Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.
учебно-методический материал (4 класс) на тему
Повышение эффективности уроков литературного чтения путем организации групповой работы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Одной из технологий, побуждающих учащихся к активной деятельности на уроке, является работа в группе. Групповая форма учебной работы предполагает включение группы учащихся в совместное планирование учебной деятельности, восприятие и уяснение информации, обсуждение, взаимный контроль. Ученики ндивидуально воспринимают информацию, но в процессе усвоения знаний им необходимо высказываться, давать обоснование решениям. С точки зрения теории поэтапного формирования знаний наиболее эффективно осмысление материала учащимся осуществляется в форме внешней речи для других, т. е. когда он свои мысли излагают вслух.
Групповая форма работы имеет ряд преимуществ по сравнению с фронтальной работой.
1. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.
2.Дети учатся общаться между собой, овладевают коммуникативными навыками.
3.Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
4.Возрастает значимость личности каждого ученика.
Традиционно выделяют 3 вида групповой работы: парную работу(когда двое учащихся выполняют какое-либо задание, сотрудничая друг с другом);
единую групповую (учащиеся в малых группах совместно выполняют задание, одинаковое для всех групп);
дифференцированную групповую (у каждой группы свое задание,но все они подчинены единой цели).
Групповая работа снимает внутреннее напряжение школьников,скованность. Исчезает боязнь вызова к доске, неудачного ответа.Учебное пространство становится
для детей местом реализации интеллектуального и творческого потенциала. Кроме того, работа в группе способствует возникновению интереса к процессу учения, приходит чувство удовлетворённости не только результатами, но и самим процессом обучения.
Для того, чтобы групповая работа не ассоциировалась с шумом, пустыми разговорами , ссорами её необходимо правильно организовать.
1.Я формирую группы из четырёх-пяти человек. Состав группы, по-моему, должен быть разнородным : лидер, ученики со средними ислабыми способностями. Желательно, чтобы в одной группе не встретились крепкие друзья или дети, которые часто конфликтуют друг с другом.
2.Работоспособность групп зависит от выбора дежурного командира.Процесс выбора зависит от уровня сложности задания. Если задание непростое, то командира с согласия детей выбираю я, иногда этим занимается группа, но обязательно после того, как получит задание.
3.Чтобы организовать успешную работу в группах, надо учить школьников навыкам групповой работы, которые отражаются в правилах, составленных классным коллективом.
Правила работы группы:
- при обсуждении задания говорите так, чтобы вас слышала только ваша группа
- в процессе работы нужно дать высказаться каждому желающему
-выполнив задание, убедитесь в том, что каждый член группы готовответить от имени группы
- как только завершите работу, возьмитесь за руки
- как только прозвучит сигнал учителя об окончании работы, в классе должна быть тишина
- будьте внимательны к ответам каждой группы
Распределение ролевого участия в группе:
-роль руководителя (он контролирует организацию работы),
-хранителя тишины (он отвечает за порядок),
-секретаря (фиксирует результативность работы членов группы),
-инструктора (он оказывает помощь нуждающимся в ней).
В групповой работе очень важен темп. Он способствует концентрациивнимания. Ограничение времени на выполнение задания – очень важная мелочь, которую учителю важно оценить до начала работы.Использование песочных часов действует на детей организующее -нет пустой траты времени.
Если нет никакого действия в пространстве класса, если нет рабочего шума, на высокий результат можно не надеяться. Учителю нужно радоваться, если его задание вызывает у детей желание работать, а это невозможно без оживления эмоционального и физического.
Групповая работа является эффективным фактором формирования коммуникативных УУД.
Коммуникативные УУД, отражающие умения работать с текстом:
- воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи,находить в тексте информацию, необходимую для ее решения;
- сравнивать разные вида текста по цели высказывания, главной мысли, особенностям вида (учебный, художественный, научный);различать виды текста, выбирать текст, соответствующий поставленной учебной задаче;
- анализировать и исправлять деформированный текст: находить ошибки, дополнять, изменять, восстанавливать логику изложения;
- составлять план текста: делить его на смысловые части,озаглавливать каждую; пересказывать по плану.
