Использование технологии проблемного диалога в начальной школе
статья на тему
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" -
" Главное не знания, а умения их добывать и ими пользоваться"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_problemnogo_dialoga.docx | 22.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология проблемного диалога
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы «Школа 2100» - «Главное не знания, а умения их добывать и ими пользоваться».
Технология проблемного диалога –
для учителя - ключ к успеху и творчеству
для ученика - интересный и понятный урок
для образования - реализация развивающего обучения
для всех и каждого - технология «открытия» знаний учениками
Е. Л. Мельникова (соавтор программы «Школа 2100)
Цель проблемного диалога – научить ребенка самостоятельно открывать знания и применять их в жизненных ситуациях.
Модель проблемно-диалогического урока.
- Языковая разминка (Учащиеся записывают предложение, объясняют все знакомые орфограммы, выполняют разные виды разборов)
- Создание проблемной ситуации
- Формулирование проблемы, планирование деятельности
- Выдвижение версий
- Актуализация имеющихся знаний (Что уже известно по этой теме?)
- Поиск решения (открытие нового знания)
- Развитие умений – применение нового знания
- Итог урока
Основные приемы создания проблемной ситуации.
На своих уроках я чаще использую следующие приемы:
Прием 1.
Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса создается вопросом
или практическим заданием на новый материал. Этим приемом я чаще пользуюсь на уроках русского языка.
Например, Урок русского языка во 2 классе по теме «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Учитель | Ученики | |
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы | Учитель диктует предложение Снежинки долетали до земли. - Наши знакомые Петя, Вова и Катя, которые путешествуют вместе с нами по учебнику, выполнили задание так: Снежинки долетали доземли. Снежинки до летали до земли. Снежинки до летали до земли. - Задание у ребят было одно? - А как они его выполнили? - Почему так получилось? - Какой возникает вопрос? В чем мы должны разобраться сегодня на уроке? | Учащиеся записывают самостоятельно предложение в тетради. - Одно. - По-разному - Ребята не знают до – это приставка или предлог. - Как отличить приставку от предлога? |
Урок русского языка по теме «Как найти в словах приставку»
Учитель | Ученик | |
Создание проблемной ситуации. Проверка задания Постановка учебной проблемы. | - Выделите в словах приставку (Несколько учащихся работают у доски) Подруга, повар, погода, походка. - Посмотрим, как вы выполнили задание. - Задание было одно? - А как вы его выполнили? - Почему так получилось? - Чему должны научиться сегодня на уроке? | Одни ученики записывают слова и выделяют приставку у доски, другие в тетрадях. Ученики видят несколько вариантов. подруга подруга повар повар погода погода походка походка - Да. - По – разному. Находить приставку в словах. |
Учащийся должен понять, что для выполнения задания ему недостает знаний, полученных раннее, и возникает необходимость в поиске новых путей и способов действий.
Прием № 2.
Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью выполнить задание учителя создается практическим заданием, не сходным с предыдущим.
Урок математики «Порядок действий в выражениях»
Учитель | Ученик | |
Создание проблемной ситуации. Постановка учебной проблемы. | - На доске написаны примеры. - Назовите ответы примеров первого столбика. - Назовите ответы примеров второго столбика. - Смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Чем это задание не похоже на предыдущее? - Какой возникает вопрос? Учитель уточняет тему. - Порядок действий в выражениях со скобками. | 15 – 6 + 8 15 – (6 + 8) 5 + 7 – 2 5 + (7 – 2) 6+ 8 +2 + 2 6 + (8 + 2) + 2 Ученики испытывают затруднение (проблемная ситуация) - Нет. - Мы такие примеры не решали. (Осознание проблемы) - Появились скобки. - Как решаются примеры со скобками? |
Урок математики «Сложение и вычитание двузначных чисел в столбик»
Учитель | Ученик | |
Задание на известный материал. Задание на новый материал. | Решите примеры. - Назовите ответы примеров первого столбика. - Объясните решение примеров второго столбика? Смогли выполнить задание? - В чем затруднение? - Чем это задание не похоже на предыдущее? - Чему должны научиться на уроке? - Назовите тему урока. | Учащиеся решают примеры 42 + 16 72 + 18 68 – 15 70 – 24 Испытывают затруднение - Нет. - Это новое сложение. - При сложении единиц получается 10. Мы не знаем, как это записать. Не знаем, как из нуля вычесть 4. - Складывать такие числа. - Сложение двузначных чисел. |
Поиск решения проблемы ученики осуществляют в ходе специально организованного учителем диалога. Различаются два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают работать ученику творчески. Учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.
Подводящий диалог – цепочка, вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Этот диалог активизирует и развивает логическое мышление учеников.
Сообщение темы с мотивирующим приемом «яркое пятно». Этот метод я использую часто на уроках чтения или окружающего мира. «Ярким пятном» служат фрагменты мультфильмов, загадки, ребусы и кроссворды, шуточные стихи и песенки, инсценировки и т.п. Например, урок окружающего мира в 1 классе по теме «Ты и твои друзья» начинается с прослушивания "Песенки друзей" (видео) из мультфильма «По дороге с облаками». Этот видеофрагмент не только помог ребятам назвать тему урока, но и поднял настроение в начале урока.
Какие общеучебные умения развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – работать в диалоге
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Литература.
1.Образовательные технологии. Сборник материалов. (Образовательная система «Школа 2100») – М. : «Баласс» 2008
2.Образовательная система «Школа 2100» Реализация Федеоального государственного образовательного стандарта. Пособие для учителей 1-го класса. М. : «Баласс» 2011
3.Сайт «Школы 2100» www/school2100.ru
4.Cайт Е. Л. Мельниковой pdo-mel.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Использование технологии проблемного диалога в начальной школе"
В Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения акцент делается на умение ребенком применять полученные знания. А поэтому главный девиз программы "Школа 2100" - ...
Выступление на городской педагогической секции учителей начальных классов «Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в образовательно-воспитательной среде детского дома»
В данном выступлении отражены основные приемы введения проблемной ситуации на уроках в начальной школе....
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе...
Представление педагогического опыта Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальной школе Представление педагогического опытаИспользование технологии проблемного обучения в начальн...
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе
Статья об особенностях использования технологии проблемного обучения в начальной школе (из опыта работы)....
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС
Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС...
Мастер-класс: "Использование технологии проблемного обучения в начальной школе в связи с реализацией ФГОС НОО"
От современного учителя требуется формирование у обучающихся целого комплекса предметных и метапредметных умений. В таких условиях перед учителем встает сразу несколько вопросов. Какие образ...