Методы и формы организации деятельности учащихся.
учебно-методическое пособие
Доклад по теме: "Методы и формы организации деятельности учащихся".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metody_i_formy_obucheniya.docx | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Методы, формы, средства организации деятельности учащихся.
ФГОС несколько изменил вектор обучения, так как приоритетная роль теперь отводится деятельности учащихся. Какие же формы и методы предлагают методисты для построения уроков в контексте ФГОС?
Многие путают термины "методы" и "приемы", употребляя их как синонимы. Между тем, метод — это способ совместной деятельности учителя и ученика. Прием — лишь составная часть метода, разовое действие, шаг реализации метода. Деятельность педагога – непрерывный поиск методов для достижения положительных результатов в обучении и воспитании. Сочетание традиционных и новых технологий позволяют эффективно проводить уроки, дает возможность для самореализации, самовыражения учителя и учащихся.
Форма урока — это формат, в котором построен весь урок. В структуре ФГОС предложена новая классификация типов уроков, а формы проведения выбираются свободно.
Типы уроков по ФГОС
- Тип "урок усвоения новых знаний".
- Тип "урок комплексного применения ЗУН (урок-закрепление)".
- Тип "урок актуализации знания и умений (урок-повторение).
- Тип "урок обобщения и систематизации".
- Тип "урок контрольного учета и оценки ЗУН".
- Тип "урок коррекции ЗУН".
- Тип "комбинированный урок" — может сочетать в себе несколько типов уроков, соответственно — и форм проведения.
Классификация форм уроков
- Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
- Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
- Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
- Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет.
- Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
- Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
- Интегрированные уроки.
Каждый метод обучения содержит в себе свой набор приемов, которые помогают наиболее эффективно реализовать метод на практике.
Применение инновационных технологий в педагогическом процессе способствует наиболее полному раскрытию внутреннего потенциала возможностей каждого ребенка с ограниченными возможностями, развивает ценные социальные и коммуникативные навыки; формирует определенный круг знаний и умений, необходимых для успешного обучения.
ИКТ применяю мною на всех этапах урока: объяснение нового материала, закрепление и обобщение изученного, контроль знаний. Компьютерные технологии развивают навыки самостоятельной работы по поиску информации, повышают интерес детей, позволяют разнообразить формы учебной деятельности учащихся на уроке. При разработке урока с использованием ИКТ уделяю особое внимание на здоровье обучающихся. Строго соблюдаю использование мультимедийных средств с целью сохранения здоровья школьников: ограничиваю время работы, тщательно планирую самостоятельную работу учащихся, в поурочный план включаю физические и динамические паузы, зарядку для глаз.
Под методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения, навыка. Традиционно в методике образования методы обучения и воспитания детей принято классифицировать следующим образом:
- Методы организаций и осуществления учебно-познавательной деятельности
а) по источнику материала: словесные, наглядные, практические.
б) по характеру обучения: поисковые, исследовательские, эвристические, проблемные, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные.
в) по логике изложения и восприятия нового знания: индуктивные и дедуктивные.
г) по степени взаимодействия учителя и учеников: пассивные, активные и интерактивные.
- Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности
а) методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
б) методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнении требований, поощрения, порицания).
- Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности
а) методы устного контроля и самоконтроля
б) методы письменного контроля и самоконтроля
в) методы практического контроля и самоконтроля
Словесные методы:
- объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или явления (прямое, непрямое, инструктивное);
- рассказ - это форма изложения учебного материала, которая
носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный); - работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя самостоятельно организовывать процесс познания;
- изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности,
а ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное; - повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;
- описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;
- рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
- проблемное изложение - это изложение, сочетающееся с самостоятельной работой учащихся (как правило, умственной), которая состоит в решении вопросов и проблем, поставленных учителем;
- беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. В беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.
К наглядным методам относятся: демонстрация, показ образца, иллюстрация.
К практическим методам относятся:
Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.
Опыты - самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений и обращаться с различным оборудованием.
Практические методы учения – это вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).
Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.
Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.
Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.
Методы проблемного обучения: проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность, учитель ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;
- частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
- исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых для них познавательных проблем.
Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.
- Метод проектов предполагает самостоятельный анализ заданной ситуации и умение находить решение проблемы. Проектный метод объединяет исследовательские, поисковые, творческие методы и приемы обучения по ФГОС.
- Кейс-метод. Ученики исследуют ситуацию (реальную или максимально приближенную к реальности), предлагают варианты ее разрешения, выбирают лучшие из возможных решений.
- Метод развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) — метод, направленный на развитие критического (самостоятельного, творческого, логического) мышления. В методике предлагается своя структура уроков, состоящая из этапов вызова, осмысления и размышления.
- Метод модульного обучения — содержание обучения распределяется в дидактические блоки-модули. Размер каждого модуля определяется темой, целями обучения.