Проблема развития речи учащихся волнует каждого учителя начальной школы. Решению этой проблемы отводится время на уроке русского языка, чтения , развития речи. Однако при всем нашем старании ученику на уроке предоставляется не более 25 слов для активной разговорной речи ( около двух минут за весь учебный день).Стоит ли после этого удивляться, если дети, страдающие небольшими дефектами речи, застенчивые от природы или отставшие по каким –либо причинам от своих товарищей, случается, неделями непроизносят на уроках ни одного слова? А потом это незаметно становится привычкой и нормой отношения ко всему происходящему вокруг.
Решить эту проблему на уроках чтения помогает использование групповых форм работы. Впервые ее можно вводить при обучении второклассников связному пересказу прочитанного. Урок начинается с проверки домашнего задания. Дети работают в парах постоянного состава. При этом, если задано выучить стихотворение наизусть, они декламируют друг другу полностью, а если выразительное чтение текста, то первую часть его читает один ученик, а вторую- другой. Тоже самое и с заданием отвечать на вопросы к тексту. Дети задают друг другу вопросы по очереди и отвечают по очереди ( происходит диалог со сменой спрашивающего и отвечающего). Таким образом, можно избежать лишних повторов и детям не становится скучно оттого, что им приходится выслушивать свои же рассказы. Эту работу можно регламентировать при помощи песочных часов, отводя на нее от двух до четырех минут, что приучает детей не отвлекаться, избегать пространственных рассуждений, работать над техникой чтения. По окончании обязательно нужно задать вопрос: « Кто хочет сказать доброе слово об ответе товарища?». Характеризовать ответ товарища нужно учить аргументировано, использую такие слова и выражения,как: « Читал бегло, целыми словами, выразительно, без ошибок…»Затем можно спросить: « А кто считает, что ваш товарищ так хорошо подготовился, что его должен послушать весь класс?» После этого одного ученика или пару можно спросить у доски. Их ответ должен быть образцом, выступление у доски становится для ребят особой честью и все стараются изо всех сил, чтобы этой чести добиться.
Следующая часть урока включает в себя вступительное слово учителя и знакомство с новым произведением. Первичное чтение нового произведения происходит путем чтения про себя со звуковым ориентиром, которым является магнитофонная запись. Таким образом, у детей работают как зрительный, так и слуховой анализаторы, и дальнейшая беседа выявляет хороший уровень понимания прочитанного.
После соответствующей словарной работы и раскрытия идейного содержания прочитанного можно поставить перед учащимися цель:научиться пересказывать данное произведение. При подготовке к уроку для удобства можно разделить текст на четыре части и составить план, который во время урока целесообразно разместить на доске за занавеской. Открыв план на доске, предложить детям определить границы каждой части, которые они помечают в книге простым карандашом. Обсуждение ведется коллективно.
Теперь можно попросить ребят сесть группами по четыре человека.Эта процедура займет всего три секунды. Часть учащихся встают,разворачивают стульчики на 180 градусов и снова садятся. Четверки могут начинать работать.
Группам предлагается задание: распределить между собой части рассказа, прочитать его цепочкой ( или про себя- каждый свою часть в зависимости от величины и характера произведения), пересказать каждому свою часть так, чтобы получился коллективный пересказ всего текста.
На выполнение этого задания уйдет до десяти минут времени, при этом дети нацелены на то, что важна работа группы в целом, а не каждого в отдельности. Это приводит к тому, что дети смогут дифференцированно подходить к распределению частей текста,сильные станут больше внимания уделять слабым, а слабые начнут стараться, чтобы не подвести товарищей.
