Программа по социализации детей с ОВЗ.
рабочая программа на тему
Программа по социализации "Я и мое будущее".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_sotsializatsii_obuchayushchihsya_s_ovz.docx | 29.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по социализации обучающихся с ОВЗ
«Я и мое будущее».
Пояснительная записка.
Программа относится к социальному направлению и реализуется в рамках внеурочной деятельности.
Темы программы соотносятся с темами программы под редакцией В.В.Воронковой по швейному делу, реализуют дальнейшее развитие практических умений и уточнение теоретического материала с целью наибольшей эффективности социального аспекта в образовании и воспитании обучающихся.
В условиях стремительного экономического роста значительно возрастают требования к даже самым простым специальностям на швейных производствах. И в тоже время заметно снижается интеллектуальный потенциал учащихся коррекционных школ. Существенный процент учеников имеет инвалидность. Понятно, что далеко не все сумеют конкурировать на рынке профильного трудоустройства. Формированию качеств ответственного работника, добросовестного трудолюбивого исполнителя, семьянина с бытовой сноровкой и смекалкой, полезного члена семьи, уважаемого члена общества, индивидуума, который может и хочет развиваться школа должна всячески способствовать.
Отличительные особенности данной программы:
Программа предусматривает формирование трудовой адаптации как многогранного процесса. Работа строится по формированию нескольких видов социальной адаптации:
Профессиональной;
Социально-психологической;
Социально-бытовой;
Психофизиологической;
Организационной.
Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.
Актуальность и педагогическая целесообразность программы в том, что она раскрывает и дополняет содержание некоторых разделов курса швейного дела в учебном процессе, направленных на социализацию выпускника. Необходимость такой работы возникает вследствие несвоевременного обновления основополагающих образовательных программ. Модифицированность рабочих программ позволяет значительно варьировать в планировании, подходить к процессу подбора тем творчески и с учетом индивидуальных образовательных способностей каждого класса. Программа «Я и мое будущее» направлена на формирование социально значимой личности выпускника, позиционирует ученика в субъективную роль образовательного процесса.
Новизна проекта в многогранном, метапредметном подходе к планированию и построению занятий.
Цель программы социализации – практическая и теоретическая подготовленность выпускника к жизни в социуме.
Задачи программы социализации.
1.Формирование навыков продуктивного взаимодействия с окружающим миром.
2.Воспитание чувства собственного достоинства.
3.Формирование стремления к самоопределению.
4. Формирование способности к выбору жизненной позиции.
5. Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
6. Формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.
7. Пробуждение социальной активности.
8. Развитие познавательной активности, творческих способностей, речи и кругозора подростков.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы:
от 14 до 17 лет.
Срок реализации программы:
программа реализуется 2 года. Проводится в 8-9 классах в объеме 34 часов в год (2-часовое занятие 2 раза в месяц).
Формы занятий : учебно-профессиональные мастер-классы, в том числе интерактивные, социодрамы, обучающие игры, занятия-соревнования, занятия-тестирования, дискуссии, проблемные лекции, презентации вида деятельности, мозговые атаки, круглые столы, творческие проекты, персональные выставки.
Программа реализуется через следующие методы и приёмы обучения: разнообразные по форме практические упражнения и задания, лабораторные работы, игры, самостоятельное наблюдение, метод иллюстраций и демонстраций, рассказ, беседа, работа с интернет-ресурсами, практические работы, сравнение и анализ работ учащихся и подобных образцов изделий.
Ожидаемые результаты
освоения программы по социализации:
Личностные
- Формирование личностных качеств: желание стать работоспособным, развивать силу воли, терпение, стремиться к совершенствованию, быть организованным, иметь целеустремленность, развивать коммуникабельность и общительность.
- Воспитание элементов трудовой культуры: умение определять эффективность трудовой деятельности, обеспечивать условия охраны труда и техники безопасности, умение организовать свое рабочее место, соблюдать технологическую дисциплину.
- Привитие желания и стремления совершенствовать свой внешний и внутренний образ, соответствовать этическим нормам поведения и внешнего вида. Знать свои достоинства и гордиться ими, работать над своими недостатками.
- Развитие всех познавательных процессов (память, мышление, внимание, воображение, речь)
Метапредметными результатами освоения программы являются.
- Способность и готовность к освоению знаний, способствующих благополучному трудоустройству и адаптации в социуме.
- Способность к сотрудничеству и коммуникации.
- Способность к решению личностных и социально значимых проблем.
- Способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии в области предстоящего трудоустройства.
- Рефлексировать личные затруднения при работе с информацией, формулировать индивидуальные учебные задачи по преодолению этих затруднений.
- Находить необходимую информацию в интернете, у специалистов.
- Пересказывать полученную информацию своими словами, публично представлять ее.
- Различать достоверные объективные знания и субъективные мнения о них.
- Выполнять проект.
- Называть правила работы, участвовать в планировании действий.
- Владеть начальными формами познавательных универсальных учебных действий — исследовательскими и логическими: наблюдения, сравнения, анализа, классификации, обобщения.
- Организовывать самостоятельную практическую деятельности на основе сформированных регулятивных универсальных учебных действий: планирования предстоящего практического действия, прогнозирования, отбора оптимальных способов деятельности, осуществления контроля и коррекции результатов действий.
№ п\п | тема | форма проведения | содержание |
8 класс | |||
1. | Профессия швеи. | Ролевая игра «Откроем ателье» | Актуальность профессии швеи, Основы ИП, организаторская деятельность, имидж. |
2. | Вышивка. | Интерактивный мастер-класс | Знакомство с мастер-классами в интернете, осваивание новых способов вышивки. |
3. | Блузки. | Проблемная лекция. | Знакомство с креативными фасонами блузок. Соотнесение выкройки с визуальным образом. Подгон выкройки понравившейся модели по нужному размеру. |
4. | Блузки. | Конкурс «каталог моих блузок» | Представление смоделированных заранее блузок, составление индивидуальных презентаций в программе Power Point |
5. | Платье | Презентация «Отечественные модельеры» | Анализ современных тенденций моды в фасонах, цветовой гамме, аксессуарах. |
6. | Платье | Ролевая игра «Соревнование юных модельеров» | Ученицы выступают в роли модельеров, которые предлагают модели своих платьев заказчику (в роли заказчика выступает учитель) |
7. | Современный ремонт одежды. | Мастер-класс | Мастер-класс по штопке протертостей джинсов. Демонстрация образцов современной штопки в профессиональном ателье. |
8. | Лоскутная техника. | Игра - соревнование «Бригадная форма работы на производстве» | Двум подгруппам дается одинаковое задание пошить чехол на подушку в лоскутной технике. Выбирается два мастера, которые распределяют роли каждого члена команды и контролирует качество выполнения. |
9. | Отделка легкой одежды. | Презентация «зарубежные модельеры» | Анализ современных тенденций моды в фасонах, цветовой гамме, аксессуарах. |
10. | Отделка легкой одежды. | Обучающая игра «Эксперементальный цех швейного производства» | Ученицам предлагается дополнить предложенные модели одежды современными тенденциями в моде. В конце занятия составляется презентация «Весна 201..» |
11. | Синтетические волокна. | Круглый стол | Дискуссия – соревнование по качествам волокон и способах применения. |
12. | Личностные качества трудоспособного человека. | Обучающая игра | Знакомство с резюме для различных профессий. |
13. | Резюме | Творческий проект | Презентация персональных резюме. |
14. | Личностные недостатки. | Коллоквиум | Часто встречающиеся недостатки людей. Недостатки мешающие трудиться, мешающие дружбе, мешающие членам семьи. Способы борьбы со своими недостатками. |
15. | Как стать лучше. | Проблемная лекция. | Примеры других людей из опыта преодоления недостатков (литературные источники). |
16. | Образ девушки. | Персональные презентации. | Представление собственных достоинств и плана по исправлению недостатков. |
№ п\п | тема | форма проведения | содержание |
9 класс | |||
1. | Синтетические волокна в изделиях. | тренинг | Определение состава материала вещи предположительно по назначению. Упражнение в различении натуральных и синтетических тканей на ощупь. |
2. | Цветовая гамма одежды | Обучающая игра | Совместимость цветов в одежде, цветовая палитра и ее смысловое значение в одежде. |
