класса? Где корни их родов? Ведь имя и фамилия  даются при рождении и сопутствуют человеку всю жизнь, являясь своеобразной «визитной карточкой» его носителя. Учащиеся сделали вывод, что если мы больше узнаем о своих именах, об именах своих сверстников, то сможем избежать каких – либо ошибок в общении и поведении. Эти проекты научили детей обращаться друг к другу в различных ситуациях и послужили толчком для продолжения работы над изучением истории своей семьи, своего рода.

Продолжая проектную работу в третьем классе, учащиеся уже самостоятельно оформляют свои проекты. Так ими был выполнен проект по окружающему миру «Богатства, отданные людям», где ребята рассказывали не только о известных писателях, художниках, композиторах, но и о своих родных. Так несколько человек рассказали о своих бабушках. В проекте «Природа родного края» учащиеся показали, насколько они знают свои родные места. Они делились впечатлениями от увиденного на прогулках по лесу, рассказывали о лесных жителях. В проекте «Экономика родного края» учащиеся перечислили и рассказали о предприятиях районного значения. Выполняя работу по проекту «Кто нас защищает» учащиеся обобщили свои знания о специальных службах защиты населения, созданных для обеспечения безопасности, прониклись чувством гордости за свою Родину, за свой народ. Проекты по русскому языку «Страна слов» и «Зимняя страничка» способствовали обобщению предметного материала, выраженному в занимательной форме. Работая над математическим проектом «Задачи - расчеты» учащиеся на практике учились выполнять простейшие расчеты, которые пригодится им в будущем.

  В рамках реализации Программы развития школы по агротехническому профилю, совместно с учащимися и их родителями были разработаны проекты «Огород на подоконнике», которые реализуются на протяжении нескольких лет - в 3 классе «Выращивание лаватеры», в 4 классе «Великаны на грядке»,  в 1 классе «Цветики-семицветики», во 2 классе «Лук от семи недуг».  Проекты были успешно реализованы: была выращена рассада тыкв, кабачков, лука и цветов. Часть рассады была реализована, а часть высажена на пришкольный участок. Летом дети ухаживали за данными культурами, наблюдали, проводили опыты, а осенью собрали урожай, который передали в школьную столовую. Эти проекты имеют много положительных моментов: способствуют повышению качества обученности по предметным областям, уровня школьной мотивации, развитию творческих способностей, учащихся и формированию ключевых компетенций, дети видят результат своего труда, пользуются реальными плодами своей деятельности и т.д.

Участвуя в проектной деятельности учащиеся овладели проектными компетенциями:

  •  учились планировать работу;
  • учились работать в группе, обсуждая выдвинутые идеи, выслушивая предложения других членов группы, распределяя задания для выполнения;
  • познакомились с требованиями к работе и предъявляли требования к конечному продукту;
  • учились работать с различными источниками;
  • учились оценивать конечный результат;
  • анализируя свою работу, познавали суть проектного метода.

Взаимодействие между субъектами позволило решить ряд задач. Во-первых, в ходе совместной деятельности формируется активная жизненная позиция родителей и учащихся. Во-вторых, участники вооружаются знаниями и умениями, вовлекаются в специально организованную педагогом совместную деятельность. Совместная работа детей и родителей мотивирует познавательную деятельность, оказывает позитивное влияние на взаимоотношения между ними и сплачивает семью. Вовлеченность родителей создаёт зону комфорта для учащегося, укрепляя его уверенность в себе и осознание самоценности. 

Я считаю, что именно в проектной деятельности младшие школьники осуществляют поиск решения личностно значимых проблем, основываясь на интегрированных знаниях, метапредметных умениях, субъектном опыте, способностях.  Проектирование позволяет учащимся решать основные задачи социализации: формировать свою Я-концепцию и мировоззрение; устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром сверстников и взрослых, воспитывать уважительное отношение к членам группы, развивать толерантность. В реализации проекта приходится сталкиваться с трудностями. Не всегда обучающиеся готовы или способны осуществить проектную деятельность: вести дискуссию, обсуждать организационные вопросы, излагать ход мыслей и т.д. Неизбежны ошибки, т.к. часть дополнительной информации им незнакома и вызывает определённые сложности.

Таким образом, выступая в качестве субъекта деятельности, определяя её цель, открывая новые знания, экспериментируя, выбирая пути решения возникающих проблем, неся ответственность за свою работу, учащиеся сделали первые шаги в развитии проектных компетенций.

Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства и родительской общественности. Метод проектов, по моему убеждению, один из интерактивных методов современного обучения, позволяющий интегрировать различные виды деятельности, делая процесс обучения более увлекательным, более интересным и поэтому более эффективным. Использование  метода проектов дает мне  возможность нестандартно подойти к урочной и внеурочной деятельности. Позиция учителя при реализации проектного метода обучения принципиально иная по сравнению с предметным, информационным подходом.  Я становлюсь организатором проектной деятельности учащихся и консультантом. Причем, консультантом не в своем предмете, а в способах осуществления самой проектной деятельности, в способах групповой работы, научного исследования.

