Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
статья на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
«Скажи мне – и я забуду
Покажи мне – и я запомню
Вовлеки меня – и я научусь».
Проектная технология - это один из видов личностно-ориентированной технологии. Она многогранна, эффективна, неисчерпаема. Проектная технология может быть использована в изучении любого предмета, применяться на уроках и во внеурочной работе. Она формирует невероятное большое количество умений и навыков, так как в основу положена идея о направлении учебно-познавательной деятельности на результат, который получается при решении той или иной проблемы.
Учитывая особенности младших школьников в начальной школе можно использовать следующие типы проектов
По виду деятельности | По количеству участников | По продолжительности проведения | По количеству предметов |
1. Творческие 2. Сюжетно-ролевые 3. Исследовательские | 1. Личностные 2. Групповые | 1. Краткосрочные 2. Средней продолжительности 3. Долгосрочные | 1. Монопредметные |
Знакомиться с проектной деятельностью мы начинаем в 1 классе. Но нельзя в один прекрасный день войти в класс и объявить учащимся: «Сегодня мы начинаем использовать в учебном процессе проектную технологию». Следует постепенно включать в учебный процесс элементы проектного обучения, развивать навыки презентации.
На первых уроках необходимо познакомить учащихся с правилами оформления проекта, с критериями оценки проекта (содержание, представление проекта), которые усложняются с каждым годом, рекомендуется показать работы предыдущих классов. На этапе защиты проекта учитель и учащиеся должны дать оценку проекту. Оценивается не только сама работа, ее содержание, но и защита.
В первом и втором классе, как правило, проекты творческие и являются краткосрочными (в рамках одной темы). Ребята оформляют проект в виде рисунков, подборки фотографий, иллюстраций.
В третьем и четвертом классах кроме творческих используются сюжетно-ролевые и исследовательские проекты. Творческие проекты усложняются по форме и содержанию. Результат оформляется в виде репортажа, альбома, презентации, видеофильма. Участники сюжетно-ролевого проекта принимают на себя определённые роли, которые варьируются от литературных и сказочных персонажей до людей нашего времени.
Как правило, защита этих проектов проходит в групповой форме. При организации группового проекта необходимо правильно организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
В процессе выполнения проекта учащиеся приходят к выводу, что от успеха каждого зависит успех всего проекта, поэтому каждый участник активно включается в поиск новой информации, в «добывание» знаний. Работая над проектом, школьники учатся работать в «команде», ответственно относиться к выполнению своего участка работы, оценивать результаты своего труда и труда своих товарищей. А это огромный стимул к активному усвоению знаний.
Кроме творческих проектов предложенных в рамках урока, ребята начинают свои собственные исследования, с которыми они выступают на школьном Дне науки.
Проектное обучение активизирует истинное учение учеников. В процессе работы над проектом присваиваются новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. Проектное обучение готовит ребят к исследовательской деятельности. Ученики получают удовлетворение, когда видят результат своего труда.
Предварительный просмотр:
Структура и циклограмма учебного проекта.
Структура:
Проект – основные компоненты проекта – проблема требующая решения – практически значимый материальный или культурный продукт – презентация проекта.
Циклограмма долгосрочного (годичного) учебного проекта:
№ п/п | Этапы деятельности учащихся | Сроки | |
1 | Постановка проблемы. | Сентябрь – октябрь Формулировка совместно с научным руководителем темы, проблемы, гипотезы работы | |
2 | Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. | ||
3 | Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. | Октябрь Составление развернутого плана работы. | |
4 | Подготовка продукта. | Сбор информации. | Ноябрь – декабрь |
5 | Структурирование информации. | Декабрь – февраль Проведение исследования | |
6 | Изготовление продукта. | ||
7 | Оформление продукта. | Март Подготовка чистового варианта | |
8 | Выбор формы презентации. | Апрель Работа с подготовленным текстом оппонентов и рецензентов, подготовка доклада | |
9 | Подготовка презентации. | ||
10 | Презентация. | Май Защита проекта | |
11 | Самооценка и самоанализ. |
Циклограмма проекта, выполняемого в ходе проектной недели:
№ п/п | Этапы деятельности учащихся | Сроки | |
1 | Постановка проблемы. | До начала проектной недели | |
2 | Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. | ||
3 | Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. | 1- ый день | |
4 | Подготовка продукта. | Сбор информации. | |
5 | Структурирование информации. | 2 – 3 дни | |
6 | Изготовление продукта. | ||
7 | Оформление продукта. | 3 – 4 дни | |
8 | Выбор формы презентации. | ||
9 | Подготовка презентации. | ||
10 | Презентация. | 5 день | |
11 | Самооценка и самоанализ. |
Циклограмма проекта, выполняемого на уроках:
№ п/п | Этапы деятельности учащихся | Сроки | |
1 | Постановка проблемы. | 1- ый урок | |
2 | Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. | ||
3 | Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. | ||
4 | Подготовка продукта. | Сбор информации. | Неделя между 1-м и 2-м уроками |
5 | Структурирование информации. | 2-ой урок | |
6 | Изготовление продукта. | ||
7 | Оформление продукта. | Одна – три недели между 2-м и 3-4-м уроками | |
8 | Выбор формы презентации. | ||
9 | Подготовка презентации. | ||
10 | Презентация. | 3-4 уроки (спаренные) | |
11 | Самооценка и самоанализ. |
Циклограмма мини - проекта:
№ п/п | Этапы деятельности учащихся | Сроки | |
1 | Постановка проблемы. | 1-ый урок (в числе двух спаренных) 0 – 20-ая минуты | |
2 | Выдвижение гипотез – путей решения проблемы. Деление на группы. | ||
3 | Планирование деятельности по реализации проекта. Выбор форм продукта. | ||
4 | Подготовка продукта. | Сбор информации. | 1-2 уроки 20 – 50 минуты |
5 | Структурирование информации. | ||
6 | Изготовление продукта. | ||
7 | Оформление продукта. | ||
8 | Выбор формы презентации. | ||
9 | Подготовка презентации. | ||
10 | Презентация. | 2 урок ( в числе двух спаренных) | |
11 | Самооценка и самоанализ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"
Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...
"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе".
Внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения....