«Развитие логического мышления младших школьников»
методическая разработка на тему

Сценарий мастер - класса для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_logicheskogo_myshleniya_mladshih_shkolnikov.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс

«Развитие  логического мышления младших школьников»

Учитель начальных  классов: Батуева  Евгения Александровна

Цель: поделиться  опытом по развитию логического мышления младших школьников во внеурочной деятельности

Задачи:

  •        показать необходимость развития логического мышления младших;
  • рассмотреть виды логических универсальных действий.
  • продемонстрировать виды  заданий, обеспечивающих формирование логических универсальных действий.

Актуальность темы:

     Важнейшей задачей  современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, дающих школьнику возможность для самовыражения и самосовершенствования. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта, при котором знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих целенаправленных действий, т.е. формируются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

    Задача учителя - формировать способность к сравнению, анализу и синтезу, абстрагированию, обобщению и конкретизации у детей на материале учебных заданий на самом высоком уровне. Младший школьный возраст является сенситивным для развития логического мышления.

   Как показывает опыт, в младшем школьном возрасте одним из эффективных способов развития логического мышления является использование различных форм, методов и приёмов, а также определённых видов упражнений, учебных заданий, направленных на развитие всех видов мыслительных операций, решение школьниками нестандартных логических задач.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, раздаточный материал

Ход мастер-класса:

Этапы

Содержание

Примечание

1.Вступительное слово  педагога

   «Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я ее умертвлю, скажет мертвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».

   Важно, чтобы в  наших руках ребенок чувствовал себя:

     любимым,

                         нужным,  

                                       а главное – успешным.

   Успех, как известно, рождает успех. В школе не должно быть неудачников. Главная заповедь учителя – заметить даже самое маленькое продвижение ученика вперёд и поддержать его успех.   

   Прививать  любовь  к  предмету  и  через  внеурочную  деятельность,  учить  детей  самостоятельно  добывать  знания,  логически  и  нестандартно  мыслить – вот  задача  творчески  работающего  учителя. И  в  руках  учителя  помочь  ребёнку  разбудить  его  внутренние  ресурсы  и  развивать  их,  чтобы  в  дальнейшем  ребёнок  был  успешным.

2.Основная часть

Современное  образование предъявляет свои требования к школе. Раньше первостепенной задачей считалось вооружение учащихся глубокими знаниями, умениями и навыками. С появлением новых Федеральных образовательных стандартов второго поколения, главной целью образовательного процесса является формирование универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. И на первый план выходит формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьников умением учиться,  способности в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться.

В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

К логическим универсальным действиям относятся:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения,  классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Из вышесказанного следует, что  уже в начальной школе дети должны овладеть элементами логических действий. В процессе решения учебных задач у детей формируются такие операции логического мышления как анализ, синтез, сравнение, обобщение и классификация.

   Логическое мышление, обнаруживается, прежде всего, в протекании самого мыслительного процесса.       Человек должен рассуждать, анализировать и устанавливать нужные связи мысленно, отбирать и применять к данной ему конкретной задаче известные ему подходящие правила, приёмы, действия.

     Поэтому одной из важнейших задач, стоящих перед учителем начальных классов, является развитие всех качеств и видов мышления, которые позволили бы детям строить умозаключения, делать выводы, обосновывая свои суждения, и, в конечном итоге, самостоятельно приобретать знания и решать возникающие проблемы.

     В школьном обучении логическое мышление можно развивать как на уроках,  так и во  внеурочной деятельности,  реализуя  это  на  кружках, в предметных  олимпиадах, проводя интеллектуальные  игры  и  конкурсы.     

  К заданиям на развитие логического мышления можно отнести:

1. Задачи на смекалку  

2. Задачи шутки  

3. Числовые фигуры  

4. Задачи с геометрическим содержанием  

5. Логические упражнения со словами

6. Математические игры и фокусы  

7. Кроссворды и ребусы  и т.п.

3. Практическая  часть

а) Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по русскому языку

б) Развитие логического мышления во внеурочной деятельности по математике

    Умение решать различные задачи является основным средством усвоения курса математики в средней школе.

 Устойчивый интерес к математике у школьников начинает формироваться в 12 – 13 лет. Но для того, чтобы ученики в средних и старших классах всерьёз начали заниматься математикой, необходимо, чтобы раньше они поняли, что размышления над трудными нестандартными задачами могут доставлять радость. Умение решать задачи является одним из основных критериев

уровня математического развития.

    В младшем школьном возрасте, как показывают психологические исследования, главное значение приобретает дальнейшее развитие мышления. В этот период совершается переход от мышления наглядно-образного, являющегося основным для данного возраста, к словесно-логическому, понятийному мышлению. Поэтому ведущее значение для данного возраста приобретает развитие именно теоретического мышления.

 в)  Ребус - вид загадки, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами или цифрами.

   В отличие от простой загадки, где основа идет на словесное описание, ребус развивает еще и логическое образное мышление, учит ребенка нестандартно воспринимать графическое изображение, а также тренирует зрительную память и правописание, стимулируют образное мышление, развивают логику,

повышают внимательность и наблюдательность,

способствуют развитию способностей к анализу и систематизации и т.д.

   Правила разгадывания - запятые перед картинкой обозначают, сколько букв нужно убрать вначале загаданного слова, запятые в конце рисунка обозначают, сколько букв нужно убрать с конца слова. Если буква перечеркнута, ее нужно убрать из слова, если стоит знак равенства, значит одну букву нужно заменить на другую.

Одна из главных трудностей при решении ребусов является умение правильно назвать изображенный на рисунке предмет. Ведь зачастую, предлагаемое изображение можно назвать по разному, например глаз и око, голова и лицо и т.п.,  необходимо выбрать именно то значение, которое подходит к конкретному ребусу.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

4. Заключение

Формирование логического мышления - важная составная часть педагогического процесса. Помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

5. Рефлексия

Закончите  предложения:

Мне  было…

Я узнала…

В заключение мне хотелось бы предложить вам анкету.

Благодарю  Вас за активную работу и сотрудничество.

Анкета Приложение 4

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс на тему:Развитие творческих способностей и логического мышления младших школьников

Данная тема является сферой моего методического интереса. В данном мастер классе я хочу показать методику проведения упражнений на развитие логического мышления и творческих способностей. Целью опы...

РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ АССОЦИАЦИАТИВНЫХ ОБРАЗОВ

исследование продуктивного и репродуктивного мышленя младших школьников(анотация)...

Роль нестандартных задач в развитии математического мышления младших школьников

Материал содержит доклад и приложения с текстами задач....

Статья «Развитие пространственного мышления младших школьников на уроках математики»

В статье представлены упражнения на развитие пространственного мышления у учащихся младших классов....

Программа внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО"

Dasha_s_konstruktorom.jpgПрограмма внеурочной деятельности "Развитие пространственного мышления младших школьников через практическую работу с конструктором для объемного моделирования ТИКО", к...

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСТ.

В статье представлен теоретический и практический материал по развитию логического мышления младших школьников на уроках математики. На основе анализа литературы описаны виды мышления, особенности мыш...

Статья «Педагогическая диагностика. Что необходимо знать и учитывать при исследовании мышления младшего школьника»

В педагогической диагностике требуется прежде всего изучение, осуществляемое в несколько этапов: сбор данных, на основе которых делаются все выводы, сравнение наблюдаемого нами поведение с прежним пов...