3. | Платье. | тренинг | Упражнение в составлении фасона платья с целевым назначением. |
4. | Приемы преобразования вещей. | Интерактивный мастер-класс по завязыванию платков. | Стили женских платков, способы завязывания, принципы сочетания с одеждой. |
5. | Готовые выкройки. | Круглый стол. | Обзор современных журналов моды. Работа по готовым выкройкам в журналах. |
6. | Уход за одеждой. | Презентация вида деятельности. | Демонстрируются средства по удалению пятен с одежды, по удалению катышков, средства пылесборников с одежды, способы утюжки . |
7. | Новогодний декор в интерьере. | Занятие – соревнование. | Изготовление новогоднего веночка, елочной игрушки бригадным способом. Оценивается оригинальность идеи. |
8. | Новогодний вечер для семьи. | Творческий проект. | Индивидуальный проект, определяющий дизайн интерьера, дизайн новогоднего стола, программу новогоднего семейного вечера. Соизмеряется бюджетная затратность. |
9. | Женская привлекательность. | Обучающая игра. | Демонстрируется фото незнакомой девушки. Предлагается составить план по ее преображению. Планы составляются индивидуально и затем сравниваются, формируется общий план преображения. |
10. | Макияж. | Круглый стол. | Виды и назначение макияжа. |
11. | Дизайн интерьера. | Проблемная лекция. | Психологический аспект цветового решения помещения. |
12. | Дизайн спальни. | Творческий проект. | Представление и обоснование выбранного интерьера спальни. |
13. | Дизайн детской комнаты. | Творческий проект. | Представление и обоснование выбранного интерьера. |
14. | Подарочные сувениры. | Интерактивный мастер-класс | Оценивание сложности технического исполнения, соизмеримость со своими силами. |
15. | Приемы преобразования вещей. | Персональная выставка. | Преобразование старых джинсов, мужской рубашки, трикотажного свитера. |
16. | Умение общаться с людьми в коллективе. | Социодрамы. | Групповое решение определенных конфликтных ситуаций. |
17. | Моя семья – моя крепость. | Круглый стол. | Психологические аспекты создания крепкой семьи. |
Список использованной литературы.
1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. — М.: Педагогика,
1989. — 192 с.
2. Ежовкина Е.В., Рябова Н.В. К проблеме педагогического сопровождения адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья // Российский научный журнал № 5(30) — Рязань, 2012. — С. 84—89.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб., 2000.
4. Семаго М.М., Семаго Н.Я. Организация и содержание деятельности психолога специального образования: Методическое пособие. – М.: АРКТИ, 2005. – 336с.
5. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. СПб., 1998.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программы адаптации и социализации детей-мигрантов
В разделе представлены рабочие программы занятий с детьми-мигрантами....
Мониторинг нравственного развития и социализации детей младшего школьного возраста в рамках реализации программы «Социокультурные истоки»
Мониторинг разработан в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования и Примерной программы духовно-нравственного развития и ...
Программа по воспитанию и социализации детей с ОВЗ
Данная программа составлена с целью решить главную проблему ребенка с ограниченными возможностями, у которых, по состоянию здоровья, нарушены связи с миром, ограничена мобильно...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации
Выступление на заседаниигородского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта»п...
Выступление на заседании городского методического совета классных руководителей «Роль классного руководителя в адаптации и социализации детей мигрантов. Диссеминация педагогического опыта» по теме «Роль классного руководителя в адаптации и социализации де
Если учесть, что в настоящее время, по данным статистики, дети мигрантов, недавно прибывших из стран СНГ и российских регионов, составляют 20–30 процентов общего числа учеников, т...
Статья "Экономическая социализация детей. Роль семьи в экономической социализации детей"
В современном мире постоянно возрастает роль экономики. В связи с этим возникает необходимость в воспитании поколения, готового жить и взаимодействовать в современ...
Программа по социализации детей с ОВЗ
Социализируемся вместе...