Методы обучения применяются в единстве с определенными средствами обучения (учебно-наглядные пособия, демонстрационные устройства, технические средства и др.). «Средства обучения» имеет и более широкий смысл и трактуется как совокупность компонентов, способствующая достижения целей образования, т.е. комплекс методов, форм, содержания, а также специальных средств обучения. Под специальными средствами обучения понимаются технологии обучения.
Дидактические средства для эффективного достижения целей образования: стандарты образования, основные и дополнительные источники информации, индивидуальные средства учащихся, такие как учебники, тетради, дополнительные источники информации и т.д. Все средства можно разделить на: вербальные (учебники, рабочие тетради, тетради контрольных и проверочных работ) и наглядные (картины, схемы, таблицы, видео, слайды, мультимедиа, опыт, натуральные объекты, плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).
Выбор формы организации урока в начальной школе должен быть разнообразным. Чаще всего используется фронтальная работа. Она предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учениками класса для достижения ими общей познавательной задачи. Умение держать в поле зрения весь класс, видеть работу каждого школьника, ввести в атмосферу творческой коллективной работы, стимулировать активность учащихся. Учитель должен заранее проектировать, а затем и создавать на уроке учебные ситуации, отвечающие намеченным аспектам триединой цели урока.
Групповая форма. Главными признаками групповой работы учащихся являются: класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач. Каждая группа получает определенное задание (либо одинаковое, либо дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя. Это организация таких учебных занятий, при которых единая познавательная задача ставится перед определенной группой школьников. Величина группы различна, в зависимости от содержания и характера работы она колеблется от 3 до 6 человек, но не более, ибо в более многочисленных группах невозможно обеспечить активную работу всех членов группы. В. В. Котов, исследовавший групповую деятельность учащихся на уроке, выделил составляющие:
1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
3. Работа по выполнению учебного задания.
4. Наблюдение учителя и корректировка работы группы и отдельных учащихся.
5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнения и исправления, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
7. Индивидуальная оценка работы группы и класса в целом.
Урок-дискуссия
Коллективная форма работы. Предполагает: «обучаю каждого, и каждый обучает всех». «При коллективном обучении, если оно действительно коллективное, – то, что знает один, должны знать все. И с другой стороны, все, что знает коллектив, должно становиться достоянием каждого».
Работа в парах. Один из активно применяемыми формами организации урока для меня это работа в парах. Здесь общее задание делится между партнерами. Работа в парах дает ученикам время подумать, обменяться идеями с партнером и лишь, потом озвучивать свои мысли перед классом. Она способствует развитию навыков высказываться, общаться, критически мыслить и вести дискуссию. Таким образом, деятельность каждого ученика становится общественно полезной, и каждый отвечает не только за свои знания, но также и за знания своего товарища по учебной работе.
Индивидуальная форма организации работы учащихся предусматривает самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками, но в едином для всех темпе. По индивидуальной форме организации работы ученик выполняет упражнение, рассказ, задачу, проводит опыт, пишет сочинение, реферат, доклад и т.д. Преимущества этой формы организации учебной работы в том, что она позволяет каждому ученику углублять и закреплять знания, вырабатывать необходимые умения, навыки, опыт познавательной творческой деятельности. Однако индивидуальная форма имеет недостатки: ученик изолированно воспринимает, осмысливает и усваивает учебный материал, его усилия почти не согласуются с усилиями других, а результат этих усилий, его оценка касаются и интересуют только ученика и учителя.
Индивидуальная работа с детьми
Основные принципы отбора форм и методов:
1. Соответствие принципам обучения.
2. Соответствие учебному содержанию.
3. Соответствие ТДЦ урока и задачам этапа.
4. Учет реальных возможностей учащихся.
5. Соответствие условиям и отводимому времени для обучения.
6. Соответствие уровню методической подготовки учителей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства...
Методы и формы организации деятельности учащихся
В работе представлены методы и формы организации работы на уроках отвечающие требованиям новых стандартов, помогающие вовлечь наибольшее количество учащихся в образовательный процесс, повысить интерес...
Методы и формы организации деятельности учащихся
Развитие исследовательских навыков - навыки самостоятельной исследовательской учебной деятельности Проектные методы обучения - выход за рамки предметного содержания.Здоровьесберегающие технологии - ус...
Методы и формы организации деятельности учащихся
Методы и формы организации деятельности учащихся...
Методы и формы организации деятельности учащихся
Мои методы, формы организации деятельности учащихсяПод методом обучения следует понимать способ взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит передача нового знаний, умения,...
Методы и формы организации деятельности учащихся, средства
В своей педагогической деятельности я применяю следующие современные образовательные технологии: элементы научно исследовательской работы ,проектная деятельность, информационно-коммуникационные технол...