Принципиальным отличием ФГОСа является его ориентация на формирование личности учащихся, на овладение ими универсальными способами учебной деятельности. Личностно-ориентированное образование направлено на  ученика, на развитие его личностных особенностей, и одним из путей его осуществления являются современные педагогические технологии (информационно – коммуникативные, здоровьесберегающие, игровые).

На своих уроках я использую  методы, способствующие активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся:  метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ролевая игра, семинар, дискуссия, ученик как исследователь);  методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки), которые создают благоприятный психологический климат на уроке.

Дифференцирую объём домашнего задания и степень его сложности,  соизмеряя с возможностью каждого ученика.

В ходе выполнения проверочных работ, применяю тестовые задания разноуровневого  характера. Такой подход способствует формированию положительных,  познавательных мотивов у детей, снижению у них уровня тревожности, что положительно влияет на здоровье учащихся.

Для меня проблема формирования у школьников положительной мотивации учения  очень важна, т.к. позитивную учебную мотивацию  рассматриваю как  одно из   условий повышения качества обучения.

Одним из основных факторов, влияющих на формирование положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности, считаю такую организацию образовательного процесса,  которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. В планировании и проведении  урока  особо выделяю мотивационный этап, создаю  учебно-проблемную ситуацию, ситуацию успеха. Побуждаю обучающихся самостоятельно ставить и решать задачи.  Немаловажное значение  в процессе урока уделяю также рефлексивно-оценочному этапу, связанному с анализом проделанного, сопоставлением достигнутого с поставленной задачей и оценкой работы. Подведение итогов урока организовываю так, чтобы учащиеся испытывали удовлетворение от проделанной работы, от преодоления возникших трудностей и познания нового. Следуя пяти принципам формирующего оценивания помогаю учиться на ошибках, понять, что важно, понять, что у них   получается, обнаруживать, что они не знают, что они не умеют делать, помогая ученикам понять, как можно улучшить свои результаты, развиваю способность к самооценке и взаимооценке.

Опыт  показывает, что на усиление положительной мотивации влияет и форма организации учебной деятельности. Поэтому  на уроках использую  групповую форму, т.к. данная форма создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная.  Групповая форма "втягивает" в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных учащихся. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Выбор формы организации урока  должен быть разнообразным. Так фронтальная работа особенно актуальна во время постановки целей урока, проведения рефлексии. Она позволяет осуществлять совместное решение заданий, демонстрировать алгоритмы поиска ответов на сложные вопросы. Хорошие результаты дает работа в постоянных парах. Она помогает заполнить пробелы, стимулирует активную деятельность со стороны каждого ученика. Чаще всего такая работа осуществляется с участием соседей по парте. Поэтому важно изначально при рассаживании детей обращать внимание на их уровень подготовки, чтобы ученики могли эффективно взаимодействовать друг с другом. Также возможна работа в парах сменного состава. Такие формы организации урока позволяют взглянуть на ту или иную ситуацию с разных сторон. В таком случае определенная проблема может предстать в новом ракурсе.

Мотивирующая роль оценки результатов учебной деятельности не вызывает сомнения. С этой целью в оценке  даю не только  количественный, но и качественный анализ учебной  деятельности учащихся, подчеркиваю положительные моменты, сдвиги в освоении учебного материала, выявляю причины имеющихся недостатков, а не только констатирую их наличие. Такая оценка, несомненно, способствует самомотивированию обучающихся. Также в процессе подготовки к уроку большое значение придаю   содержанию обучения, содержанию учебного материала, которое  стараюсь подбирать, исходя из возрастных потребностей, запросов, интересов и устремлений самих школьников. Интересный доступный материал  мотивирует учащихся к  получению новых знаний.

Все перечисленные методы и формы организации работы на уроках отвечают требованиям новых стандартов, помогают вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес к предмету. Учащиеся  в процессе обучения овладевают навыками отбора информации, постановки цели и решения задач. Применение  выше перечисленных методов, приемов и   средств  создает условия для формирования  у обучающихся внутренней  мотивации, развития  интереса к получению знаний, адекватной оценки собственных результатов и формирования умения учиться, которое, закладываясь в школе, сопровождает человека на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства

Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Развитие исследовательских навыков - навыки самостоятельной исследовательской учебной деятельности Проектные методы обучения - выход за рамки предметного содержания.Здоровьесберегающие технологии - ус...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Методы и формы организации деятельности учащихся...

Методы и формы организации деятельности учащихся

Мои методы, формы организации деятельности учащихсяПод методом обучения следует понимать  способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения,...

Методы и формы организации деятельности учащихся, средства

В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...

Методы и формы организации деятельности учащихся.

Доклад по теме: "Методы и формы организации деятельности учащихся"....