"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе".
материал по теме
Внедрение в образовательный процесс технологии проектного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov.doc | 199.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
2014-2015 учебный год.
Цель данного выступления:
-Исследовать актуальность проблемы ;
-рассмотреть суть метода проектов, изучив педагогические, психологические, методические литературные источники по данной теме;
-научиться планировать проектно-исследовательскую работу учеников начальной школы,
-выявить наиболее продуктивные методы для достижения поставленной цели;
-изучить теоретические основы новой технологии;
-использовать метод проектов в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.
Актуальность темы:
«… Проектное обучение поощряет и усиливает истинное учение со стороны учеников, расширяет сферу субъективности в процессе самоопределения, творчества и конкретного участия …»
В. Гузеев
1.Введение.
Вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.
Суть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающей решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи) или критического мышления. Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».
На долю учителя остается трудная задача выбора проблем для проектов, а проблемы эти можно брать только из окружающей действительности, из жизни.
Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения.
Цели проектной деятельности.
- Повышение личной уверенности каждого участника проектной деятельности, его самореализации и рефлексии.
- Развитие осознания значимости коллективной работы, сотрудничества для получения результатов процесса выполнения творческих заданий.
- Развитие исследовательских умений.
Проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении ее в определенной ситуации.
2. Характеристика метода проектов.
Что мы понимаем под методом проектов?
Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».
Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.
Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.
Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.
Принципы организации проектной деятельности
Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:
- проект должен быть посильным для выполнения;
- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)
- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;
- обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);
- обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.
В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми" Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни).
Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.
3.Требования к проекту
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
Работа по методу проектов, как замечает И.С.Сергеев, – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности. Если большинство общеизвестных методов обучения требуют наличия лишь традиционных компонентов учебного процесса – учителя, ученика (или группы учеников) и учебного материала, который необходимо усвоить, то требования к учебному проекту – совершенно особые:
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
То есть проект – это “пять П”:
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Важное правило: каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт!
Известный русский педагог Е.Г. Кагаров (1926г.) указывал на следующие этапы реализации проекта:
- Составление плана.
- Выполнение проекта:
А) сбор конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых и изучаемых;
б) группировка материала и установление общих положений;
в) применение полученных знаний на практике.
- Подведение итогов: коллективное обсуждение, оценка работы, составление отчёта о ней.
В трактовке М.В. Крупениной работа над проектом включает 5 этапов:
- Постановка задачи.
- Разработка проекта принятого задания.
- Организация общественного мнения об осуществляемом мероприятии.
- Непосредственно трудовая работа.
- Учёт проделанной работы.
Определение образовательного проекта (по А.В. Хуторскому).
Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определённый промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев.
Принципы организации проектной деятельности
- Проект разрабатывается по инициативе учащихся. Тема проекта для всего класса может быть одна, а пути его реализации в каждой группе - разные. Возможно одновременное выполнение учащимися разных проектов.
- Проект является значимым для ближайшего и опосредованного окружения учащихся – одноклассников, родителей, знакомых.
- Работа по проекту является исследовательской.
- Проект педагогически значим, то есть учащиеся приобретают знания, строят отношения. Овладевают необходимыми способами мышления и действий.
- Проект заранее спланирован, сконструирован, но вместе с тем допускает гибкость и изменения в ходе выполнения.
- Проект ориентирован на решение конкретной проблемы, его результат имеет потребителя. Цели проекта сужены до решаемой задачи.
- Проект реалистичен, ориентирован на имеющиеся в распоряжении школы ресурсы.
Название, количество, последовательность, содержание и стиль структурных элементов проекта формулируются на основе конкретных целей и задач.
Роль учителя.
- помогает ученикам в поиске нужных источников;
- сам является источником информации;
- координирует весь процесс;
- поощряет учеников;
- поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.
Работа над проектом стимулирует истинное учение самих учеников, т. к. она:
- личностно-ориентирована;
- использует множество дидактических подходов;
- мотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
- поддерживает педагогические цели на всех уровнях;
- позволяет учиться на своём опыте и опыте других в конкретном деле;
- приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда;
В ходе проектирования (по И.Д. Чечель) самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда». Для ученика же трудностями могут быть: а) постановка ведущих и текущих (промежуточных) целей и задач;
б) поиск пути их решения;
в) осуществление оптимального выбора при наличии альтернатив;
г) аргументация выбора;
д) сравнение полученного результата с требуемым;
е) корректировка (при необходимости) результата;
ж) объективная оценка самой деятельности и другие позиции.