Группы заканчивают работу почти одновременно. Две- три из них успеют выступить у доски. Оценивать их должен весь класс. Таким образом, каждый ребенок самостоятельно прочитал и пересказал часть текста и неоднократно выслушал весь рассказ в пересказе товарищей. На дом можно задать научиться пересказывать целое произведение. Как, правило, на следующем уроке чтения при проверке домашнего задания в парах не возникает трудностей с пересказом. И каждый ребенок, зная, что ему обязательно придется отвечать, непременно выполнит задание дома.
Не менее эффективна групповая работа при изучении произведений,которые можно читать по ролям. Предварительно выяснив у детей,сколько в рассказе или сказке действующих лиц, нужно выписать их на доску. Затем предложить детям образовать группы и распределить роли между всеми детьми.
И опять дети могут сами осуществить дифференцированный подход:роль автора берет на себя наиболее сильный ученик, а остальные роли распределяются по степени трудности. Далее начинается работа над выразительностью чтения. Дети читают произведение в группах, корректируя работу друг друга. Учитель проходит от группы к группе,прислушиваясь к их работе. Если кто- то из детей не вошел в группу, с ним можно организовать работу отдельно.
На этапе демонстрации результатов работы ребята выходят к доске и читают текст по ролям. Каждый раз это момент рождения маленького спектакля, разыгранного в лицах. Удовольствие получат и те, кто стоиту доски, и те, кто сидит за партами. Каждое выступление группы сопровождается аплодисментами.
Обсуждение работ групп должно проходить обязательно. Многие захотят высказаться, отметить скорость чтения, безошибочность,выразительность и т. д .
Конечно, добиться такой организации урока не просто. Первые уроки будут похожи на птичий базар. Ребята не сразу привыкнут друг к другу.В группах возможно ссоры и разногласия. Но терпеливый и настойчивый учитель постоянно осуществляющий контроль,консультирующий детей во время работы, поощеряющий группы,сможет организовать данный вид работы.
Организация групповой работы активизирует учебную деятельность школьников, повышает эффективность урока. Каждый ребенок получает возможность активно говорить и читать до четырех минут на уроке. И даже самые застенчивые смогут смело выходить к доске,легко и свободно отвечать на вопросы, хорошо запоминать и пересказывать прочитанное.
Виды работы по развитию речи с использованием групповых форм работы
на уроках литературного чтения:
1. Дописать стихотворение четырьмя строками.
2. Подобрать синонимный ряд.
3. Словами, жестами и мимикой прочитать стихотворение.
4.«Слово к слову - стих создался» (каждый в группе дополняет рассказсвоими предложениями, пока не получится рифма).
5. Спрашиваю я, а ты отвечаешь одним словом (один ученик спрашивает, другой отвечает)
6. Распространение предложений. Даю задание распространить предложение (одно предложение для всех групп или для каждой группы свое
предложение). После коллективного обсуждения дети выходят к доске и один из детей называет предложение в первоначальном виде. Затем группа хором произносит распространенное предложение. Сравниваем варианты, выбираем лучшие.
7. Восстановление логической последовательности статьи. Подготовка к дикторскому чтению.
8. Составление текста-рассуждения на заданную или выбранную тему.
Эти упражнения по развитию речи использую в основном для коллективной работы, так как при ней осуществляется позитивная зависимость группы учащихся друг от друга. Для детей результат деятельности группы — новая информация, влияющая на последующую работу группы. Успех группы смягчает отрицательное самовосприятие , которое возникает из-за собственного выполнения задания на низком уровне. Кроме того, результат работы группы в силу специфики групповой деятельности завязан на самосовершенствовании всех членов группы.
Объединение в группы способствует сплочению детей. В группе ребятам предоставлена возможность высказать свое мнение, послушать мнение других ребят, у них вырабатывается умение работать именно в команде, школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия
.
