Традиции семейного воспитания на Кубани
материал на тему
Предварительный просмотр:
Традиции семейного воспитания на Кубани
Цель:
совершенствование представлений о семье, семейных традициях, обычаях.
Задачи:
- формировать понятие «семьи» как великой нравственной ценности;
- развивать умения строить взаимоотношения в кругу семьи;
- воспитывать чувства уважения и благодарности к членам семьи, к семейным традициям и устоям.
Учитель:
- В Краснодарском крае каждое третье воскресенье сентября отмечают День
кубанской семьи.
- День кубанской семьи учрежден в 2005 году Законодательным Собранием
Краснодарского края с целью привлечения внимания общественности к проблемам семьи, повышения родительского авторитета, воспитания подрастающего поколения в духе приоритета семейных ценностей и поддержки лучших семейных традиций.
В этот День во всех муниципальных образованиях Краснодарского края чествуют трудовые династии и многодетные семьи, проводятся фестивали творчества семейных коллективов, различные конкурсы и праздники на тему семьи.
- Сегодня мы с Вами проведем Час доброй семьи, где поговорим «О традициях в кубанской семье».
Кубань… так называют наш край по имени реки. Кубань – чудесный, благодатный край, которым нельзя не гордиться. Нельзя забывать, что любовь к родным и близким, уважение к старшим, любовь к Родине, к своему родному краю впитывается с колыбельной матери.
Во все времена семья играла особую роль в жизни человека, предопределяла становление его личности, фундаментальных ценностей передающихся от поколения к поколению. Традиции воспитания в кубанских семьях мы рассмотрим на примере казачьей семьи, в которых главными качествами личности считались: трудолюбие, честность, общительность, радушие и добрый нрав.
Семьи на Кубани были большие. Казаки любили детей и рады были рождению и мальчика, и девочки. Отец и дед обучали сыновей и внуков трудовым навыкам, выживанию в опасных условиях, стойкости и выносливости. Мальчика стригли первый раз, когда ему исполнятся год. Подстриженного мальчонку сажали верхом на коня и гадали, как он будет себя вести, по малейшим приметам стараясь угадать судьбу будущего воина. Схватиться за гриву — будет жив. Заплачет, повалиться с коня — быть убитому. Крестный, обучал церковным обычаям и всем видам воинского искусства.. С трех-пяти лет казачонка уже приучали к верховой езде, рукопашному бою. Стрелять учили с семи лет, рубить шашкой — с десяти. С пяти лет мальчишки работали с родителями в поле: погоняли волов на пахоте, пасли овец и другой скот. Оставалось и время для детских игр. Но сами игры были такими, что в них казак обучался либо работе, либо воинскому искусству. В семь лет мальчонку стригли ритуально во второй раз. С этой минуты мальчика могли наказывать только мужчины. Женщины не имели право вмешиваться в его воспитание. А когда старшие уезжали из дома, он оставался за хозяина.
- Большую роль в казачьих семьях играли женщины. Так как главной обязанностью казака была военная служба, казачья семья во многом держалась на женщине-казачке,которая вела домашнее хозяйство, заботилась о стариках, воспитывала детей. Воспитание девочки в казачьей семье очень сильно отличалось от воспитания мальчика, потому что у них было другое предназначение: стать хорошей хозяйкой, рукодельницей, многодетной матерью, верной женой и помощницей в жизни, крепким тылом воина — казака. Девочки начинали работать с детства. Девочки участвовали во всех работах: стирали, мыли полы, ставили заплатки, пришивали пуговицы. С пяти лет учились вышивать, шить, вязать на спицах и крючком — это умела каждая казачка. Была и особенная работа — нянчить младших! Трудовая жизнь начиналась рано. Но не исключала радости и веселья: девочки и пели, и плясали, а обучали их этому старшие женщины. Но росла девочка с главной мыслью, что она будущая хозяйка и мать, — этому было подчинено все ее воспитание.
В казачьей семье особым уважением пользовались старики. Они выступали хранителями обычаев, играли большую роль в общественном мнении. Старик в доме – лицо почитаемое, его воля – закон для всех. Слово отца в доме было главным, без него не начинали даже есть.
Семья рассаживалась за обеденным столом в определенном порядке впереди сидит отец с матерью, подле него старший сын, затем второй, третий и т. д. Выйти из-за стола младшие могли только после того как вставали взрослые. К родителям дети почтительно обращались на «вы». Авторитет отца и матери считался непререкаемым. Они были постоянным примером для тетей. Большим грехом считалось обмануть родителей. Такое
уважение к старшим было золотым стержнем, который держал и крепил семью изнутри.
- Я предлагаю вам принять участие в викторине и ответить на вопросы.
1. И какого материала строили дома казаки?
2. Из чего делалась крыша?
3. Сколько комнат было в казачьей хате?
4. Что называли «Красным углом?
5. Для чего белили хаты?
Учитель: Скажите, пожалуйста, какие главные законы должны знать в любой семье с детства?
Дети: С уважением относится к старшим.
Уважать мать, сестру, жену.
Надо быть честным и скромным.
Надо заботиться о своих родителях, когда они будут старенькими.
Защищать от врагов свою Родину.
Учитель: Молодцы ребята, вы это хорошо усвоили. В кубанских семьях авторитет, почитание родителей было наиболее важным делом. Без согласия родителей не решался ни один вопрос. В обращении к родителям и старшим соблюдались сдержанность, вежливость, уважительность. Как на Кубани обращались к отцу и матери?
Дети: К отцу и матери обращались только на Вы.
Учитель: Обычай уважения и почитания старших по возрасту требовал выполнения особых правил. Кто ответит, что это за правила?
Дети: При появлении старшего по возрасту все должны были встать.
Если казаки были в форме, должны были приложить руку к шапке.
Если казак был без формы, то должен снять шапку и поклониться.
Учитель: Что не разрешалось делать в присутствии старших?
Дети: Не разрешалось сидеть.
Не разрешалось разговаривать, прерывать разговор старших.
Не разрешалось курить.
Старым и пожилым людям младшие должны были уступить дорогу.
Учитель: Молодцы, ребята. На словах вы очень хорошо запомнили и
усвоили правила. Было бы замечательно, если бы эти правила вы стали соблюдать в
жизни.
Вы все правильно сказали. Уважение к старшим прививалось в кубанских семьях с ранних лет. Во время приема гостей детям запрещалось не только сидеть, но и находиться в комнате, где велись разговоры. Вот такие строгие обычаи соблюдались в семьях, но это не значит, что старшие не любили младших. Они их любили, следили, чтобы чужие не обижали, заботились о них, играли с ними.
- Я предлагаю вам принять участие в викторине и ответить на вопросы.
1. И какого материала строили дома казаки?
2. Из чего делалась крыша?
3. Сколько комнат было в казачьей хате?
4. Что называли «Красным углом»?
5. Для чего белили хаты?
Кубань богата традициями народного творчества. Частью этого богатства являются пословицы, потешки и поговорки. В них можно найти взгляд на правду и ложь. На быт и труд. Дети с удовольствием заучивают народные кубанские пословицы, поговорки и затем использовали в своей речи, делая её более яркой, эмоциональной.
Учитель: Ребята, а какие пословицы о семье вы знаете?
Дети: В семье дружат – живут не тужат.
В семье разлад – так и дому не рад.
При солнышке – тепло, при матушке – добро.
Добрый сын – отцу радость, а худой – печаль.
На что и клад, когда дети идут в лад.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живет.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Где любовь да совет, там и горя нет.
В недружной семье добра не бывает.
В хорошей семье хорошие дети растут.
Птица рада весне, а дитя – матери.
Родители трудолюбивы – дети не ленивы.
Жалей отца с матерью, других не найдешь.
Изба детьми весела.
Вся семья вместе, так и душа на месте.
На занятиях по изобразительной деятельности, мы рассматриваем и лепим глиняную посуду и предметы обихода, украшаем их росписью. На занятиях по аппликации обогащаем знания детей о народных орнаментах, способах создания узора, традиционных элементах народных росписей. Обогащается и музыкальный опыт детей. На уроках музыки беседуем о народных песнях, слушаем фонограммы, используем некоторые песни на наших праздниках и развлечениях. С большим удовольствием знакомимся с народными музыкальными инструментами: ложки, бубенцы, трещотки.
Учитель: Ребята, я очень рада, что у каждого из вас есть родной дом, где вас любят, ждут, заботятся, приходят на помощь. Хочется, чтобы и вы ценили своих близких, никогда не огорчали, заботились о них, когда станете взрослыми людьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок знаний "Традиции семейного воспитания"
Данный урок можно провести на день знаний...
«Использование татарских народных традиций в обучении и семейном воспитании младших школьников».
Признаками традиций являются массовость, прочность, жизненность, долговечность, многообразие. Составной частью традиций являются обычаи. Когда традиции соблюдаются постоянно и регулярно – они превраща...
конспект урока по кубоновкедению «Семейные традиции и обычаи народов Кубани».
Цели: познакомить с ценностями семьи как первоосновой нашей принадлежности к многонациональному народу России; познакомить детей с основными семейными традиционными праздниками народов Кубани; п...
Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"
Родительское собрание "Семейные традиции в воспитании детей"...
Взаимодействие семьи и школы как основное средство сохранения и развития традиций семейного воспитания.
1-2 декабря 2015 года в Южно-Сахалинске состоялась областная научно-практическая конференция «V Сахалинские Рождественские образовательные чтения: Традиции и новации: культура, общество, личность». Ко...
Родительское собрание «Роль семейных традиций в воспитании школьника. Воспитание сознательной дисциплины.» и Самоанализ.
Цель: познакомить родителей с методами воспитания у детей сознательной дисциплины через семейные традиции...
Традиции семейного воспитания
В данной статье вы узнаете о том, что традиции - это не только семейный уклад, но и отношения между членами семьи....