Правила успешности проектной деятельности:
- В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
- Команды не соревнуются.
- Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
- Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе.
- Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
- Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.
Использование исследовательских методов, что предполагает:
- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;
- выдвижение гипотезы их решения;
- обсуждение методов исследования;
- оформление конечных результатов;
- анализ полученных данных;
- подведение итогов;
- корректировка;
- получение выводов (через использование в ходе совместного исследования метода «мозговой атаки», «круглого стола», творческих отчетов, защиты проекта и т.д.
Структурные элементы проектной технологии:
- Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.
- Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы («мозговой штурм»). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.
- Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.
- Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.
- Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.
- Выдвижение новых проблем.
Проекты охватывают огромное количество задач.
Задачи проектов могут быть разделены на следующие группы:
- Индивидуальные навыки:
- Определять задачи, которыми стоит заниматься.
- Формировать независимые суждения.
- Развивать личный интерес и углублять знания в определённой области.
- Приобретать навыки самоорганизации.
- Развивать практические навыки. Создавать что-либо своё.
-Делать то, что имеет практическое применение, что-либо уникальное.
- Развивать способность справляться с новыми проблемами.
- Собирать и анализировать новую информацию.
- Изучать и внедрять в практику стратегии разрешения проблем (алгоритмы решения задач).
- Учиться анализировать и оценивать чужую работу.
- Научиться быть более активными. Развивать в себе инициативность.
Междисциплинарные навыки:
- «Выходить» за пределы одного предмета.
- Интегрировать знания, получаемые из различных источников.
- Научиться воспринимать факты, точки зрения и ситуации в незнакомых ракурсах.
- Учиться быть готовым к противоречивым, спорным утверждениям.
Навыки работы в группах:
- Учиться работать в группах.
- Учиться возглавлять команду и организовывать проведение встреч.
-Участвовать в процессе принятия решений. Приобретать навыки сотрудничества.
- Развивать чувство такта и дипломатичность.
- Руководить и направлять деятельность в процессе проекта.
Работа с самосознанием:
- Изучать свои сильные и слабые стороны.
Получать чувство удовлетворения от проделанной работы.
- Давать реальную оценку своим возможностям по отношению к поставленной задаче. Добиваться чувство автономии и свободы.
Навыки общения:
- Выносить свою работу на обсуждение в ясной и эффектной форме (письменно или устно).
- Совершенствовать навыки убедительной, логически построенной аргументации.
- Развивать навыки восприятия информации на слух и постановки вопросов в процессе выбора и усвоения информации.
- Учиться писать понятный и грамотный отчёт о проделанной работе.
4.Особенности осуществления проектной деятельности в начальной школе.
1.Готовность младших школьников к проектной деятельности.
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
По мнению многих отечественных психологов и педагогов ( В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Д.Г.Левитес, В.В.Репкин, Г.А.Цукерман, Д.Б.Эльконин и др.), для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения, к которым относится:
- умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
- умение управлять голосом (говорить четко, регулируя громкость голоса в зависимости от ситуации, чтобы все слышали);
- умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
- умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Данные умения формируются с первых дней ребенка в школе, когда дети совместно с учителем в учебных ситуациях “открывают” и доступно для себя формулируют необходимые “Правила общения”, регулирующие как внешнюю сторону, построение высказываний, так и внутреннюю сторону, содержание высказываний.
Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”. Прежде всего, имеется в виду сформированность обобщенности умственных действий как интегративной характеристики, включающей в себя:
- развитие аналитико-синтетических действий;
- сформированность алгоритма сравнительного анализа;
- умение вычленять существенный признак, соотношение данных, составляющих условие задачи;
- возможность выделять общий способ действий;
- перенос общего способа действий на другие учебные задачи.
При этом качественными характеристиками развития всех составляющих обобщенности умственных действий у учащихся начальной школы являются широта, мера самостоятельности и обоснованность.
К “интеллектуальной зрелости” также относится наличие у младших школьников таких качеств мышления, как гибкость, вариативность и самостоятельность.
Целенаправленное формирование как обобщенности умственных действий, так и названных качеств мышления осуществляется с 1-го по 4-й класс в русле работы над становлением у учащихся центрального психического новообразования младшего школьного возраста - теоретического мышления через особое учебное теоретическое содержание, активные методы и приемы обучения, диалоговые формы взаимодействия учителя с детьми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
- адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
- обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
- выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.
2. Урочная и внеурочная проектная деятельность в начальной школе .
В использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.
В целом в проектной деятельности младших школьников можно выделить следующие этапы, соответствующие учебной деятельности:
- мотивационный (учитель: заявляет общий замысел, создает положительный мотивационный настрой; ученики: обсуждают, предлагают собственные идеи);
- планирующий – подготовительный (определяются тема и цели проекта, формулируются задачи, вырабатывается план действий, устанавливаются критерии оценки результата и процесса, согласовываются способы совместной деятельности сначала с максимальной помощью учителя, позднее с нарастанием ученической самостоятельности);
- информационно-операционный (ученики: собирают материал, работают с литературой и другими источниками, непосредственно выполняют проект; учитель: наблюдает, координирует, поддерживает, сам является информационным источником);
- рефлексивно-оценочный (ученики: представляют проекты, участвуют в коллективном обсуждении и содержательной оценке результатов и процесса работы, осуществляют устную или письменную самооценку, учитель выступает участником коллективной оценочной деятельности).
Каковы бы ни были опыт детей и их возраст, какова бы ни была сложность учебного проекта, степень активности – самостоятельности можно представить в следующей схеме:
1-й этап
УЧИТЕЛЬ ученик
2-й и 3-й этапы
учитель УЧЕНИК
Последний этап
УЧИТЕЛЬ ученик
Таким образом, роль учителя, несомненно, велика на первом и последнем этапах. И от того, как учитель выполнит свою роль на первом этапе – этапе погружения в проект, - зависит судьба проекта в целом. Здесь есть угроза свести работу над проектом к формулированию и выполнению задания по самостоятельной работе учащихся. На последнем этапе роль учителя велика, поскольку ученикам не под силу сделать обобщение всего того, что они узнали или исследовали, протянуть мостик к следующей теме, прийти, может быть, к неожиданным умозаключениям, которые поможет сделать учитель с его богатым житейским опытом, научным кругозором, аналитическим мышлением.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта.
Тема учебного плана и тема проекта – это разные темы. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники.
Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, полученной в результате проблематизации, вытекают цель и задачи проекта. Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта. Таким образом, погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. По необходимости определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Оно может быть параллельным или последовательным.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может “ потеряться”, т.е. Стать эдаким “малюсеньким наблюдателем”. Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
В процессе проектной деятельности формируются следующие общеучебные умения и навыки:
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
3.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
- умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
5.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
5.Практическая часть.
За проектами – будущее.
Проблемы , затрудняющие переход детей на более высокую ступень образования:
- низкий уровень самостоятельности учащихся в учебном процессе;
- неумение следовать прочитанной инструкции, ярко выраженное в неспособности внимательно прочитать текст и выделить последовательность действий, а также выполнить работу от начала до конца в соответствии с заданием;
- разрыв между поисковой, исследовательской деятельностью учащихся и практическими упражнениями, в ходе которых отрабатываются навыки;
- отсутствие переноса знаний из одной образовательной области в другую, из учебной ситуации в жизненную.
Метод проектов никак не противоречит способам обучения, он помогает активизировать учеников, у большинства детей появляется интерес к новым знаниям, желание добыть их, чтобы применить тут же для решения поставленных в проекте задач.
Такая мотивация – стремление успешно разработать тему проекта – оказывается часто более сильной, чем требования родителей и учителей хорошо учиться для получения отличных и хороших оценок. Самым же главным результатом проектных игр является формирование у детей умения вести себя в условиях, когда требуется в короткое, ограниченное время сделать много разнохарактерных дел, большинство из которых встретились впервые, и надо не растеряться, не испугаться неизвестности, а быстро понять, каких знаний не хватает, решить, где и как эти знания можно получить, а получив их, сейчас же применить и увидеть результат своих действий. Пройдя такую цепочку, ребёнок становится гораздо более уверенным в своих силах, у него исчезает страх перед неизвестными ранее делами, страх перед недостатком знаний – он учится учиться.
Одновременно проектные работы детей представляют собой один из способов контроля обучающихся, которому придаётся огромное значение в рамках учебного процесса, поскольку:
- успешный самостоятельный творческий поиск является показателем глубокого усвоения знаний и творческого развития личности;
- знания проявляются в нестандартной, новой ситуации с использованием умений детей из разных образовательных областей;
- выявляется уровень личностного отношения учащихся к учебному труду;
- проявляется умение работать в коллективе и способность брать на себя ответственность за качество выполненной работы;
- детьми проявляется учебная инициатива и самостоятельность, происходит их становление как личностей, способных активно действовать в современной жизни.