Во всех учебниках и рабочих тетрадях ( русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир) приводятся примеры учебной работы, которые дети выполняют в парах ( группах). Условные обозначения в учебниках и тетрадях нацеливают учащихся на определенную работу. При этом учащимся обязательно даются рекомендации: посоветуйтесь друг с другом и выберите правильный ответ; разделитесь на группы; выберите «командира»; распределите обязанности – кто, что будет делать и т.д. И главная задача учителя при использовании на занятии различных видов объединений заключается в том, чтобы помочь школьникам работать не «рядом», а «вместе». Дети должны понимать, что все они отвечают за общий результат деятельности. Хорошо подготавливает к таким организационным формам рубрика учебника «Обсудим вместе». В процессе работы с ней ребята учатся слушать друг друга, добавлять и корректировать ответы товарищей, выдвигать ( опровергать) гипотезы, то есть вести учебный диалог.
Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для работы в «парах» или « тройках» удобны обычные ряды. Для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел всех своих собеседников; не сидел бы спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, где фиксируется итог работы группы; был в пределах досягаемости от членов групп ( чтобы дети могли соединить протянутые руки, показывая завершение работы). Дети любят переставлять парты, предлагая при этом самые разнообразные варианты их размещения.
Несколько советов, чего не стоит делать при организации групповой работы:
- нельзя принуждать к общей работе детей, которые не хотят вместе работать;
- разрешить отсесть в другое место ученику, который хочет работать один;
- групповая работа должна занимать не более 15 – 20 минут в 1-2 классах, не более 20-30 минут - в 3-4 классах;
- нельзя требовать в классе абсолютной тишины, так как дети должны обменяться мнениями, прежде чем группа представит «продукт» совместного труда;
- нельзя наказывать детей лишением права участвовать в совместной работе.
Научившись работать в группах, в моем классе царит атмосфера доброжелательности и уважения детей друг к другу. Ребята умеют оценивать работу товарищей на основе совместной деятельности и взаимной проверки. При этом ученики сначала называют достоинства работы товарищей, потом ошибки.
Пользуясь такими формами работы, я добиваюсь того, что каждый ученик успевает в учебе. Важным показателем продуктивности учения является желание учащихся познавать новое; у них есть потребность в знаниях, умение самостоятельно мыслить, способность ориентироваться в новой ситуации, быстро найти свой подход к выполнению новой задачи, желание понять и найти свой способ решения проблемы, способность высказывать свою точку зрения, независимую от других.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое пособие для уроков литературного чтения «Памятки, необходимые при работе с различными текстами».
Памятки, которые пригодятся на уроках литературного чтения при работе с разными текстами, при составлении плана, при различных видах пересказа текста....
Повышение эффективности уроков в начальной школе путем организации групповой работы при переходе на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Проблема «умение учиться» у учащихся волнует каждого учителя начальной школы. И решить эту проблему на уроках мне помогает использование групповых форм работы. Известно, что ум...
"Формирование навыков учебного сотрудничества с учителем и сверстниками путем организации групповой работы на уроках литературного чтения"
Педагогический проект при аттестации учителя начальных классов...
Технологическая карта урока_Литературное чтение_Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка
Класс: 4УМК «РО Л.В. Занкова»Предмет: Литературное чтениеТема: «Позиция читателя в работе с литературным произведением Д.Н. Мамина –Сибиряка «Серая шейка»Тип урока: систематиза...
"Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения"
Использование информационных компьютерных технологий для повышения эффективности уроков литературного чтения Трудно представить современный урок без использования компьютерных технологий. Они мо...
Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»
Урок литературного чтения по организации проектной деятельности учащихся «Сочиняем вместе волшебную сказку»...
Педагогический проект «Методы и приемы работы с художественным текстом на уроках литературного чтения в начальной школе. Работа над художественным произведением в начальных классах»
Художественное произведение – это особый вид искусства, которое не может существовать отдельно, оно включает в себя искусство музыки, изобразительное искусство. Художественное произведение &nda...