Структура подготовки и проведения проектных дней представлена в таблице.
Название этапа | Содержание работ | Время исполнения |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом | - определение темы исследования; - выделение предполагаемых направлений работ; - составление плана; - определение консультаций с учителем; - начало выполнения проекта. | За неделю до проектного дня |
Подготовительный этап работы групп учащихся (индивидуальных) над проектом | - определение проблемы и задач исследования (использование в ходе совместного поиска метода “круглого стола”); - выдвижение гипотез и способов решения; - обсуждение методов исследования (эксперимента, наблюдений и т.д.); - распределение работы между участниками группового проекта; - начало работы по сбору информации. | За два - три дня до начала проекта (в зависимости от темы) |
Основной этап | - продолжение работы по сбору информации; - самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся по реализации проекта; - систематизация и анализ полученных данных; - обсуждение способов оформления конечных результатов; - подведение итогов, оформление результатов. | В день выполнения проекта. |
Заключительный этап | - презентация проекта; - представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); - рефлексия. | В день проекта или на следующий день (в зависимости от темы). |
Рассмотрим подробнее работу над проектом в начальной школе.
2 класс.
Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо доступно объяснить и научить детей 7 – 8 лет вести эту работу в группе или самостоятельно. Так как для этого возраста ведущей деятельностью является игра, то первое тренировочное задание организовываем в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие.
Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
Подготовка к занятиям.
Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему
- подумать
- спросить у другого человека
- получить информацию из книг
- понаблюдать
- посмотреть по телевизору
- провести эксперимент
- обсудить в группе
- подведение итогов, оформление результатов
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
- презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный.
Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.
1 группа – «Домашние любимцы – кошки».
2 группа – « Собаки – лучшие друзья людей».
Дальше, следует объяснить юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
- подумать;
Например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о местах обитания попугаев, кошек и собак. Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.
Следующим предложение может быть предложение о размерах, внешних особенностях и окраске животных, питании.
Следующий пункт плана:
- спросить у другого;
Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о животных можно и взрослых и других детей. На первых порах это вызвало затруднения. Дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
- получить информацию из книг;
Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
- наблюдения и эксперименты;
Темы, выбранные детьми, допускают возможность их использования, поскольку во многих домах есть данные животные. Ученики без труда могут пронаблюдать и отметить особенности поведения и питания данных животных. Я предложила дома выяснить: любят ли животные музыку, чем питаются, как спят, во что любят играть и с кем.
Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».
Обобщение информации.
В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости.
Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.
Сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как газеты (а группы выбрали именно газеты) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
Второй этап – самостоятельные исследования.
Подготовка к проекту.
Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом.
На этом этапе в работу я предложила включиться всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.
Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему « Какие бывают дождики», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.
- Проект «Дождики»
Объектом внимания участников этого проекта становится дождь. Какие бывают дожди? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Моим детям предстояло, и пронаблюдать за дождями, и вспомнить, какими бывают дожди в разное время года, и спросить у бабушек, дедушек, как называются дожди, поискать любопытные названия дождей в книжках.
Чтобы частично помочь поисковую работу, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме. На уроках я использовала задания, где опять фигурировали тексты и задания по теме.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурирую и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные.
Сообщение результатов (презентация работ).
И вот через неделю прошёл классный час под темой, « Какие бываю дождики». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.
Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.
Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. Но она способна принести большой эффект, если:
- Применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления ( а это необходима дополнительная работа со стороны психолога)
- Реализуется в ходе различных внеклассных мероприятиях.
3 класс.
В 3 классе я буду продолжать ту работу, включив проектную деятельность в учебную и внеклассную работу.
Например, «Знаменитые люди нашего города» , «Символика нашего города».
План работы по проекту
1. Определите тему проекта.
2. Определите участников своего проекта.
3. Определите проблему проекта.
4. Найдите, предложите и обсудите пути решения данной проблемы.
5. Определите и оформите конечный результат работы.
6. Защитите проект перед другими группами.
7. Примите участие в обсуждении проектов других групп.
Пропуск даже одного из этих этапов снижает эффективность работы над проектом.
Следует стремиться к максимально возможной на данном уровне самостоятельности учащихся в исследовательской деятельности, трезво оценивая их возможности и не пуская работу на самотек. При этом роль учителя, должна меняться в зависимости от достигнутого этапа. Она наиболее значима при определении основного замысла и планировании, так как учащиеся, как правило, затрудняются сформулировать цели и задачи проекта, отобрать литературу, которая бы соответствовала их возрасту, найти оптимальную структуру.
Значительно осторожнее следует вмешиваться в принятие решений и выполнение проекта, пробуя активизировать процесс анализа выполненной работы, помогая выяснять причины удач и неудач.
Ещё одна задача педагога заключается в том, чтобы в процессе выполнения проектов реализовывалась логическая цепочка: интерес – выбор – успех (неуспех) – рефлексия – адекватная оценка (самооценка) – рефлексия.
Результативность работы над проектом определяется в том числе и по таким критериям, как формирование учебных умений, а также личностных качеств: умению работать в группе, считаться с чужим мнением, способности радоваться чужим успехам.
План для детей.
- Что я знаю?
- Что я ещё могу узнать и где?
- У родителей
- У учителя.
- Из книг.
- В Интернете.
- У друзей.
- Что я могу рассказать другим о том, что я узнал?
Пример проекта для обучающихся 4 класса.
Социально - информационный проект.
Гипотеза:
Любого ли человека живущего в наше время можно считать замечательным?
Какие качества присущи человеку, которого считают замечательным?
Цель:
Формирование внимательного, бережного и доброжелательного отношения к людям, живущим рядом с нами, к нашим историческим корням.
Задачи проекта:
- Обучить детей умению работать в группе, умению обмениваться полученной информацией;
- Развивать умение выражать свою точку зрения;
- Воспитывать ответственность за порученное дело;
Работа над темой.
1-й этап: выбор темы.
2-й этап: выход на тему с помощью взрослых (более глубокое понимание темы проекта).
3-й этап: выбор направлений сбора сведений.
4-й этап: определение подпроектных шагов, распределение ролей, выбор формы представления проекта, сбор информации.
Начать своё увлекательное путешествие с уточнения понятий «знаменитый человек», «кто достоин звания известный и заслуженный человек», «каждого ли человека можно считать заслуженным и известным».
«Известный и знаменитый - это тот, кого все знают и уважают»
«Известный и знаменитый - это тот, который совершил какой-то хороший поступок, ради других людей»
«Известный человек сделал много хорошего и полезного»
«Не каждого человека можно назвать знаменитым, это надо заслужить»
Необходимо обсудить, кто нам может в этом помочь в сборе материала.
- Родственники ;
- учителя, работавшие с ней в школе;
- бывшие ученики и родители школы;
- работники краеведческого и районного музея образования;
- глава администрации города.
5-й этап: завершение работы над темой.
Обсуждение итогов работы со всеми ее участниками.
Мы должны оценить участие каждого при работе над проектом.
Предложить дальнейшие шаги по работе над собранным материалом.
Итог работы: создание буклета, диска с собранным материалом.
Провести беседу в классе с показом презентации об этом интересном человеке.
Отмечу положительные моменты работы над проектом.
- Воспитание чувства патриотизма, уважения к людям живущим рядом.
- Воспитание навыков самостоятельности, ответственности.
- Выработка умений работать с литературой, выстраивать диалог с одноклассниками, со взрослыми.
- Расширение кругозора учащихся.
- Изменения в отношениях между учащимися.
Наряду с положительными моментами работы в проектном режиме следует отметить и отрицательные:
- пассивное участие некоторых учащихся в проектной деятельности, а следовательно, их отдаление от жизни группы; переоценка некоторыми учащимися собственных сил:
- не все дети, взявшиеся за проект, могут довести дело до конца.
Заключение
В заключение хочется отметить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”. И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах. При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного обучения.
Список литературы.
1. Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г.
2. Информационные ресурсы Интернет: http//doob-054.narod.ru/project.html, imz.ucoz.ru›index/fgos/0-18
3. 6. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе
Цель данной работы - определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. В статье рассматриваются типы учебных проектов, педагогические условия организации проектной...
«Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе».
Проектная задача отличается большим объемом и неоднородностью материала. ...
ДОКЛАД – ВЫСТУПЛЕНИЕ К педагогическому совету на тему: «Использования современных образовательных технологий в образовательном процессе» «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из основных практических задач современного образования. ...
"Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе"
Цель работы: определить особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе. Исходя из данной цели, были определены следующие задачи:Раскрыть сущность и историю технологии проек...
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе»
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА «Особенности использования технологии проектного обучения в начальной школе» Классификационные параметры технологии. Цели и задачи,типология,этапы работы над пр...